Фокус проблемы
  • 2020 № 2 Феномены формирования и функционирования современных руководителей в российском здравоохранении

    В статье рассматривается ряд феноменов, которые определяют особенности формирования профессиональной траектории современных руководителей в здравоохранении. Представлен анализ факторов, которые определяют назначение руководителей на должности, а также средовых, конъюнктурных, личностных, образовательных, политических и других факторов, сопровождающих деятельность управленческих кадров в здравоохранении.

    Авторы: Пивень Д. В. [91] Кицул И. С. [84]

    Темы: внешняя  среда1 квалификация8 компетентность2 личностные качества1 политическое окружение1 руководитель4 система здравоохранения5 управление8 управленческие кадры1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2020 № 8 Совершенствование медицинской помощи сельскому населению посредством управления бизнес-процессами

    Повышение качества медицинской помощи сельскому населению, удовлетворение потребностей сельского на-
    селения во всех видах первичной медико-санитарной помощи (доврачебной и общеврачебной), а также специализированной медицинской помощи – одна из важнейших проблем здравоохранения, решение которой является предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления.
    В статье представлен анализ литературы по использованию бизнес-процессов в современном здравоохранении, основными задачами которого являются создание и развитие эффективных моделей оказания медицинской помощи, повышающих не только ее доступность и качество, но и удовлетворенность населения. В рамках мероприятий программы модернизации по внедрению информационных технологий в здравоохранении предусматривается создание информационных ресурсов и сервисов, которые позволили бы, используя этот системный инструмент, перейти к качественно новому уровню организации управления отраслью.
    Отмечается, что в настоящее время на уровне управления как медицинской организацией в целом, так и в управлении отдельными направлениями ее деятельности становится актуальным применение процессного подхода, в рамках которого медицинскую организацию можно рассматривать как отдельную бизнес-систему, представляющую собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой, бесспорно, является оказание качественных медицинских услуг. Показано, что разработка и моделирование бизнес-процессов позволит повысить релевантность управленческой информации, даст возможность сделать упор на рационализацию межфункциональных процессов для значительного сокращения времени и /
    или затрат, увеличения доходов, улучшения качества обслуживания и снижения рисков; информационная система позволяет моделировать процессы и проводить их дальнейшую оптимизацию.
    В анализируемых работах исследуется опыт процессно-ориентированного управления в медицинских организациях и его роль в обеспечении повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того, внедрение процессного подхода позволит применить определенные, необходимые в каждой конкретной ситуации управленческие решения, в том числе в сфере медицинского облуживания сельского населения.

    Авторы: Мингазова Э. Н. [17] Бакирова Э. А. [2]

    Темы: бизнес-процессы1 качество медицинской помощи28 процессный подход7 реинжиниринг бизнес-процессов1 сельское здравоохранение2 управление8

    Подробнее >

  • 2017 № 4 Нагрузка на службу крови медицинских учреждений в зависимости от объёмов тромбоцитотерапии по дням недели

    Оценили частоту переливания, целеполагание и стратификацию 1519 доз донорских тромбоцитов в различные дни недели в 16 клиниках Республики Башкортостан. Доля перелитых тромбоцитов в разные дни недели в клиниках различается в 5,1 раза. Потребности клиник с воскресенья по вторник включительно в тромбоцитах составляют 17,2% общего потребления и на 61,3% (p<0,01) чаще, чем в другие дни недели удовлетворяются за счет аферезных тромбоцитов. Максимальная равномерность дат переливания тромбоцитов выявлена в Республиканской детской клинической больнице, в которой со среды до пятницы включительно переливают 51,2% тромбоцитов, тогда как в остальных клиниках – 76,8% (p<0,01). Повышенная частота начала тромбоцитотерапии в пятницу в небольших клиниках может стать причиной аудита соответствия этих трансфузий правилам. Полученные результаты могут быть полезны для оценки перегрузки или простоя службы крови клиник, повышению эффективности клинической работы.

