Статьи с темой: «стандарты медицинской помощи»
-
2023 № 7 Сравнительный анализ стандартов медицинской помощи взрослым по профилю «Онкология», утвержденных до и после 2019 года на предмет возможности планирования программы государственных гарантий.
В системе здравоохранения в Российской Федерации (РФ) в последние десятилетия сформировались стандарты медицинской помощи, представляющие собой табличные формы с указанием медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови и лечебного питания (компонентов) с указанием усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – сравнительный анализ стандартов медицинской помощи взрослым при онкологических заболеваниях, утвержденных приказами Минздрава России в период с 2012 по 2018 год, и стандартов, разработанных на основе клинических рекомендаций и утвержденных в период с 2019 по 2022 год, на предмет возможности планирования на их основе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Материалы и методы. Сравнение проводилось посредством сопоставления стандартов медицинской помощи в разрезе видов медицинской помощи, условий оказания медицинской помощи, локализаций и нозологических форм по блокам МКБ‑10, видов медицинских вмешательств и оценки согласованности с единицами планирования программы государственных гарантий.
Р е з у л ь т а т ы . Стандарты медицинской помощи для профиля «Онкология», утвержденные в период с 2012 по 2018 год разрабатывались в разрезе видов медицинских вмешательств и не были согласованы ни с единицами планирования программы государственных гарантий, ни со способами оплаты по клинико-статистическим группам. Внедрение методики формирования стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций с применением стандартизированных модулей медицинской помощи позволило пересмотреть принцип формирования стандартов по профилю «Онкология» и согласовать их с единицами планирования программы государственных гарантий и способами оплаты по клинико-статистическим группам.
В ы в о д ы . Структурирование процесса разработки стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и разработка методики их формирования позволяет реализовать экономическую функцию стандартов медицинской помощи. -
2025 № 5 Роль и значение клинических рекомендаций в деятельности медицинской организации: первоочередные решения руководителя по их применению и соблюдению.
В статье авторы на основе тщательного анализа действующего законодательства показывают, что сегодня клинические рекомендации играют одну из ведущих ролей в России в организации и оказании медицинской помощи. Подчеркнуто, что впервые в российском здравоохранении на официальном уровне чётко определены и документированы принципы доказательной медицины, соответствие которым и заложено в качестве обязательных требований применительно к клиническим рекомендациям, предназначенным для постоянного использования всеми врачами. Сегодня первоочередной задачей руководителя каждой медицинской организации является задача по организации работы в части применения и соблюдения клинических рекомендаций. Для решения данной задачи в медицинской организации необходимо оформление и принятие
следующих организационных решений: организация работы по соблюдению критериев оценки качества должна быть чётко прописана в локальных нормативных актах медицинской организации; механизмы контроля за соблюдением клинических рекомендаций должны быть прописаны в Положении о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в планы проверок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должны включаться как контроль за соблюдением критериев оценки качества медицинской помощи, так и непосредственный контроль соблюдения клинических рекомендаций; обязанность соблюдения клинических рекомендаций должна
быть закреплена в должностной инструкции каждого врача. Авторы обосновывают и утверждают, что обязательность как применения, так и соблюдения клинических рекомендаций – это бесспорный факт, закреплённый в российском законодательстве. Также в статье обоснована необходимость изменения формулировки части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающейся непосредственного применения клинических рекомендаций, и предложена её новая редакция. -
2017 № 6 Метаморфозы стандартизации медицинской помощи
В статье рассматривается законопроект, регулирующий разработку и использование клинических рекомендаций в практическом здравоохранении. Авторы считают, что законопроект превращает клинические рекомендации в нормативный вариант обязательных для исполнения стандартов медицинской помощи. Такой подход лишь внешне преобразует способы обеспечения качества медицинской помощи. С точки зрения авторов система здравоохранения попала в организационную «ловушку» технологической регламентации действий врачей, при этом традиционные ценности медицинской профессии постепенно девальвируются. Авторы предлагают перенастраивать взаимоотношения в отрасли не только путем импортирования достижений зарубежных стран, но и в соответствии с привычным для российского профессионального медицинского сообщества лидерством в сфере культурного, духовного и интеллектуального развития
-
2019 № 4 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендации: что делать и чего ждать медицинским организациям
В статье представлен анализ отдельных положений законодательства о здравоохранении в связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». В контексте принятых изменений авторы последовательно и чётко обосновывают обязательность соблюдения медицинскими организациями как стандартов медицинской помощи, так и действующих в настоящее время клинических рекомендаций (протоколов лечения). Подчёркнута и обоснована значительно возросшая роль критериев оценки качества медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России.
