Статьи с темой: «квалификационные требования»
-
2018 № 9 Имеет ли право организатор здравоохранения работать главным врачом или его заместителем?
В статье дан детальный правовой анализ формулировки одного из важнейших лицензионных требований, касающихся наличия сертификата(ов) специалиста у руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации. Авторы обосновывают однозначную трактовку данного лицензионного требования, заключающуюся в том, что наличие сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», при наличии необходимого стажа работы, даёт врачу право на замещение должности руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации независимо от наличия или отсутствия сертификата специалиста по любой иной специальности.
-
2019 № 1 О недопустимости перевода всех главных врачей и их заместителей в немедицинские работники и допуска к управлению медицинскими организациями в качестве первых руководителей лиц без медицинского образования
В статье авторы детально показывают и обосновывают весьма драматичные последствия, которые получит здравоохранение страны в случае, если будут приняты планируемые изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности, предполагающие исключение работ (услуг) по «организации здравоохранения и общественному здоровью» из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а также допуск к руководству медицинской организации в качестве первых руководителей лиц, не имеющих высшего медицинского образования. Авторы подчёркивают, что реализация планируемых изменений приведёт к тому, что главные врачи и их заместители перестанут быть медицинскими работниками, снизится управляемость медицинских организаций и качество медицинской помощи, будет деградировать система подготовки кадров руководителей. Всё это совершенно недопустимо.
-
2022 № 1 Портрет регионального министра здравоохранения
Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
Р е з у л ь т а т ы . В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
В ы в о д ы . С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья. -
2024 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2023.
Руководители региональных органов исполнительной власти (далее РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Для эффективного управления системой здравоохранения, а также достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов требуются высококвалифицированные управленческие кадры. Ежегодное изучение уровня знаний, умений, опыта работы и профессиональных
навыков региональных министров позволяет актуализировать информацию о кадровом потенциале первых лиц региональных систем здравоохранения, оценить происходящие изменения и своевременно разработать мероприятия и программы, направленные на его повышение.
Цель исследования: оценка изменений кадрового потенциала руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2021–2023 гг.
Материалы и методы. Спланировано и проведено сплошное, социологическое исследование, с использованием унифицированной анкеты, разработанной экспертами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее – ЦНИИОИЗ), позволяющей оценить изменения таких учетных признаков, как: возрастно-половой состав респондентов, уровень базового и дополнительного образования, наличие профессиональных компетенций, стаж работы на должностях управленческого профиля.
Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 86 региональных министров. Установлено, что в течение последних трех лет отмечается значительное снижение темпов ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения с одновременным ростом уровня их профессиональной квалификации. Выявленные тенденции
отражаются в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. – 2,1+1,9 лет, 2022–2,3+2,5 лет, 2023 г. – 2,9+2,2 лет), сокращении в три с половиной раза числа респондентов в группе со стажем работы в должности регионального министра до одного года, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить ключевые тенденции и произошедшие за последние три года изменения в части качественных характеристик управленческого кадрового потенциала региональных систем здравоохранения.
Руководители РОИВ в сфере охраны здоровья представляют собой важнейший ресурс отрасли. Последовательное и достоверное снижение ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения отражается в росте профессиональных навыков, знаний и опыта представителей управленческого пула отрасли и эффективном достижении национальных целей, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации. -
2023 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2022
Руководители региональных органов исполнительной власти (далее – РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования.
Цель исследования – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. n = 42; 2022 г. n = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности
«Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.
Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении. -
2024 № 8 Модульный подход к разработке программ дополнительного профессионального образования для подготовки медицинских специалистов: анализ и перспективы.
Модульный принцип построения программ дополнительного профессионального образования (ДПО) становится все более актуальным и востребованным в подготовке медицинских специалистов. Этот принцип предполагает разделение образовательной программы на небольшие автономные модули, каждый из которых фокусируется на конкретных компетенциях, знаниях и навыках. Такой подход позволяет более гибко организовывать обучение, учитывать потребности и интересы работодателей, обучающихся, а также обеспечивать эффективное освоение материала.
Ц е л ь ю статьи является анализ модульного принципа построения программ ДПО для подготовки медицинских специалистов.
Рассмотрены основные принципы модульного подхода, его преимущества и недостатки, а также перспективы модульности в повышении качества подготовки специалистов в медицинской сфере.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Проанализирован опыт использования модульного принципа построения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на кафедре (управления сестринской деятельностью) в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве (ВмедА в г. Москве).
Р е з у л ь т а т ы . Отмечен прирост уровня знаний, продемонстрированных в ходе тестирования как в целом по периоду исследования (на 2,4%), так и в разрезе по отдельным группам, сформированным по направлениям подготовки по специальностям/специализациям (в 74% групп отмечено повышение результативности обучения по модульной системе в сравнении с классической).
В ы в о д ы . Использование модульного принципа построения программ дополнительного профессионального образования для подготовки медицинских специалистов является эффективным инструментом для обеспечения их профессионального роста, соответствия современным требованиям и повышения качества медицинской помощи, что делает данную тему актуальной и научно значимой.