Фокус проблемы
  • 2022 № 1 Портрет регионального министра здравоохранения

    Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
    Р е з у л ь т а т ы . В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
    В ы в о д ы . С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья.

    Авторы: Кобякова О. С., Деев И. А., Ходакова О. В., Стародубов В. И., Чигрина В. П.

    Темы: квалификационные требования4 региональная система здравоохранения2 руководитель5 характеристика2

    Подробнее >

  • 2020 № 2 Феномены формирования и функционирования современных руководителей в российском здравоохранении

    В статье рассматривается ряд феноменов, которые определяют особенности формирования профессиональной траектории современных руководителей в здравоохранении. Представлен анализ факторов, которые определяют назначение руководителей на должности, а также средовых, конъюнктурных, личностных, образовательных, политических и других факторов, сопровождающих деятельность управленческих кадров в здравоохранении.

    Авторы: Кицул И.  С., Пивень Д.  В.

    Темы: внешняя  среда1 квалификация8 компетентность2 личностные качества1 политическое окружение1 руководитель5 система здравоохранения6 управление9 управленческие кадры1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2023 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2022

    Руководители региональных органов исполнительной власти (далее – РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования.
    Цель исследования – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
    Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
    Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. n = 42; 2022 г. n = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности
    «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.
    Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении.

    Авторы: Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Чигрина В. П., Стародубов В. И., Деев И. А., Кобякова О. С.

    Темы: квалификационные требования4 министр здравоохранения1 региональная система здравоохранения2 руководитель5 характеристика2

    Подробнее >

  • 2015 № 10 О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности

    В статье обозначены проблемы и вопросы, препятствующие выполнению требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях. В статье представлен и обоснован конкретный перечень основных направлений работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Предложены и обоснованы направления контроля, которые должны быть отражены в порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Обоснованы необходимые изменения в деятельности врачебных комиссий. Подчёркнута необходимость активного и системного участия органов управления здравоохранения и территориальных органов Росздравнадзора в формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С.

    Темы: врачебная комиссия9 качество и безопасность медицинской деятельности27 качество медицинской помощи31 медицинская организация67 органы управления здравоохранения1 руководитель5 территориальные органы росздравнадзора1

    Подробнее >

  • Информационный менеджмент
  • 2017 № 3 Опыт внедрения call-центра в деятельность бюджетной медицинской организации (на примере МКДЦ)

    В статье приведен сравнительный анализ двух подходов к организации и управлению телефонными контактами в медицинской организации. Рассмотрена «традиционная» модель организации телефонных звонков в медучреждении и модель с использованием «call-центра». Описаны преимущества и недостатки этих моделей. Раскрыта специфика телефонных звонков в медицинскую организацию. Проведен анализ деятельности «call-центра» на примере Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ), г. Казань. Сделан вывод о необходимости развития системы управления информационными потоками в медицинской организации.

    Авторы: Куприянов Р. В., Биктимирова О. Р., Жаркова Е. В., Хайруллин Р. Н.

    Темы: call-центр1 информационные потоки1 медицинская организация67 руководитель5 телефония1 телефонные контакты1

    Подробнее >