Кицул И. С. - все статьи автора в журнале
-
2012 № 10 Применение технологий риск-менеджмента в системе оказания медицинской помощи.
В статье представлены теоретические и практические аспекты управления рисками в системе оказания медицинской помощи. Представлен пример реализации технологий риск-менеджмента в конкретной медицинской организации.
-
2012 № 8 Применение концепции KAIZEN в деятельности медицинской организации.
В статье представлены концептуальные положения методологии KAIZEN и возможности ее использования в деятельности медицинских организаций. Показаны основные структурные элементы и этапы внедрения предлагаемой методологии в медицинских организациях.
-
2006 № 4 Возможности применения стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в здравоохранении
-
2006 № 3 Технология проектного управления в медицинской организации (на примере проекта внедрения процессного подхода в Иркутском диагностическом центре)
-
2006 № 2 Контент-анализ подходов к управлению медицинской организаций в современных условиях
-
2006 № 1 Основные направления делового совершенства медицинской организации в современных условиях
-
2005 № 12 Концепция делового совершенства в здравоохранении - основа современного управления
-
2016 № 4 Ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности, и предотвращение конфликта интересов медицинского работника: действия медицинской организации
В статье обозначены особенности, характерные сегодня для работы медицинских организаций по соблюдению ограничений, налагаемых на медицинских работников при осуществлении профессиональнойдеятельности, и по предотвращению конфликта интересов медицинского работника. Авторы обосновывают и подчёркивают необходимость чёткого регулирования данной работы в медицинских организациях локальными нормативными актами. Показано, что соблюдение ограничений, налагаемых на медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности, и предотвращение конфликта интересов медицинского работника есть неотъемлемый компонент обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
-
2013 № 11 Новые правила оказания платных образовательных услуг: что необходимо знать руководителю медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с вступлением в действие новых Правил оказания платных образовательных услуг. Данными Правилами введены новые понятия — «недостаток платных образовательных услуг» и «существенный недостаток платных образовательных услуг». Соответственно возникают вопросы: «Что конкретно является недостатком платных образовательных услуг? Какие действия может предпринять руководитель медицинской организации в случае, если он является заказчиком данных услуг, а при их оказании выявлены недостатки?». Статья дает ответы на указанные вопросы.
-
2019 № 9 Работа с обращениями граждан и удовлетворение отдельных требований потребителя: что необходимо учитывать медицинским организациям
В статье рассматриваются особенности работы с обращениями граждан и по удовлетворению отдельных требований потребителя, о которых обязаны знать медицинские организации. Авторы показывают и обосновывают, при каких условиях требование потребителя является обращением гражданина, а также как соотносятся между собой установленные законодательством сроки рассмотрения обращений граждан и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. В статье отмечено, что в медицинской организации работа с обращениями граждан должна являться неотъемлемым компонентом обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2019 № 2 Как правильно оформить оказание платных медицинских услуг анонимно.
В статье предложены конкретные механизмы реализации права пациента на получение платных медицинских услуг анонимно. Авторы предлагают и обосновывают использование при оказании платных медицинских услуг анонимно в качестве имени пациента псевдонима (вымышленного имени), которое и должно быть отражено в оформляемой документации – в договоре, медицинской карте пациента, информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство и т.д. Выполнение высказанных авторами статьи предложений позволит оказывать медицинскую помощь анонимно с соблюдением всех требований законодательства.
-
2013 № 12 Анализ целевой аудитории медицинской организации
-
2021 № 1 Опыт применения штабной структуры управления в перепрофилированном инфекционном стационаре для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией
В статье представлен опыт применения штабной структуры управления в условиях перепрофилирования многопрофильной больницы в инфекционный стационар для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. На примере одной из крупнейших больниц страны, оказывающих специализированную медицинскую помощь при коронавирусной инфекции, доказана эффективность штабной структуры управления, как наиболее оптимальной для целей перепрофилирования и дальнейшего использования на фоне нарастающей эпидемии Covid‑19.
-
2019 № 1 Методические подходы к оценке соответствия деятельности медицинских организаций порядкам оказания медицинской помощи
В статье представлены результаты разработки, внедрения и экспериментальной апробации системы оценки соответствия на основе порядков оказания медицинской помощи, которая может быть использована любой медицинской организацией в целях совершенствования планирования и управления ее деятельностью.
