Стратегический менеджмент
  • 2023 № 9 Анализ эффективности деятельности медицинских организаций, реализующих стратегию развития.

    Стратегия развития является наиболее известной моделью, реализуемой в различных отраслях, включая здравоохранение. Она позволяет руководителям принимать решения и концентрировать усилия работников на процессах, способствующих достижению долгосрочных целей организации. Однако, в процессе выявления особенностей влияния управленческих моделей на устойчивое развитие медицинских организаций, нами были получены противоречивые результаты. С одной стороны, часть медицинских организаций, внедряющих стратегию развития, достигали своих результатов в течении 3 лет и более. С другой стороны, в исследовании участвовало 24,6% медицинских организаций, использующих данную концепцию, которые не достигали устойчивого роста показателей. Данное противоречие и послужило основанием для настоящего исследования.
    Цель исследования: определение основных закономерностей и анализ эффективности деятельности медицинских организаций, реализующих стратегию развития.
    Материалы и методы. Исследование управленческих моделей развития медицинских организаций проводилось в период с 2012 по 2023 год в Новосибирском государственном медицинском университете. Социологический (n=625) и экспертный опрос (n=286) руководителей медицинских организаций проводился в период с 2012 по 2018 гг.
    Результаты. В социологическом исследовании участвовали 625 руководителей медицинских организаций, только 43,4% респондентов применяли в своей работе стратегию развития. Согласно результатам исследования, медицинские организации, которые внедряют стратегию развития, в 100% случаев уделяют особое внимание внедрению эффективной стратегии; планируют процессы в соответствии со стратегией организации на 34,6% чаще, чем средние показатели всех исследуемых организаций; в 1,7 раза чаще сотрудничают с государственными и научными организациями для достижения своих стратегических целей; во внутренней политике организации делают акцент на проведении корректирующих и предупреждающих
    мероприятий, а также оценивают взаимное сотрудничество между подразделениями.
    Выводы. Результаты исследования показывают, что для достижения стратегических целей необходимо задействовать все основные направления деятельности медицинской организации, что дает основание полагать о положительном влиянии стратегии развития на эффективность организации в целом. Однако исследуемая методика способствует повышению потенциала устойчивого развития медицинской организации только на 39%. Кроме того, четверть всех исследуемых организаций, реализующих стратегию развития, так и не достигают стабильного роста показателей в течение 3 лет. В итоге показано, что исследуемая управленческая модель может повысить эффективность деятельности организации только в сочетании с другими подходами.

    Авторы: Латуха О. А., Сон И. М., Бравве Ю. И., Толстова К. С.

    Темы: медицинская организация70 развитие системы здравоохранения1 стратегия развития2 устойчивое развитие3 эффективность деятельности медицинских организаций2

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2021 № 10 КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА: МОДЕЛИ, КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ

    Актуальность проблемы. Одним из направлений государственной политики в области модернизации здравоохранения и санаторно-курортного дела, в частности, должно стать развитие методов и технологий совершенствования систем менеджмента. Регуляторы должны взять на себя функцию спонсора, прежде всего своей политикой и бюджетом, а профессиональные ассоциации – реализовывать эту политику путем инициирования и организации оценочных и конкурсных процедур для поддержки санаторно-курортных организаций, активно внедряющих и применяющих в своей деятельности технологии системного управления качеством своих услуг для устойчивого долгосрочного развития.
    Цель исследования – разработка Отраслевой модели оценки системы менеджмента санаторно-курортной организации на основе международно-признанных критериев с целью улучшения результатов и совершенствования деятельности санаторно-курортной организации и отрасли в целом.
    Материалы и методы. Проведен анализ моделей оценки различных аспектов деятельности организаций (ISO 9001, EFQM, JCI), в т. ч. применяемых в здравоохранении с использованием методов сравнительного и логико-структурного анализа их характеристик, который позволил выявить наиболее сильные решения в рассматриваемых моделях и стал основой для построения модели оценки системы менеджмента санаторно-курортной организации.
    Результаты. Критерии Отраслевой модели оценки и их содержание гармонизированы с признанными на глобальном уровне моделями менеджмента, принципы которых подчеркивают приоритет потребителей, создание устойчивых ценностей и удовлетворение их потребностей, а также потребностей заинтересованных сторон в лице партнеров и экосистемы и содержат перечень аспектов деятельности, в которых организация должна быть успешной.
    Выводы. Независимая оценка уровня зрелости системы менеджмента санаторно-курортной организации и публикация ее результатов формируют доверие со стороны пациентов, отдыхающих, членов их семей, крупных заказчиков санаторно-курортных услуг, а также регулирующих органов и инвесторов, способствуют привлечению инвестиций в санаторно-курортный комплекс и его устойчивому развитию. Модель оценки может также применяться для самодиагностики и совершенствования системы менеджмента любой санаторно-курортной организации.

