Статьи с темой: «организация здравоохранения»
-
2017 № 6 Система коммуникации в крупной медицинской организации как фактор повышения ее эффективности
В статье приведен подход к формированию единой системы коммуникации организации как фактора, повышающего эффективность работы организации. Приводится определение системы коммуникации, ее структура и характеристика в крупной медицинской организации на примере Республиканского клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Приведены принципы формирования информационного пространства, в котором работает Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Перечислены коммуникационные каналы медицинской организации. А также приведена собственная классификация информации, циркулирующей в информационном пространстве РКОД МЗ РТ. Описаны правила информационного взаимодействия в медицинской организации, а также принципы реализации обратной связи при коммуникации. Продуктом прозрачной системы коммуникации является недвусмысленная информация, доведенная до всех зинтересованных в этой информации сторон; целью построения прозрачной системы коммуникации является эффективное достижение целей медицинской организации; система коммуникаций в медицинской организации имеет ряд отличительных черт и зависит от организационной структуры, регламентов информационного взаимодействия различных медицинских организаций при оказании медицинской помощи, необходимости передачи персонифицированной информации о пациентах, структуры и характеристик сформированных информационных каналов, а также особенностей корпоративной культуры
-
2021 № 2 Внедрение системы поддержки работы онкологической службы на уровне региона
В статье изложены методические подходы к оценке эффективности внедрения результатов проектной деятельности в работу медицинских организаций и органов управления здравоохранением. Разработана методика оценки. Определены ее объекты, критерии эффективности внедрения: медицинские, экономические, социальные и др. Представлена характеристика двух подходов к интегральной оценке эффективности внедрения результатов проектной деятельности – многокритериального и монокритериального. Наряду с количественной оценкой, показывающей степень достижения нормативного результата в долях единицы или процентах, предложена качественная оценка эффективности внедрения результатов проектной деятельности в систему работы органов здравоохранения по уровню достоверности.
-
2021 № 9 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Т е м а д о к а з а т е л ь н о г о менеджмента актуальна в связи со значительным ростом популярности управленческих инноваций в медицине, повышением коммерциализации медицинского сектора, изменением в подходах к использованию источников доказательств в здравоохранении и высокими коммерческими, инвестиционными, социальными и репутационными рисками принятия слабодоказательных решений. В статье рассматриваются актуальные вопросы практики доказательного управления среди руководителей бюджетных медицинских организаций. Приведены результаты первого в России исследования доказательного менеджмента среди врачей-организаторов здравоохранения, в частности изучена их осведомленность о доказательном подходе, отношение к доказательной практике управления, источниках используемой ими информации.
Цель исследования – исследовать существующую практику применения доказательных подходов в управлении медицинской организацией, их осведомленности о доказательном подходе, практике применения, сделав выводы о факторах, влияющих на принятие управленческих решений, дать рекомендации по их совершенствованию.
Материалы и методы. Изучение практики управления руководителей медицинских организаций проводилось с помощью онлайн-опроса. Общая часть опросника включала вопросы о демографии респондентов, их опыте управления, образовании, размере организации. В специальной части оценивались: осведомленность респондентов о подходе; их отношение к доказательной практике управления; источниках информации при принятии решений. Выяснялось их мнение о роли корпоративной культуры в формировании практики доказательного управления.
Результаты: Только 17% руководителей применяют доказательный подход на практике и лишь 5% пользуются для этого не менее, чем шести источниками информации. Рейтинг популярности источников информации представлен следующим образом: собственный опыт – 81%, консультации с внешними экспертами – 60,3%, внутренние данные организации – 56,9%, научные данные – 38%, мнение коллег – 36,2%. Наиболее сложным в принятии управленческих решений большинство руководителей считают использование данных на практике. Только 31% руководителей здравоохранения регулярно обобщают свой управленческий опыт. Большинство опрошенных 75,8% признают важную роль корпоративной культуры в формировании привычки принятия решений на доказательной основе, но также оценивают ресурсы организации для принятия взвешенных
управленческих решений как недостаточные. Степень обучаемости организации и ее готовности к изменениям только 20,7% опрошенных оценили как высокую.
Выводы: Дальнейшее совершенствование практики принятия управленческих решений на доказательной основе возможно за счет информатизации здравоохранения и развития корпоративной культуры муниципальных медицинских организаций.
