Сон И. М. - все статьи автора в журнале
-
2020 № 9 Прогнозирование трудовых ресурсов в системе первичной медико-санитарной помощи Казахстана
Первичная медико-санитарная помощь является весьма эффективным и действенным способом устранения основных причин и рисков плохого состояния здоровья, а также решения возникающих проблем, угрожающих здоровью и благополучию в будущем.
Цель работы: Разработать модель прогнозирования потребности во врачах общей практики (ВОП) до 2030 года, с учетом
различных входных данных в уравнениях, описывающих движение трудовых ресурсов в виде «потоков» и «накопителей» с использованием метода системной динамики.
Материалы и методы: Модель построена с использованием программы Any Logic, основываясь на сведениях об обеспеченности врачами ПМСП, демографических данных и общей распространенности заболеваний среди населения. Для
прогнозирования потребности во врачах общей практики были рассмотрены три сценария. Базовым годом был 2018 год,
прогнозирование проводилось до 2030 года.
Результаты: Все три сценария указывают на то, что при сохранении в будущем нынешнего количества выпускников-ВОП
нехватка врачей первичного звена будет усугубляться. В целом дефицит может достигать более двух тысяч.
Выводы: Государственным органам и учреждениям образования необходимо принять меры по коррекции числа обучающихся по специальности «врач общей практики» во избежание роста дефицита врачей ПМСП в перспективе до 2030 года -
2019 № 3 Исторические предпосылки научной организации труда в здравоохранении: опыт начала ХХ века
Активное внедрение технологий бережливого производства в деятельность медицинских организаций, проводимое в последние годы, послужило поводом для изучения истории зарождения и становления управленческой науки в России, а также изучения и переосмысления российского и советского опыта организации здравоохранения. Анализ документов и литературных источников, относящихся к 20–30 годам прошлого века, периоду, когда бурными темпами строилось и развивалось народное хозяйство СССР, заставляет переосмыслить место и роль советского опыта управления производством, получившего в своё время название «научная организация труда и производства», а впоследствии – «рационализация». Универсальность технологий и методов научной организации труда (НОТ) позволяет использовать их как в производственной, так и непроизводственной сферах, в том числе и в здравоохранении. Отметим, что советский опыт, как правило, либо вовсе не отражается в западных учебниках по менеджменту, либо только упоминается, хотя достижения советских учёных 20-х годов прошлого века предвосхитили многие направления развития современного менеджмента и сохраняют свою актуальность даже спустя почти сто лет.
-
2018 № 4 Оценка финансовых потоков и их расходов в связи с ВИЧ/СПИД- инфекцией в Таджикистане
Для оптимизации расходования средств по противодействию распространения ВИЧ/СПИД Республика Таджикистан взяла на себя обязательство по мониторированию использования финансовых средств от всех источников финансирования, чтобы оптимизировать расходование средств на противодействие распространению ВИЧ/ СПИД. Целью данной работы является оценка движения финансовых потоков и их расходов в связи с ВИЧ/СПИДом в Республике Таджикистан.
Для достижения поставленной цели проведен анализ движения финансовых потоков и их расходов в связи с ВИЧ/СПИДом в Республике Таджикистан с программным обеспечением ОНСР – NASA Resource Tracking Software (NASA RTS). Исследования финансовых потоков и их расходов в связи с ВИЧ/СПИДом в Республике Таджикистан в 2012–2013 гг. показали, что общая сумма от всех источников финансирования (внутренние, внешние и частные) составила 26 793 817 долларов США. В результате исследования было установлено, что основные средства в период 2012–2013 гг. были израсходованы на «Профилактику» (45,24% и 51,05% соответственно); «Уход и лечение» (17,07% и 10,10% соответственно); «Программное управление и администрирование» (25,40% и 24,57% соответственно), а также «Кадровые ресурсы» (10,82% и 10,45% соответственно). Дефицит финансирования в 2012–2013 гг. составил в суммарном выражении 32,38 миллионов долларов США (на 54,73% меньше от потребности в ресурсах).
Мониторинг финансовых средств позволил получить ценную стратегическую информацию для мобилизации дополнительных финансовых средств по реализации Национальной программы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД. -
2017 № 5 Изучение нагрузки и затрат рабочего времени врачей общей практики в организациях здравоохранения в Казахстане
В статье приведены результаты хронометражных исследований пациентов поликлиники г. Караганды, при этом анализировались и изучались затраты рабочего времени врача на выполнение различных трудовых операций. Кроме этого были определены основные факторы, влияющие на длительность приема врачей общей практики организаций ПМСП, а также нами был составлен прогноз длительности приема врачей ВОП в зависимости от учета некоторых переменных. Статистический анализ определил основные факторы, влияющие на длительность приема пациентов врачами ВОП. К ним относятся Коммуникативный фактор или компонента 1, Операционные процедуры или компонента 2, и Работа с документацией или компонента 3
-
2016 № 8 Формирование учетной документации по детской инвалидности в Российской Федерации за 1980–2016 гг.
Проведен ретроспективный анализ первичной медицинской документации, регистрирующей детскую инвалидность. Изучена хронологическая последовательность изменений учетных форм и предпосылки этих изменений, а также особенности документации для учета детей-инвалидов.
-
2024 № 12 Ситуативный профессиональный портрет руководителя региональной государственной медицинской организации.
Актуальность. Руководители региональных медицинских организаций играют важную роль в здравоохранении субъекта Федерации. Расширенная версия ситуативного «профессионального портрета», как собирательный образ руководителя медицинской организации региона, позволяет актуализировать информацию об этой категории специалистов.
Цель исследования: сформировать ситуативный профессиональный портрет руководителя региональной государственной медицинской организации по результатам социологического опроса.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие главные врачи 58 медицинских организаций областного центра и муниципальных районов, подведомственных региональному Минздраву. Применялись методы социологического опроса, описательной статистики (табличный и графический методы, метод расчета статистических показателей) и аналитический метод.
Результаты. Большинство главных врачей представляли возрастную группу 51 год и старше (66,68%), соотношение мужчин и женщин составляет 1:1,3. 92,16% руководителей медицинских организаций имеют общий стаж работы в здравоохранении более 15 лет; стаж работы в занимаемой должности более 10 лет установлен для 37,50% руководителей медицинских организаций областного центра и для 36,84% руководителей медицинских организаций муниципальных районов. 78,43% респондентов имеют высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», все главные врачи имеют сертификаты
или свидетельства об аккредитации, подтверждающие их квалификацию в области организации здравоохранения и общественного здоровья. Среди медицинских организаций, находящихся под управлением респондентов, 77,59% предоставляют первичную медико-санитарную помощь; 74,14% – специализированную медицинскую помощь. Для медицинских организаций областного центра более характерны структуры с двумя (28,57%) и тремя (28,57%) штатными должностями заместителей главного врача, для медицинских организаций муниципальных районов – структуры с одной (33,33%) или двумя (55,56%) штатными должностями заместителя главного врача.
Выводы. Ситуативный портрет руководителя региональной государственной медицинской организации – мужчина или женщина в возрасте старше 51 года, со стажем работы в должности руководителя более 10 лет, специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело». Чаще руководит медицинской организацией, в которой оказывается первичная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь, имеет, как правило, двух заместителей,
до назначения на должность заместителя главного врача работавших в этой организации. Компонент «иерархия высшего и среднего звеньев управления» существенно различается в зависимости от типа медицинской организации. В медицинских организациях областного центра доминирует модель организационного управления с 2 и 3 штатными должностями заместителей руководителя в структуре иерархических звеньев управления; в медицинских организациях муниципальных районов превалирует модель с 1 и 2 штатными должностями заместителей руководителя. Число заместителей руководителя в медицинских организациях определяется в зависимости от специфики и масштаба организации, а также от условий и видов
медицинской помощи, предоставляемых данной медицинской организацией. -
2021 № 3 Нормы времени на выполнение лабораторных исследований специалистами клинико-диагностических и микробиологических лабораторий
Введение. Изменение материально-технических условий и внедрение высокотехнологичных методов в области
здравоохранения, как и в любой другой отрасти, свидетельствует о необходимости изучения рабочего процесса специалистов с для принятия организационных решений по оптимизации их деятельности.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : установление норм времени на проведение лабораторных исследований и структуры затрат рабочего времени специалистов с высшим образованием, занятых клинической лабораторной диагностикой.