-
2015 № 10 О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности
В статье обозначены проблемы и вопросы, препятствующие выполнению требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях. В статье представлен и обоснован конкретный перечень основных направлений работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Предложены и обоснованы направления контроля, которые должны быть отражены в порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Обоснованы необходимые изменения в деятельности врачебных комиссий. Подчёркнута необходимость активного и системного участия органов управления здравоохранения и территориальных органов Росздравнадзора в формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2015 № 7 Роль врачебной комиссии в организации медицинской помощи: почему она не реализуется в полном объёме и что делать
В статье показано и обосновано, что сегодня в большинстве медицинских организаций врачебные комиссии не играют ведущей роли в деятельности по совершенствованию организации медицинской помощи. Авторы обращают внимание на неполное раскрытие полномочий и функций врачебной комиссии в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в Порядке создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённом приказом МЗиСР России от 05.05.2012 г. № 502н. Авторами предложены и обоснованы дополнения и изменения, которые необходимо внести в данные документы.
-
2015 № 6 О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности
В статье показана недостаточная преемственность и взаимосвязь между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности. Назван ряд проблем, существующих в этой связи в практическом здравоохранении, одной из которых является отсутствие в большинстве медицинских организаций страны систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Предложено создать единый для всего здравоохранения РФ Порядок экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, независимо проводится ли данная экспертиза в медицинской организации, участвующей в реализации программ ОМС, или же она проводится в медицинской организации, которая в реализации программ ОМС не участвует.
-
2015 № 2 Работа с обращениями граждан в медицинской организации как один из важнейших индикаторов качества и безопасности медицинской деятельности
В статье представлена характеристика современных особенностей и сложностей работы с обращениями граждан в медицинской организации. Обращено внимание на то, что данная деятельность нередко недооценивается главными врачами. Обосновано, что работа с обращениями граждан в медицинской организации, являясь одним из важнейших индикаторов обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, требует выделения данного направления в самостоятельный раздел внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2014 № 11 Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает
Авторы акцентируют внимание на том, что сегодня в большинстве медицинских организаций страны не выстроена система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в том виде, как это предусмотрено действующим законодательством. В этой связи в статье представлены и обоснованы предложения по наполнению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности конкретными направлениями работы, соответствующими требованиям государственного контроля. Определены факторы, тормозящие развитие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2014 № 8 Обращение медицинских изделий: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 2
В статье дана характеристика ряда вопросов в сфере обращения медицинских изделий: недостаточное законодательное регулирование, отсутствие системной работы по подготовке кадров, недостаточное обеспечение прав пациента и, как следствие, серьезные проблемы на уровне медицинской организации. Авторы предлагают конкретные решения как в части нормативного регулирования сферы обращения медицинских изделий, так и в части развернутого алгоритма работы на уровне медицинской организации в данной сфере, а именно, тех действий, которые должен инициировать главный врач.
-
2014 № 7 Обращение медицинских изделий: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 1
В статье дана характеристика ряда вопросов в сфере обращения медицинских изделий: недостаточное законодательное регулирование, отсутствие системной работы по подготовке кадров, недостаточное обеспечение прав пациента и, как следствие, серьезные проблемы на уровне медицинской организации. Авторы предлагают конкретные решения как в части нормативного регулирования сферы обращения медицинских изделий, так и в части развернутого алгоритма работы на уровне медицинской организации в данной сфере, а именно, тех действий, которые должен инициировать главный врач.
-
2014 № 6 Мероприятия по предотвращению поступления недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов в медицинские организации
В статье представлены практические подходы к реализации отдельных мер по обеспечению безопасности обращения лекарственных средств в медицинской организации. Показана организационная технология предотвращения поступления недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов в медицинских организациях.
-
2014 № 2 Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия
В статье рассматриваются вопросы организации работы по противодействию коррупции в медицинской организации. Авторы анализируют существующие сложности в решении этой задачи и показывают пути их преодоления. В статье подчеркнуто, что антикоррупционные меры в медицинской организации должны быть не только самостоятельным направлением работы ее руководства, но и важнейшим компонентом системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2013 № 12 О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
-
2013 № 10 О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей
Авторы относят право пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей к одному из наиболее трудно реализуемых прав в здравоохранении Российской Федерации. В статье дается развернутая характеристика проблем, связанных с реализацией данного права. В качестве предложения, направленного на соблюдение указанного права, предлагается обязательная разработка в каждой медицинской организации внутреннего документа, четко регламентирующего порядок проведения консультаций пациентов. Даны конкретные рекомендации в отношении того, что должно быть отражено в Положении о порядке организации и проведения консультаций пациентов в медицинской организации.
-
2013 № 7 О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией права пациента на выбор врача. Авторы обращают внимание, что необходимость соблюдения данного права в медицинской организации требует обязательной разработки и принятия соответствующего внутреннего документа, регламентирующего порядок выбора врача именно в этой медицинской организации. В статье даются конкретные рекомендации в отношении того, что должно быть отражено в порядке выбора врача в медицинской организации.