    Авторы: Жибурт Е. Б. [25] Султанбаев У. С. [2] Аюпова Р. Ф. [1]

    Темы: аферез4 неделя1 организация труда5 переливание3 пулирование4 служба крови6 тромбоциты5 управление8

    Подробнее >

  • 2022 № 6 Экспертная валидация стандартизированного описания моделей организации службы лабораторной диагностики

    В в е д е н и е . Задача обеспечения доступности и качества лабораторных исследований определяет необходимость поиска новых подходов к организации работы служб лабораторной диагностики. Решение этой задачи возможно только на основе систематизированного описания и анализа существующих моделей организации соответствующей службы.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : валидировать описание базовых моделей организации службы лабораторной диагностики, выполненное с использованием стандартизированных характеристик. М а т е р и а л и м е т о д ы . Выполнено социологическое исследование на принципах системного подхода. Методы исследования: социологические (экспертных оценок), аналитические, статистические. Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е н и е . Значение согласованности для модели централизации (консолидации) составило 0,626 (95% ДИ 0,516–0,711), аутсорсинга (децентрализации) – 0,747 (95% ДИ 0,672–0,804), горизонтальной интеграции – 0,784,
    95% ДИ 0,720–0,833, мобильной модели – 0,883 (95% ДИ 0,848–0,909). Первое значение интерпретировано как сомнительное, в распределение характеристик модели внесены значительные коррективы. Второе и третье значение – как достаточные, внесены минимальные коррективы. Четвертое – как хорошие, описание не изменяли. Сформированы финальные матрицы SWOT-анализа для четырех моделей организации службы лабораторной диагностики. В ы в о д ы . Экспертная валидация характеристик моделей организации службы лабораторной диагностики позволяет сформировать стандартизованное описание базовых моделей для дальнейшего выбора одной из них как основы планирования развития службы субъекта РФ.

    Авторы: Вавилова Т. В. [3] Гольдберг А.  С. [2] Черныш Н. Ю. [1]

    Темы: клиническая лабораторная диагностика2 модель организации1 служба лабораторной диагностики1 управление8 экспертная оценка2

    Подробнее >

  • 2019 № 7 Совершенствование информационного обеспечения и организационно-управленческих аспектов деятельности главных врачей центральных районных больниц…

    В статье представлены результаты изучения организации труда главных врачей центральных районных больниц и их заместителей в Республике Дагестан. Проанализировано содержание 918 управленческих актов, изданных на уровне Минздрава Республики Дагестан и базовых ЦРБ за последние 5 лет. Изучено информационное обеспечение главных врачей ЦРБ и их заместителей. Установлено, что многие акты управления исполняются частично или вообще не исполняются. Из 436 приказов Минздрава Республики Дагестан исполнено 70,6%, из 482 приказов главных врачей ЦРБ – 64,2%. Около половины (48,6%) управленческих решений приходится на кадровые вопросы, 17,5% – на организацию лечебно-профилактической помощи, 7,1% – на развитие материально-технической базы. На основе материалов исследования разработаны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения и организационно-управленческих аспектов деятельности главных врачей цен¬тральных районных больных.

    Авторы: Гаджиев Р. С. [3] Омарова О. А. [1] Агаларова Л. С. [3]

    Темы: главный врач3 информационное обеспечение2 организация труда5 управление8 хронометраж2

    Подробнее >

  • Консультирует «МЗ»
  • 2015 № 10 Влияние снижения реальных полномочий руководителей государственных (муниципальных) учреждений на эффективность деятельности возглавляемых ими учреждений

    Рыночные условия функционирования здравоохранения и других отраслей социальной сферы, проблемы с финансированием и т. д. привели к необходимости проведения реформ, направленных на формирование оптимального баланса между правами и ответственностью как государственных (муниципальных) учреждений, так и их руководителей.