    Авторы: Довгань И. А., Заика И. Т.

    Темы: конкурс на премии за достижения в области менеджмента качества санаторно-курортных услуг1 критерии5 международный уровень2 модель оценки2 причины и следствие1 санаторно-курортная организация2 система менеджмента2 устойчивое развитие3

    Подробнее >

  • 2021 № 8 Методология совершенствования деятельности санаторно-курортной организации на основе критериев глобальной модели

    Повышение качества санаторно-курортных услуг через эффективный менеджмент – один из ключевых инструментов повышения конкурентоспособности, который повышает их востребованность российскими гражданами и зарубежными гостями, и, как следствие, обеспечивает круглогодичное заполнение здравниц и повышение финансовых результатов. Независимая оценка уровня зрелости системы менеджмента санаторно-курортной организации и публикация ее результатов формируют доверие со стороны пациентов, отдыхающих, членов их семей, крупных заказчиков санаторно-курортных услуг, а также регулирующих органов и инвесторов, способствуют привлечению инвестиций в санаторно-курортный комплекс и его устойчивому развитию.
    Цель исследования – разработка методологии управления изменениями по гармонизированным международным критериям с целью улучшения результатов и совершенствования деятельности санаторно-курортной организации.
    Материалы и методы. Проведена экспресс-самооценка системы менеджмента санатория путем анкетного опроса, который подразумевает выбор вариантов уровня зрелости по заранее подготовленному перечню наиболее результативных подходов в рамках каждого критерия глобальной модели EFQM 2020. Эти критерии подчеркивают приоритет потребителей, создание устойчивых ценностей и удовлетворение их потребностей, а также потребностей заинтересованных сторон в лице партнеров и экосистемы. Содержание подходов характеризует аспекты деятельности санаторно-курортной организации, с помощью которых можно получить представление об уровне зрелости деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития. Полученные результаты использовались для планирования улучшений в деятельности санатория. Эти результаты в сравнении с результатами прошлых самооценок фиксируют не только текущее состояние системы менеджмента, но и демонстрируют тенденции, уровни зрелости применяемых методов и практик работы, позволяют увидеть возможности и перспективы развития санатория. Для оценки деятельности санаторно-курортной организации по каждому элементу модели выбрано четыре варианта оценок уровней зрелости.
    Выводы. Методика экспресс-самооценки позволяет быстро оценить деятельность санаторно-курортной организации на основе представленных документов и другой информации, полученной вербальным путем. Выходные данные экспресс-самооценки можно получить в течение одного дня. Результаты экспресс-самооценки представляют собой оценочный профиль санаторно-курортной организации и представляются в графическом виде. Методика экспресс-самооценки может использоваться в любой санаторно-курортной организации, независимо от ее ведомственной подчиненности, формы собственности, медицинского профиля. Опосредованно методика развивает у участников самооценки пациенто- и риск-ориентированное
    мышление, формирующее культуру качества и инноваций в деятельности санатория и профессионального сообщества санаторно-курортных организаций для того, чтобы способствовать росту и процветанию санаторно-курортной отрасли России в целом. Улучшение методики экспресс-самооценки заключается в уточнении, добавлении формулировок утверждений анкеты применительно к лучшим практикам менеджмента санаторно-курортной организации, новым целям, задачам, технологиям санаторно-курортного дела, новым вызовам на региональном и глобальном уровнях.

    Авторы: Довгань И. А., Заика И. Т.

    Темы: критерии5 международный уровень2 методология1 модель оценки2 оценочный профиль1 самооценка2 санаторно-курортная организация2 система менеджмента2 устойчивое развитие3

    Подробнее >