-
2013 № 4 Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соблюдением прав пациента при оказании медицинской помощи. Подробно представлены механизмы обеспечения прав пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья. Авторы делают акцент на том, что соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи невозможно без четкой регламентации этой работы соответствующими внутренними документами медицинской организации. Даны конкретные рекомендации по содержанию указанных документов.
-
2013 № 2 О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в контексте положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Авторы обращают внимание, что требует дальнейшего законодательного раскрытия понятие безопасность медицинской деятельности. Предлагаются стратегический и оперативный сценарий поэтапного формирования системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Даны конкретные рекомендации руководителям медицинских организаций по разработке внутренних документов организации по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2011 № 10 Правовой контекст системы менеджмента качества в медицинской организации
-
2010 № 10 Оптимизация планирования деятельности службы ультразвуковой диагностики в регионе
-
2010 № 7 О целесообразности формирования отраслевого принципа взаимодействия государства и саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения
-
2010 № 3 Формирование и развитие саморегулирования в здравоохранении
-
2009 № 12 Трансформация подходов к планированию деятельности диагностических служб в здравоохранении региона (на примере ультразвуковой диагностики)
-
2009 № 11 О необходимости разработки федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации»
-
2006 № 8 Специфика спроса на стоматологические услуги: научно-практический аспект
-
2016 № 6 Порядок экспертизы качества медицинской помощи
В статье представлены факторы, которые необходимо учесть при разработке порядка экспертизы качества медицинской помощи в Российской Федерации за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Проанализирована и систематизирована информация о полномочиях субъектов контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части экспертизы качества медицинской помощи. С учётом полномочий субъектов контроля качества и безопасности медицинской деятельности предложено выделять внешнюю и внутреннюю экспертизу качества медицинской помощи. Раскрыто содержание экспертизы качества медицинской помощи, осуществляемой медицинскими организациями.
-
2014 № 5 Качество медицинской помощи или качество и безопасность медицинской деятельности: что же сегодня все-таки контролируется в медицинских организациях?
В статье авторами обосновывается несовершенство регулирования Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Даны конкретные предложения о необходимости закрепления в указанном законе понятий качество медицинской деятельности и безопасность медицинской деятельности. Кроме того, авторами определен перечень мер, которые должны реализовываться в медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2006 № 1 От менеджмента качества к качеству менеджмента медицинской организации
-
2017 № 9 К дискуссии об обязательности соблюдения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи
В статье авторы в порядке дискуссии подробно обосновывают и доказывают, что в настоящее время утверждённые и введённые в действие в установленном порядке стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения медицинским организациями, а, следовательно, и врачами
-
2004 № 4 Оптимизация планирования стационарной медицинской помощи населению муниципального образования в современных социально-экономинеских условиях
-
2020 № 7 Нормативно-правовое регулирование недобровольной госпитализации лиц с коронавирусной инфекцией: что необходимо сделать
В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок госпитализации и/или
изоляции при коронавирусной инфекции. Показано, что в настоящее время в соответствии с законодательством допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. При этом авторами обосновано, что понятия «медицинское вмешательство» и «госпитализация» не являются тождественными. В свою очередь в законодательстве отсутствует порядок недобровольной госпитализации и недобровольной изоляции лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Отсутствие чёткого нормативно-правового регулирования указанных вопросов затрудняет проведение эффективных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В статье предложено определить и законодательно закрепить порядок недобровольной госпитализации и порядок недобровольной изоляции при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. -
2016 № 8 Обеспечение прав граждан при применении медицинских изделий
В статье показано, что в последние годы требования в сфере обращения медицинских изделий не только увеличились по объёму, но и стали более жёсткими. Это в свою очередь требует от медицинских организаций целенаправленных действий на совершенствование работы по обеспечению прав граждан при применении медицинских изделий. Обосновано, что обеспечение прав граждан при применении медицинских изделий имеет определённую специфику. Предложены меры, направленные на совершенствование работы по обеспечению указанных прав граждан и по мониторингу безопасности медицинских изделий.
-
2016 № 5 Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
В статье показано и обосновано, какие федеральные нормативно-правовые акты должны быть проанализированы и использованы в медицинской организации в работе по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представлены направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учётом регулирования каждого из них федеральным законодательством.
