Стародубов В. И. - все статьи автора в журнале
-
2004 № 6 Реформы здравоохранения в Узбекистане
-
2004 № 5 Реформы здравоохранения в Армении
-
2018 № 3 Национальный сегмент международного дерева идентификаторов объектов. Реестр OID Минздрава
В статье описана структура и организация международного дерева идентификаторов объектов, включающая в себя национальный сегмент и пространство OID Минздрава России. Представлена история и проблемы формирования Реестра OID Минздрава на начальном этапе, а также пути решения и актуальное состояние. Рассмотрены основные аспекты построения дуги OID «Субъекты системы здравоохранения» с учетом значимости для решения задач оценки уровня информатизации и формирования федеральных регистров, а также с учетом законодательных особенностей формирования структуры системы здравоохранения.
-
2017 № 8 Методика оценки уровня информатизации медицинской организации
В статье описан подход к оценке уровня информатизации регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения на основе оценки уровня информатизации медицинских организаций. Шкала построена на оценке уровня конкретных показателей, объединенных в функциональные сегменты, которые формируют интегральную оценку для медицинского учреждения в целом. В 2016 году разработанная шкала в виде анкеты была представлена специалистам региональных МИАЦ восьми субъектов Российской Федерации, которые оценили положительно 90% показателей. В трех «пилотных» регионах было проведено тестовое обследование медицинских организаций
-
2017 № 6 Затраты рабочего времени врачей-специалистов, связанных с посещением одним пациентом врача-фтизиатра, врача-хирурга и врача-дерматовенеролога
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583) и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 130; № 45, ст. 5863; 2014, № 19, ст. 2468), в 2016 г. прове дены фотохронометражные наблюдения за рабочим процессом врачей-фтизиатров, врачей-хирургов и врачейдерматовенерологов. Работа проводилась в соответствии с методикой проведения фотохронометражных исследований в течение десяти рабочих дней за двумя врачами по каждой специальности. Результаты исследования показали необходимость разработки новых нормативных документов по установлению норм времени на посещение одним пациентом врачей-фтизиатров, врачей-хирургов и врачей-дерматовенерологов, оказывающих первичную специализированную помощь в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
-
2024 № 7 О некоторых экономических аспектах оказания высокотехнологичной медицинской помощи на примере профиля «травматология и ортопедия».
Статья посвящена рассмотрению ряда экономических аспектов оказания высокотехнологичной медицинской помощи на примере травматологи и ортопедии: методическим подходам к понятию высокотехнологичной медицинской помощи, оценке экономический эффективности, анализу способов финансового обеспечения и т.д.
Данные аспекты представляются особенно актуальными в силу высокой затратности оказания высокотехнологичной медицинской помощи, особенно на фоне нынешней санкционной политики многих западных государств.
Приведен анализ источников и способов финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе, с точки зрения исторического ракурса и перспектив. -
2021 № 6 ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Анонсированная еще в конце 2019 года реформа система оплаты труда приобрела реальные очертания. Реформа включает в себя целый ряд этапов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 в рамках пилотного проекта началась практическая апробация установленных требований к системам оплаты труда (НСОТ).
Цель пилотного проекта – оценить, насколько новая система оплаты труда скажется на заработной плате конкретных медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, участвующих в «пилоте», отработать параметры заработной платы и оценить возможную потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых как для реализации самих пилотных проектов, так и при распространении новой системы оплаты труда на всех медицинских работников отрасли. -
2021 № 4 НОВАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Система обязательного медицинского страхования регулируется большим числом нормативных правовых актов. Тем не менее, многие вопросы, связанные с взаимоотношением участников системы ОМС, и прежде всего – финансовые, определяются содержанием заключаемых между ними договоров. Данная статья посвящена анализу новой системы договоров, сложившейся в системе обязательного медицинского страхования в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также других, связанных с этим нормативных правовых актов. Произошли изменения не только в содержании договоров, но и в составе их участников. Кроме того, появился новый, ранее отсутствовавший вид договора. Целью работы
является анализ изменений договоров в системе ОМС и их возможных последствий -
2021 № 3 Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году
Настоящая публикация посвящена анализу вступивших в силу с 01.01.2021 г. изменений в Федеральном законе
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, а также других связанных с этим нормативных правовых актов.
Целью работы является анализ причин, приведших к необходимости совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования; содержание основных изменений в федеральном законодательстве и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования (прежде всего – с точки зрения полномочий основных участников ОМС), а также оценка последствий этих изменений. -
2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19
Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.
