Цифровое здравоохранение
  • 2024 № 10 Роль и место медицинской информационной системы при оказании дерматологической помощи в частной медицинской организации.

    Дерматологические заболевания сохраняют статистически значимые позиции в структуре современной соматической патологии и часто характеризуются тяжелыми медико-социальными последствиями. К последним следует отнести необоснованно высокое количество неудовлетворительных результатов лечения, высокий уровень расходов на диагностику и лечение, низкий уровень удовлетворенности пациентов.
    В совокупности это позволяет считать комплексное качество дерматологической помощи в целом недостаточным. Не являются исключением в этом аспекте и медицинские организации частного сегмента здравоохранения.
    Одним из современных эффективных направлений в повышении качества самых разнообразных видов медицинской помощи населению является широкое применение т. н. медицинских информационных систем (МИС).
    Однако, на уровне дерматологических организаций частного сегмента здравоохранения данное направление до настоящего времени практически не проработано.
    Цель исследования: повышение качества дерматологической помощи населению в частной медицинской организации на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы.
    Материалы. В исследование включено 2000 дерматологических пациентов частной медицинской организации. Контрольную группу (1000 чел.) составили пациенты в период до внедрения, основную группу (1000 чел.) – пациенты в период после внедрения разработанной системы. Продолжительность сравниваемых периодов составила по 2,5 года.
    Методы. Для получения результатов использовались методы объективного осмотра, специализированного анкетирования пациентов, простой и расширенной дерматоскопии, контент-анализа медицинской документации и баз данных медицинской
    организации, фармакоэкономического анализа. Применена система интегрированной оценки качества медицинской помощи. Для анализа результатов использовались методы вариационной статистики. Рассчитывался точный уровень статистической значимости различий результатов до и после внедрения разработанной МИС.
    Предмет. Исследование находится на «стыке» двух предметных областей – «Организация дерматологической помощи населению» и «Медицинские информационные системы».
    Результаты. В составе настоящего исследования разработана МИС, направленная на улучшение организации оказания дерматологической помощи населению. Система внедрена м медицинскую организацию частного сегмента здравоохранения.
    Основными результатами такого внедрения явились: повышение количества результатов успешного лечения, уровня удовлетворенности пациентов качеством дерматологической помощи, уровня ее стандартизации, снижение прямых экономических расходов на диагностику и лечение. Повышены интегрированный и комплексный показатели качества дерматологической помощи.
    Заключение. Повышение качества дерматологической помощи населению в медицинской организации частного сегмента здравоохранения на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы достигнуто. Полученные результаты имеют высокий уровень статистической и медико-социальной значимости.

    Авторы: Карайланов М. Г., Васильченко П. С., Сушкова Н. С.

    Темы: дерматологические заболевания1 информационные системы6 качество7 организация медицинской помощи8 частные медицинские организации2

    Подробнее >

  • Менеджмент качества медицинской помощи
  • 2016 № 8 Постаналитический этап: управление качеством клинических лабораторных исследований

    Проанализирован опыт клинико-диагностической лаборатории ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г. Чебоксары) по улучшению качества на постаналитическом этапе на основе выявления и анализа наиболее значимых критериев качества постаналитического этапа в условиях стационара травматолого-ортопедического профиля. Благодаря внедрению и постоянному совершенствованию в рамках ИСО 9001 системы управления качеством лабораторных услуг были выявлены критерии, достоверно повышающие (влияющие на) качество оказываемых услуг. Улучшение наиболее значимых индикаторов качества, таких как общее время выполнения анализа, выбор критериев интерпретации и критических величин результатов исследований, процедура обработки информации с формированием бланка лабораторного исследования позволили оптимизировать и рационально использовать материальные и человеческие ресурсы здравоохранения.

    Авторы: Николаев Н. С., Назарова В. В., Добровольская Н. Ю., Пчелова Н. Н., Орлова А. В.

