Статьи с темой: «управление»
-
2023 № 10 Оценка влияния внедрения телемедицины в сферу здравоохранения.
В контексте быстрого развития цифровой экономики роль телемедицины в современном здравоохранении становится все более актуальной. Телемедицина меняет парадигму современного здравоохранения, делая его более доступным, эффективным и клиенториентированным. Перспективы и возможности телемедицины в сфере здравоохранения являются многообещающими для стратегии развития глобального здравоохранения.
Цель исследования: определение сложных взаимосвязей и взаимодействий внутри системы телемедицины в контексте здравоохранения.
Материалы и методы. Исследование основывается на применении метода DEMATEL для анализа причинно-следственных связей в системе телемедицины. Этот метод позволяет глубоко проникнуть в структуру взаимосвязей, определить ключевые факторы, выделить причины и следствия.
Результаты. Результаты исследования подтверждают, что интеграция телемедицины способствует улучшению доступности и качества медицинской помощи. Были выявлены основные причинно-следственные связи, влияющие на эффективность телемедицины в контексте здравоохранения. Выявлено, что телемедицина значительно улучшает доступность медицинской помощи, особенно в удаленных и слабонаселенных регионах. Определено, что интеграция телемедицины позволяет повысить качество медицинской помощи благодаря оперативной консультации специалистов и сокращению времени на диагностику.
Обнаружена прямая связь между использованием телемедицины и уровнем удовлетворенности пациентов. Выделены ключевые факторы, влияющие на эффективность телемедицины: качество Интернет-соединения, обученность медицинского персонала и уровень осведомленности пациентов. Установлено, что применение метода DEMATEL позволяет глубоко проникнуть в структуру взаимосвязей в системе телемедицины и выявить потенциальные точки роста.
Выводы. Важность применения методов анализа, таких как DEMATEL, в системе здравоохранения подтверждена. Применение таких методов может стать ключом к оптимизации и дальнейшему развитию телемедицины в условиях цифровой экономики. -
2020 № 2 Феномены формирования и функционирования современных руководителей в российском здравоохранении
В статье рассматривается ряд феноменов, которые определяют особенности формирования профессиональной траектории современных руководителей в здравоохранении. Представлен анализ факторов, которые определяют назначение руководителей на должности, а также средовых, конъюнктурных, личностных, образовательных, политических и других факторов, сопровождающих деятельность управленческих кадров в здравоохранении.
-
2019 № 7 Совершенствование информационного обеспечения и организационно-управленческих аспектов деятельности главных врачей центральных районных больниц…
В статье представлены результаты изучения организации труда главных врачей центральных районных больниц и их заместителей в Республике Дагестан. Проанализировано содержание 918 управленческих актов, изданных на уровне Минздрава Республики Дагестан и базовых ЦРБ за последние 5 лет. Изучено информационное обеспечение главных врачей ЦРБ и их заместителей. Установлено, что многие акты управления исполняются частично или вообще не исполняются. Из 436 приказов Минздрава Республики Дагестан исполнено 70,6%, из 482 приказов главных врачей ЦРБ – 64,2%. Около половины (48,6%) управленческих решений приходится на кадровые вопросы, 17,5% – на организацию лечебно-профилактической помощи, 7,1% – на развитие материально-технической базы. На основе материалов исследования разработаны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения и организационно-управленческих аспектов деятельности главных врачей цен¬тральных районных больных.
-
2020 № 8 Совершенствование медицинской помощи сельскому населению посредством управления бизнес-процессами
Повышение качества медицинской помощи сельскому населению, удовлетворение потребностей сельского на-
селения во всех видах первичной медико-санитарной помощи (доврачебной и общеврачебной), а также специализированной медицинской помощи – одна из важнейших проблем здравоохранения, решение которой является предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления.
В статье представлен анализ литературы по использованию бизнес-процессов в современном здравоохранении, основными задачами которого являются создание и развитие эффективных моделей оказания медицинской помощи, повышающих не только ее доступность и качество, но и удовлетворенность населения. В рамках мероприятий программы модернизации по внедрению информационных технологий в здравоохранении предусматривается создание информационных ресурсов и сервисов, которые позволили бы, используя этот системный инструмент, перейти к качественно новому уровню организации управления отраслью.