    - В статье рассматриваются возможности реализации законодательно установленных прав государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения с точки зрения соответствия полномочий их руководителей степени возлагаемой ответственности.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [290]

    Темы: государственные (муниципальные) учреждения11 полномочия руководителей учреждений1 права и ответственность1 управление8 эффективность14

    Подробнее >

  • Информационный менеджмент
  • 2022 № 1 О возможности ЕГИСЗ решать задачи управления

    Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) становится государственно-значимой информационной системой (ИС), которая способна решать любые задачи сохранения и укрепления здоровья граждан.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – обосновать проблемы построения и функционирования ЕГИСЗ, решение которых кратно увеличит возможности ЕГИСЗ решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан и искать новые нетрадиционные пути улучшения их здоровья.
    Р е з у л ь т а т ы . В статье авторы выделяют три уровня проблем, требующих решения. Первый уровень проблем – это проблемы, решение которых возможно на самом верхнем (законодательном) уровне. Второй уровень проблем – это проблемы которые должны быть решены на региональном уровне. Третий уровень проблем – это проблемы с которыми сталкиваются рядовые пользователи ЕГИСЗ – врачи и иные медицинские работники. В статье изначально используется положение – «Любая информационная система – это
    инструмент решения задач управления». Авторы прослеживают этапы создания информатизации в РФ от комплексной программы «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях», в которой обосновывалось развитие автоматизированных систем на период 1978–1990 годы до 2018 г., когда в России был запущен Национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит Федеральный проект «Создание единого
    цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ».
    В статье обсуждается проблема приватности данных о здоровье жителя региона и приватности знания факторов, определяющих как здоровье конкретного жителя региона, так и его окружающих. Сохранение полной приватности «личного пространства» гражданина приведет к тому, что в ЕГИСЗ будут самые общие данные о здоровье жителя региона. В этом случае возможно будет только решение тех задач, характеризующих здоровье жителя региона, которые решались без всякой цифровизации. Второй уровень проблем связан с работой «ЕГИСЗ» и вспомогательных программ, работающих на уровне региональной системы здравоохранения. Основными региональными проблемами, связанными с «ЕГИСЗ являются: проблемы лицензирования вспомогательных программ; проблемы учета количественных параметров развития ЕГИСЗ и вспомогательных программ; проблемы контроля за работой вспомогательных программ; проблемы контроля за наполняемостью ЕГИСЗ; проблема «дружественности интерфейса» (особенно для отделений, в которых бывают случаи «пиковой нагрузки» – отделения экстренной помощи). Отдельно следует отметить вопросы, которые не являются проблемами функционирования ЕГИСЗ, но больше характеризуют новые возможности, которые появляются при наличии ЕГИСЗ, обладающей большим спектром знаний о здоровье человека. ЕГИСЗ позволяет по-иному решать традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, имеющиеся в регионе. Отмеченный факт побуждает искать новые задачи оценки здоровья жителей региона и пути их решения, которые ранее были недоступны в силу
    отсутствия систематизированных данных о лечебно-диагностическом процессе, других аспектов деятельности медицинских организаций, а также информации о факторах, влияющих на здоровье жителей региона.
    В ы в о д ы . Любая информационная система – это инструмент решения задач управления. Без устранения проблем пополнения ЕГИСЗ данными о факторах, оказывающих влияние на здоровье жителей региона, невозможно эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан региона. Данные, которые в соответствии с ФЗ «О персональных данных» входят в перечень закрытых данных, находятся в ЕГИЗС в зашифрованном виде. Органам управления региональным здравоохранением необходимо
    ввести механизм лицензирования программ, взаимодействующих с региональным ЕГИСЗ. Развитие региональных ЕГИСЗ приведет к коренному изменению взгляда на традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, решаемых в регионе.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [3]

    Темы: здравоохранение35 информационные системы3 управление8

    Подробнее >

  • Зарубежный опыт
  • 2017 № 6 Обзор международного опыта процессно-ориентированного управления медицинской организацией на примере клиники Мэйо (США)

    В статье представлен генезис процессного подхода к управлению, представлены преимущества указанного подхода, приведён обзор внедрения процессно-ориентированного подхода в клинике Мэйо, дана краткая характеристика ключевых аспектов управления указанной медицинской организации

    Авторы: Хафизов М. Г. [1]

    Темы: анализ процессов1 клиника мэйо1 медицинская помощь15 процессный подход7 регламентация1 стандарты2 управление8

    Подробнее >