-
2011 № 7 Новые задачи в области нормирования труда в условиях изменения правового положения медицинских учреждений
-
2010 № 2 Современные правовые механизмы совершенствования деятельности стоматологической службы
-
2008 № 12 Разграничение договора возмездного оказания медицинских услуг и договора подряда
-
2013 № 10 Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций: монография. — Москва: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2013. — 312 с. ISBN 978-5-903834-23-5
-
2021 № 3 Организационно-психологические аспекты деятельности персонала инфекционного стационара для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID‑19
В статье представлены результаты изучения психологического состояния персонала инфекционного стационара для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID‑19 c позиции оценки ряда параметров, а именно: депрессии и тревоги. Исследование проведено среди различных групп медицинского персонала, работающих в «красной» и «зеленой» зонах стационара, с учетом возраста и стажа работы, что позволило выявить характерные особенности и различия в изучаемых параметрах.
-
2004 № 5 Социологические аспекты оказания стационарной медицинской помощи населению с учетом ведомственного сектора здравоохранения
-
2013 № 5 Бизнес-планирование в практике коммерческой медицинской организации
В статье речь идет об использовании технологии бизнес-планирования как инструмента управления медицинской организацией. Рассматривается структура и функции бизнес-плана. Приведен пример финансового раздела бизнес-плана коммерческой медицинской организации.
-
2023 № 4 Проблемные вопросы договорных отношений между медицинским работником и медицинской организацией: на что необходимо обратить внимание руководителю медицинской организации и медицинскому работнику
В утверждённом Росздравнадзором 11.11.2022 г. «Руководстве по соблюдению обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности…» отмечено, что к наиболее часто встречающимся нарушениям относится отсутствие у лицензиата трудовых договоров с работниками, осуществляющими работы (услуги), разрешенные лицензией. В этой связи в статье детально обоснована необходимость заключения трудового договора c каждым медицинским работником, работающим в медицинской организации, независимо от того является ли данная организация его основным местом работы или нет. Авторами показано, что при привлечении медицинской организацией медицинского работника иной медицинской организации к проведению консультаций пациентов на постоянной регулярной основе с ним также необходимо заключать
трудовой договор. В то же время при привлечении медицинской организацией на платной основе медицинского работника иной медицинской организации для проведения разовых/отдельных консультаций с ним может быть заключён гражданско-правовой договор. В статье подчёркнуто, что требуют своего раскрытия в законодательстве понятия «консультант» и «медицинская консультация», определяющие правовой статус специалистов, привлекаемых к проведению консультаций, и дающие развёрнутую характеристику медицинским консультациям. -
2023 № 2 Периодическая аккредитация по приказу Минздрава России от 28.10.2022 г. № 709н: какой вариант повышения квалификации является более предпочтительным для врача.
В статье подробно проанализированы возможные варианты обучения врача, предлагаемые приказом Минздрава России от 28.10.2022 г. № 709н с целью подготовки к периодической аккредитации. Авторы детально обосновывают, что для прохождения периодической аккредитации самым качественным, надёжным, безопасным и наименее затратным вариантом обучения для врача является освоение программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых составляет не менее 144 часов в течение 5 лет. В качестве основных причин для этого названы следующие: в отечественном законодательстве под повышением квалификации врача понимается исключительно освоение соответствующих образовательных программ;
в силу многочисленных требований законодательства к содержанию и разработке образовательных программ, требований к научно-педагогическим кадрам и к образовательным организациям, реализующим эти программы, именно освоение программ повышения квалификации обеспечивает подготовку специалиста надлежащего качества, обуславливающего его допуск к профессии; в соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование врача, т. е. в том числе содействовать обучению врача именно по программам повышения квалификации. -
2022 № 8 Профессиональные стандарты: роль и значение в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности, основные задачи.
В статье подробно рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов в деятельности медицинских организаций и при подготовке медицинских кадров. Авторы обосновывают, что применение профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений медицинских работников, а также при разработке и реализации как профессиональных образовательных программ, так и дополнительных профессиональных программ является важнейшим инструментом обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Определены основные задачи, стоящие сегодня в сфере применения
профессиональных стандартов, реализация которых будет способствовать повышению качества и безопасности медицинской деятельности: создание правовых механизмов по эффективному применению профессиональных стандартов образовательными организациями; обеспечение преемственности при применении профессиональных стандартов между подготовкой медицинских кадров и регулированием трудовых отношений в процессе медицинской деятельности; необходимость постоянного поддержания профессиональных стандартов в актуальном состоянии. -
2022 № 7 Перспективы и возможные варианты развития непрерывного медицинского образования в России
В статье проанализированы перспективы и возможные варианты развития непрерывного медицинского образования (НМО) в России. В настоящее время наиболее реалистичным и предпочтительным является вариант развития НМО на основе повышения качества и увеличения объёмов реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования.