    Темы: качество7 лабораторные исследования2 постаналитический этап1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2023 № 1 Обзор работы государственной стоматологической службы Тверской области в 2021 году

    Забота о здоровье населения Тверского региона является важным направлением социальной региональной политики. Основной задачей стоматологической службы Тверской области является сохранение и укрепление здоровья граждан Тверского региона, увеличение роли профилактики стоматологических заболеваний, формирование модели организации стоматологической отрасли, обеспечивающей доступность и качество оказания стоматологической помощи, повышение эффективности стоматологических услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
    Цель исследования – анализ статистических данных стоматологической службы государственных учреждений здравоохранения Тверской области.
    Материалы и методы. Проведен анализ статистических данных, отражающих демографические показатели, статистику структуры стоматологической службы, укомплектованность кадрами, распределение стоматологов по учреждениям Тверской области, качество оказания стоматологической помощи, основные показатели работы стоматологической службы Тверской области, показатели лечебно-профилактической работы.
    Результаты. Настоящее исследование посвящено анализу деятельности государственных медицинских учреждений здравоохранения Тверской области, оказывающих стоматологическую помощь населению Тверской области. Показатели обеспеченности врачами-стоматологами в данной области (без учета ортопедов и ортодонтов) составляют 3,82 должности на 10 тыс. населения (всего 426,25 ставок). Показатели обеспеченности населения региона кадрами стоматологов составляют 4,3 должности на взрослое население региона. Выявлены дефицитные специальности: детские стоматологи, ортодонты, в районных учреждениях отмечен недостаток ортопедов. Доля занятых штатных должностей по специальности «Детская стоматология» составила 49%, что отражает необходимость для подготовки кадров данного направления. Выявлены трудности с организацией профилактических осмотров детского населения, низкий процент осмотренных лиц.
    Выводы. На территории г. Твери и Тверской области в целом функционируют городские, районные, областные медицинские учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологическую помощь населению. В ходе статистического анализа выявлен ряд затруднений, которые требуют дальнейших действий со стороны медицинского сообщества, общественных организаций. Необходима разработка комплексных мер решения дефицита детских стоматологов на уровне Министерства Здравоохранения и образовательных учреждений. Освещены сложности проведения профилактических осмотров среди населения различных групп. Важно укрепление профилактического профиля с целью снижения случаев осложненного кариеса, удаления зубов. Развитие гигиенического направления позволит увеличить информированность населения об особенностях
    гигиены зубов и полости рта, способах профилактики и лечения стоматологических заболеваний.

    Авторы: Жукова К. В., Гаврилова О. А., Коновалов О. Е., Жуков С. В., Морозов А. М.

    Темы: доступность10 качество7 квалификация врачей2 обязательное медицинское страхование71 стоматологическая помощь2 стоматологическая служба1 стоматологические заболевания1 укрепление здоровья2 экспертиза качества3

    Подробнее >

  • 2025 № 2 Совершенствование оказания качественной стоматологической помощи взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях.

    Система общественного здравоохранения обеспечивает основные потребности населения в стоматологической помощи [16], поэтому оценка качества государственной стоматологической помощи населению является важной проблемой организации стоматологической помощи [8, 9]. Однако до сих пор не разработаны единообразные подходы к решению этой проблемы. В данной статье рассмотрены различные литературные источники, посвященные совершенствованию оказания стоматологической помощи в России.
    Цель исследования: дальнейшее улучшение стоматологической помощи в России путем развития ее качества и доступности.
    Материалы и методы. Важными принципами построения внутренней системы контроля качества медицинской помощи должны быть ответственность и активное участие руководителей медицинских организаций и врачей-стоматологов, т. к. они играют ключевую роль в процессе предоставления медицинской помощи. Социологические опросы среди медицинских работников позволяют получить информацию о факторах, определяющих эффективность, доступность и качество медицинской помощи, а также соответствие предоставленных медицинских услуг современным условиям и стандартам.
    Результаты. Проведенное исследование в г. Омске показало: на основании социологического опроса 1235 пациентов стоматологической поликлиники были выявлены основные факторы притягательности учреждения и удовлетворенность пациентов определенными видами деятельности и специалистами (терапевты, хирурги, ортопеды). Эти данные являются основой маркетинга стоматологических организаций. В современных условиях конкуренции на рынке стоматологических услуг важным аспектом является доступность и качество медицинской помощи, которые влияют на выбор пациентами того или иного учреждения. Обучение и усовершенствование специалистов должны проводиться на современном оборудовании
    и с использованием современных технологий. Несмотря на усилия стоматологического руководства, результаты воздействия на качество стоматологической помощи были незначительными и в основном зависели от профессионализма, мастерства и возможностей специалистов, а также от их обеспечения и организации работы.
    Выводы. Качество стоматологической помощи остается центральной проблемой в лечебно-профилактической сфере. Однако в стоматологическом сообществе все больше осознаются возможности влияния и управления качеством медицинской помощи населению, а также регулирования различных аспектов этой проблемы.

