Менеджмент в здравоохранении
  • 2020 № 8 Совершенствование медицинской помощи сельскому населению посредством управления бизнес-процессами

    Повышение качества медицинской помощи сельскому населению, удовлетворение потребностей сельского на-
    селения во всех видах первичной медико-санитарной помощи (доврачебной и общеврачебной), а также специализированной медицинской помощи – одна из важнейших проблем здравоохранения, решение которой является предметом особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления.
    В статье представлен анализ литературы по использованию бизнес-процессов в современном здравоохранении, основными задачами которого являются создание и развитие эффективных моделей оказания медицинской помощи, повышающих не только ее доступность и качество, но и удовлетворенность населения. В рамках мероприятий программы модернизации по внедрению информационных технологий в здравоохранении предусматривается создание информационных ресурсов и сервисов, которые позволили бы, используя этот системный инструмент, перейти к качественно новому уровню организации управления отраслью.
    Отмечается, что в настоящее время на уровне управления как медицинской организацией в целом, так и в управлении отдельными направлениями ее деятельности становится актуальным применение процессного подхода, в рамках которого медицинскую организацию можно рассматривать как отдельную бизнес-систему, представляющую собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой, бесспорно, является оказание качественных медицинских услуг. Показано, что разработка и моделирование бизнес-процессов позволит повысить релевантность управленческой информации, даст возможность сделать упор на рационализацию межфункциональных процессов для значительного сокращения времени и /
    или затрат, увеличения доходов, улучшения качества обслуживания и снижения рисков; информационная система позволяет моделировать процессы и проводить их дальнейшую оптимизацию.
    В анализируемых работах исследуется опыт процессно-ориентированного управления в медицинских организациях и его роль в обеспечении повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того, внедрение процессного подхода позволит применить определенные, необходимые в каждой конкретной ситуации управленческие решения, в том числе в сфере медицинского облуживания сельского населения.

    Авторы: Мингазова Э. Н. [16] Бакирова Э. А. [2]

    Темы: бизнес-процессы1 качество медицинской помощи27 процессный подход7 реинжиниринг бизнес-процессов1 сельское здравоохранение2 управление8

    Подробнее >

  • 2014 № 6 Использование процессного подхода при проведении профосмотров в амбулаторно-поликлиническом учреждении

    Статья описывает последовательность и результаты внедрения процессного подхода в работу амбулаторно-поликлинического отделения медицинского учреждения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [291] Рыбальченко И. Е. [9] Югай М. Т. [4]

    Темы: моделирование3 повышение производительности1 процессный подход7 процессы2 управление качеством1

    Подробнее >

  • 2020 № 7 Современные подходы к построению эффективной модели профилактической работы с детьми

    Описаны подходы к анализу информации медицинской информационной системы о прикрепленном к меди-
    цинской организации детском населении (22950 детей) для выделения однородных групп с целью построения плана профилактической работы с каждой. Команда экспертов медицинской организации разработала электронный план работы для 4 745 вариантов наблюдения ребенка, который реализуется в виде компьютерной программы, позволяющей автоматически перестраивать план. Он рассматривается как последовательность стандартных операционных процедур. Программа автоматически «перестраивает» календарный план работ с ребенком, позволяя выполнить пропущенные работы в приемлемые для ребенка и исполнителя сроки. Использование подобного планирования особенно необходимо для работы в условиях профилактики COVID‑19.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Павловская О. Г. [9] Шеенкова М. В. [7] Байгазина Е. Н. [10] Трикоменас Н. Н. [3]

    Темы: медицинская информационная система9 медицинская помощь детям3 планирование медицинской деятельности1 профилактика17 процессный подход7

    Подробнее >

  • 2019 № 8 Современное управление медицинской организацией на основе процессного подхода в российских научных публикациях