М а т е р и а л и м е т о д ы . В рамках реализации плана мероприятий («дорожная карта») по утверждению типовых отраслевых норм труда в сфере здравоохранения в 2016–2020 гг. с привлечением главных специалистов Минздрава РФ в пилотных субъектах страны проведены фотохронометражные исследования и экспертная оценка рабочего процесса специалистов с высшим образованием, занятых лабораторной диагностикой. Фотохронометражное исследование и экспертная оценка рабочего процесса специалистов с высшим образованием, занятых лабораторной диагностикой, проведены по специально разработанным картам технологических операций, на основе которых проведена статистическая обработка данных и установлены затраты рабочего времени специалистов. Расчеты норм времени проведены с учетом выполнения лабораторных исследований с применением автоматизированных и полуавтоматизированных технологий рабочего процесса и полуавтоматических методов. Для оценки полученных данных применялись аналитически-исследовательский и аналитически расчетный методы, а также экспертный (на основании опыта ведущих специалистов по лабораторной диагностике) и статистический (данные форм федерального статистического наблюдения № 30) методы. В исследовании участвовали высококвалифицированные специалисты, имеющие стаж работы в данной отрасли не менее пяти лет.
Р е з у л ь т а т ы . Установлено, что в структуре затрат рабочего времени специалистов с высшим образованием, занятых лабораторной диагностикой, более половины рабочего времени (54,3%) занимает основная деятельность, работа с медицинской документацией занимает до 14,5% рабочего времени. Минимальное время в структуре затрат рабочего времени приходится на прочую деятельность (4,1%).
З а к л ю ч е н и е . Установлена средняя продолжительность различных видов лабораторных исследований, что позволит рационально планировать объемы деятельности и провести расчет численности специалистов с высшим образованием для выполнения клинических лабораторных исследований с применением современных технологий в трудовом процессе. -
2021 № 1 Роль органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения
Проблема кадрового обеспечения в здравоохранении сохраняет актуальность на протяжении длительного
времени. В статье рассмотрены возможности участия органов местного самоуправления по привлечению и закреплению медицинских работников, прежде всего, первичного звена. Представлен анализ нормативно-правовых актов федерального уровня. Предложены поправки в федеральные законы № 131-ФЗ и № 323-ФЗ, связанные с конкретизацией полномочий органов местного самоуправления в части, касающейся кадров здравоохранения. Обоснована необходимость комплексной оценки реализуемых мер социальной поддержки медицинских работников для выявления наиболее эффективных мероприятий и выбора лучших практик. -
2018 № 9 Численность врачей-пластических хирургов в Российской Федерации и их деятельность в 2017 г.
Актуальность. Вопросы кадрового обеспечения медицинских организаций всегда остаются одной из актуальных проблем практического здравоохранения. В период широкого развития такой отрасли здравоохранения, как пластическая хирургия, возрастает актуальность обеспечения врачами-специалистами и организации контроля над их деятельностью. Цель исследования. Провести анализ обеспеченности и деятельности врачей-пластических хирургов в разрезе субъектов Российской Федерации. Материал и методы. Использованы данные федерального статистического наблюдения No 30 «Сведения о медицинской организации» за 2017 год. В работе применялись статистический, аналитический, описательный методы статистики. Результаты. Большинство врачей-пластических хирургов работают на занятых должностях в медицинских организациях Центрального (36,2%), Сибирского (20,7%), Приволжского (15,5%) Федеральных округов, чаще в условиях стационаров. При этом наибольшее число посещений врачей-специалистов приходится на Южный (49,7% или 8330 посещений в год) и Сибирский (37,8% или 6335 посещений в год) Федеральные округа. Выводы. Анализ численности врачей-пластических хирургов показал, что основная часть их работает на занятых должностях в Центральном федеральном округе, особенно в г. Москве. При этом наиболее высокое число посещений врачей-специалистов приходится на Южный федеральный округ.
-
2018 № 3 К созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь: характеристика врачебных кадров участкового звена
Представлены результаты анализа обеспеченности населения Российской Федерации врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики, врачами-педиатрами участковыми. Установлены существенные различия в показателях в субъектах Российской Федерации. Эти различия обуславливают необходимость дифференциального подхода при планировании мероприятий по совершенствованию организации первичной медико-санитарной помощи в субъектах Российской Федерации.
-
2017 № 6 Затраты рабочего времени врачей-специалистов, связанных с посещением одним пациентом врача-фтизиатра, врача-хирурга и врача-дерматовенеролога
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583) и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 130; № 45, ст. 5863; 2014, № 19, ст. 2468), в 2016 г. прове дены фотохронометражные наблюдения за рабочим процессом врачей-фтизиатров, врачей-хирургов и врачейдерматовенерологов. Работа проводилась в соответствии с методикой проведения фотохронометражных исследований в течение десяти рабочих дней за двумя врачами по каждой специальности. Результаты исследования показали необходимость разработки новых нормативных документов по установлению норм времени на посещение одним пациентом врачей-фтизиатров, врачей-хирургов и врачей-дерматовенерологов, оказывающих первичную специализированную помощь в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
-
2017 № 2 Немедицинский и прочий персонал, работающий в медицинских организациях, подчиненных субъекту Российской Федерации
Требование повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, в том числе кадровых, обусловливает необходимость совершенствования подходов к определению потребности в немедицинских кадрах здравоохранения. За последние три года почти в два раза (на 47,3%) увеличилась абсолютная численность категории «прочий персонал» медицинских организаций, и возросла на 24,6% ее доля в общей численности работников здравоохранения. Проанализированы данные, предоставленные органами управления здравоохранения Российской Федерации о численности, составе и дополнительной потребности медицинских организаций в немедицинском и прочем персонале. Показана необходимость разработки единой номенклатуры должностей в части немедицинских кадров здравоохранения, четко определенных методических подходов к формированию штатной структуры и численности немедицинского персонала в зависимости от типа и мощности медицинской организации.
-
2020 № 1 Планирование тематики диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: проблемы и решения
Анализ изменений структуры тематики диссертаций за 20 лет показал, что профессиональные ценности соискателей ученой степени по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» сместились от вопросов здоровья и здоровьесбережения к вопросам болезни и технологий её лечения, что не соответствует потребностям современного общества. Происходит исчезновение из рассматриваемой дисциплины, родоначальником которой является медицинская полиция, знаний и компетенций, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности по реализации одной из важнейших социальных функций государства – предотвращения угрозы общественному здоровью и безопасности. Необходимо уточнить сущность базового понятия научной специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», а также усовершенствовать процедуры планирования диссертационных исследований.
-
2017 № 8 Переход к модели персонализированной медицины: барьеры и возможные решения
На примере приоритетного направления «персонализированная медицина», выделенного Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, рассмотрены риски и барьеры реализации проектов «полного цикла». Предложены подходы к проектированию и экспертизе комплексных научно-технологических проектов, а также к системе их аналитического обеспечения. Обоснована важность определения квалифицированного заказчика проектов «полного цикла», в качестве которого может выступить Министерство здравоохранения Российской Федерации либо крупная компания, заинтересованная в развитии приоритетного направления. Рекомендовано делегировать квалифицированному заказчику полномочия по формированию архитектуры проектов «полного цикла». Для минимизации и управления широким набором рисков и барьеров, создающих угрозу для реализации всех этапов таких проектов необходимо проведение многопараметричной экспертизы, в рамках которой наряду с анализом трендов развития нового технологического направления должна быть выполнена оценка экономической целесообразности, кадрового и инфраструктурного обеспечения, достаточности нормативно-правового регулирования
-
2017 № 1 Анализ изменений отчетных форм федерального статистического наблюдения в части детской инвалидности
Детская инвалидность – одна из острейших медико-социальных проблем современного общества. Уровень инвалидности наряду с показателями младенческой смертности, заболеваемости, физического развития и медико-демографическими процессами является базовым индикатором состояния здоровья детского населения, отображая уровень экономического и социального благополучия страны. В данной статье представлен ретроспективный анализ изменений в отчетных формах федерального статистического наблюдения, содержащих сведения о детях-инвалидах, за период с 1995 по 2015 год. Изучена хронологическая последовательность изменений отчетных форм и предпосылки этих изменений.
-
2024 № 9 Результаты реализации регионального проекта Свердловской области по скринингу и ранней диагностике онкоурологических заболеваний у мужчин (на примере рака предстательной железы).
Актуальность. Первичная заболеваемость мужского населения России онкоурологическими заболеваниями (в т. ч. раком предстательной железы, РПЖ) имеет тенденцию к увеличению. Реализация программ скрининга, ранней диагностики и лечения позволяет повысить уровень опухолеспецифической выживаемости пациентов (ОСВ).
Цель исследования: оценить результаты реализации регионального проекта (Проект) Свердловской области (СО) по скринингу, ранней диагностике и лечению онкоурологических заболеваний (на примере РПЖ) в 2005–2022 гг.
Материалы и методы. Выполнен обзор нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы организации популяционного скрининга и ранней диагностики онкоурологических заболеваний (в т. ч. РПЖ) в СО. Систематизированы основные результаты реализации Проекта в СО, в т. ч. дана характеристика результатов скрининга и ранней диагностики РПЖ, оценена ОСВ пациентов с РПЖ, проживающих в управленческих округах СО и получивших дополнительный объем медицинской помощи в рамках Проекта.