-
2020 № 4 Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении
Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций. -
2018 № 5 Порядок формирования штатных расписаний государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения
Штатное расписание, определяя состав и структуру должностей, является важным инструментом регулирования трудовых отношений в коллективе. Но, одновременно, это и важный экономический инструмент. Поэтому полномочия руководителя медицинской организации во многом определяются его правами по формированию штатного расписания. При этом штатное расписание зачастую становится объектом споров и конфликтов не только с учредителями, но и с различными контролирующими органами. В статье рассматриваются правовые основы формирования штатных расписаний в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения
-
2017 № 10 Финансовые резервы государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения
Сложная экономическая ситуация выводит на повестку дня всевозможные варианты оптимизации, поиска резервов и т. д. в государственных (муниципальных) учреждениях. Многие руководители учреждений искренне считают, что резервов поиска средств для повышения заработной платы в рамках «майских» Указов Президента уже давно нет, но при этом даже не начинали заниматься нормированием, введением профессиональных стандартов и другими мерами, намеченными этими Указами. И эффективный контракт ввели лишь формально. Многие учреждения не утруждают себя тем, чтобы реализовать те возможности, которые предоставляют то же самое нормирование, эффективный контракт и т. д., рассматривая их лишь как формальную меру, лишнюю и ненужную для себя работу. С другой стороны, и правовая среда, в которой работают учреждения, зачастую не позволяется реализовать законодательно предусмотренные возможности привлечения дополнительных ресурсов и т. д. Эти проблемы рассматриваются в настоящей публикации
-
2017 № 4 Парадоксы законодательства: гарантии бесплатности медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества
Законодательство Российской Федерации, признавая права граждан как на бесплатную медицинскую помощь, так и на платные медицинские услуги, тем не менее делает явный крен сторону бесплатности. При этом гарантии бесплатности сформулированы таким образом, что нередко ограничивают права граждан на получение медицинской помощи с использованием лекарственных препаратов, медицинских изделий и т. д., не предусмотренных в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Более того, если права граждан на получение платных медицинских услуг прямо прописаны в законе, то о праве граждан на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий и т. д. вообще ничего не говорится. При этом нет и прямых запретов, что на практике приводит к многочисленным конфликтными ситуациям. В статье даются конкретные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере
-
2015 № 9 Оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации
В настоящее время создана правовая и методологическая база оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Несмотря на несовершенство созданной системы, она позволяет ускорить процесс внедрения в здравоохранение новых медицинских технологий, одновременно обеспечив финансовую поддержку федеральных клиник, испытывающих серьезные экономические проблемы из-за сокращения бюджетных расходов на наиболее часто оказываемые виды медицинской помощи в условиях экономической нестабильности. В статье рассматриваются проблемы и даются предложения по совершенствованию организационного механизма клинической апробации.
-
2015 № 5 Вопросы использования стандартов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
Статья посвящена анализу законодательства, других нормативных актов, связанных с применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, контролем качества медицинской помощи и применением штрафных санкций к медицинским организациям в системе обязательного медицинского страхования.
-
2005 № 8 Подходы к оценке нематериальных активов медицинской организации
-
2021 № 5 НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Одним из серьезнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования является изменение порядка проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 326-ФЗ (в соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения устанавливает теперь не Федеральный фонд ОМС, а Минздрав России.
При этом меняются как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля. -
2020 № 1 Планирование тематики диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: проблемы и решения
Анализ изменений структуры тематики диссертаций за 20 лет показал, что профессиональные ценности соискателей ученой степени по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» сместились от вопросов здоровья и здоровьесбережения к вопросам болезни и технологий её лечения, что не соответствует потребностям современного общества. Происходит исчезновение из рассматриваемой дисциплины, родоначальником которой является медицинская полиция, знаний и компетенций, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности по реализации одной из важнейших социальных функций государства – предотвращения угрозы общественному здоровью и безопасности. Необходимо уточнить сущность базового понятия научной специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», а также усовершенствовать процедуры планирования диссертационных исследований.
-
2019 № 6 Оценка достижимости пятого места в мировом рейтинге публикационной активности по приоритетным направлениям в области биомедицины
Одним из семи целевых показателей Национального проекта «Наука» (НПН) является «Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития в изданиях, индексируемых в международных базах данных». Целью настоящего исследования являлась оценка базового значения этого показателя для биомедицинских дисциплин, отнесенных к приоритетному направлению 20-в Стратегии научно-технологического развития РФ. Сопоставлены объемы публикационных потоков Российской Федерации по 20 биомедицинским дисциплинам с аналогичным показателем стран, занимающих пятое место по числу публикаций в рассматриваемой предметной области, индексируемых в Web of Science Core Collection (WoS CC). Зафиксировано 5-10 кратное отставание Российской Федерации по большей части выделенных паспортом НТН приоритетных направлений в области биомедицины. Результативность мер государственной политики, направленных на увеличение отечественного публикационного потока по биомедицине за период 2012-2018 гг. оценена как недостаточная для выполнения рассматриваемого целевого показателя НПН.
-
2017 № 5 Место клинической медицины в дисциплинарной структуре российской науки
Рассмотрена дисциплинарная структура науки мира и РФ. Показано, что на долю публикаций по клинической медицине пришлось 26% от общего числа публикаций, проиндексированных в 2015 г. в БД Web of Science, и 35,3% публикаций, проиндексированных в БД Scopus за 2011–2015 гг. Сделан вывод о нарастающей медицинизации мировой науки. Отмечается, что в РФ в силу сложившейся в прошлом веке и не меняющейся системе квотирования средств государственной поддержки сектора гражданской науки на исследования медицинской тематики выделяется не более 3,2% внутренних затрат на исследования и разработки по социально-экономическим целям. Прогнозируется, что недофинансирование медицинской науки в РФ не позволит добиться существенного роста наукометрических показателей, отражающих результативность и продуктивность российской науки в целом.