Отмечается, что в настоящее время на уровне управления как медицинской организацией в целом, так и в управлении отдельными направлениями ее деятельности становится актуальным применение процессного подхода, в рамках которого медицинскую организацию можно рассматривать как отдельную бизнес-систему, представляющую собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой, бесспорно, является оказание качественных медицинских услуг. Показано, что разработка и моделирование бизнес-процессов позволит повысить релевантность управленческой информации, даст возможность сделать упор на рационализацию межфункциональных процессов для значительного сокращения времени и /
или затрат, увеличения доходов, улучшения качества обслуживания и снижения рисков; информационная система позволяет моделировать процессы и проводить их дальнейшую оптимизацию.
В анализируемых работах исследуется опыт процессно-ориентированного управления в медицинских организациях и его роль в обеспечении повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того, внедрение процессного подхода позволит применить определенные, необходимые в каждой конкретной ситуации управленческие решения, в том числе в сфере медицинского облуживания сельского населения. -
2022 № 6 Экспертная валидация стандартизированного описания моделей организации службы лабораторной диагностики
В в е д е н и е . Задача обеспечения доступности и качества лабораторных исследований определяет необходимость поиска новых подходов к организации работы служб лабораторной диагностики. Решение этой задачи возможно только на основе систематизированного описания и анализа существующих моделей организации соответствующей службы.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : валидировать описание базовых моделей организации службы лабораторной диагностики, выполненное с использованием стандартизированных характеристик. М а т е р и а л и м е т о д ы . Выполнено социологическое исследование на принципах системного подхода. Методы исследования: социологические (экспертных оценок), аналитические, статистические. Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е н и е . Значение согласованности для модели централизации (консолидации) составило 0,626 (95% ДИ 0,516–0,711), аутсорсинга (децентрализации) – 0,747 (95% ДИ 0,672–0,804), горизонтальной интеграции – 0,784,
95% ДИ 0,720–0,833, мобильной модели – 0,883 (95% ДИ 0,848–0,909). Первое значение интерпретировано как сомнительное, в распределение характеристик модели внесены значительные коррективы. Второе и третье значение – как достаточные, внесены минимальные коррективы. Четвертое – как хорошие, описание не изменяли. Сформированы финальные матрицы SWOT-анализа для четырех моделей организации службы лабораторной диагностики. В ы в о д ы . Экспертная валидация характеристик моделей организации службы лабораторной диагностики позволяет сформировать стандартизованное описание базовых моделей для дальнейшего выбора одной из них как основы планирования развития службы субъекта РФ. -
2017 № 4 Нагрузка на службу крови медицинских учреждений в зависимости от объёмов тромбоцитотерапии по дням недели
Оценили частоту переливания, целеполагание и стратификацию 1519 доз донорских тромбоцитов в различные дни недели в 16 клиниках Республики Башкортостан. Доля перелитых тромбоцитов в разные дни недели в клиниках различается в 5,1 раза. Потребности клиник с воскресенья по вторник включительно в тромбоцитах составляют 17,2% общего потребления и на 61,3% (p<0,01) чаще, чем в другие дни недели удовлетворяются за счет аферезных тромбоцитов. Максимальная равномерность дат переливания тромбоцитов выявлена в Республиканской детской клинической больнице, в которой со среды до пятницы включительно переливают 51,2% тромбоцитов, тогда как в остальных клиниках – 76,8% (p<0,01). Повышенная частота начала тромбоцитотерапии в пятницу в небольших клиниках может стать причиной аудита соответствия этих трансфузий правилам. Полученные результаты могут быть полезны для оценки перегрузки или простоя службы крови клиник, повышению эффективности клинической работы.
-
2024 № 2 Технология оценки подготовленности медицинских орга- низаций к обеспечению доступности детской оториноларингологической помощи как элемент эффективного управления.
В статье представлена технология оценки подготовленности медицинских организаций к обеспечению доступности медицинской помощи детям и подросткам по профилю «Оториноларингология». Предлагается схема, включающая пять оценочных блоков подготовленности: кадровой, административной, технологической, материально-технической, цифровой, а также «Паспорт подготовленности медицинской организации по обеспечению доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам». Данные методические и технологические разработки обеспечивают не только мониторинг состояния доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам, но и создают информационную базу в целях управления объединенным медицинским кластером в системе ОМС по оказанию оториноларингологической помощи.