Результаты. В 2005–2022 гг. в рамках реализации Проекта около 196 тыс. мужчин отнесены к группе риска по РПЖ; каждый четвертый мужчина группы риска (48,7 тыс. человек) был дополнительно обследован в экспресс-диагностических урологических кабинетах (ЭДУК), развернутых в медицинских организациях 2‑го уровня. Своевременно диагностировано около 18,5 тыс. новых случаев доброкачественной гиперплазии предстательной железы, 9,2 тыс. новых случаев воспалительных заболеваний органов мочевой и половой систем, а также 2,2 тыс. новых случаев онкоурологических заболеваний (в т. ч. более 1,4 тыс. новых случаев РПЖ. Отношение рисков (HR) летального исхода от РПЖ в группе мужчин, получивших дополнительное обследование в рамках Проекта, было в 2–3 раза ниже с учетом стадии заболевания и возраста.
Выводы. Результаты реализации Проекта могут быть использованы при планировании региональных программ скрининга, ранней диагностики и лечения онкоурологических заболеваний (в т. ч. РПЖ). -
2024 № 6 Немедицинские аспекты доступности медицинской помощи при территориальном планировании в здравоохранении.
Повышение доступности медицинской помощи является одной из задач по достижению целей государственной политики в сфере сбережения населения России и развития человеческого потенциала ряда стратегических документов Российской Федерации.
Цель исследования: анализ немедицинских аспектов обеспечения доступности медицинской помощи, их нормативное правовое регулирование при территориальном планировании в здравоохранении на региональном уровне.
Материалы и методы. Источником информации послужили нормативные правовые акты из справочной правовой системы КонсультантПлюс. В исследовании применялись описательный и аналитический методы.
Результаты. Показано, что вопросы обеспечения доступности медицинской помощи и создания условий для ее оказания и развития различными законодательными и нормативными правовыми актами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и полномочиям органов местного самоуправления в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации. Однако данные положения в рамках разграничения полномочий сформулированы по-разному, что определяет необходимость совершенствования нормативной правовой базы. Определена целесообразность совершенствования нормативной правовой базы разного уровня и ведомств в рамках уточнения правовой нормы по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района или муниципального, городского округа в части предоставления транспортных услуг населению
и организации транспортного обслуживания и парковочного пространства, с возможностью доезда до медицинской организации для всех групп населения. В рамках нормативного регулирования требуют конкретизации иные социальные гарантии медицинским работникам, в том числе обеспечение медицинских работников жилыми помещениями (служебным жилым помещением, по договору социального найма, предоставление соответствующих субсидий и выплат на приобретение жилых помещений).
Определено наличие достаточной регламентации в части правил строительства и содержания автомобильных дорог в правовом поле, однако, в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, приведенных в исследовании, отсутствует конкретизация и корреляция указанных правовых норм относительно медицинских организаций.
Выводы. Определена необходимость совершенствования нормативного регулирования немедицинских аспектов государственного и муниципального обеспечения доступности медицинской помощи населению в части приведения в соответствие с конституционными нормами и взаимной корреляции между нормативными правовыми актами различных ведомств для конкретизации мер, направленных на повышение доступности, при оказании медицинской помощи населению, в части транспортного обеспечения, социальных гарантий для медицинского персонала и иных мер по развитию инфраструктуры. -
2024 № 6 Экспертные подходы к оценке организации оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» на региональном уровне.
Оценка результативности организации медицинской помощи населению является важной задачей, т. к. позволяет выявить и проанализировать проблемы, потенциальные риски и разработать мероприятия по их предупреждению и устранению.
В настоящее время не существует единой системы, с помощью которой можно оценить организацию медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» на региональном уровне.
Цель исследования: определение критериев для оценки организации оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» на региональном уровне с использованием метода экспертных оценок.
Материалы и методы. Исследование проводилось в 2019–2022 годах на базе медицинских организаций Приволжского федерального округа с использованием метода экспертных оценок. На первом этапе были отобраны 60 специалистов, участвовавших в организации медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия», как на уровне медицинской организации, так и на региональном и федеральном уровнях. Эксперты предложили 64 критерия для оценки организации оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» на региональном уровне, которые вошли в «Карту экспертной оценки». На втором этапе в соответствии с критериями включения был отобран 21 эксперт, который провел
балльную оценку предложенных критериев. Для оценки результатов анкетирования проводился расчет 95% доверительного интервала (ДИ) методом Фишера. Для определения согласованности мнений экспертов относительно важности выбранных критериев использовался коэффициент конкордации Кендалла (W). Оценка коэффициента конкордации считалась значимой при вероятности ошибки первого типа менее 0,05.
Результаты и обсуждение. Анализ результатов экспертной оценки и их ранжирование позволили определить 20 наиболее значимых критериев, имеющих оценку более 8 баллов и коэффициент конкордации 0,7 и более. По мнению экспертов для организации оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» наибольшее значение имеет наличие нормативных документов, регламентирующих маршрутизацию пациентов, правила оказания и инфраструктуру медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия», рекомендуемый стандарт оснащения медицинской организации и рекомендуемые штатные нормативы; кадровое обеспечение, наличие неотложной круглосуточной помощи по профилю «стоматология» в регионе, оснащение необходимым медицинским оборудованием, наборами хирургического инструментария
для оперативных вмешательств в челюстно-лицевой области, организация оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» детскому населению и инвалидам в регионе, регулярный мониторинг удовлетворенности пациентов путем анкетирования.
Выводы. Определены значимые критерии оценки организации оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» на региональном уровне, что позволило выявить существующие недостатки в организации деятельности и наметить пути их устранения. -
2024 № 3 Организационные и клинические факторы выживаемости пациентов при раке предстательной железы в Свердловской области.
Рак предстательной железы входит в перечень наиболее распространенных форм злокачественных новообразований у мужчин. Уровень выживаемости пациентов с злокачественными новообразованиями предстательной железы зависит не только от клинических, но и организационных факторов. В медицинских организациях Свердловской области развернута сеть экспресс-диагностических урологических кабинетов, предназначенных для ранней диагностики урологических и онкоурологических заболеваний, определении схем маршрутизации пациентов.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : по данным регионального сегмента специализированной онкологической информационной системы «ОНКОР» определить степень влияния организационных и основных клинических факторов на уровень выживаемости больных злокачественными новообразованиями предстательной железы.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Из базы данных ОНКОР извлечены записи о всех 20087 вновь выявленных в Свердловской области случаях злокачественных новообразований предстательной железы в 2005–2022 г. По таблицам дожития оценили одно- и пятилетнюю опухолеспецифическую выживаемость пациентов. Методом Каплана-Мейера оценили кумулятивную функцию выживаемости. Методом регрессионного анализа Кокса оценили значения коэффициента относительного риска смерти пациентов от злокачественных новообразований предстательной железы в зависимости от величин клинических и организационных факторов прогноза.
Р е з у л ь т а т ы . В 2005–2022 гг. в Свердловской области уровень первичной заболеваемости мужского населения злокачественными новообразованиями предстательной железы вырос на +445,8%; уровень запущенности варьировал в диапазоне 42,3% – 49,5% в зависимости от места проживания пациента. Уровень пятилетней опухолеспецифической выживаемости пациентов, у которых злокачественные новообразования предстательной железы были обнаружены на первой стадии, составил 87,4%, второй стадии – 77,4%, третьей стадии – 65,1%, четвертой стадии – 23,6% (p< 0,001); пациентов, у которых ЗНО ПЖ было подтверждено в медицинских организациях, в составе которых функционировал экспресс-диагностический урологический кабинет, составил 78,8%, в прочих медицинских организаций региона – 57,7%. Значение относительного риска смерти пациента зависело от места его проживания, возраста, стадии заболевания, а также наличия экспресс-диагностических урологических кабинетов в составе медицинской организации, в которой был подтвержден диагноз злокачественных новообразований предстательной железы.
В ы в о д ы . Результаты исследования подтверждают результативность реализуемой в Свердловской области модели оказания онкоурологической помощи пациентам с злокачественными новообразованиями предстательной железы. -
2018 № 6 Вклад субъектов РФ в формирование уровней общей заболеваемости всего населения в 2010–2016 гг.
Представлены результаты анализа общей заболеваемости всего населения РФ по федеральным округам в 2010–2016 гг., который позволяет оценить вклад каждой области РФ в формирование уровня общей заболеваемости населения в целом по стране. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование показателей общей заболеваемости всего населения РФ
-
2018 № 1 Отделение медико-социальной помощи взрослому населению и отделение по уходу: концепция и принципы организации
Предложена концепция организации медико-социальной помощи наиболее социально уязвимым контингентам населения (лицам пожилого и старческого возраста, инвалидам и гражданам с временным ограничением способности к передвижению и самообслуживанию после перенесенных заболеваний и травм), которая включает в себя создание отделений медико-социальной помощи в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях взрослому населению.