-
2016 № 2 Структура и проблемы медицинского сектора новой программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук
В статье рассматриваются вопросы планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности в сфере медицинской науки, осуществляемой за счет бюджетных средств. Авторами показано, что дезинтеграция научных процессов приводит к снижению интенсивности научного поиска и внедрения достижений медицинской науки в практическое здравоохранение. Авторы приходят к выводу о необходимости повышения эффективности управления медицинскими научными исследованиями и более четкого определения приоритетов развития медицинской науки.
-
2015 № 8 Механизмы, приоритеты и объемы финансового обеспечения научных исследований для здравоохранения в России и США
Аннотация: Показано, что бюджет РФ на исследования и разработки составляет не более 2,5% от общемирового, в то время как на долю бюджетов всего трех стран – США, Китая и Японии – приходится более 50%. Сделано предположение, что несопоставимость внутренних затрат РФ на развитие сектора гражданской науки по сравнению с индустриально развитыми странами позволяет выделять в качестве приоритетов научно-технологического развития страны ограниченное число исследовательских направлений. Сопоставлены объемы финансирования исследований и разработок биомедицинской тематики в США и РФ. Показано, что базовое финансирование 27 исследовательских центров, входящих в Национальные институты здоровья США, в 2014 г. в 173 раза превосходило объемы финансирования 104 медицинских научно-исследовательских институтов, подведомственных Минздраву России и ФАНО. Сопоставлены бюджеты отдельных приоритетных направлений в области биомедицины в США и РФ, оценено, что объемы финансирования тематически сходных проектов различаются в сотни и тысячи раз. Отмечено, что совокупные расходы федерального бюджета на приоритетное направление «Науки о жизни» в РФ в 2010–2012 гг. были минимальные по сравнению с другими пятью направлениями, входящими, согласно Указу Президента от 07.07.2011 г. № 899, в перечень приоритетных. Сделан вывод о целесообразности многократного увеличения объемов государственной поддержки фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области биомедицины в случае сохранения наук о жизни в числе приоритетных направлений научно-технологического и социального развития РФ. Подчеркнута необходимость устранения всех административных и налоговых барьеров, препятствующих активному участию предприятий отечественного промышленного сектора в софинансировании разработок отечественных лекарственных препаратов и медицинского оборудования.
-
2014 № 3 Финансирование медицинской науки: новые принципы и финансовые инструменты
Аннотация: Выполнен анализ критериев отбора проектов российских медицинских центров для финансирования в Российском научном фонде и ФЦП «Исследования и разработки». Отмечена высокая степень неопределенности таких понятий, как «приоритетное направление», «ориентированное», «прикладное» и «поисковое» исследование и «индустриальный партнер» применительно к отечественным исследованиям биомедицинской тематики. Выполнен анализ раздела «Медицина и здравоохранение» «Прогноза научно-технологического развития РФ до 2030 года».
-
2012 № 4 Мировой уровень конкурентоспособности национальных исследований в области клинической медицины.
Предложена формализация используемых в программных документах, определяющих направления реформирования российской науки, понятий «мировой уровень исследований» и «ведущие научно-технологические векторы» глобальной науки. На примере использования библиографического показателя «нормированное цитирование в предметной области» для анализа различных предметных областей российской клинической медицины показана степень различия соответствия мировому уровню отдельных направлений одной и той же национальной предметной области. Отмечена необходимость разработки национальной методологии аудита российской науки, учитывающей ее русскоязычный сегмент, к которому не применимы используемые для этих целей и признанные в мире методики.
-
2023 № 3 Ретроспективный анализ формы отраслевого статистического наблюдения №131/о в части регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний
Для мониторинга, оценки, анализа и регистрации распространенности поведенческих и биологических факторов риска используется форма отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». От качества и достоверности первичных статистических данных, представленных в форме № 131/о, зависит дальнейшее планирование и проведение профилактических мероприятий в рамках межведомственного взаимодействия и сотрудничества с широкими слоями общественности. Достоверность и качество статистического материала, собранного в процессе диспансеризации определенных групп взрослого
населения, должны стать гарантией принятия адекватных управленческих решений для развития профилактического направления в медицине и фундаментом для повышения эффективности государственной системы здравоохранения.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : провести ретроспективный анализ приказов Минздрава России, регламентирующих порядок заполнения и предоставления формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» за период с 2013 по 2021 год, в части предоставления первичных данных о регистрируемых факторах риска.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Контент-анализ приказов Минздрава России, регламентирующих порядок заполнения и представления формы отраслевой статистической отчетности № 131/о за 2013, 2015, 2020 годы; отчетных форм № 131/о; приказов, регламентирующих порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения за период с 2012 по 2021 год.
Р е з у л ь т а т ы . Проведён анализ приказов Минздрава России о порядках проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения и приказов, регламентирующих порядки заполнения и представления отчетной формы № 131/о, в части регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Ретроспективный анализ таблицы 4000 формы № 131/о, содержащей сведения о выявленных факторах риска и других патологических состояний.
