Цифровое здравоохранение
  • 2022 № 7 Управление на основе данных в лучевой диагностике: оценка результативности модели единого радиологического информационного сервиса

    Развитие и доступность информационных технологий охватывает все сферы общества, предоставляя все более новые и совершенные средства автоматизации процессов и структурирования данных, прежде всего – в целях повышения эффективности управления.
    Лучевая диагностика, в силу своей клинической значимости, является одной из ключевых сфер современного здравоохранения. При этом она отличается крайне высокой степенью цифровизации, что создает обширные возможности для развития и совершенствования организационно-управленческих аспектов. Выполнено аналитическое исследование на принципах системного подхода, состоящее из трех этапов.
    Первый этап. Охарактеризованы основные фазы и показатели развития единого цифрового контура лучевой диагностики г. Москвы: динамика интеграции диагностического оборудования, структура медицинских организаций, темпы накопления результатов лучевых исследований по модальностям.
    Второй этап. Проведен анализ влияния единого цифрового контура лучевой диагностики на уровень информатизации медицинских организаций и информатизации системы здравоохранения субъекта РФ, оценено его соответствие требованиям Минздрава России.
    Третий этап. Проведен анализ влияния единого цифрового контура лучевой диагностики на уровень цифровой зрелости системы здравоохранения субъекта РФ.
    Практическая реализация модели единого цифрового контура лучевой диагностики административно-территориальной единицы проведена в период 2015–2020 г. в городе Москве.
    Создан Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) г. Москвы – информационная система в сфере здравоохранения, которая объединяет рабочие места рентгенолаборантов, врачей-рентгенологов и диагностическую аппаратуру, аккумулирует информацию о каждом исследовании или серии исследований, проведенных на подключенных к нему устройствах, снабжена дополнительными инструментами для решения аналитических, управленческих и организационных задач.
    Проведен анализ значимости ЕРИС ЕМИАС как реализованного единого цифрового контура лучевой диагностики субъекта РФ.
    Развитие ЕРИС ЕМИАС обеспечило неуклонный рост уровня охвата информатизацией медицинских организаций, имеющих в своем составе подразделения лучевой диагностики.

    Авторы: Шулькин И. М., Владзимирский А. В.

    Темы: ерис емиас1 лучевая диагностика6 первичная медицинская помощь2 поликлиника6 телемедицина12 телерадиология2

    Подробнее >

  • Социология здравоохранения
  • 2022 № 3 Оценка пациентами временных затрат при посещении медицинской организации

    Удовлетворенность населения медицинской помощью сегодня рассматривается как один из важнейших показателей деятельности системы здравоохранения. При этом всё большее внимание уделяется времени, проведённому пациентами в медицинской организации при получении амбулаторной помощи, как фактору, влияющему на удовлетворённость медицинской помощью в целом.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – изучение мнения пациентов об их временнных затратах при посещении медицинской организации, оказывающей помощь в амбулаторных условиях.
    М а т е р и а л и м е т о д ы . Процесс обращения пациента в поликлинику, данные опроса респондентов по специально разработанному опроснику для пациентов, размещённый в сети Интернет на открытом электронном ресурсе Online Test Pad.
    Число анкет – 509.
    М е т о д ы : аналитический, социологический, описательной статистики.
    Р е з у л ь т а т ы . В ходе опросов респонденты субъективно оценили время, затраченное на различные действия: общение в регистратуре, поиск кабинета, ожидание приёма и т. д. Респондентам было предложено оценить суммарное время нахождения в поликлинике, а также время, которое они готовы посвятить её посещению. Оценка респондентами затрат времени показывает значительные резервы: в организации записи на приём и работы регистратуры (уточнения, получение справочной информации, получение талонов), навигации и, возможно, в расположении кабинетов, в организации пространства в местах ожидания.
    В ы в о д ы . Разработан и апробирован инструмент оценки времени, затрачиваемого пациентами на получение помощи в медицинской организации, оказывающей помощь в амбулаторных условиях. Установлены значительные различия в продолжительности времени, затрачиваемого на запись на приём, в том числе по телефону и через Интернет. Выявлены значительные резервы для уменьшения суммарного времени, необходимого на посещение поликлиники. Разработанный инструмент характеризуется небольшим временем заполнения, содержит простые вопросы и позволяет быстро выявить зоны необходимых улучшений.

    Авторы: Сененко А. Ш., Савченко Е. Д., Шелгунов В. А.