-
2016 № 10 Состояние и тенденции организации медицинской помощи больным ревматическими болезнями в О ренбургской области
В Оренбургской области имеются разнонаправленные и неравномерные тенденции заболеваемости ревматическими болезнями, вероятно связанные со снижением доступности специализированной ревматологической помощи больным. Изучено состояние и тенденции организации медицинской помощи пациентам с ревматическими заболеваниями. Разработана организационная модель оказания специализированной ревматологической помощи на региональном уровне. Показано, что медицинская помощь больным ревматическими болезнями в Оренбургской области не соответствует современным представлениям о необходимом уровне к ее организации и действующему порядку оказания. Уровень первичной специализированной ревматологической помощи не обеспечен необходимым количеством должностей, а территориальное распределение имеющихся обуславливает ее транспортную недоступность. Специализированная стационарная помощь, в том числе высокотехнологичная оказывается в одном отделении при областной больнице, что также представляется недостаточным. Расчетное количество необходимых штатных должностей врачей-ревматологов составляет от 17 до 32 ставок, в зависимости от примененных методик расчета. Число необходимых коек для оказания специализированной ревматологической помощи варьирует от 94 до 250. Разработанная на основании аналитического и нормативного методов организационная модель ревматологической помощи взрослому населению области включает создание межрайонных кабинетов врачей-ревматологов для оказания первичной специализированной ревматологической помощи, двух межрайонных ревматологических отделений для оказания специализированной помощи с учетом сохранения отделения в областной клинической больнице, оказывающего специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь пациентам. Данная модель является первым этапом в разработке концепции развития ревматологической помощи в области.
-
2016 № 9 Современные подходы к оценке эффективности и качества медицинских диагностических исследований
В статье освещены подходы к оценке эффективности и качества медицинских диагностических исследований. Обозначена проблема совершенствования медицинской диагностической помощи, в том числе на догоспитальном уровне, которая требует разработки и реализации комплекса мер по управлению и оценке качества диагностических вмешательств. На основании проведенных исследований разработан и предложен перечень общих и частных показателей эффективности диагностики, описаны современные подходы к управлению ее качеством, проведению внутреннего и внешнего контроля качества, определены задачи, требующие решения для дальнейшего повышения эффективности и качества медицинской диагностики.
-
2016 № 7 Деятельность дневных стационаров в Российской Федерации в 2000–2014 годах
В статье проанализированы нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу дневных стационаров в Российской Федерации с конца 90-х годов XX века по настоящее время. Представлен анализ показателей деятельности дневных стационаров в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях в стране в 2000–2014 годах. Отмечен рост коечного фонда дневных стационаров в 2,3 раза, который в основном обеспечен за счет увеличения койко-мест в дневных стационарах медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Проведена оценка использования коечного фонда круглосуточного стационаров за 15 лет. За изучаемый период число коек в круглосуточных стационарах сократилось на 27,7%, число выписанных пациентов практически не изменилось, что связано с интенсивностью работы коек. Показано сравнение числа лиц, прошедших лечение в дневных стационарах и стационарах круглосуточного пребывания. В общем числе пациентов, прошедших лечение в дневных стационарах и стационарах круглосуточного пребывания, доля пациентов, пролеченных в круглосуточных стационарах, снизилась с 92,5 до 80,3%, доля пациентов, пролеченных в дневных стационарах, возросла с 7,5 до 19,7%.
-
2016 № 4 Общественное здравоохранение и формирование единого профилактического пространства
В последнее десятилетие актуальной стала задача объединения усилий всех участников профилактического процесса, всего общества в целях создания единого профилактического пространства. В качестве такого объединяющего начала предлагается развитие системы общественного здравоохранения. Неоднократноеобсуждение проблематики общественного здравоохранения на различных уровнях позволило сформулировать определение и основные функции общественного здравоохранения. Принципиально важным является понимание системы общественного здравоохранения и как совокупности различных структур, и как их целенаправленной скоординированной деятельности. Особое значение имеет муниципальный уровень как место непосредственного контакта населения, органов местного самоуправления, место реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, при активном участии самих граждан.
-
2016 № 3 Первичная медико-санитарная помощь. Характеристика сети медицинских организаций и обеспеченность кадрами
Изучены изменения сети медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях, произошедшие в течение последнего десятилетия, подробно проанализированы тенденции формирования штатного расписания поликлиник, обеспеченности населения врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики. Представлен анализ основных показателей деятельности врачей в медицинских организациях, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
-
2016 № 3 Состояние обеспечения помощи по медицинской реабилитации, оказываемой в амбулаторных условиях населению России
Изменение демографической ситуации в сторону увеличения доли лиц старших возрастных групп в структуре населения, хронизация патологии, рост инвалидности, высокая преждевременная смертность от хронических неинфекционных заболеваний и обусловленный этим огромный экономический ущерб народному хозяйству страны ставят проблему организации мероприятий по эффективной медицинской реабилитации больных в разряд приоритетных проблем современного российского здравоохранения. Результаты анализа деятельности медицинских организаций и специалистов, оказывающих помощь по медицинской реабилитации в амбулаторных условиях, свидетельствуют о том, что в России отмечается низкий уровень обеспеченности кабинетами и специалистами, оказывающими помощь по медицинской реабилитации. Низкое число посещений и, как следствие, маленькая функция врачебной должности специалистов всех профилей в сочетании с высоким коэффициентом совместительства и низкой укомплектованностью свидетельствует о недостаточно активном направлении пациентов на данный вид восстановительного лечения, что неоправданно на фоне роста заболеваемости, особенно хроническими и инвалидизирующими формами заболеваний. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии организационных и правовых форм, регулирующих поток пациентов от активного лечения к восстановительному, что ведёт к неудовлетворению потребности населения в данном виде медицинской помощи. Конструктивный анализ сложившейся ситуации и выявление нерешённых к настоящему времени проблем дают основания для разработки приоритетных действий по развитию оказываемой в амбулаторных условиях медицинской реабилитации – необходимого условия выполнения медико-социальной функции государства по сохранению и укреплению здоровья населения.
-
2015 № 10 Опыт маршрутизации онкологических больных в Свердловской области и Республике Татарстан
Проанализирован опыт регионов, внедривших и эксплуатирующих эффективные автоматизированные системы маршрутизации онкологических пациентов, позволяющие оптимизировать расходование ресурсов в регионе. Изучены и описаны ключевые элементы эффективной системы маршрутизации больных со злокачественными новообразованиями. Предложена оптимальная этапность внедрения системы маршрутизации в региональную онкологическую службу.
-
2015 № 9 Состояние и обновление основных фондов противотуберкулёзных организаций Российской Федерации (2012–2014)
На генеральной совокупности проанализировано состояние основных фондов противотуберкулёзных организаций Российской Федерации: зданий и сооружений, машин и оборудования, автотранспорта. Установлен повышенный износ основных фондов, дисбаланс их износа, несбалансированность инвестиционной политики в условиях достаточного финансирования их обновления. Предложены способы гармонизации состояния основных фондов.
-
2015 № 8 Управление качеством диспансеризации взрослого населения в амбулаторно-поликлиническом объединении на основе процессного подхода
Разработаны мероприятия системы менеджмента качества в медицинской организации при выполнении диспансеризации определенных групп взрослого населения. Представленные материалы могут быть предложены для широкого использования в медицинских организациях, осуществляющих диспансеризацию определенных групп взрослого населения.
-
2015 № 4 Обеспеченность врачами общей практики и их деятельность в различных федеральных округах страны в период с 2007 по 2013 гг.
В Российской Федерации с 2007 по 2013 гг. показатель обеспеченности врачами общей практики стабильно возрастал. Наиболее выраженные положительные тенденции регистрировались в Южном ФО (53,9%), наименьшие — в Сибирском ФО (2,6%). Наряду с этим, показатели функции врачебной должности и коэффициенты ее отклонения имели значительную вариабельность (максимальные в Северо-Кавказском ФО: +40,6%, минимальные — в Уральском ФО: +14,6%). Также отмечалось снижение числа специалистов, особенно в Северо-Западном и Уральском ФО, что способствовало росту объемов оказания медицинской помощи ВОП в целом по стране, что за период с 2007 по 2013 гг. составило +31,4%. Увеличилось и доля пациентов ВОП на дому, особенно сельскими жителями. Подавляющее число посещений врачей данной специальности было по поводу заболеваний. Подобная ситуация требует переоценки оказания первичной медико-санитарной помощи для населения с целью повышения доступности медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики, с учетом положительного опыта ряда субъектов Российской Федерации.