Отмечено, что одним из важнейших факторов национальной безопасности является постоянное поддержание высокого профессионального уровня медицинских работников, обеспечить который в рамках НМО можно, прежде всего, реализацией дополнительных профессиональных программ надлежащего качества и необходимых объёмов. -
2022 № 6 Особенности проведения проверок в 2022 году: к чему надо быть готовыми медицинским организациям.
В статье показано, что принятые в марте 2022 г. решения о моратории до конца 2022 г. на проведение плановых проверок не только не означают полной остановки мероприятий по контролю (надзору) за осуществляемой медицинскими организациями медицинской деятельностью, но и активно стимулируют практическую реализацию ряда основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности. Медицинским организациям, несмотря на объявленный до конца 2022 г. мораторий на проведение плановых проверок, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности; постоянную готовность к реализации со стороны надзорных органов новых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий.
-
2022 № 3 Контроль (надзор) без взаимодействия с контролируемым лицом, как новая форма контроля за предоставлением платных медицинских услуг: что необходимо знать руководителям медицинских организаций
В настоящее время Росздравнадзор и Роспотребнадзор в установленных сферах государственного контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг наделены правом осуществления контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом, при котором проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
В силу того, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом реализуются без предварительного уведомления контролируемых лиц, проведение надзорными органами указанных мероприятий, вероятно, повлечёт за собой увеличение числа внеплановых проверок медицинских организаций, включая контрольную закупку. Появление нового вида контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является одним из значимых факторов, повышающих ответственность медицинских организаций в части соблюдения установленных законодательством требований к порядку и условиям предоставления платных медицинских услуг. -
2021 № 9 ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ НОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проведён анализ Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048. Отмечено следующее: Положением определён более широкий перечень вопросов, которые теперь являются предметом федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; Положение обеспечивает преемственность с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с одной стороны, и с Требованиями к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждёнными приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н, с другой стороны; впервые профилактика рисков причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан закреплена для надзорных
органов как важнейшее направление работы в сфере государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. -
2021 № 7 Новое Положение о лицензировании медицинской деятельности: на что обратить внимание руководителям медицинских организаций
В статье, в связи с выходом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852, проведён анализ ряда обновлённых лицензионных требований. Авторами показано, что новое Положение о лицензировании медицинской деятельности актуализирует и обеспечивает преемственность между лицензионными требованиями, с одной стороны, и законодательством в сфере здравоохранения, с другой стороны, в части соблюдения значительно обновлённых и уточнённых в последние годы требований к медицинским организациям. Обращено внимание на значимость данного Минздраву России Правительством РФ поручения о проведении мониторинга
правоприменительной практики принятых новаций в сфере лицензирования медицинской деятельности. -
2021 № 6 О РЕАЛИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, СВЯЗАННЫХ С ОФОРМЛЕНИЕМ ОТДЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, РАЗРЕШЁННЫХ СУБЪЕКТОМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
В статье показано и обосновано, что в каждой медицинской организации в рамках реализуемых мер по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности должна быть организована работа по выполнению новых требований законодательства РФ в области персональных данных, связанных с оформлением отдельного согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Кроме того, целесообразна корректировка статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления конкретного перечня персональных данных медицинских работников, сведений об уровне их образования и об их квалификации, которые обязана раскрыть медицинская организация в целях информирования
граждан о медицинских работниках в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет».
Ключевые слова: персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, медицинская организация, персональные данные, обработка персональных данных, оператор, уровень образования и квалификации медицинских работников. -
2021 № 2 Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённые приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н: на что необходимо обратить внимание руководителям медицинских организаций
В статье представлен анализ отдельных изменений, которые содержатся в обновленной редакции Требований
к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых .Приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н. Авторы обращают внимание на то, что в 2020 г. Требования дополнены тем, что предметом внутреннего контроля теперь в том числе является соблюдение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. В статье показано, что исключение из Требований отдельных положений, например, указания на необходимость формирования в медицинской организации системы оценки деятельности медицинских работников отнюдь
не означает исключения соответствующих мероприятий из внутреннего контроля. -
2020 № 9 О реализации в законодательстве РФ отдельных «медицинских» поправок к Конституции Российской Федерации
. В статье предложена законодательная реализация отдельных «медицинских» поправок к Конституции РФ. Авторы
предлагают дополнить Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011
№ 323-ФЗ двумя статьями. В одной статье предлагается раскрыть и конкретизировать содержание вновь введённого в Конституцию РФ понятия «единые правовые основы системы здравоохранения». Другая предлагаемая статья раскрывает формы
и содержание работы по координации вопросов здравоохранения, вновь отнесённой Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, предлагаемые изменения в законодательстве позволят на практике обеспечить качественную реализацию «медицинских» поправок к Конституции РФ, что в свою
очередь обеспечит и совершенствование нормативно-правового регулирования организации и деятельности здравоохранения, и укрепление его материально-технической базы. -
2020 № 6 Какие проверки отменены, а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией
Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским
организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г. -
2020 № 5 Обязана ли медицинская организация представлять для ознакомления медицинские документы умершего пациента по требованию его супруга (супруги), близких родственников
В статье представлен подробный анализ правовой ситуации, связанной с вопросами соблюдения врачебной тайны после смерти пациента. В публикации обращено внимание медицинских организаций, что теперь, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2020 г. № 1-П, отказ супругу (супруге), близким родственникам умершего пациента в доступе к его медицинским документам может быть признан допустимым только в том случае, если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну.