Доказательные практики управления должны быть встроены в траекторию непрерывного медицинского образования руководителей здравоохранения в целях повышения эффективности отрасли. -
2019 № 4 Опыт и результаты внедрения принципов бережливого производства в здравоохранение
Всемирная Организация Здравоохранения отмечает увеличивающийся спрос на медицинские услуги с одной стороны и тенденцию к ухудшению финансовых условий в системе здравоохранения с другой стороны, что, безусловно, является одной из основных проблем в современном медицинском менеджменте. В статье рассматривается возможность использования принципов и методов бережливого производства для решения задач организации практического здравоохранения. Анализируются результаты внедрения бережливого производства за последние десятилетия, оцениваются основные ранние успехи, достигнутые с помощью использования инструментов и методов бережливого производства, а также обозначаются основные ограничения применения. Особое внимание уделяется возможным ролям руководителей медицинских учреждений при внедрении бережливого производства, а также оценивается успешность той или иной стратегии. Представлен глубокий анализ современных экономических показателей успешности внедрения бережливого производства в медицинских клиниках за рубежом, актуализируются ключевые моменты эффективного внедрения бережливого производства. В дополнение к экономическим показателям оценивается влияние внедрения бережливого производства в медицинские организации на снижение показателей смертности, передачи внутрибольничных инфекций, смертности от внутригоспитальных инфекций, снижение времени ожидания оказания медицинской услуги (особенно в приемном отделении) и т.д. Актуализируется текущая задача, стоящая перед системой здравоохранения в Российской Федерации. В заключение делается основной вывод о положительном экономическом эффекте и росте качества медицинской помощи после внедрения принципов и методов бережливого производства, о сущности бережливого производства как отдельной философии организации процессов, а также о других положительных результатах при внедрении бережливого производства.
-
2019 № 7 Совершенствование системы организации психиатрической помощи мегаполиса
В настоящее время в Москве проводится реструктуризация психиатрической службы. Изменения реализуют со¬гласно концепции общественно-ориентированной психиатрии, основанной на биопсихосоциальном подходе. Реформы вклю¬чают сокращение стационарного и развитие амбулаторного звеньев психиатрической службы. Психиатрические больницы были объединены с амбулаторными подразделениями по территориальному принципу. Целью исследования являлся комплексный анализ работы психиатрической службы г. Москвы в период проведения ее реструктуризации. Был произведен ретроспективный анализ демографических характеристик населения г. Москвы и клинико-эпидемиологи¬ческих показателей, характеризующих заболеваемость психическими расстройствами, а также анализ функционирования стационарных и амбулаторных звеньев психиатрической службы г. Москвы и ее кадрового состава. Произведена оценка показателей эффективности преобразований. Проведен также социологический опрос (анкетирование) специалистов и родственников лиц с психическими расстройствами о проводимых реформах путем проведения анкетирования. В ходе преобразований психиатрической службы снизились заболеваемость психическими расстройствами, госпитальная летальность и число случаев нетрудоспособности. Увеличились обеспеченность населения местами в дневных стационарах, количество мест в дневных стационарах и пациентов, получивших помощь в дневном стационаре, укомплектованность амбулаторных ставок, число посещений участковых психиатров. Доля лиц, признанных нуждающимися в стационарном лечении, среди недобровольно освидетельствованных, увеличилась с 70% до 100%. По данным проведенного социологического опроса, большинство руководителей структурных подразделений психиатрической службы, врачей-психиатров и пользователей службы положительно оценивают проведенные реформы. Для крупного мегаполиса приоритетной является кластерно-модульная система психиатрической сети, в настоящее время организованная в Москве. Результаты данной работы нашли применение при организации психиатрической помощи в Москве, Владимирской и Тульской области и городе Севастополе, и
-
2020 № 1 Планирование тематики диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: проблемы и решения
Анализ изменений структуры тематики диссертаций за 20 лет показал, что профессиональные ценности соискателей ученой степени по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» сместились от вопросов здоровья и здоровьесбережения к вопросам болезни и технологий её лечения, что не соответствует потребностям современного общества. Происходит исчезновение из рассматриваемой дисциплины, родоначальником которой является медицинская полиция, знаний и компетенций, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности по реализации одной из важнейших социальных функций государства – предотвращения угрозы общественному здоровью и безопасности. Необходимо уточнить сущность базового понятия научной специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», а также усовершенствовать процедуры планирования диссертационных исследований.