-
2014 № 8 Затраты рабочего времени врачей амбулаторного звена по данным фотохронометражных исследований
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в соответствии с Планом мероприятий по нормированию труда в здравоохранении Межведомственной рабочей группы по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения в течение 2 рабочих недель проведено фотохронометражное наблюдение за работой двух специалистов: врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики, неврологов, оториноларингологов, офтальмологов и акушеров-гинекологов, в 17 пилотных территориях страны. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативных документов по установлению норм нагрузки врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, в сторону увеличения времени на посещение одного пациента.
-
2014 № 7 Регламентация деятельности и нормирование труда врача общей практики в Российской Федерации
Существующая нормативная база во многом не учитывает аспекты деятельности врача общей практики, а также не соответствует современным требованиям по оказанию первичной медицинской помощи. Вследствие чего возможности врача общей практики, способного в силу своей доступности для населения и компетентности в значительной степени взять на себя оказание своевременной как первичной медико-санитарной, так и неотложной медицинской помощи, используются недостаточно эффективно. Одним из главных инструментов в решении этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является пересмотр нормативных документов, регламентирующих работу врача общей практики и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса.
-
2014 № 4 Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога
Существующая нормативная база не соответствует современным требованиям по оказанию специализированной медицинской помощи и нуждается в пересмотре. Одним из главных инструментов для достижения этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса. Модернизация медицинских организаций, внедрение инновационных методов диагностики, предполагающих высокую квалификацию специалистов при недоукомплектованности кадрового состава и роста нагрузки на врача, требуют пересмотра существующих нормативов.
-
2013 № 11 Методика расчета отраслевых показателей регистрации, диагностики и эффективности лечения больных туберкулезом
Аннотация: Расчет отраслевых показателей регистрации, диагностики и лечения больных туберкулезом позволяет выявить основные проблемы, возникающие в ходе выявления, диагностики и лечения больных туберкулезом. В основу расчета показателей положены современные принципы биостатистики, опыт реализации международных программ по борьбе с туберкулезом, а также действующие нормативные документы. Изложены основные механизмы, влияющие на величину показателей, а также принятие управленческих решений в зависимости от соответствия показателей ожидаемым значениям. Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения и врачей-фтизиатров, работающих в медицинских организациях регионального уровня управления системы здравоохранения, а также научных работников и специалистов по медицинской статистике.
-
2013 № 10 Потребность Российской Федерации во врачебных кадрах
В статье представлены результаты определения потребности Российской Федерации во врачебных кадрах. Основой для расчета количества специалистов являлись объемы помощи , утвержденные в субъекте Российской Федерации при реализации территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи с учетом повозрастных показателей аналогичной федеральной программы государственных гарантий, региональных особенностей и уровня заболеваемости населения в субъекте Российской Федерации. Кроме того, методика «Расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах», разработанная в ФГБУ «ЦНИИОИЗ», учитывала территориальные особенности субъектов Российской Федерации: расположение субъекта в районах Крайнего севера и приравненных к ним, плотность населения, удельный вес сельского населения. При этом применялись понижающие нагрузку на должности врачей коэффициенты. В статье приведено сопоставление фактической обеспеченности врачами основных специальностей в 2012 году и уточненные нормативы обеспеченности врачами на 2013–2014 гг. (на 10 тыс. населения), а также описано отклонение нормативного числа врачей от фактического его значения (дефицит/профицит врачей) по основным специальностям.
-
2013 № 8 Динамика заболеваемости с временной утратой трудоспособности в Российской Федерации в 2007–2011 годах
В статье представлен анализ случаев временной утраты трудоспособности (ВУТ) по различным классам заболеваний за пятилетний период 2007–2011 гг. у мужчин и женщин. Изучение динамики этого показателя выявило, что у мужчин произошел рост числа случаев заболеваний с ВУТ, у женщин число случаев утраты трудоспособности практически не изменилось. Представлены структура заболеваний с временной утратой трудоспособности и анализ динамики показателей по всем классам и отдельным группам болезней в половом разрезе. Доказана важность изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, особенно учитывая возможное временное снижение числа случаев и дней временной утраты трудоспособности в 2018 и 2019 гг. (по сравнению с 2017 г.) в связи с неблагоприятной прогнозируемой демографической ситуацией.
-
2011 № 4 Дифференцированные нормативы объемов медицинской помощи в разрезе субъектов РФ
-
2010 № 12 Региональные модели медицинского обеспечения населения
-
2010 № 3 Оценка эффективности деятельности региональных систем здравоохранения
-
2008 № 3 Принципы создания и функционирования системы первой медицинской помощи в России
-
2013 № 5 Оценка влияния модернизации здравоохранения на динамику заболеваемости взрослого населения страны
Аннотация: Рассматриваются критерии, позволяющие оценить экономические потери от заболеваемости населения. Методология предполагает оценку потерь здоровой жизни населения за счет несмертельных последствий болезней и оценку степени и последствий влияния модернизации на основные показатели состояния здоровья населения. Были проанализированы динамические ряды интенсивных показателей заболеваемости населения, рассчитанных на 100 000 населения. С целью вычленения факторов, имеющих определяющее (наибольшее) влияние на показатели общей заболеваемости, был проведен факторный анализ, в результате которого показатели были разделены на 3 группы, для которых были рассчитаны уравнения множественной регрессии. Отобранные показатели позволили сформировать критерии оценки модернизации здравоохранения, отражающие структурные преобразования системы, ход, финансирование и результаты дополнительной диспансеризации, оснащенность медицинской аппаратурой и её износ. Выявлено и доказано, что модернизация здравоохранения влияет на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и соответственно дней с ВУТ. При этом существенное влияние оказывают те критерии модернизации, которые характеризуют изменение системы финансирования учреждений, оплаты труда медработников и медицинской помощи, а также характеризуют материальнотехническое оснащение учреждений здравоохранения и связанное с ним увеличение числа диагностических исследований и мероприятий, направленных на выявление заболеваний, реализованных при проведении дополнительной диспансеризации населения.
-
2021 № 2 Тенденции первичной заболеваемости взрослого населения Российской Федерации
В статье представлены тенденции показателей первичной заболеваемости взрослого населения Российской
Федерации по классам болезней МКБ‑10 за 12-ти летний период (2007–2019 гг.). В качестве материалов исследования были использованы статистические сборники Министерства здравоохранения РФ и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России «Заболеваемость взрослого и детского населения Российской Федерации». Для анализа заболеваемости применялся расчет показателей динамического ряда (темп прироста – убыли, темп роста, показатель наглядности) и метод прямого ранжирования.
В результате проведенного анализа первичной заболеваемости взрослого населения выявлено, что в целом по стране наблюдается отсутствие динамики показателя. Однако, такая тенденция прослеживается далеко не во всех субъектах РФ, так, самый значительный прирост зафиксирован в Республике Кабардино-Балкарии (+77%) и в Ленинградской области (+46%).
Анализ первичной заболеваемости взрослого населения по отдельным классам болезней свидетельствует о росте заболеваемости по классам болезней системы кровообращения (+42%) и эндокринной системы (+41%), новообразований (+18%), болезней органов дыхания (+12%) и пищеварения (+4%).
В результате исследования были отмечены года с существенным приростом: 2009 г. (ПНП «Здоровье»), 2013 г. («Модернизации здравоохранения») и 2016 г. («Диспансеризация взрослого населения»). Изменение показателей первичной заболеваемости соотносится с реализацией нацпроектов и госпрограмм, так как они направлены не только на лечение и профилактику заболеваний, но и на их выявляемость. -
2020 № 10 Оценка эпидемиологической ситуации и доступности медицинской помощи пациентам с заболеваниями сетчатки глаза в Российской Федерации
Заболевания сетчатки являются значимой причиной слепоты и слабовидения и занимают второе место в структуре инвалидности по причине потери зрения в России. Ц е л ь исследования заключалась в анализе данных государственной статистики по заболеваемости и доступности оказания медицинской помощи пациентам с возрастной макулярной дегенерацией (ВМД) и диабетической ретинопатией (ДР) в интравитреальном введении лекарственных препаратов (ИВВ ЛП), как методе первой линии терапии у пациентов при влажной форме и диабетическом макулярном отеке соответственно. М а т е р и а л ы и м е т о д ы : Эпидемиологические показатели оценивали по данным формы статистического учета № 12 за период 2018–2019 гг. Анализ доступности ИВВ ЛП проводили по регистрируемой информации согласно форме статистического учета № 14 в течение 2016–2019 гг. с пересчетом на 1000 чел. взрослого населения. Р е з у л ь т а т ы : в 2019 году в Российской Федерации учтено 330 тыс. пациентов
с ВМД (0,45% среди населения старше 40 лет). Показатель распространенности оказался значительно меньше, чем в других странах (8,69%). Число пациентов с ДР недоступно в рамках сбора статистической информации ввиду отсутствия кода МКБ‑10 Н36.0 в форме № 12. Однако, согласно федеральному регистру сахарного диабета общее число случаев ДР может достигать 760 тыс. чел. по всей России. Доступность ИВВ ЛП в рамках круглосуточного стационара составила 0,39 инъекции на 1 000 чел. взрослого населения, в 26 субъектах была отмечена доступность выше среднероссийского уровня, тогда как на остальной территории России
(59 субъектов) значения были ниже. Данные по числу ИВВ ЛП, проведенных в условиях дневного стационара, на текущий момент не подлежат статистическому учету.