-
2020 № 2 Феномены формирования и функционирования современных руководителей в российском здравоохранении
В статье рассматривается ряд феноменов, которые определяют особенности формирования профессиональной траектории современных руководителей в здравоохранении. Представлен анализ факторов, которые определяют назначение руководителей на должности, а также средовых, конъюнктурных, личностных, образовательных, политических и других факторов, сопровождающих деятельность управленческих кадров в здравоохранении.
-
2020 № 1 Обязана ли медицинская организация при обращении пациента за получением платных медицинских услуг спрашивать у него документ, удостоверяющий личность?
В статье показано и обосновано, что при обращении пациента за получением платных медицинских услуг медицинская организация обязана спрашивать у него документ, удостоверяющий личность. Прежде всего, это закреплено в требованиях к ведению учетной и отчетной документации, установленных законодательством Российской Федерации. При этом авторы подчёркивают, что даже при отсутствии у пациента документа, удостоверяющего личность, отказ в заключении договора предоставления платных медицинских услуг недопустим. Особую актуальность вопрос предъявления пациентом документа, удостоверяющего личность, при обращении за предоставлением платных медицинских услуг приобрёл после введения такого инструмента контроля как контрольная закупка платных медицинских услуг.
-
2019 № 10 Требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности по приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: как обеспечить координацию работы службы по внутреннему контролю и врачебной комиссии
В статье авторы подчеркивают значимость Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых приказом Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н, в части обеспечения преемственности между содержанием внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, с одной стороны, и направлениями государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, с другой стороны. В публикации подробно рассмотрены и обоснованы механизмы обеспечения взаимодействия по вопросам внутреннего контроля между Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и врачебной комиссией медицинской организации.
-
2019 № 9 К вопросу об обучении медицинских работников в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Изменения в законодательстве, касающиеся организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, выдвинули новые требования к обучению медицинских работников. Данные требования коснулись обязательности обучения по вопросам раннего выявления онкологических заболеваний, обеспечения оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме, применению и эксплуатации медицинских изделий. В статьи рассматриваются вопросы практической реализации данных требований на уровне медицинской организации.
-
2019 № 6 Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям
В статье рассматриваются изменения законодательства, касающиеся проведения контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг. Подчёркнуто, что контрольные закупки при предоставлении платных медицинских услуг теперь является одним из направлений государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторами представлена характеристика контрольной закупки во взаимосвязи с другими формами и методами контроля, в том числе с внеплановыми проверками и с контролем без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отмечено, что контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг может применяться соответствующими надзорными органами не только при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но и при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей, а также при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
-
2019 № 4 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендации: что делать и чего ждать медицинским организациям
В статье представлен анализ отдельных положений законодательства о здравоохранении в связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». В контексте принятых изменений авторы последовательно и чётко обосновывают обязательность соблюдения медицинскими организациями как стандартов медицинской помощи, так и действующих в настоящее время клинических рекомендаций (протоколов лечения). Подчёркнута и обоснована значительно возросшая роль критериев оценки качества медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России.
-
2019 № 1 О недопустимости перевода всех главных врачей и их заместителей в немедицинские работники и допуска к управлению медицинскими организациями в качестве первых руководителей лиц без медицинского образования
В статье авторы детально показывают и обосновывают весьма драматичные последствия, которые получит здравоохранение страны в случае, если будут приняты планируемые изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности, предполагающие исключение работ (услуг) по «организации здравоохранения и общественному здоровью» из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а также допуск к руководству медицинской организации в качестве первых руководителей лиц, не имеющих высшего медицинского образования. Авторы подчёркивают, что реализация планируемых изменений приведёт к тому, что главные врачи и их заместители перестанут быть медицинскими работниками, снизится управляемость медицинских организаций и качество медицинской помощи, будет деградировать система подготовки кадров руководителей. Всё это совершенно недопустимо.
