Статьи с темой: «профессиональные стандарты»
-
2023 № 5 Риски повышения квалификации врачей в частных образовательных организациях: причины, последствия, что делать.
В статье подробно рассмотрены причины низкого качества подготовки врачей в частных образовательных организациях. В том числе среди них названы: отсутствие необходимой для обучения кадровой и материально-технической базы, осуществление деятельности с грубыми нарушениями законодательства, несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере образования и др. Авторы отмечают, что повышение квалификации врачей в частных образовательных организациях, многие из которых реализуют сегодня дополнительные профессиональные программы медицинского образования с грубыми нарушениями установленных законодательством об образовании требований, создаёт значительные правовые риски
для врачей в части обоснованности их допуска к осуществлению профессиональной деятельности. В статье подчёркнуто, что низкое качество подготовки врачей, осуществляемой значительным числом частных образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы медицинского образования, неизбежно приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи, что уже сегодня необходимо рассматривать как один из факторов, создающих угрозу национальной безопасности страны. Предложены меры по исправлению сложившейся ситуации. -
2023 № 6 О необходимости совершенствования федерального законодательства в ча- сти уточнения и закрепления правового статуса младшего медицинского персонала.
В настоящее время в законодательстве РФ правовой статус лиц из числа младшего медицинского персонала в части отнесения их к медицинским работникам чётко не определён. Это обусловлено тем, что младший медицинский персонал не проходит аккредитацию специалиста и в соответствии с требованиями ч. 1-й ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) не имеет права на осуществление медицинской деятельности. Данное обстоятельство значительно снижает социальную защищённость младшего медицинского персонала и требует обязательной правовой коррекции. В статье представлен подробный анализ законодательства, в котором детально обоснована необходимость уточнения и закрепления правового статуса младшего медицинского персонала. С этой целью законодателю предлагается изложить часть 1-ую ст. 69 Основ в следующей редакции: «Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста, а также лица, замещающие иные должности медицинских работников, указанные в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой уполномоченным федеральным органам исполнительной власти».
-
2022 № 8 Профессиональные стандарты: роль и значение в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности, основные задачи.
В статье подробно рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов в деятельности медицинских организаций и при подготовке медицинских кадров. Авторы обосновывают, что применение профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений медицинских работников, а также при разработке и реализации как профессиональных образовательных программ, так и дополнительных профессиональных программ является важнейшим инструментом обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Определены основные задачи, стоящие сегодня в сфере применения
профессиональных стандартов, реализация которых будет способствовать повышению качества и безопасности медицинской деятельности: создание правовых механизмов по эффективному применению профессиональных стандартов образовательными организациями; обеспечение преемственности при применении профессиональных стандартов между подготовкой медицинских кадров и регулированием трудовых отношений в процессе медицинской деятельности; необходимость постоянного поддержания профессиональных стандартов в актуальном состоянии. -
2021 № 5 РОЛЬ «НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПАЛАТЫ» В КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
Сфера деятельности здравоохранения в современном периоде ее развития настолько многогранна, сложна, а также обусловлена синтезом профессиональных компетенций и навыков из различных областей медицинской науки и юриспруденции, что требует объединения усилий для ее эффективного функционирования.
Цель исследования – провести анализ современных направлений деятельности «Национальной медицинской палатой» как основного агрегатора медицинских профессиональных сообществ и врачебных объединений.
Материалы и методы исследования: материалами для предпринятого анализа являлись источники литературы, документы, резолюции. В работе были использованы методы сравнительного анализа и систематизации информации, контент-анализ.
Р е з у л ь т а т ы . В статье дан анализ направлений деятельности «Национальной медицинской палаты», созданной десять лет назад с целью агрегирования медицинских сообществ в их профессиональной деятельности на пути совершенствования системы охраны здоровья населения страны. Показано, что эти трендовые направления стали ключевыми, отвечающими современным потребностям эффективного развития отрасли во взаимосвязи с медицинскими профессиональными сообществами, Министерством здравоохранения РФ, мировыми достижениями. В статье отражены вопросы сохранения проблем самоуправления в деятельности различных медицинских профессиональных сообществ и врачебных объединений.