З а к л ю ч е н и е . Ретроспективный анализ приказов Минздрава России, регламентирующих порядок заполнения и предоставления формы отраслевой статистической отчетности № 131/о за период с 2013 по 2021 год, в части предоставления первичных данных о регистрации факторов риска, показал, что, несмотря на недочеты только данная форма позволяет изучить и проанализировать сведения о распространенности факторов риска и на данном основании выделить приоритетные направления профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Анализ формы № 131/о позволил сделать вывод о том, что необходимо не просто пересмотреть подходы к организации диспансеризации и сбору первичных данных, но и модернизировать концепцию проведения самого крупного профилактического мероприятия, проводимого в рамках государственной системы здравоохранения. -
2005 № 12 Меры обеспечения безопасности пациентов, принимаемые в системе здравоохранения Российской Федерации
-
2023 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2022
Руководители региональных органов исполнительной власти (далее – РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования.
Цель исследования – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. n = 42; 2022 г. n = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности
«Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.
Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении. -
2023 № 1 Информированность населения о первичной профилактике рака шейки матки
Доказанным эффективным профилактическим мероприятием в отношении рака шейки матки является полноценно проведенный до начала половой жизни пациента курс вакцинации против ВПЧ. Существенное значение для реализации возможности применения вакцины на добровольной основе имеет ее стоимость. Однако, наиболее важным аргументом для принятия решения о вакцинации является информированность пациентов о ее целесообразности, эффективности и безопасности.
Цель исследования: выявить уровень информированности населения о первичной профилактике рака шейки матки путем вакцинации против ВПЧ.
Материалы и методы. По специально разработанной анкете проведен анонимный опрос подростков и их родителей (законных представителей) по вопросам организации вакцинации от ВПЧ. В квотную выборку для опроса были включены 723 респондента, обратившихся в женские консультации и детские поликлиники Санкт-Петербурга (всего в 19 медицинских организациях).
Результаты. Фактически информированы о заболеваниях, вызываемых ВПЧ, только 59,7% опрошенных, а еще 5,1% принявших участие в опросе, заблуждаются по этому поводу. Только каждый третий (36,4%) респондент знает о безопасности используемых в настоящее время вакцин, а большинство опрошенных – 50,8% отметили, что по этому вопросу им ничего не известно.
Среди респондентов 87,8% указали, что учитывая высокую значимость вакцинации для предупреждения развития онкологических заболеваний женской половой сферы, прививки от ВПЧ должны выполняться гражданам бесплатно в рамках Национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Выводы. Социологическое исследование показало неудовлетворительный уровень знаний населения по вопросам первичной профилактики злокачественных новообразований женских половых органов. -
2022 № 8 Оценка жителями Российской Федерации своего здоровья и условий получения медицинской помощи
В условиях повышения интереса организаторов здравоохранения к вопросам пациент-ориентированности, формирования ценностно-ориентированного здравоохранения и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно иметь детализированную информацию о том, как население оценивает оказанную помощь, а также конкретизировать проблемы, возникающие при её получении. Такая подробная информация способна дать направления дальнейшего развития организационных технологий и стать основанием для разработки управленческих решений.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – проанализировать результаты социологических опросов населения Российской Федерации об оценке своего здоровья и условиях получения медицинской помощи.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Использовались данные, представленные на официальном сайте Росстата, – «Комплексное наблюдение условий жизни населения Российской Федерации» (2014, 2016, 2018 и 2020 гг.) в части вопросов, касающихся получения респондентами медицинской помощи, на основе выборочного опроса представителей различных групп и слоев населения с охватом 10 тыс. домохозяйств. Анализ представленных данных проводился с использованием методов описательной статистики по разделам: оценка респондентами собственного здоровья, курение и употребление алкоголя, получение медицинской помощи в амбулаторных условиях, получение стоматологической помощи, обращения за скорой медицинской помощью, получение медицинской помощи в условиях стационара, необращение респондентов в медицинские организации
при наличии у них потребности в медицинской помощи.
Р е з у л ь т а т ы . Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее» и «хорошее», возросла. Важно отметить, что мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины. Доля респондентов, указавших на наличие хронических заболеваний, установленных врачом, снизилась с 30,2% в 2014 году до 27,2% в 2020 году. Существенной разницы между городским и сельским населением не установлено.
Доля респондентов, которые не курят и никогда не курили, снизилась с 63,5% в 2014 году до 62,1% в 2020 году. Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, была стабильна и составила 70%, а женщин – имела тенденцию к росту с 49,5% в 2014 году до 52,1% в 2020 году.
Оценка респондентами среднего времени, затраченного на запись на приём к врачу в амбулаторно-поликлинических организациях, в динамике не изменилась, и составило оно около 18 минут. Доля респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь из числа обратившихся, увеличилась с 92,6% в 2016 году до 95,1% в 2020 году. Доля населения, вызывающая скорую помощь, имела тенденцию к снижению: с 10,8% в 2014 году до 10,1% в 2020 году. Согласно результатам опросов, специализированной медицинской помощью в условиях стационара пользуются в год 7–8% населения.
Анализ случаев необращения респондентов в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи показал, что доля таких респондентов снизилась: в 2014 году – 33,6%, в 2016 году – 33,0%, в 2018 году –34,5%, в 2020 году – 29,2%. Не могли добраться или испытывали трудности с доездом до медицинской организации 3,3%, 2,5%, 2,8% и 1,9% респондентов соответственно в указанные годы. «Не было времени» на обращение за медицинской помощью у 7,2% респондентов в 2014 году, у 8,2% – в 2016 и 2018 годах и у 4,7% респондентов в 2020 году. Значительное снижение данного показателя вполне логично и ожидаемо в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией.
