Статьи с темой: «качество и безопасность медицинской деятельности»
-
2020 № 6 Какие проверки отменены, а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией
Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским
организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г. -
2018 № 1 О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. No 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы по установлению и оформлению клинического и предварительного диагнозов в соответствии с требованиями приказа от 10.05.2017 г. No 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Даны практические рекомендации по заполнению утвержденных МЗ РФ форм медицинской документации (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и медицинской карты стационарного больного) с учетом новых требований, предъявляемых к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов. Обращено внимание руководителей медицинских организаций на то, что теперь критерием качества медицинской помощи является и выполнение требований к обязательному проведению консилиума врачей в случае затруднения установления клинического диагноза в регламентированные сроки.
-
2018 № 5 Проверочные листы росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций
В статье обоснована необходимость анализа и тщательной проработки медицинскими организациями Проверочных листов (списков контрольных вопросов), утверждённых приказом Росздравнадзора от 20 декабря 2017 г. № 10450. С этой целью авторы предлагают выделить в проверочных листах четыре условных группы контрольных вопросов, имеющих те или иные особенности, которые и необходимо учитывать медицинским организациям. Статья содержит обоснованный вывод о том, что анализ и тщательная проработка проверочных листов должны быть заранее определены медицинскими организациями в качестве обязательного компонента внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, обеспечивающего его реальную преемственность с государственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности
-
2022 № 8 Профессиональные стандарты: роль и значение в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности, основные задачи.
В статье подробно рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов в деятельности медицинских организаций и при подготовке медицинских кадров. Авторы обосновывают, что применение профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений медицинских работников, а также при разработке и реализации как профессиональных образовательных программ, так и дополнительных профессиональных программ является важнейшим инструментом обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Определены основные задачи, стоящие сегодня в сфере применения
профессиональных стандартов, реализация которых будет способствовать повышению качества и безопасности медицинской деятельности: создание правовых механизмов по эффективному применению профессиональных стандартов образовательными организациями; обеспечение преемственности при применении профессиональных стандартов между подготовкой медицинских кадров и регулированием трудовых отношений в процессе медицинской деятельности; необходимость постоянного поддержания профессиональных стандартов в актуальном состоянии. -
2024 № 4 Закон об обязательных требованиях и обязательные требования к качеству и безопасности медицинской деятельности: что необходимо знать руководителю медицинской организации.
В статье представлен анализ Федерального закона от 29.07.2021 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» применительно к основным обязательным требованиям к качеству и безопасности медицинской деятельности. В результате проведённого анализа авторы, в том числе, делают следующие выводы. Обязательные требования к качеству и безопасности медицинской деятельности являются мерами защиты жизни и здоровья людей, установленными Законом об обязательных требованиях, что в свою очередь подчеркивает их особую значимость в части обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Руководителям медицинских организаций в качестве приоритетных направлений работы необходимо считать соблюдение установленных обязательных требований к качеству и безопасности
медицинской деятельности. Руководителям медицинских организаций следует проявлять максимальную активность, участвуя в публичных обсуждениях нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к качеству и безопасности медицинской деятельности. Отмечающееся в последние годы увеличение количества обязательных требований к качеству и безопасности медицинской деятельности не допускает какого-либо ослабления/уменьшения федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности. -
2022 № 6 Особенности проведения проверок в 2022 году: к чему надо быть готовыми медицинским организациям.
В статье показано, что принятые в марте 2022 г. решения о моратории до конца 2022 г. на проведение плановых проверок не только не означают полной остановки мероприятий по контролю (надзору) за осуществляемой медицинскими организациями медицинской деятельностью, но и активно стимулируют практическую реализацию ряда основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности. Медицинским организациям, несмотря на объявленный до конца 2022 г. мораторий на проведение плановых проверок, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности; постоянную готовность к реализации со стороны надзорных органов новых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий.
-
2018 № 10 О сроках и порядке предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы
В статье показано и обосновано, какие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к органам дознания и следствия. Авторы обращают внимание на ряд важных особенностей, которые необходимо учесть медицинским организациям при работе с запросами о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы, так как эта деятельность регулируется не только законодательством в сфере здравоохранения, но и нормативными-правовыми актами, регулирующими деятельность указанных органов
-
2019 № 1 О недопустимости перевода всех главных врачей и их заместителей в немедицинские работники и допуска к управлению медицинскими организациями в качестве первых руководителей лиц без медицинского образования
В статье авторы детально показывают и обосновывают весьма драматичные последствия, которые получит здравоохранение страны в случае, если будут приняты планируемые изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности, предполагающие исключение работ (услуг) по «организации здравоохранения и общественному здоровью» из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а также допуск к руководству медицинской организации в качестве первых руководителей лиц, не имеющих высшего медицинского образования. Авторы подчёркивают, что реализация планируемых изменений приведёт к тому, что главные врачи и их заместители перестанут быть медицинскими работниками, снизится управляемость медицинских организаций и качество медицинской помощи, будет деградировать система подготовки кадров руководителей. Всё это совершенно недопустимо.