    Авторы: Калистратов С. Л., Фомина А. В., Самойлова М. В., Баштовой А. А.

    Темы: доступность10 качество7 организация3 пациент21 стоматологическая помощь2

    Подробнее >

  • 2023 № 6 Обзор состояния стоматологической помощи детскому населению Тверской области за период 2016–2020 г. г.

    Эффективное оказание стоматологической помощи должно основываться на достоверной информации оказания стоматологических услуг детям в условиях обязательного медицинского страхования и статистических данных оказания стоматологической помощи детям. Обзор статистических показателей необходим для дальнейшего планирования деятельности стоматологической службы по оказанию стоматологической помощи детям.
    Цель исследования: провести обзор статистических данных оказания стоматологической помощи детям в государственных учреждениях Тверской области.
    Материалы и методы. Проведён обзор, анализ, сбор и сопоставление агрегированных данных за 2016–2020 г. г. Тверской области: статистических данных по демографии, анализ показателей работы стоматологической службы, анализ показателей доступности стоматологической помощи детскому населению по анкетированию родителей/законных представителей пациентов детского возраста, анализ кадрового потенциала и анкетирование стоматологов по профилю «Стоматология детская».
    Результаты. Данная статья посвящена обзору деятельности государственных учреждений здравоохранения Тверской области, оказывающих стоматологическую помощь детскому населению в рамках обязательного медицинского страхования.
    Результаты исследования свидетельствуют о том, что распространённость кариеса зубов среди детей Тверской области стабильно высока. Необходимы дальнейшие профилактические программы и дополнительные исследования для улучшения стоматологического здоровья детей.

    Авторы: Жукова К. В., Коновалов О. Е.

    Темы: доступность10 качество7 квалификация врачей2 обзор2 обязательное медицинское страхование71 профилактика стоматологических заболеваний1 статистика7 стоматологическая помощь детям1

    Подробнее >

  • 2019 № 4 Опыт и результаты внедрения принципов бережливого производства в здравоохранение

    Всемирная Организация Здравоохранения отмечает увеличивающийся спрос на медицинские услуги с одной стороны и тенденцию к ухудшению финансовых условий в системе здравоохранения с другой стороны, что, безусловно, является одной из основных проблем в современном медицинском менеджменте. В статье рассматривается возможность использования принципов и методов бережливого производства для решения задач организации практического здравоохранения. Анализируются результаты внедрения бережливого производства за последние десятилетия, оцениваются основные ранние успехи, достигнутые с помощью использования инструментов и методов бережливого производства, а также обозначаются основные ограничения применения. Особое внимание уделяется возможным ролям руководителей медицинских учреждений при внедрении бережливого производства, а также оценивается успешность той или иной стратегии. Представлен глубокий анализ современных экономических показателей успешности внедрения бережливого производства в медицинских клиниках за рубежом, актуализируются ключевые моменты эффективного внедрения бережливого производства. В дополнение к экономическим показателям оценивается влияние внедрения бережливого производства в медицинские организации на снижение показателей смертности, передачи внутрибольничных инфекций, смертности от внутригоспитальных инфекций, снижение времени ожидания оказания медицинской услуги (особенно в приемном отделении) и т.д. Актуализируется текущая задача, стоящая перед системой здравоохранения в Российской Федерации. В заключение делается основной вывод о положительном экономическом эффекте и росте качества медицинской помощи после внедрения принципов и методов бережливого производства, о сущности бережливого производства как отдельной философии организации процессов, а также о других положительных результатах при внедрении бережливого производства.

    Авторы: Кобякова О. С., Деев И. А., Куликов Е. С., Бойков В. А., Титова М. А., Осихов И. А., Сиволобова Т. В., Обуховская В. Б., Выскочков В. С., Варламова А. Г.

    Темы: бережливое производство17 бережливое управление1 качество7 медицинские учреждения2 оптимизация6 организация здравоохранения24 процесс4 стандартизация3

    Подробнее >

  • 2014 № 6 Мероприятия по предотвращению поступления недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов в медицинские организации

    В статье представлены практические подходы к реализации отдельных мер по обеспечению безопасности обращения лекарственных средств в медицинской организации. Показана организационная технология предотвращения поступления недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов в медицинских организациях.

    Авторы: Резвых Ю. А., Ковальская Г. Н., Кицул И. С.

    Темы: безопасность5 качество7 лекарственный препарат2 медицинская организация70 обращение лекарственных средств1 фальсификация1

    Подробнее >