В ы в о д ы . Улучшилась самооценка состояния здоровья от 2014 к 2020 году, мужчины дают в целом более высокую оценку своего здоровья, чем женщины.
Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. Приобщаются к курению в основном в подростковом возрасте. Как положительную можно отметить тенденцию увеличения доли лиц, бросивших курить.
Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины. Доля респондентов- женщин, употребляющих алкоголь, имеет тенденцию к росту.
Негативные тенденции в оказании медицинской помощи: увеличилось время ожидания скорой медицинской помощи; увеличилось среднее число дней ожидания госпитализации; снизилась доля респондентов, госпитализированных в день обращения.
Позитивные тенденции в оказании медицинской помощи: снизилось число отказов в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, снизилось число больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе; сократилось время ожидания приема врача; увеличилась доля респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь.
Снизилась склонность респондентов заниматься самолечением и не обращаться за медицинской помощью в связи с отсутствием времени. -
2018 № 10 К вопросу об укреплении и сохранении здоровья работающих на предприятиях Российской Федерации
В статье рассмотрено состояние вопроса укрепления и сохранения здоровья работающих на предприятиях РФ в настоящее время. Изучена роль работодателей и профсоюзных организаций в этом направлении.
-
2018 № 7 К вопросу об укреплении и сохранении здоровья работающих на предприятиях (Приволжский федеральный округ)
Рассмотрены вопросы укрепления и сохранения здоровья лиц, работающих на предприятиях Приволжского ФО. Изучена роль работодателей и профсоюзных организаций в этом направлении.
-
2018 № 1 К вопросу об укреплении и сохранении здоровья работающих на предприятиях (на примере Центрального федерального округа)
В статье рассмотрены вопросы укрепления и сохранения здоровья лиц, работающих на предприятиях. Изучена роль руководителя и профсоюзной организации в проведении профилактических мероприятий, направленных на факторы риска, влияющие на развитие хронических неинфекционных заболеваний, профилактику конкретных заболеваний, связанных со спецификой деятельности предприятия, предоставление санаторно-курортного лечения. Изучены мероприятия по укреплению и сохранению здоровья населения, проводимые на территории расположения предприятия. Предложена схема взаимодействия структур региона в направлении укрепления здоровья работающих лиц.
-
2016 № 4 Общественное здравоохранение и формирование единого профилактического пространства
В последнее десятилетие актуальной стала задача объединения усилий всех участников профилактического процесса, всего общества в целях создания единого профилактического пространства. В качестве такого объединяющего начала предлагается развитие системы общественного здравоохранения. Неоднократноеобсуждение проблематики общественного здравоохранения на различных уровнях позволило сформулировать определение и основные функции общественного здравоохранения. Принципиально важным является понимание системы общественного здравоохранения и как совокупности различных структур, и как их целенаправленной скоординированной деятельности. Особое значение имеет муниципальный уровень как место непосредственного контакта населения, органов местного самоуправления, место реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, при активном участии самих граждан.
-
2016 № 3 Первичная медико-санитарная помощь. Характеристика сети медицинских организаций и обеспеченность кадрами
Изучены изменения сети медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях, произошедшие в течение последнего десятилетия, подробно проанализированы тенденции формирования штатного расписания поликлиник, обеспеченности населения врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики. Представлен анализ основных показателей деятельности врачей в медицинских организациях, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
-
2014 № 8 Затраты рабочего времени врачей амбулаторного звена по данным фотохронометражных исследований
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в соответствии с Планом мероприятий по нормированию труда в здравоохранении Межведомственной рабочей группы по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения в течение 2 рабочих недель проведено фотохронометражное наблюдение за работой двух специалистов: врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики, неврологов, оториноларингологов, офтальмологов и акушеров-гинекологов, в 17 пилотных территориях страны. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативных документов по установлению норм нагрузки врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, в сторону увеличения времени на посещение одного пациента.
-
2014 № 4 Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога
Существующая нормативная база не соответствует современным требованиям по оказанию специализированной медицинской помощи и нуждается в пересмотре. Одним из главных инструментов для достижения этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса. Модернизация медицинских организаций, внедрение инновационных методов диагностики, предполагающих высокую квалификацию специалистов при недоукомплектованности кадрового состава и роста нагрузки на врача, требуют пересмотра существующих нормативов.
-
2013 № 12 Новые критерии рождения: медико-демографические результаты и организационные проблемы службы родовспоможения
-
2013 № 3 Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски
Статья посвящена рассмотрению проблем внедрения эффективного контракта в здравоохранение. В настоящее время имеются неплохие предпосылки для внедрения эффективного контракта в здравоохранение, что создает условия для будущей его успешной реализации. Но, с другой стороны, необходима гибкая политика не только в отношении положений, включаемых в трудовой договор с работниками, но и самого процесса внедрения эффективного контракта. Тем более, что здравоохранение характеризуется большим разнообразием: не везде одни и те же подходы к стимулированию возможны или целесообразны. В статье дан анализ возможностей и угроз, связанных с внедрением эффективного контракта, предлагаются меры по противодействию этим угрозам.