-
2017 № 8 Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями?
В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неоднократно говорится о том, что «медицинская помощь организуется и оказывается … на основе стандартов медицинской помощи…». Формулировка «на основе стандартов медицинской помощи» по-разному трактуется в медицинских организациях, в связи с чем часто возникает вопрос: «Обязательны ли для исполнения стандарты медицинской помощи, или же они носят рекомендательный характер?». В статье авторы подробно обосновывают и доказывают, что в настоящее время утверждённые в установленном порядке стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения медицинским организациями, а, следовательно, и врачами.
-
2018 № 8 Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы оформления и содержания должностных обязанностей врача в связи с осуществлением государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по проверочным листам (спискам контрольных вопросов). Авторы обращают внимание на прямое требование законодательства в сфере здравоохранения, касающееся обязательного наличия у врачей должностных инструкций, а также подробно обосновывают где и как в медицинской организации должны быть прописаны должностные и служебные обязанности врача. В статье показано, что в должностных обязанностях врача необходимо документировать положения по соблюдению требований, предъявляемых к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности
-
2017 № 7 Обязанность медицинской организации осуществлять информирование о врачах: что включает информирование и как его организовать
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обязанностью медицинских организаций предоставлять информацию о медицинских работниках, об их уровне образования и квалификации. Представлен и обоснован перечень конкретных сведений о врачах, которые обязана размещать каждая медицинская организация на официальном сайте в сети Интернет, а также на стендах (стойках). Авторы обосновали, что даже при отзыве врачом своего согласия на размещение тех персональных данных (сведений о враче), которые в соответствии с законодательством обязана размещать медицинская организация, размещение указанных данных на её официальном сайте в сети Интернет, а также на стендах (стойках) должно быть продолжено. Подчёркнуто, что задача размещения медицинскими организациями и поддержания в актуальном состоянии информации о врачах, в том числе об уровне их образования и квалификации, в необходимом объёме и в строгом соответствии с установленными требованиями является одним из важнейших направлений обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2022 № 3 Контроль (надзор) без взаимодействия с контролируемым лицом, как новая форма контроля за предоставлением платных медицинских услуг: что необходимо знать руководителям медицинских организаций
В настоящее время Росздравнадзор и Роспотребнадзор в установленных сферах государственного контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг наделены правом осуществления контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом, при котором проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
В силу того, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом реализуются без предварительного уведомления контролируемых лиц, проведение надзорными органами указанных мероприятий, вероятно, повлечёт за собой увеличение числа внеплановых проверок медицинских организаций, включая контрольную закупку. Появление нового вида контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является одним из значимых факторов, повышающих ответственность медицинских организаций в части соблюдения установленных законодательством требований к порядку и условиям предоставления платных медицинских услуг. -
2017 № 5 Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением нового инструмента контроля в сфере здравоохранения, а именно организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Авторы отмечают, что законодательство Российской Федерации содержит значительный объём требований к медицинским организациям в части размещения и предоставления информации. В свою очередь соблюдение данных требований теперь будет проверяться надзорными органами путём проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Всё это повышает ответственность медицинских организаций и ставит перед ними новые задачи при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
-
2016 № 5 Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
В статье показано и обосновано, какие федеральные нормативно-правовые акты должны быть проанализированы и использованы в медицинской организации в работе по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представлены направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учётом регулирования каждого из них федеральным законодательством.