    Оценена интенсивность и направления развития процессного подхода в управлении медицинскими организациями от момента первых публикаций в российской литературе до настоящего времени. Изучено 282 литературных источника, из которых 235 – по управлению медицинской организацией и 47 работ, в которых анализировалось построение бизнес – процессов на предприятиях немедицинского профиля. Установлено, что для ускорения темпов построения бизнес-процессов в медицинских организациях необходимо использовать компьютерные программы построения процессов.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Павловская О. Г. [9] Шеенкова М. В. [7] Данилова Л. В. [4] Байгазина Е. Н. [10] Дмитриева И. В. [3]

    Темы: медицинская организация61 процессный подход7 система менеджмента качества8

    Подробнее >

  • 2015 № 8 Управление качеством диспансеризации взрослого населения в амбулаторно-поликлиническом объединении на основе процессного подхода

    Разработаны мероприятия системы менеджмента качества в медицинской организации при выполнении диспансеризации определенных групп взрослого населения. Представленные материалы могут быть предложены для широкого использования в медицинских организациях, осуществляющих диспансеризацию определенных групп взрослого населения.

    Авторы: Сон И. М. [51] Сененко А. Ш. [17] Тяжельников А. А. [1] Юмукян А. В. [1] Волкова Н. В. [1]

    Темы: диспансеризация3 профилактика17 процессный подход7 система менеджмента качества8

    Подробнее >

  • Информационный менеджмент
  • 2021 № 8 Эволюция информационных систем.

    В медицинских организациях информационные системы решают следующие задачи: возможность получения и хранения информации, быстрый доступ к ней и ее передача, возможность генерировать различные отчеты, наличие специализированных рабочих мест медицинских работников и др. Информационные системы постепенно эволюционируют, превращаясь из инструмента способного решать простейшие задачи управления, в инструмент, способный решать весь спектр задач управления, встречаемый в практике работы медицинской организации на всех уровнях управления.
    Цель исследования – описание четырех этапов создания информационных систем, выделение характерных особенностей функционирования информационных систем на каждом этапе, а также выделение перечня основных задач управления, разработка которых ведется на выделенном этапе и способов их решения. Основное внимание уделялось вопросам развития информационных систем медицинских организаций, работающих с детским населением.
    Результаты. Первый этап разработки информационных систем начался с момента применения компьютерной техники в практике работы медицинских организаций и сводился к тому, что программисты как медицинских, так и сторонних организаций начали разрабатывать задачи, совокупность которых в дальнейшем получила название «создание информационной системы» медицинской организации. Цель второго этапа – это уже преобразование информационных систем медицинских организаций для того, чтобы производственные процессы описать в терминах процессного подхода и реализовать в виде программных модулей. Третий этап построения информационных систем – это этап описания работы медицинской организации на основе математических моделей с целью обоснования оптимального решения производственных задач, имеющихся в ней. Четвертый этап построения информационных систем – это построение «информационной системы, реализующей функции интеллектуальной системы управления медицинской организацией». Авторами статьи даются рекомендации по формализации информации, имеющейся в медицинской организации с целью ее эффективного использования искусственным интеллектом.
    Выводы. Таким образом, информационная система – это инструмент решения задач управления; ее разработка как инструмента решения задач управления требует знания теории управления, теории организации, процессного подхода в управлении, методов многомерного статистического анализа и методов моделирования, языков и методов моделирования на основе нейронных сетей.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [4]

    Темы: информационная система4 искусственный интеллект2 математические модели1 медицинская организация61 нейронные сети2 процессный подход7

    Подробнее >

  • Зарубежный опыт
  • 2017 № 6 Обзор международного опыта процессно-ориентированного управления медицинской организацией на примере клиники Мэйо (США)

    В статье представлен генезис процессного подхода к управлению, представлены преимущества указанного подхода, приведён обзор внедрения процессно-ориентированного подхода в клинике Мэйо, дана краткая характеристика ключевых аспектов управления указанной медицинской организации

    Авторы: Хафизов М. Г. [1]

    Темы: анализ процессов1 клиника мэйо1 медицинская помощь15 процессный подход7 регламентация1 стандарты2 управление8

    Подробнее >