-
2013 № 2 Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение
Статья посвящена проблемам внедрения эффективного контракта в здравоохранение. Несмотря на наличие определенной нормативной базы, все необходимые условия для внедрения эффективного контракта еще не созданы. Кроме того, принятые и планируемые к принятию нормативные акты не учитывают ряд важных моментов, касающихся эффективности мер материального стимулирования в такой специфичной сфере, как здравоохранение. Их анализу, а также предложениям по повышению результативности внедрения эффективного контракта в отрасль и посвящена статья.
-
2012 № 11 О некоторых вопросах, связанных с переходом на одноканальное финансирование
В статье рассматриваются вопросы перевода финансовой системы здравоохранения на преимущественно страховую модель. Анализируются преимущества и недостатки существующей финансовой системы и вновь создаваемой. Авторами дается оценка особенности применения действующей нормативно-законодательной базы, регулирующей данное направление. Рассмотрены проблемы перевода на страховые принципы скорой и высокотехнологичной медицинской помощи и пути их решения.
-
2011 № 4 Дифференцированные нормативы объемов медицинской помощи в разрезе субъектов РФ
-
2010 № 12 Региональные модели медицинского обеспечения населения
-
2010 № 7 Некоторые аспекты методологии планирования заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
-
2010 № 3 Оценка эффективности деятельности региональных систем здравоохранения
-
2010 № 2 Оценка эффективности программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
-
2005 № 3 Перспективы управления учреждениями здравоохранения в имущественных отношениях
-
2004 № 1 Менеджмент в здравоохранении: современные проблемы организации и подготовки кадров
Появление новых медицинских фирм и организаций, желающих заявить о себе, донести до потребителя информацию о своей продукции и услугах наглядно демонстрирует, что в стране исчез тотальный дефицит медицинских услуг, лекарственных средств и медицинской техники, формируется рынок охраны здоровья, как эффективный инструмент перераспределения ресурсов и выбраковывания некачественных медицинских товаров и услуг, а как следствие, и плохих игроков на нем. В крупных городах формируется конкурентная среда, которая вынуждает производителей особо тщательно изучать потребности своих покупателей для того, чтобы создавать конкурентные преимущества - те уникальные, особенные черты своей организации, которые бы выгодно отличали ее от других подобных. Наконец, активно используются инструменты маркетинга, такие как реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью и прочие. Таким образом, можно констатировать, что в России в секторе здравоохранения формируются общемировые тенденции, характерные для переходного периода...
-
2013 № 5 Оценка влияния модернизации здравоохранения на динамику заболеваемости взрослого населения страны
Аннотация: Рассматриваются критерии, позволяющие оценить экономические потери от заболеваемости населения. Методология предполагает оценку потерь здоровой жизни населения за счет несмертельных последствий болезней и оценку степени и последствий влияния модернизации на основные показатели состояния здоровья населения. Были проанализированы динамические ряды интенсивных показателей заболеваемости населения, рассчитанных на 100 000 населения. С целью вычленения факторов, имеющих определяющее (наибольшее) влияние на показатели общей заболеваемости, был проведен факторный анализ, в результате которого показатели были разделены на 3 группы, для которых были рассчитаны уравнения множественной регрессии. Отобранные показатели позволили сформировать критерии оценки модернизации здравоохранения, отражающие структурные преобразования системы, ход, финансирование и результаты дополнительной диспансеризации, оснащенность медицинской аппаратурой и её износ. Выявлено и доказано, что модернизация здравоохранения влияет на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и соответственно дней с ВУТ. При этом существенное влияние оказывают те критерии модернизации, которые характеризуют изменение системы финансирования учреждений, оплаты труда медработников и медицинской помощи, а также характеризуют материальнотехническое оснащение учреждений здравоохранения и связанное с ним увеличение числа диагностических исследований и мероприятий, направленных на выявление заболеваний, реализованных при проведении дополнительной диспансеризации населения.
-
2007 № 2 О роли организаторов здравоохранения в развитии регионального и муниципального компонента национального проекта «Здоровье»
-
2007 № 1 Итоги и перспективы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
-
2005 № 11 Факторы, влияющие на показатели и оценку состояния общественного здоровья и здравоохранения. Ч.2
-
2005 № 10 Факторы, влияющие на показатели и оценку состояния общественного здоровья и здравоохранения
-
2014 № 10 Российские и региональные показатели деятельности врачей общей практики
Общее число посещений врачей общей практики за рассматриваемый период возросло как в России в целом, так и во всех федеральных округах, а в некоторых субъектах — значительно. При этом в Российской Федерации в целом, как и в большинстве федеральных округов наблюдается тенденция снижения профилактических посещений, посещений на дому, удельного веса посещений сельскими жителями. На фоне общей тенденции снижения укомплектованности врачами общей практики закономерно растет коэффициент совместительства. Современные тенденции снижения укомплектованности врачами общей практики, увеличения коэффициента совместительства в силу кризиса, который переживает отечественное здравоохранение, являются характерными для многих врачебных специальностей. Однако, учитывая высокую востребованность врача общей практики (рост числа посещений и функции врачебной должности в подавляющем большинстве регионов), его возможность взять на себя оказание своевременной первичной медико-санитарной помощи, развитие института общей врачебной практики является перспективным путем организации первичной медикосанитарной помощи.