В ы в о д ы : Текущий уровень применения метода ИВВ ЛП в России с учетом выявленных проблем регистрации и учета пациентов с ВМД и ДР можно оценить, в целом, как низкий. Отсутствие возможности сбора данных по проведенным ИВВ ЛП в условиях дневного стационара не позволяет в полной мере оценить уровень обеспеченности данным методом лечения населения России в рамках обязательного медицинского страхования. Для рационального планирования объемов оказания медицинской помощи
пациентам с ВМД и ДР необходимо включить в формы по сбору статистической информации данные о применении ИВВ ЛП в дневном стационаре на уровне субъектов. -
2019 № 2 Динамика показателей заболеваемости в период реформирования системы здравоохранения Российской Федерации с 2006 по 2016 год.
За последние 10 лет удалось добиться позитивных изменений ряда показателей здоровья населения и ресурсного обеспечения системы здравоохранения. Модернизация и реформирование системы здравоохранения Российской Федерации на сегодняшний день все еще не завершена и находится в процессе реализации. С целью изучения изменения состояния здоровья населения на фоне реформирования системы здравоохранения РФ, происходящего в 2006–2016 гг., использовался метод сплошного наблюдения, основанный на формах государственного статистического наблюдения. Исследование показало, что за 10 лет общая смертность населения снизилась на 13%. Если в 2006 г. умерло 2 166 703 человек, то в 2016 г. – 1 891 015 человек. За 10 лет увеличилась ожидаемая продолжительность жизни россиян более, чем на 5 лет и в 2016 году она превысила 71,9 года, достигнув у женщин 77, а у мужчин 66,5 лет. Анализ заболеваемости за десятилетний период показал тенденцию к ее росту. Так, темп прироста первичной заболеваемости составил 3%, общей заболеваемости – 7%. При этом первичная заболеваемость выросла во всех федеральных округах, кроме Центрального. За истекшие десять лет снизилась общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения на 19%, инфекционными и паразитарными болезнями на 17%, болезнями кожи и подкожной клетчатки на 8%. Основной линией развития здравоохранения было избрано усиление его профилактической направленности, с преимущественным развитием массовых и экономически эффективных внебольничных форм деятельности. В целом реформирование здравоохранения за последние 10 лет оказало положительное влияние на состояние здоровья населения РФ во всех возрастных группах.
-
2018 № 9 Заболеваемость взрослого населения острыми цереброваскулярными болезнями и смертность от них
Актуальность: в настоящее время очевидны успехи, достигнутые в лечении инсульта, однако распространенность данной патологии как в России, так и во всем мире остается на высоком уровне. Цель исследования: проанализировать заболеваемость взрослого населения острыми цереброваскулярными болезнями и смертность от них в Российской Федерации за период с 2012 по 2016 гг. Материалы и методы: анализ заболеваемости острыми цереброваскулярными болезнями среди взрослого населения проводился на основе данных формы федерального статистического наблюдения. В работе использованы статистический, аналитический и описательный методы статистического анализа. Результаты: показан рост общей заболеваемости острыми цереброваскулярными болезнями среди населения в возрасте 18 лет и старше на 13,6%. Однако на 2,1% отмечен рост смертности от внутримозгового и внутричерепного кровоизлияния. Заключение: установлен рост общей заболеваемости острыми цереброваскулярными болезнями среди населения в возрасте 18 лет и старше на 13,6% и смертности от внутримозгового и внутричерепного кровоизлияния на 2,1%. На этом фоне снижается смертность взрослого населения от острых цереброваскулярных болезней. В их структуре более половины случаев приходится на инфаркт мозга.
-
2014 № 9 Основные тенденции заболеваемости населения Российской Федерации в 2012–2013 годах
Проведен анализ динамики общей и первичной заболеваемости населения Российской Федерации в 2012–2013 годах. Отмечено увеличение в 2013 году уровня общей заболеваемости населения РФ на 5,2% (в том числе у взрослых на 0,6%, у детей 0–14 лет на 8,9%) и снижение общей заболеваемости у детей 15–17 лет — на 0,6%. Структура общей заболеваемости всего населения Российской Федерации практически не изменилась в период 2012–2013 годов. На первом месте — болезни органов дыхания, на втором — болезни системы кровообращения, на третьем — болезни костно-мышечной системы. Уровень первичной заболеваемости всего населения Российской Федерации увеличился на 0,8% (в том числе у взрослых на 1,0%, у детей 0–14 лет на 0,7%), в то же время отмечается снижение первичной заболеваемости у детей 15–17 лет — на 0,9%. Структура первичной заболеваемости всего населения Российской Федерации практически не изменилась в период 2012–2013 годов. На первом месте — болезни органов дыхания, на втором — травмы и отравления, на третьем — болезни мочеполовой системы. Отмечено несоответствие динамики уровней общей и первичной заболеваемости.
-
2018 № 10 Проблемы нормативного обеспечения деятельности медицинских организаций в условиях структурных преобразований
Представлены результаты анализа результативности структурных преобразований в здравоохранении, их обоснованности, соответствия Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, адекватному обеспечению медицинских организаций ресурсами. Доказано, что формирование сети медицинских организаций должно быть обосновано объективными потребностями населения в медицинской помощи, подтвержденными данными мониторинга состояния здоровья населения и изучения спроса потребителей. Необходимо также учитывать прогноз изменений потребности населения в объемах и видах помощи, а также научно обосновывать профилизацию, типизацию и обеспеченность медицинских организаций кадрами.
-
2010 № 1 Совершенствование нормативной базы программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи как условие успешного решения проблем здравоохранения
-
2009 № 2 Реализация пилотного проекта, направленного на улучшение качества медицинских услуг в Здравоохранении
-
2023 № 6 Поведенческие факторы риска хронических неинфекционных заболеваний у работников системы здравоохранения.
Низкая физическая активность, курение и употребление алкоголя – одни из ведущих поведенческих факторов, способствующих высокой заболеваемости и сверхсмертности от неинфекционных заболеваний. Можно полагать, что работники системы здравоохранения должны находиться в общей канве популяционных поведенческих паттернов. Однако большая информированность как о принципах здорового образа жизни, так и о вреде их несоблюдения, может отличать эту группу населения в части поведенческих реакций.
Цель исследования: оценить частоту распространенности поведенческих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди лиц, работающих в системе здравоохранения.
Материал и методы. Тип исследования: случай-контроль. Источник данных: результаты исследования 28-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, репрезентативная выборка по индивидам, год опроса 2019. Сравнительно анализировались ответы, полученные от респондентов – работников системы здравоохранения об употреблении ими табака, алкоголя и занятиях физкультурой. Для нахождения различий использован критерий Хи-квадрат Пирсона при уровне значимости p≤0,05.
Результаты. Исследованы данные социологического опроса 55 мужчин и 257 женщин – работников системы здравоохранения трудоспособного возраста. Нами выявлено, что частота встречаемости положительного ответа о курении в настоящее время была ниже и в мужской, и в женской популяции лиц трудоспособного возраста, работающих в системе здравоохранения, чем в целом в популяции лиц трудоспособного возраста. В сравнении с общими популяциями мужчин и женщин не выявлено значимых отличий в ответах на вопросы об употреблении алкоголя и занятиях физкультурой.
Выводы. Мы установили, что из трёх поведенческих факторов (курение, потребление алкоголя, занятия физкультурой) только первый значимо меньше распространён в среде работников системы здравоохранения. Выявленные общие тенденции требуют более подробного изучения. -
2023 № 10 Комплексный подход к реализации стратегии в устойчиво развивающейся городской поликлинике.
В настоящее время стратегическое планирование является основой деятельности многих медицинских организаций.
Выстраивание стратегических целей и задач структурирует план действий и позволяет определить степень важности проводимой работы относительно политики организации. Однако не все управленческие методы и приемы приводят к устойчивому развитию медицинских организаций. Для достижения стратегических целей организации необходим комплексный подход, что и определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: определение основных особенностей и описание комплексного подхода к реализации стратегических задач в устойчиво развивающейся медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь городскому населению.
Материалы и методы. Исследование устойчивого развития медицинских организаций проводилось с 2012 по 2023 гг. в Новосибирском государственном медицинском университете, а социологическое исследование мнений руководителей медицинских организаций, внедряющих стратегию развития, осуществлялось в период с 2012 по 2018 гг.