-
2017 № 8 Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями?
В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неоднократно говорится о том, что «медицинская помощь организуется и оказывается … на основе стандартов медицинской помощи…». Формулировка «на основе стандартов медицинской помощи» по-разному трактуется в медицинских организациях, в связи с чем часто возникает вопрос: «Обязательны ли для исполнения стандарты медицинской помощи, или же они носят рекомендательный характер?». В статье авторы подробно обосновывают и доказывают, что в настоящее время утверждённые в установленном порядке стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения медицинским организациями, а, следовательно, и врачами.
-
2016 № 10 История со стандартами медицинской помощи
В статье затрагиваются проблемы применения стандартов при оказании медицинской помощи, а также при осуществлении контрольно-экспертных мероприятий. Изложены основания для пересмотра парадигмы оценки качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, основанной на сопоставлении стандартизованных и реальных показателей лечебно-диагностического процесса.
-
2018 № 6 Социальная значимость применения лекарственных средств в соответствии с актуальными научными данными
Актуальность исследования. Результаты проводимых законодательных изменений в системе здравоохранения находят отражение на социальных последствиях, основанных на показателях достижения целей лечения и исходов заболеваний и, в конечном счете, ряде демографических и экономических показателей. Научный подход, основанный на данных качественных клинических, эпидемиологических, экономических и социологических исследований – инструмент обеспечения принятия решений по применению лекарственных препаратов, реализующийся через нормативно-правовые документы. Актуальной задачей является своевременное обновление и гармонизация этих документов на основе современных научных достижений с целью получения наибольшего возможного социального результата фармакотерапии заболеваний.
Цель работы. Продемонстрировать социальную значимость научного подхода к реализации нормативно-правовых документов в сфере применения лекарственных средств на примерах фармакотерапии различных патологических состояний, имеющих высокое социальное значение.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы проведения исследований (контент-анализ, синтез, обобщение, сравнение, формализация и др.) и метод сравнительного анализа. Проведен анализ действующих отечественных и зарубежных нормативно-правовых документов, регулирующих применение лекарственных препаратов, научные публикации по ключевым запросам, отражающим тему исследования, в базах данных e-Library, Pubmed, Cochrane Library, Сlinicaltrials, Scopus и сайтах биомедицинских журналов.
Результаты исследования. В статье представлены результаты реализации глобальных программ по повышению эффективности использования лекарств и представленных авторами статьи перспективных предложений по совершенствованию нормативных документов, регулирующих применение лекарственных препаратов – клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи, инструкций по медицинскому применению, методических рекомендаций при заболеваниях, имеющих высокую социальную значимость.
Выводы. Трансляция актуальных научных данных в реальную клиническую практику посредством совершенствования соответствующих нормативных документов позволяет в более полной мере использовать научные достижения на пользу здоровья населения страны, что приносит медицинский, социальный и экономический результаты.
Своевременное обновление нормативных документов в сфере применения лекарственных средств возможно на основе научного анализа действующих нормативных документов и публикаций результатов качественных клинических исследований с использованием методологии комплексной оценки лекарственных препаратов и, в более широком контексте, методологии оценки технологий здравоохранения (ОТЗ).
Организационно процесс обновления нормативных документов может проводиться на различных уровнях – федеральном, региональном и локальном, причем последний обеспечивает более скорое внедрение инноваций в медицинскую практику. -
2017 № 9 К дискуссии об обязательности соблюдения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи
В статье авторы в порядке дискуссии подробно обосновывают и доказывают, что в настоящее время утверждённые и введённые в действие в установленном порядке стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения медицинским организациями, а, следовательно, и врачами
-
2017 № 9 Еще раз о стандартах медицинской помощи: кому они нужны?
В последнее время стандарты медицинской помощи постоянно подвергаются критике со стороны клиницистов, но защищаются специалистами, работающими в контрольно-надзорных органах, в страховых медицинских организациях, фондах ОМС или в структурах, связанных с ними. Авторы, находящиеся на стороне клиницистов, уже писали об этом, и, как отклик на опубликованное в журнале «Менеджер здравоохранения» противоположное мнение уважаемых коллег, сочли необходимым вернуться к этой теме. В статье приведены дополнительные доводы о добровольности применения стандартов. Эти аргументы, как считают авторы, помогут руководителям медицинских организаций и практикующим врачам избавиться от возникающей путаницы по данному вопросу
-
2013 № 3 Расчет затрат на выполнение медицинской услуги на основе ресурсной модели
Описана методика расчета нормативных затрат на выполнение медицинской услуги, разработанная в соответствии с новыми правилами обязательного медицинского страхования. Приведены основные формулы расчета затрат на основе ресурсной модели медицинской услуги. Перечислены основные проблемы, связанные с идентификацией и классификацией ресурсов.