-
2022 № 6 Риск-ориентированные подходы к эндо- скопической диагностике рака ЖКТ в медицинских организациях первичного звена (на примере ГАУЗ СО ГБ № 1 г. Нижний Тагил)
Выявление рака желудочно-кишечного тракта на ранних стадиях является актуальной проблемой общественного здравоохранения. Внедрение современных эндоскопических методов диагностики, основанных на новейших цифровых технологиях, значительно уменьшает риски диагностических ошибок и способствует эффективному решению данной проблемы.
Ц е л ь работы: на примере работы эндоскопического отделения городской районной больницы показать возможности повышения выявляемости рака ЖКТ на ранних стадиях путём оснащения современными цифровыми эндоскопами, включая приборы с функциями увеличения – ZOOM.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В статье анализируются статистические отчётные данные о работе эндоскопического отделения ГАУЗ СО ГБ№ 1 г. Н.Тагил с 2013 по 2022 г. (за вычетом 2020–21 гг., когда больница была полностью перепрофилирована под ковидный госпиталь).
Р е з у л ь т а т ы . Представлена четкая связь роста количества выявленной онкопатологии ЖКТ с современным техническим оснащением эндоскопического отделения по программе модернизации первичного звена здравоохранения Свердловской области в 2021 году. На основе риск-ориентированных подходов и данных доказательной медицины показана значимость наличия аппаратуры экспертного класса в рутинной практике эндоскопического отделения рядовой районной больницы для диагностики рака ЖКТ на ранних стадиях. Проанализированы современные подходы к оптической эндоскопической диагностике, определяются связанные с техническим оснащением потенциальные риски диагностических ошибок и возможные меры
воздействия на данные риски для дальнейшего совершенствования первичной эндоскопической диагностики, направленной на выявление рака ЖКТ на ранних стадиях.
З а к л ю ч е н и е . Из представленных статистических данных наглядно видно, как с внедрением цифровой эндоскопической аппаратуры с функциями высокого разрешения и узкоспектральными режимами снижаются риски диагностических ошибок и растёт выявляемость рака ЖКТ различных локализаций. Для дальнейшего улучшения данных показателей целесообразно дооснащать эндоскопические подразделения медицинских организаций первичного звена эндоскопами с функциями увеличения изображения – ZOOM. -
2018 № 10 Проблемы нормативного обеспечения деятельности медицинских организаций в условиях структурных преобразований
Представлены результаты анализа результативности структурных преобразований в здравоохранении, их обоснованности, соответствия Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, адекватному обеспечению медицинских организаций ресурсами. Доказано, что формирование сети медицинских организаций должно быть обосновано объективными потребностями населения в медицинской помощи, подтвержденными данными мониторинга состояния здоровья населения и изучения спроса потребителей. Необходимо также учитывать прогноз изменений потребности населения в объемах и видах помощи, а также научно обосновывать профилизацию, типизацию и обеспеченность медицинских организаций кадрами.
-
2010 № 1 Совершенствование нормативной базы программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи как условие успешного решения проблем здравоохранения
-
2005 № 4 Пути совершенствования применения права органами управления здравоохранением в имущественных отношениях
-
2004 № 4 Положения о муниципальных органах управления здравоохранением
-
2005 № 9 Возможные варианты использования нематериальных активов в медицинской организации
-
2007 № 10 Комплексная оценка финансирования здравоохранения Российской Федерации по версии системы счетов за период с 2000 по 2006 годы. Часть 1
-
2004 № 6 Обоснование необходимости повышения структурной эффективности отрасли здравоохранения
-
2024 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2023.
Руководители региональных органов исполнительной власти (далее РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Для эффективного управления системой здравоохранения, а также достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов требуются высококвалифицированные управленческие кадры. Ежегодное изучение уровня знаний, умений, опыта работы и профессиональных
навыков региональных министров позволяет актуализировать информацию о кадровом потенциале первых лиц региональных систем здравоохранения, оценить происходящие изменения и своевременно разработать мероприятия и программы, направленные на его повышение.
Цель исследования: оценка изменений кадрового потенциала руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2021–2023 гг.
Материалы и методы. Спланировано и проведено сплошное, социологическое исследование, с использованием унифицированной анкеты, разработанной экспертами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее – ЦНИИОИЗ), позволяющей оценить изменения таких учетных признаков, как: возрастно-половой состав респондентов, уровень базового и дополнительного образования, наличие профессиональных компетенций, стаж работы на должностях управленческого профиля.
Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 86 региональных министров. Установлено, что в течение последних трех лет отмечается значительное снижение темпов ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения с одновременным ростом уровня их профессиональной квалификации. Выявленные тенденции
отражаются в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. – 2,1+1,9 лет, 2022–2,3+2,5 лет, 2023 г. – 2,9+2,2 лет), сокращении в три с половиной раза числа респондентов в группе со стажем работы в должности регионального министра до одного года, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить ключевые тенденции и произошедшие за последние три года изменения в части качественных характеристик управленческого кадрового потенциала региональных систем здравоохранения.