-
2018 № 10 О сроках и порядке предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы
В статье показано и обосновано, какие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к органам дознания и следствия. Авторы обращают внимание на ряд важных особенностей, которые необходимо учесть медицинским организациям при работе с запросами о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы, так как эта деятельность регулируется не только законодательством в сфере здравоохранения, но и нормативными-правовыми актами, регулирующими деятельность указанных органов
-
2018 № 9 Имеет ли право организатор здравоохранения работать главным врачом или его заместителем?
В статье дан детальный правовой анализ формулировки одного из важнейших лицензионных требований, касающихся наличия сертификата(ов) специалиста у руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации. Авторы обосновывают однозначную трактовку данного лицензионного требования, заключающуюся в том, что наличие сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», при наличии необходимого стажа работы, даёт врачу право на замещение должности руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации независимо от наличия или отсутствия сертификата специалиста по любой иной специальности.
-
2018 № 8 Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы оформления и содержания должностных обязанностей врача в связи с осуществлением государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по проверочным листам (спискам контрольных вопросов). Авторы обращают внимание на прямое требование законодательства в сфере здравоохранения, касающееся обязательного наличия у врачей должностных инструкций, а также подробно обосновывают где и как в медицинской организации должны быть прописаны должностные и служебные обязанности врача. В статье показано, что в должностных обязанностях врача необходимо документировать положения по соблюдению требований, предъявляемых к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности
-
2018 № 5 Проверочные листы росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций
В статье обоснована необходимость анализа и тщательной проработки медицинскими организациями Проверочных листов (списков контрольных вопросов), утверждённых приказом Росздравнадзора от 20 декабря 2017 г. № 10450. С этой целью авторы предлагают выделить в проверочных листах четыре условных группы контрольных вопросов, имеющих те или иные особенности, которые и необходимо учитывать медицинским организациям. Статья содержит обоснованный вывод о том, что анализ и тщательная проработка проверочных листов должны быть заранее определены медицинскими организациями в качестве обязательного компонента внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, обеспечивающего его реальную преемственность с государственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности
-
2018 № 4 Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. No 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее ОМС) и применение критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации. Отмечено, что критерии оценки качества медицинской помощи являются интегральным инструментом обеспечения и контроля качества медицинской помощи для всех без исключения медицинских организаций, в том числе и функционирующих в системе ОМС. Авторы обосновывают и подчеркивают, что законодательство об ОМС никак не ограничивает использование указанных критериев медицинскими организациями, работающими в ОМС. В то же время применение указанных критериев позволяет предотвратить или уменьшить количество дефектов медицинской помощи / нарушений при оказании медицинской помощи, а также количество дефектов оформления первичной медицинской документации
-
2018 № 1 О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. No 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы по установлению и оформлению клинического и предварительного диагнозов в соответствии с требованиями приказа от 10.05.2017 г. No 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Даны практические рекомендации по заполнению утвержденных МЗ РФ форм медицинской документации (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и медицинской карты стационарного больного) с учетом новых требований, предъявляемых к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов. Обращено внимание руководителей медицинских организаций на то, что теперь критерием качества медицинской помощи является и выполнение требований к обязательному проведению консилиума врачей в случае затруднения установления клинического диагноза в регламентированные сроки.
-
2017 № 10 Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации. Авторы обращают внимание на ряд особенностей, которые необходимо учесть в работе с указанными критериями, в том числе отмечают, что работа по их применению не только во многом затрагивает, но и прямо пересекается с функциями врачебной комиссии медицинской организации. В статье показано, что применение в медицинской организации критериев оценки качества медицинской помощи является одним из инструментов, обеспечивающих преемственность внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с ведомственным и государственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2017 № 9 Кредиты для аккредитации врачей: некоторые итоги «кредитной лихорадки» в российском здравоохранении
Авторы указывают, что главной причиной, охватившей в последние полтора-два года здравоохранение России «кредитной лихорадки» (стремления врачей набрать кредиты, баллы, зачётные единицы для предстоящей аккредитации), является коммерческая заинтересованность тех, кто продаёт врачам кредиты (зачётные единицы) за участие в конференциях и семинарах. В статье отмечено, что процесс предоставления врачам кредитов (зачётных единиц) стал самым масштабным бизнес-проектом в российском здравоохранении за последние 25 лет. Получение врачами баллов, кредитов, часов, зачётных единиц за участие в семинарах и конференциях на коммерческой основе недопустимо, так как подобная схема не способствует повышению (поддержанию) профессионального уровня врачей, сдерживает и ограничивает их профессиональные интересы, расшатывает государственную систему дополнительного профессионального образования врачей, ограничивает доступность врачей к бесплатным конференциям и семинарам
-
2017 № 8 Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями?