-
2017 № 7 Вопросы создания и функционирования централизованных лабораторий в системе обязательного медицинского страхования
Централизация лабораторной диагностики – веление времени, связанное с преимуществами, которые она обеспечивает. Однако обращение к этой теме связано и с новыми факторами, которые рассматриваются в статье. Различие региональных особенностей организации здравоохранения, наличие различных источников финансового обеспечения медицинских организаций и т. д. предполагает различие конкретных моделей централизации, системы финансовых взаимоотношений и т. д. Кроме того, централизация лабораторной службы, обладая несомненными достоинствами, несет в себе также определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать. В статье рассматриваются эти и другие вопросы, связанные с практическими аспектами централизации лабораторной службы
-
2019 № 6 Кадровые ресурсы психиатрической службы Москвы во время проведения ее реформы
С 2010 г. в Москве проводится модернизация психиатрической службы. Реформы затрагивают амбулаторное и стационарное звенья службы. Анализ кадровых ресурсов службы отражает эффективность реформ. Целью исследования являлось повышение качества психиатрической помощи на основе анализа данных по кадровой обеспеченности психиатрической службы г. Москвы. В статье приведены данные по кадровым ресурсам психиатрической службы за 2008-2017 гг. За время модернизации психиатрической службы число психиатров находилось на высоком уровне, обеспеченность психиатрами населения Москвы была выше, чем в среднем по РФ.Рост количества и укомплектованности амбулаторных ставок в психиатрических учреждениях г. Москвы в 2015-2017 гг. частично компенсировал снижение количества и укомплектованности ставок в психиатрических стационарах, однако в психиатрической службе г. Москвы в настоящее время сохраняется кадровый дефицит, на что указывает превышение коэффициентов совместительства в отдельных учреждениях.За исследуемый период наблюдалась положительная динамика количества посещений в расчете на 1 психиатра.
-
2019 № 1 Комплексный подход к определению потребности во врачебных кадрах на модели Томской области
Новейшая история модернизации отечественного здравоохранения отличается улучшением состояния системы оказания медицинской помощи, в т.ч. в кадровом аспекте. Однако мнение населения и экспертов показывает, что полностью решить проблему дефицита врачей не удалось. В данной статье представлен опыт Томской области в части подходов в определении дефицита и дисбаланса медицинских кадров. Этот анализ лег в основу дальнейших мероприятий по кадровой политике в системе здравоохранения региона.
-
2022 № 2 Сетевые средства внутренней коммуникации медицинской организации
Для эффективной работы сотрудников необходимо грамотно наладить внутреннюю коммуникацию. На сегодняшний день десятки компаний предоставляют разные сетевые средства внутренней коммуникации, однако не все из них подходят для медицинской организации.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – изучить сетевые средства внутренней коммуникации в медицинской организации.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Проведён анализ и систематизация всех электронных средств внутренней коммуникации, их преимущества и недостатки. Представлены определения и виды коммуникационных сетей и коммуникационного менеджмента.
Описаны правила безопасности персональных данных при использовании сетевых средств коммуникации. Проведено анкетирование сотрудников для выявления основных используемых средств внутренней коммуникации, а также удовлетворенность от них на базе Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21». По результатам опроса проведен SWOT-анализ.
Р е з у л ь т а т ы . В исследовании приняли участие 85 сотрудников. Оно показало, что основными используемыми средствами электронной внутренней коммуникации являются мессенджер WhatsApp и система электронного документооборота. Мессенджером WhatsApp значительной части сотрудников неудобно пользоваться, также наблюдается слишком много рабочих чатов и сообщений в них. Системой электронного документооборота сотрудники пользуются нечасто, и есть значительная часть пользователей, которой не нравится им пользоваться.
В ы в о д ы . Одной из самых удобных средств внутренней сетевой коммуникации является корпоративная социальная сеть, которая, однако, тяжела во внедрении и дорога по затратам. Более доступным средством внутренней коммуникации является мессенджер Telegram. -
2016 № 7 Зарубежный и российский опыт управления кадровыми ресурсами в здравоохранении: структура «прочего» или «вспомогательного» персонала
В статье анализируется текущий российский и зарубежный опыт кадрового планирования в системе общественного здравоохранения, связанный с определением оптимального соотношения состава медицинских работников различного профиля, номенклатуры иных должностей медицинских работников и должностей специалистов с высшим немедицинским образованием. Автором предложены новые подходы к определению структуры «прочего» или «вспомогательного» персонала в здравоохранении для решения проблемы обеспеченности населения России медицинскими кадрами, повышения доступности и качества медицинских услуг с меньшими экономическими затратами.