-
2015 № 10 Влияние снижения реальных полномочий руководителей государственных (муниципальных) учреждений на эффективность деятельности возглавляемых ими учреждений
Рыночные условия функционирования здравоохранения и других отраслей социальной сферы, проблемы с финансированием и т. д. привели к необходимости проведения реформ, направленных на формирование оптимального баланса между правами и ответственностью как государственных (муниципальных) учреждений, так и их руководителей.
- В статье рассматриваются возможности реализации законодательно установленных прав государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения с точки зрения соответствия полномочий их руководителей степени возлагаемой ответственности. -
2022 № 1 О возможности ЕГИСЗ решать задачи управления
Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) становится государственно-значимой информационной системой (ИС), которая способна решать любые задачи сохранения и укрепления здоровья граждан.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – обосновать проблемы построения и функционирования ЕГИСЗ, решение которых кратно увеличит возможности ЕГИСЗ решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан и искать новые нетрадиционные пути улучшения их здоровья.
Р е з у л ь т а т ы . В статье авторы выделяют три уровня проблем, требующих решения. Первый уровень проблем – это проблемы, решение которых возможно на самом верхнем (законодательном) уровне. Второй уровень проблем – это проблемы которые должны быть решены на региональном уровне. Третий уровень проблем – это проблемы с которыми сталкиваются рядовые пользователи ЕГИСЗ – врачи и иные медицинские работники. В статье изначально используется положение – «Любая информационная система – это
инструмент решения задач управления». Авторы прослеживают этапы создания информатизации в РФ от комплексной программы «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях», в которой обосновывалось развитие автоматизированных систем на период 1978–1990 годы до 2018 г., когда в России был запущен Национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит Федеральный проект «Создание единого
цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ».
В статье обсуждается проблема приватности данных о здоровье жителя региона и приватности знания факторов, определяющих как здоровье конкретного жителя региона, так и его окружающих. Сохранение полной приватности «личного пространства» гражданина приведет к тому, что в ЕГИСЗ будут самые общие данные о здоровье жителя региона. В этом случае возможно будет только решение тех задач, характеризующих здоровье жителя региона, которые решались без всякой цифровизации. Второй уровень проблем связан с работой «ЕГИСЗ» и вспомогательных программ, работающих на уровне региональной системы здравоохранения. Основными региональными проблемами, связанными с «ЕГИСЗ являются: проблемы лицензирования вспомогательных программ; проблемы учета количественных параметров развития ЕГИСЗ и вспомогательных программ; проблемы контроля за работой вспомогательных программ; проблемы контроля за наполняемостью ЕГИСЗ; проблема «дружественности интерфейса» (особенно для отделений, в которых бывают случаи «пиковой нагрузки» – отделения экстренной помощи). Отдельно следует отметить вопросы, которые не являются проблемами функционирования ЕГИСЗ, но больше характеризуют новые возможности, которые появляются при наличии ЕГИСЗ, обладающей большим спектром знаний о здоровье человека. ЕГИСЗ позволяет по-иному решать традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, имеющиеся в регионе. Отмеченный факт побуждает искать новые задачи оценки здоровья жителей региона и пути их решения, которые ранее были недоступны в силу
отсутствия систематизированных данных о лечебно-диагностическом процессе, других аспектов деятельности медицинских организаций, а также информации о факторах, влияющих на здоровье жителей региона.
В ы в о д ы . Любая информационная система – это инструмент решения задач управления. Без устранения проблем пополнения ЕГИСЗ данными о факторах, оказывающих влияние на здоровье жителей региона, невозможно эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан региона. Данные, которые в соответствии с ФЗ «О персональных данных» входят в перечень закрытых данных, находятся в ЕГИЗС в зашифрованном виде. Органам управления региональным здравоохранением необходимо
ввести механизм лицензирования программ, взаимодействующих с региональным ЕГИСЗ. Развитие региональных ЕГИСЗ приведет к коренному изменению взгляда на традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, решаемых в регионе. -
2017 № 6 Обзор международного опыта процессно-ориентированного управления медицинской организацией на примере клиники Мэйо (США)
В статье представлен генезис процессного подхода к управлению, представлены преимущества указанного подхода, приведён обзор внедрения процессно-ориентированного подхода в клинике Мэйо, дана краткая характеристика ключевых аспектов управления указанной медицинской организации