Выводы. Десятилетний период деятельности «Национальной медицинской палаты», основанной на последовательной, аргументированной, аналитически выверенной идеологии позволяет четко решать поставленные задачи на «болевых площадках» здравоохранения. -
2016 № 8 Особенности применения профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения
Правительство Российской Федерации установило особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для государственных (муниципальных) учреждений. Однако это не означает, что профессиональные стандарты обязательны для применения указанными учреждениями в полном объеме. Они обязательны только в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Да и то при условии, что такое требование к квалификации определено законами и т. д. Кроме того, профессиональные стандарты внедряются поэтапно. И эти этапы определяет само учреждение.
-
2016 № 5 Должностная инструкция в условиях последних новаций в сфере трудовых компетенций медицинских работников
Должностные инструкции, являясь широко распространенным документом, тем не менее, не имеют четкого правового регулирования. Это вызывает много вопросов при возникновении необходимости внесения в них изменений. Причин же для подобных изменений в последнее время появляется достаточно много. В первую очередь они являются следствием серьезных новаций в сфере профессиональных компетенций работников, связанных с разработкой профессиональных стандартов, аккредитацией медицинских работников, аттестацией, введением эффективного контракта и т. д. В статье рассматриваются правовые и организационные аспекты разработки, утверждения должностных инструкций и внесения в них изменений в свете последних новаций в нормативной базе и сфере профессиональных компетенций.
-
2016 № 4 Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты – серьезная новация в сфере профессиональных компетенций. Они призваны решить целый ряд проблем, которые оказались не под силу квалификационным характеристикам, утверждаемым соответствующими квалификационными справочниками (ЕКТС и т. д.). В первую очередь это касается комплексности подхода к квалификационным требованиям, их структурированию, кодификации (в целях автоматизации поиска работников с учетом углубленной специализации и т. д.). Профессиональные стандарты создают хорошую предпосылку для формирования должностных инструкций путем комбинирования содержащихся в профессиональных стандартах трудовых функций и трудовых действий.
-
2024 № 8 Модульный подход к разработке программ дополнительного профессионального образования для подготовки медицинских специалистов: анализ и перспективы.
Модульный принцип построения программ дополнительного профессионального образования (ДПО) становится все более актуальным и востребованным в подготовке медицинских специалистов. Этот принцип предполагает разделение образовательной программы на небольшие автономные модули, каждый из которых фокусируется на конкретных компетенциях, знаниях и навыках. Такой подход позволяет более гибко организовывать обучение, учитывать потребности и интересы работодателей, обучающихся, а также обеспечивать эффективное освоение материала.
Ц е л ь ю статьи является анализ модульного принципа построения программ ДПО для подготовки медицинских специалистов.
Рассмотрены основные принципы модульного подхода, его преимущества и недостатки, а также перспективы модульности в повышении качества подготовки специалистов в медицинской сфере.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Проанализирован опыт использования модульного принципа построения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на кафедре (управления сестринской деятельностью) в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве (ВмедА в г. Москве).
Р е з у л ь т а т ы . Отмечен прирост уровня знаний, продемонстрированных в ходе тестирования как в целом по периоду исследования (на 2,4%), так и в разрезе по отдельным группам, сформированным по направлениям подготовки по специальностям/специализациям (в 74% групп отмечено повышение результативности обучения по модульной системе в сравнении с классической).
В ы в о д ы . Использование модульного принципа построения программ дополнительного профессионального образования для подготовки медицинских специалистов является эффективным инструментом для обеспечения их профессионального роста, соответствия современным требованиям и повышения качества медицинской помощи, что делает данную тему актуальной и научно значимой.