В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неоднократно говорится о том, что «медицинская помощь организуется и оказывается … на основе стандартов медицинской помощи…». Формулировка «на основе стандартов медицинской помощи» по-разному трактуется в медицинских организациях, в связи с чем часто возникает вопрос: «Обязательны ли для исполнения стандарты медицинской помощи, или же они носят рекомендательный характер?». В статье авторы подробно обосновывают и доказывают, что в настоящее время утверждённые в установленном порядке стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения медицинским организациями, а, следовательно, и врачами.
-
2017 № 7 Обязанность медицинской организации осуществлять информирование о врачах: что включает информирование и как его организовать
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обязанностью медицинских организаций предоставлять информацию о медицинских работниках, об их уровне образования и квалификации. Представлен и обоснован перечень конкретных сведений о врачах, которые обязана размещать каждая медицинская организация на официальном сайте в сети Интернет, а также на стендах (стойках). Авторы обосновали, что даже при отзыве врачом своего согласия на размещение тех персональных данных (сведений о враче), которые в соответствии с законодательством обязана размещать медицинская организация, размещение указанных данных на её официальном сайте в сети Интернет, а также на стендах (стойках) должно быть продолжено. Подчёркнуто, что задача размещения медицинскими организациями и поддержания в актуальном состоянии информации о врачах, в том числе об уровне их образования и квалификации, в необходимом объёме и в строгом соответствии с установленными требованиями является одним из важнейших направлений обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2017 № 5 Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением нового инструмента контроля в сфере здравоохранения, а именно организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Авторы отмечают, что законодательство Российской Федерации содержит значительный объём требований к медицинским организациям в части размещения и предоставления информации. В свою очередь соблюдение данных требований теперь будет проверяться надзорными органами путём проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Всё это повышает ответственность медицинских организаций и ставит перед ними новые задачи при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
-
2017 № 3 Об оценке отчёта врача при прохождении процедуры аккредитации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой отчёта врача при прохождении процедуры аккредитации специалиста. Авторы отмечают, что действующее Положение об аккредитации специалистов не конкретизирует что за сведения о профессиональных достижениях должен отразить врач в отчёте, который он представляет в аккредитационную комиссию, за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации. Не установлены и критерии оценки отчёта врача аккредитационной комиссией. Всё это делает оценку отчёта врача непрозрачным этапом аккредитации специалиста и требует необходимой коррекции.
-
2017 № 2 Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности
В статье названы и обоснованы причины недостаточно эффективной работы врачебных комиссий в медицинских организациях. Отмечено, что сегодня врачебная комиссия, продолжая быть третьим уровнем контроля качества медицинской помощи в медицинской организации, зачастую не является таковым. В публикации сформулированы предложения по повышению эффективности работы врачебной комиссии, в том числе раскрыто содержание её работы в соответствии с теми задачами и функциями, установленными законодательством, которые нередко остаются вне поля зрения руководителей медицинских организаций.
-
2016 № 10 Аккредитация специалиста: мифы, реальность, риски, предложения
В статье подробно анализируется ситуация, связанная с вновь вводимой процедурой аккредитации специалистов, вызвавшей в профессиональном сообществе множество вопросов. Авторы аргументированно показывают, что сейчас у врачей нет необходимости в обязательном порядке начинать собирать, копить кредиты (зачётные единицы) для того, чтобы в будущем пройти аккредитацию. В публикации перечислены и тщательно проанализированы риски, имеющие отношение к требованиям для прохождения процедуры аккредитации специалиста. Одним из таких рисков названо возможное ограничение доступности для врачей бесплатных конференций и семинаров. Статья содержит большой блок предложений, касающихся аккредитации специалиста, в том числе формирования системы непрерывного медицинского образования.
-
2015 № 4 Безопасность медицинской деятельности: что это такое и как ее должен обеспечить главный врач
В статье обосновывается и раскрывается содержание работы в медицинской организации по обеспечению и контролю безопасности медицинской деятельности. Сформулированы первоочередные задачи, которые должны быть решены каждым руководителем медицинской организации по данному направлению. Подчеркнуто, что основным органом медицинской организации для рассмотрения вопросов и принятия решений по обеспечению и контролю безопасности медицинской деятельности должна быть врачебная комиссия.
-
2011 № 3 Вокруг саморегулирования в здравоохранении
-
2009 № 11 О возможностях преобразований в деятельности стоматологической службы с позиции частно-государственного партнёрства