-
2025 № 5 Клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи – основа квалифицированной помощи пациентам с орфанными заболеваниями.
В сфере орфанных заболеваний при отсутствии клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи врачи различных профилей в медицинских организациях не могут оказывать квалифицированную медицинскую помощь, рассматриваемую как комплекс лечебно-профилактических мероприятий.
Рост числа новых открытий и разработок в условиях ограниченного финансирования медицинских услуг повысил интерес к процессу стандартизации в здравоохранении (клиническим рекомендациям и стандартам медицинской помощи).
Качество медицинской помощи базируется на профессиональных знаниях специалиста, основанных на фактических данных пациента, и имеет решающее значение для достижения запланированного результата, который зависит в том числе и от возможности использования имеющихся ресурсов.
Несмотря на низкую распространенность орфанных заболеваний, затраты на диагностику и терапию этой группы заболеваний составляют значительную долю в системе здравоохранения. Клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи, являясь основой оказания медицинской помощи, позволяют повысить квалификацию специалистов, разработать юридические, организационные и экономические мероприятия, снижающих инвалидизацию и смертность.
Цель исследования: провести обзор и анализ существующих клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи для оказания медицинской помощи пациентам с орфанными заболеваниями.
Материалы и методы. Материалами для исследования явились литературные источники из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU и нормативно-правовые документы из справочно-правовой системы «ГАРАНТ» и рубрикаторе клинических рекомендаций (ресурс Минздрава России).
Методы, используемые в исследовании: историко-генетический, логического анализа литературы и официальных нормативно-правовых документов.
Результаты. Орфанные заболевания – это группа заболеваний, являющаяся наименее малочисленной группой, но наиболее финансово затратной в здравоохранении. Полученные сводные данные по наличию клинических рекомендаций (КР) и стандартов медицинской помощи (СМП) показали, что из 5 нозологий программы неонатального скрининга, 17 нозологий из Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и из Федеральной программы «Высокозатратные нозологии», не у всех есть КР и СМП.
Выводы. По состоянию на начало 2025 года клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи отсутствуют по тем орфанным нозологиям, для которых имеется лечение, и существуют установленные законом обязательства и финансирование по обеспечению.
Для большинства орфанных заболеваний даже при наличии КР нет стандартов медицинской помощи.
Необходимо обратить более пристальное внимание профессионального сообщества на своевременность подготовки или обновление клинических рекомендаций, а Министерства здравоохранения – на разработку и утверждение стандартов медицинской помощи по орфанным заболеваниям. -
2017 № 4 Парадоксы законодательства: гарантии бесплатности медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества
Законодательство Российской Федерации, признавая права граждан как на бесплатную медицинскую помощь, так и на платные медицинские услуги, тем не менее делает явный крен сторону бесплатности. При этом гарантии бесплатности сформулированы таким образом, что нередко ограничивают права граждан на получение медицинской помощи с использованием лекарственных препаратов, медицинских изделий и т. д., не предусмотренных в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Более того, если права граждан на получение платных медицинских услуг прямо прописаны в законе, то о праве граждан на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий и т. д. вообще ничего не говорится. При этом нет и прямых запретов, что на практике приводит к многочисленным конфликтными ситуациям. В статье даются конкретные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере
-
2017 № 5 Возможные варианты соучастия граждан в финансовом обеспечении оказания медицинской помощи с использованием ресурсов, не предусмотренных программой госгарантий
Активные поиски новых форм софинансирования оказания медицинской помощи – это ответ на финансовые сложности в сфере здравоохранения. Однако не менее важным является упорядочение тех форм взаимоотношений медицинских организаций и пациентов по поводу соплатежей при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий, которые реально существуют. Анализ показывает, что легализация теневых платежей, грамотное оформление приобретения за счет средств и по желанию самих пациентов более качественных лекарственных препаратов, медицинских изделий, чем это предусматривает программа госгарантий и т. д., могут служить интересам как пациентов, так и общества в целом. В статье рассматриваются конкретные варианты оплаты за счет средств пациентов ресурсов, не обеспечиваемых в рамках программы госгарантий, допустимые в рамках действующего законодательства
-
2015 № 5 Вопросы использования стандартов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
Статья посвящена анализу законодательства, других нормативных актов, связанных с применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, контролем качества медицинской помощи и применением штрафных санкций к медицинским организациям в системе обязательного медицинского страхования.