    Темы: бережливое производство15 временные затраты пациентов1 запись на приём к врачу1 навигация в поликлинике1 ожидание приёма1 опрос пациентов2 первичная медико-санитарная помощь22 поликлиника6 регистратура1 удовлетворенность пациентов11

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2016 № 3 Первичная медико-санитарная помощь. Характеристика сети медицинских организаций и обеспеченность кадрами

    Изучены изменения сети медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях, произошедшие в течение последнего десятилетия, подробно проанализированы тенденции формирования штатного расписания поликлиник, обеспеченности населения врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики. Представлен анализ основных показателей деятельности врачей в медицинских организациях, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Сквирская Г. П., Сененко А. Ш., Гажева А. В., Купеева И. А.

    Темы: врач общей практики5 врач – терапевт участковый2 медицинские организации33 оказывающие населению помощь в амбулаторных условиях2 первичная медико-санитарная помощь22 поликлиника6 посещение врача1 штатная должность1

    Подробнее >

  • 2018 № 2 Количественные характеристики использования рентгеновской компьютерной томографии в поликлинической практике в крупном городе

    Изучены количественные показатели использования рентгеновской компьютерной томографии в сорока пяти амбулаторно-поликлинических центрах крупного города. Максимальная загрузка одного аппарата достигала 657 исследований в месяц, средняя – 220 процедур (ДИ 95% 208–231). Прямой зависимости между объемами проводимых исследований и численностью прикрепленного к поликлиникам населения на найдено (r = 0,47). В расчете на тысячу человек взрослого населения в 2016 году в поликлиниках выполнялось 14,4 компьютерных томографии в год (ДИ 95% 12,4–16,5). Выявлены возрастные особенности потребления РКТ. В интервале от 18 до 45 лет активность применения РКТ постепенно увеличивалась с 4,24 до 5,94 на 1000 человек соответствующего возраста. Пик наступал в возрасте 70 лет, когда количество исследований на тысячу достигало 30,6. Изучены особенности потребления РКТ в зависимости от наличия в поликлинике собственного МРТ. При отсутствии последнего в структуре выполненных РКТ доля исследований головного мозга в среднем возрастала с 10,8 до 18,0%, а позвоночника – с 9,5 до 17,7%. Получены доказательства кратного увеличения частоты использования при РКТ рентгеноконтрастных средств в ответ на комплекс образовательных, контрольных и экономических вмешательств.

    Авторы: Свещинский М. Л.

    Темы: поликлиника6 рентгеновская компьютерная томография2

    Подробнее >

  • 2023 № 2 Актуальные проблемы управления службой лучевой диагностики первичного уровня медико-санитарной помощи

    Рассматриваются основные проблемы организации работы службы лучевой диагностики и возможности для их решения, предоставляемые инструментами информационных систем. Сформулированы организационные задачи, которые необходимо предусмотреть при цифровизации здравоохранения. Проведен анализ изменения организационно-управленческого подхода к обеспечению работы диагностического отделения. Решающую роль в развитии современного здравоохранения играет системный подход к цифровизации отрасли и создание цифровой инфраструктуры в соответствии с актуальными запросами для оперативного управления.

    Авторы: Шулькин И. М., Владзимирский А. В., Шульц Е. И., Ахметов Р. Н.

    Темы: лучевая диагностика6 первичная медицинская помощь2 поликлиника6 телемедицина12 телерадиология2

    Подробнее >

  • 2018 № 9 Сравнительный анализ и оценка поликлинической работы на втором уровне оказания урологической помощи населению в регионе в рамках разработанной трехуровневой системы

    Система оказания урологической помощи населению в регионе представляет собой неотъемлемый компонент эффективного здравоохранения. Региональная система оказания урологической помощи, реализованная в виде так называемого «традиционного подхода» не является оптимальной. В статье приводится анализ работы трехуровневой системы реструктуризации урологической помощи в Воронежской области по показателям поликлинической активности медицинских организаций второго уровня оказания урологической помощи на примере мочекаменной болезни, доброкачественной гиперплазии предстательной железы и рака предстательной железы. Исследование включало два временных этапа: традиционная система оказания урологической помощи до внедрения системы реструктуризации и после внедрения трехуровневой системы оказания помощи пациентам с урологической патологией. Результаты демонстрируют принципиальное статистически значимое объективное повышение поликлинической активности и уровня диспансеризации для абсолютного большинства пациентов по всем трем нозологическим формам, рассматриваемым в настоящем исследовании, и отражают конечную результативность региональной урологической службы (на примере Воронежской области) в условиях ее функционирования в формате разработанной трехуровневой системы оказания медицинской помощи по сравнению с традиционным подходом.

    Авторы: Есауленко И. Э., Золотухин О. В., Авдеев А. И., Мадыкин Ю. Ю., Кочетов М. В., Золотухин В. О.

    Темы: доброкачественная гиперплазия предстательной железы2 мочекаменная болезнь2 поликлиника6 рак предстательной железы3 региональная система1 реструктуризация2 урологическая помощь2

    Подробнее >