-
2020 № 7 Нормативно-правовое регулирование недобровольной госпитализации лиц с коронавирусной инфекцией: что необходимо сделать
В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок госпитализации и/или
изоляции при коронавирусной инфекции. Показано, что в настоящее время в соответствии с законодательством допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. При этом авторами обосновано, что понятия «медицинское вмешательство» и «госпитализация» не являются тождественными. В свою очередь в законодательстве отсутствует порядок недобровольной госпитализации и недобровольной изоляции лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Отсутствие чёткого нормативно-правового регулирования указанных вопросов затрудняет проведение эффективных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В статье предложено определить и законодательно закрепить порядок недобровольной госпитализации и порядок недобровольной изоляции при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. -
2015 № 10 О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности
В статье обозначены проблемы и вопросы, препятствующие выполнению требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях. В статье представлен и обоснован конкретный перечень основных направлений работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Предложены и обоснованы направления контроля, которые должны быть отражены в порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Обоснованы необходимые изменения в деятельности врачебных комиссий. Подчёркнута необходимость активного и системного участия органов управления здравоохранения и территориальных органов Росздравнадзора в формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2014 № 8 Обращение медицинских изделий: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 2
В статье дана характеристика ряда вопросов в сфере обращения медицинских изделий: недостаточное законодательное регулирование, отсутствие системной работы по подготовке кадров, недостаточное обеспечение прав пациента и, как следствие, серьезные проблемы на уровне медицинской организации. Авторы предлагают конкретные решения как в части нормативного регулирования сферы обращения медицинских изделий, так и в части развернутого алгоритма работы на уровне медицинской организации в данной сфере, а именно, тех действий, которые должен инициировать главный врач.
-
2014 № 7 Обращение медицинских изделий: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 1
В статье дана характеристика ряда вопросов в сфере обращения медицинских изделий: недостаточное законодательное регулирование, отсутствие системной работы по подготовке кадров, недостаточное обеспечение прав пациента и, как следствие, серьезные проблемы на уровне медицинской организации. Авторы предлагают конкретные решения как в части нормативного регулирования сферы обращения медицинских изделий, так и в части развернутого алгоритма работы на уровне медицинской организации в данной сфере, а именно, тех действий, которые должен инициировать главный врач.
-
2015 № 2 Работа с обращениями граждан в медицинской организации как один из важнейших индикаторов качества и безопасности медицинской деятельности
В статье представлена характеристика современных особенностей и сложностей работы с обращениями граждан в медицинской организации. Обращено внимание на то, что данная деятельность нередко недооценивается главными врачами. Обосновано, что работа с обращениями граждан в медицинской организации, являясь одним из важнейших индикаторов обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, требует выделения данного направления в самостоятельный раздел внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2014 № 11 Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает
Авторы акцентируют внимание на том, что сегодня в большинстве медицинских организаций страны не выстроена система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в том виде, как это предусмотрено действующим законодательством. В этой связи в статье представлены и обоснованы предложения по наполнению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности конкретными направлениями работы, соответствующими требованиям государственного контроля. Определены факторы, тормозящие развитие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2014 № 2 Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия
В статье рассматриваются вопросы организации работы по противодействию коррупции в медицинской организации. Авторы анализируют существующие сложности в решении этой задачи и показывают пути их преодоления. В статье подчеркнуто, что антикоррупционные меры в медицинской организации должны быть не только самостоятельным направлением работы ее руководства, но и важнейшим компонентом системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
-
2017 № 5 Вопросы интеграции систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и менеджмента качества медицинской организации
На примере приведения системы менеджмента качества крупного стоматологического объединения в соответствие национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» показана возможность и целесообразность интегрирования системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в конкретные внутренние стандарты и документы СМК медицинской организации. Интеграция двух систем позволит избежать дублирования функций, процедур контроля и его документального оформления, обеспечит более детальную проработку процедур внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности за счет привязки их к рабочим процессам медицинской организации.
-
2021 № 1 Идентификация пациентов как безопасность оказания медицинской помощи (практический опыт)
Одним из приоритетов при оказании медицинской помощи является безопасность пациентов. Значимое место в ней занимает «правильная идентификация пациента». Согласно исследованиям, проведенным экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «неверная идентификация пациента является причиной множества ошибок». Цель работы – оценка внедрения системы идентификации пациентов в условиях многопрофильного стационара. Основная идея проекта базируется на использовании персональных идентификаторов, выполненных в форме одноразового белого браслета, надеваемого на руку пациента, а также использование цветовой маркировки браслетов (красный, желтый, красно-желтый), которая позволяет обозначить пациентов с риском развития жизнеугрожающих состояний: наличие высокого риска падения
пациента и наличие аллергологического анамнеза. Введение в работу идентификационных браслетов с нанесением на них данных о пациенте и штрих-кода увеличило процент выполнения идентификации с 67% до 89%. После внедрения системы профилактики падений и цветовой идентификации браслетами количество падений пациентов сократилось более, чем в 4 раза. Успешная интеграция системы автоматической идентификации в рабочий процесс многопрофильного стационара значительно сокращает влияние человеческого фактора на количество медицинских ошибок и сопутствующих предотвратимых последствий для здоровья пациентов.