Руководители РОИВ в сфере охраны здоровья представляют собой важнейший ресурс отрасли. Последовательное и достоверное снижение ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения отражается в росте профессиональных навыков, знаний и опыта представителей управленческого пула отрасли и эффективном достижении национальных целей, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации. -
2016 № 2 Затраты рабочего времени врачей-специалистов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в соответствии с Планом мероприятий Минздрава по нормированию труда в здравоохранении, утверждённым Межведомственной рабочей группой по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения, проведено фотохронометражное наблюдение в течение 2-х рабочих недель за рабочим процессом двух специалистов: врача-кардиолога, врача-эндокринолога и стоматолога-терапевта в 20 пилотных территориях страны. Анализ данных фотохронометражного наблюдения выявил необходимость разработки нормативных документов по установлению норм нагрузки специалистов, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению в связи с увеличением времени на посещение одним пациентом.
-
2007 № 11 Комплексная оценка финансирования здравоохранения Российской Федерации по версии системы счетов за период с 2000 по 2006 годы. Часть 2
-
2024 № 4 Ключевые изменения в структуре заработной платы и порядке осуществления специальных социальных выплат.
Целью данного исследования является анализ последствий решений государства по вопросам оплаты труда и осуществления специальных социальных выплат.
Рассмотрены ключевые положения новых нормативных правовых актов в этой сфере.
Дана оценка предстоящих изменений в системе оплаты труда, с точки зрения возможного влияния на стимулирующие качества системы оплаты труда.
Выработаны рекомендации по возможным вариантам действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных (муниципальных) учреждений в целях достижения установленной доли окладов в размере 50% от общего размера заработной платы.
Оценено влияние рассматриваемых изменений на подготовку перехода к новой системе оплаты труда в здравоохранении. -
2024 № 3 Изменения в направлениях и предельных размерах использования средств обязательного медицинского страхования с 2024 года.
Хозяйственная самостоятельность медицинских организаций как юридических лиц предполагает их право определять направления своих расходов. Однако целевой характер средств обязательного медицинского страхования накладывает ограничения на свободу использования доходов, полученных от оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
И хотя законодательство определяет структуру расходов (тарифов), ограничивая их рамками программ обязательного медицинского страхования, на практике отнесение расходов к тем или иным группам зачастую представляет большие сложности, сопровождаемые санкциями, судебными процессами.
В этом плане последние изменения в законодательстве об обязательном медицинском страховании, расширяющие возможности использования средств, представляются весьма значимыми. Этому же способствует увеличение предельного уровня стоимости приобретаемого оборудования со 100 до 400 тысяч рублей.
Однако такие возможности обусловлены большим числом ограничений и оговорок, что требует более детального анализа новых норм законодательства и оценки их влияния на условия деятельности медицинских организаций, что и обусловило актуальность данной публикации. -
2023 № 6 Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. Менеджер здравоохранения. 2023
В статье рассматриваются новые методологические подходы к способам оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2023 год, в том числе утвержденные совсем недавно вышедшими нормативными правовыми актами, а также совместными рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
В статье анализируются основные причины изменений в тарифной политике и их ожидаемые последствия с точки зрения повышения мотивации медицинских организаций.
Отмечается необходимость пересмотра систем оплаты труда работников медицинских организаций (в первую очередь, государственных и муниципальных) с целью более тесной увязки выплат стимулирующего характера с показателями результативности, используемыми при определении размера оплаты медицинской помощи, что призвано стать важным инструментом мотивации обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и, как следствие, уменьшения потребности в оказании специализированной медицинской помощи.
Приводится обзор новшеств в оплате высокотехнологичной медицинской помощи. -
2023 № 5 Новые правила предоставления платных медицинских услуг: обзор и оценка основных новшеств.
В статье рассматривается изменение нормативно-правовой базы оказания платных медицинских услуг в связи с принятием постановления Правительства РФ, утвердившего новые правила предоставления платных медицинских услуг.
Анализируется причина приятия новых правил, а также содержание отдельных его положений. Дана оценка того, насколько новые правовые основы оказания платных медицинских услуг скажутся на деятельности медицинских организаций и как повлияют на интересы пациентов.
Особое внимание уделено появлению новой – дистанционной формы заключения договора. -
2022 № 1 Портрет регионального министра здравоохранения
Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
Р е з у л ь т а т ы . В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
В ы в о д ы . С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья. -
2011 № 1 Российская медицинская наука в зеркале международного и отечественного цитирования
Публикационная активность как фактор капитализации исследователя. О новых правилах оформления публикаций в «МЗ» стр. 21
-
2009 № 11 О возможностях преобразований в деятельности стоматологической службы с позиции частно-государственного партнёрства
-
2004 № 9 Актуальные экономические и правовые аспекты разграничения бесплатной помощи и платных медицинских услуг, предоставляемых гражданам Российской Федерации
-
2004 № 2 Прогноз развития систем здравоохранения
-
2004 № 1 Перспективы существования учреждений в здравоохранении
Лишь 12% организаторов здравоохранения придают значение форме юридического лица учреждений в здравоохранении. Юридические различия между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения ими не усматриваются. Если бы здравоохранение своевременно адаптировалось к изменившимся социально-экономическим условиям, перешло бы к эффективному управлению имуществом собственника, привело бы свой уклад в соответствие с законом, то проблем было бы гораздо меньше. Только юридически выверенный механизм управления имуществом в здравоохранении способен обеспечить перспективу существования отрасли и действующих в ней государственных и муниципальных органов и учреждений здравоохранения.
-
2011 № 6 Новые экономические условия деятельности учреждений здравоохранения