Результаты. Проведенный социологический опрос руководителей показал, что 24,6% медицинских организаций, применяющих стратегию развития, не достигают своих показателей в течение 3 лет. Для повышения устойчивости развития медицинских организаций необходим комплексный подход в сочетании с такими управленческими методами как: внедрение системы менеджмента качества; внедрение модели устойчивого развития; внедрение улучшений; обучение персонала долгосрочной стратегии развития; анализ результативности процессов и др.
Для внедрения стратегии устойчивого развития в городской поликлинике были разработаны и внедрены следующие мероприятия: определение долгосрочных целей медицинской организации; определение ключевых показателей деятельности организации; определение ключевых процессов для достижения долгосрочных целей поликлиники; определение ключевых показателей результативности каждого процесса; определение качества и количества ресурсов, обеспечивающих ключевые процессы; обучение персонала на рабочем месте; мониторинг и анализ ключевых показателей деятельности; определение лучшего опыта подразделений; внедрение организационных улучшений и инноваций; изменение долгосрочных целей и ключевых показателей деятельности исходя из внутренних запросов организации.
В целом за 6 лет эффективность стратегии и политики организации увеличилась в 5,9 раза.
Выводы. Результаты исследования показывают, что для достижения устойчивого роста показателей долгосрочного развития необходимо не только сформировать стратегические показатели деятельности, но и обеспечить их выполнение во всех подразделениях медицинской организации, включая административно-хозяйственные и вспомогательные службы. С этой целью необходимо вовлекать персонал в повышение эффективности работы путем обучения на рабочем месте лучшим практикам внедрения проектной работы по улучшению деятельности медицинской организации. Такой комплексный подход повышает заинтересованность сотрудников и позволяет устойчиво развиваться организации в целом. -
2023 № 9 Анализ эффективности деятельности медицинских организаций, реализующих стратегию развития.
Стратегия развития является наиболее известной моделью, реализуемой в различных отраслях, включая здравоохранение. Она позволяет руководителям принимать решения и концентрировать усилия работников на процессах, способствующих достижению долгосрочных целей организации. Однако, в процессе выявления особенностей влияния управленческих моделей на устойчивое развитие медицинских организаций, нами были получены противоречивые результаты. С одной стороны, часть медицинских организаций, внедряющих стратегию развития, достигали своих результатов в течении 3 лет и более. С другой стороны, в исследовании участвовало 24,6% медицинских организаций, использующих данную концепцию, которые не достигали устойчивого роста показателей. Данное противоречие и послужило основанием для настоящего исследования.
Цель исследования: определение основных закономерностей и анализ эффективности деятельности медицинских организаций, реализующих стратегию развития.
Материалы и методы. Исследование управленческих моделей развития медицинских организаций проводилось в период с 2012 по 2023 год в Новосибирском государственном медицинском университете. Социологический (n=625) и экспертный опрос (n=286) руководителей медицинских организаций проводился в период с 2012 по 2018 гг.
Результаты. В социологическом исследовании участвовали 625 руководителей медицинских организаций, только 43,4% респондентов применяли в своей работе стратегию развития. Согласно результатам исследования, медицинские организации, которые внедряют стратегию развития, в 100% случаев уделяют особое внимание внедрению эффективной стратегии; планируют процессы в соответствии со стратегией организации на 34,6% чаще, чем средние показатели всех исследуемых организаций; в 1,7 раза чаще сотрудничают с государственными и научными организациями для достижения своих стратегических целей; во внутренней политике организации делают акцент на проведении корректирующих и предупреждающих
мероприятий, а также оценивают взаимное сотрудничество между подразделениями.
Выводы. Результаты исследования показывают, что для достижения стратегических целей необходимо задействовать все основные направления деятельности медицинской организации, что дает основание полагать о положительном влиянии стратегии развития на эффективность организации в целом. Однако исследуемая методика способствует повышению потенциала устойчивого развития медицинской организации только на 39%. Кроме того, четверть всех исследуемых организаций, реализующих стратегию развития, так и не достигают стабильного роста показателей в течение 3 лет. В итоге показано, что исследуемая управленческая модель может повысить эффективность деятельности организации только в сочетании с другими подходами. -
2016 № 3 Обеспеченность диагностическим оборудованием медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях
Перенос акцентов на оказание медицинской помощи населению в амбулаторных условиях актуализирует задачу анализа обеспеченности оборудованием и нагрузки на него в условиях амбулаторно-поликлинических подразделений. На основании сведений форм федерального статистического наблюдения № 30 и № 47 изучено состояние медицинского оборудования для проведения профилактического скрининга, оборудования для компьютерной и магниторезонансной томографии, для ультразвуковой диагностики. Проведен анализ деятельности эндоскопических кабинетов медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Проведена оценка нагрузки на отдельные единицы оборудования в медицинских организациях (подразделениях), оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Представлен анализ основных показателей, характеризующих техническое состояние зданий медицинских организаций (подразделений), оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Выявлен дефицит оборудования для маммографии, не оптимальное использование оборудования для проведения скрининговых исследований органов грудной клетки. Обоснована целесообразность проведения паспортизации медицинских организаций, а также пересмотра нормативов исследований с использованием компьютерных томографов. Предложен способ оптимизации нагрузки на диагностическое оборудование.
-
2024 № 7 Сравнительная характеристика затрат рабо- чего времени врача-челюстно-лицевого хирурга, оказывающего помощь в стационарных условиях, в условиях организационного эксперимента.
В системе организации оказания специализированной медицинской помощи по профилю «Челюстно-лицевая хирургия» происходят существенные изменения в связи с процессами цифровизации, внедрением новых лечебно-диагностических технологий, развитием хирургических вмешательств, что существенным образом отражается на затратах рабочего времени врача-челюстно-лицевого хирурга.
Цель исследования: исследование затрат рабочего времени врача-челюстно-лицевого хирурга, оказывающего помощь в стационарных условиях с помощью фотохронометражных измерений в динамике до и после внедрения организационных мероприятий.
Материалы и методы. Исследование проводилось в 2018 и 2023 годах, до и после внедрения организационных мероприятий, на базе отделения челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко».
В исследовании приняли участие врачи-челюстно-лицевые хирурги круглосуточного стационара. В работе использовались следующие методы: аналитический, фотохронометражный, организационного эксперимента, статистический. При проведении фотохронометражных исследований изучались все виды деятельности: основная деятельность, работа с документацией, вспомогательная деятельность, служебная деятельность, прочая деятельность, личное необходимое время, незагруженное время.
Результаты и обсуждение. Анализ полученных данных показал, что врачи-челюстно-лицевые хирурги в 2018 году проводят на рабочем месте в среднем 9,75+0,1 часа, что на 1,95 часа превышает норму. По результатам исследования выявлена несбалансированность затрат рабочего времени, установлены существенные затраты рабочего времени на выполнение несвойственных функций (оказание медицинской помощи в приемном отделении, заполнение медицинской документации), переходы из одного здания в другое и др.
Выявленные в результате проведенного фотохронометражного исследования проблемы в нормировании труда врачей-челюстно-лицевых хирургов, а также недостатки в организации медицинской помощи по профилю «Челюстно-лицевая хирургия», позволили определить основные направления совершенствования оказания специализированной помощи по профилю ЧЛХ.
После поведения организационных мероприятий (изменение локализации отделения, укомплектование кадрами, новая маршрутизация пациентов, усиление преемственности) по результатам повторного фотохронометражного исследования, проведенного в 2023 году структура затрат рабочего времени претерпела существенные изменения: доля основной деятельности снизилась с 61,46% в 2018 году до 59,7% в 2023 году, длительность работы с медицинской документацией увеличилась с 16,3% до 20,1%, затраты на вспомогательную деятельность снизились с 14,63% до 7,6%, затраты на служебную деятельность увеличились
с 4,59% до 5,6%, увеличилось личное необходимое время с 0,86% до 2,0% соответственно. В 2023 году отсутствует незагруженное время (опоздания на работу). Проведенные организационные изменения позитивно сказались на количественных и качественных показателях работы койки. Средняя длительность лечения в 2018 году составляла 7,92 дня, а в 2023 году – 5,53 дня. В 2018 году предоперационный койко-день составлял 1,05 дня, а в 2023 году – 0,17 дня, снизился в 6,2 раза.
Выводы. Установлено, что проведенные организационные изменения, непосредственно связанные с открытием регионального Центра челюстно-лицевой хирургии, позволили изменить маршрутизацию пациентов, улучшить преемственность со специалистами стоматологического, травматологического, онкологического, педиатрического профиля, рационально использовать кадровые ресурсы, обеспечить оказание помощи детскому населению. Оптимизация деятельности врачей позитивно сказалась на количественных и качественных показателях работы койки.
Сравнительная характеристика затрат рабочего времени до и после проведения организационного эксперимента показывает, что деятельность врача-челюстно-лицевого хирурга круглосуточного стационара значительно изменилась за счет снижения затрат на выполнение несвойственных ему функций. -
2016 № 2 Затраты рабочего времени врачей-специалистов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в соответствии с Планом мероприятий Минздрава по нормированию труда в здравоохранении, утверждённым Межведомственной рабочей группой по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения, проведено фотохронометражное наблюдение в течение 2-х рабочих недель за рабочим процессом двух специалистов: врача-кардиолога, врача-эндокринолога и стоматолога-терапевта в 20 пилотных территориях страны. Анализ данных фотохронометражного наблюдения выявил необходимость разработки нормативных документов по установлению норм нагрузки специалистов, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению в связи с увеличением времени на посещение одним пациентом.
-
2015 № 5 Калькулятор прямых затрат, как инструмент экономического обоснования расходов в сфере здравоохранения на примере лекарственного обеспечения больных кастрационно-рефрактерным раком предстательной железы
В статье описывается фармако-экономический инструмент, позволяющий рассчитывать прямые медицинские затраты на лечение больных с кастрационно-рефрактерным раком предстательной железы. Данный инструмент позволит оценивать стоимость медицинских технологий с учетом профиля пациента, что позволяет точно обосновывать выбор терапии для лиц, принимающих решение о закупках лекарственных препаратов.
-
2019 № 7 К 10-летию создания центров здоровья
В 2019 году исполняется десять лет деятельности центров здоровья в Российской Федерации. В статье проведен анализ основных показателей их работы за период 2014–2018 гг.: охват комплексными обследованиями в центрах здоровья в расчете на 10000 населения; распределение граждан, признанных здоровыми и имеющих факторы риска; представлены показатели, характеризующие профилактическую работу с обследованными гражданами. В разрезе федеральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации проанализированы показатели за последние два года – 2017 и 2018. По предоставленным результатам сделаны выводы об отсутствии значимой положительной динамики среднероссийских показателей, характеризующих деятельность центров здоровья за последние 5 лет, а также в сравнении с показателями 2012 года. Выявлены существенные расхождения показателей федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Анализ результатов работы центров здоровья свидетельствует об отсутствии до настоящего времени единой организационной методологии их деятельности. Совершенствование организационных технологий в центрах здоровья должно идти параллельно с совершенствованием учетно-отчетной документации, так как эти процессы неразрывно связаны и должны быть направлены на решение стратегической задачи – обеспечение качества профилактической работы с населением, в том числе – на фор¬мирование на основе результатов работы центров здоровья адресных и обоснованных управленческих решений.
-
2024 № 11 Результативность профилактической маммографии в Российской Федерации: сравнение итогов первого этапа диспансеризации в 2019 и 2022 гг.
В мире злокачественные новообразования (ЗНО) молочной железы по-прежнему остаются самым распространенным видом онкологической патологии у женского населения. Основным методом профилактики данной патологии является скрининговая цифровая маммография (ММГ). В РФ ее результативность оценивалась в период 2013–2019 гг. Представляется актуальным
изучить развитие ситуации в последние годы с учетом пандемии COVID‑19.
Цель исследования: сравнительно изучить объем, динамику и результативность профилактических маммографических исследований в контексте влияния пандемии и обоснования путей дальнейшего развития медицинской профилактики.
Материалы и методы. Сравнительное исследование объемов и результативности профилактической ММГ. Проанализированы сводные отчеты на основе учетной формы медицинской документации № 131/у «Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)» за период с 2019 по 2022 гг. Методы исследования: аналитические, описательной статистики.
Результаты. В РФ количество профилактических ММГ в 2022 г. возросло на 4,7%, по сравнению с 2019 г. В административно-территориальных единицах также преимущественно наблюдался рост числа ММГ, за исключением г. Москвы, ЦФО и СФО. Наиболее значительным прирост был в СКФО (38,0%) и ЮФО (22,2%). Патологическая пораженность ЗНО молочной железы по результатам профилактической маммографии в 2022 г. существенно возросла, в целом по РФ на 26,4%.
Исключение составил г. Москва, где отмечено снижение показателя на 11,8%. Различные патологические состояния при проведении ММГ выявляются в среднем в 6,9% случаев, ЗНО молочной железы – в 1,0% случаев, впервые онкологическая патология выявляется в 0,25% случаев.
Выводы. Для дальнейшего развития медицинской профилактики ЗНО молочной железы необходимо создание и внедрение новых организационных технологий, включающих инструменты автоматизированного анализа результатов профилактических маммографий. -
2024 № 6 Экспертная оценка индикаторов и показателей для разработки модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи.
Исследование посвящено разработке модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации. Путем экспертной оценки были определены ключевые индикаторы и показатели цифровой зрелости, что позволило создать комплексную модель для оценки цифрового развития медицинских организаций. Основное внимание уделено функциональным возможностям медицинских информационных систем и информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивающим высокое качество и доступность медицинской помощи.
Цель: проведение экспертной оценки индикаторов и показателей для разработки модели цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи. Это включает анализ существующих показателей, выявление ключевых индикаторов, их классификацию и оценку значимости для формирования объективной модели оценки цифровой зрелости медицинских организаций.
Материалы и методы. Для систематической оценки цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи была разработана анкета, содержащая 6 индикаторов и 52 показателя, отражающих различные аспекты цифровой зрелости субъектов Российской Федерации. Были изучены нормативно-правовые документы, методические руководства и рекомендации экспертов в области медицины и информационных технологий. Эксперты оценивали важность каждого показателя по шкале
от 0 до 10 баллов, и результаты оценок были классифицированы для формирования конечной модели.
Результаты. Экспертная оценка показала, что функциональные возможности медицинской информационной системы оцениваются выше, чем оснащенность информационно-коммуникационными технологиями. Основные показатели, такие как доступ к результатам исследований и проведение телемедицинских консультаций, получили высокие оценки, указывая на их важность для цифровой зрелости медицинских организаций. Рекомендации включают обновление цифровой инфраструктуры, развитие функциональных возможностей медицинской информационной системы и повышение уровня подготовки медицинского персонала.
Выводы: исследование показало, что для достижения высокого уровня цифровой зрелости ПМСП необходимо уделять внимание как технической оснащенности, так и развитию функциональных возможностей МИС. Комплексный подход, включающий обновление инфраструктуры и повышение цифровой грамотности медицинского персонала, позволит существенно улучшить качество и доступность медицинской помощи. Предложенные рекомендации могут служить основой для дальнейшего планирования мероприятий по повышению цифровой зрелости первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации. -
2023 № 8 Сравнительный анализ использования электронных технологий Интернета вещей в сфере здравоохранения зарубежных стран и России.
Развитие цифровых и информационно-коммуникационных технологий способствует коренным изменениям во всех сферах человеческой жизни. Благодаря технологиям Интернета вещей медицина перешла на новый уровень эффективности, удобства и качества предоставления электронных медицинских услуг. Проблемы внедрения электронных услуг в контексте развития электронного управления требуют особого рассмотрения, значительное беспокойство вызывают потенциальные угрозы при сборе, обработке и хранении данных в сфере здравоохранения.
Цель исследования: провести сравнительный анализ использования современных тенденций внедрения электронных услуг в сфере здравоохранения зарубежных стран и России с применением технологий Интернета вещей в условиях цифровизации отрасли.
Материалы и методы. В работе использовались методы: анализа – при поиске и ознакомлении с разнообразными веб- ресурсами, соответствующими программами и порталами по электронному управлению и Интернету вещей; сравнения – при сравнении этапов и механизмов применения технологий Интернета вещей при развитии цифровизации здравоохранения в мире; аналогии и экстраполяции – для определения возможностей, имплементации зарубежного опыта.
Результаты. Описаны лучшие зарубежные практики предоставления электронных услуг в сфере здравоохранения с применением технологий Интернета вещей. Выявлена тенденция появления и использования различных приборов с использованием технологии Интернет вещей, которые используются для оказания медицинских услуг, в частности тех, которые имеют функции медицинского оборудования и помогают провести обследование онлайн.
Изучен опыт США по внедрению электронных медицинских карт и ведению соответствующих баз данных. Акцентировано внимание на опыте стран, которые ограничивают чрезмерную персонализацию и идентификацию данных.
Выводы. Электронные услуги – это услуги, которые предоставляются в электронном формате в онлайн-режиме. В России они регулируются значительным перечнем нормативно – правовых актов. При этом для эффективного применения технологий Интернета вещей при предоставлении электронных медицинских услуг, прежде всего, необходимо решить проблему деидентификации (деперсонализации) данных, которые собираются для удовлетворения этой услуги. -
2011 № 8 Современные аспекты совершенствования систем оплаты больничной помощи в Российской Федерации и за рубежом
-
2011 № 6 Оценка экономических потерь здоровья населения на основе глобального бремени болезней DALY и эффективности затрат по всем видам медицинской помощи с использованием показателя QALY