Статьи с темой: «финансирование»
-
2023 № 7 К вопросу об эффективности содержания страховых медицинских организаций в системе здравоохранения Российской Федерации.
Проблемы отечественного здравоохранения связаны с рядом факторов, на которые влияют показатели экономического состояния страны. При этом, основной проблемой выступает недостаточное финансирование, во многом связанное с участием в здравоохранении страховых медицинских организаций. Сравнение размера затрат на содержание СМО и Пенсионного фонда России за длительный промежуток времени, наглядно показывает, что эффективность системы здравоохранения с участием СМО значительно меньше, чем эффективность Пенсионного фонда.
-
2021 № 10 ДОСТУПНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА
В в е д е н и е . В статье рассматриваются проблемы доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей отдельно взятого региона. Проанализирована связь увеличения оказанной медицинской помощи в зависимости от источников финансирования и регламентации уровня софинансирования.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : обоснование принципов реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи при наличии недостаточного финансирования региона, основанное на анализе существующих проблем в организации обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В исследовании использовались база данных подсистемы мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи Информационно-аналитической системы Минздрава России и нормативно-правовые документы. Применялись статистический, аналитический метод и контент-анализ.
Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е н и е . Выявлено, что при четырехкратном увеличении медицинских учреждений оказывающих данный вид помощи на территории региона, снижается процент ее оказания, не выезжая за его пределы. Начиная с 2012 года, констатируется снижение субсидий из федерального бюджета почти в два раза. При этом на протяжении последних четырех лет финансирование из средств бюджета Астраханской области остается на неизменном уровне.
З а к л ю ч е н и е . Для большого процента пациентов, выезжающих за пределы региона, данный вид помощи фактически является не совсем «бесплатным», так как возникает необходимость оплаты дополнительного обследования и проезда. А отсутствие четкой регламентации уровня софинансирования дает возможность выделять денежные средства из федерального бюджета по «остаточному принципу». -
2017 № 5 Место клинической медицины в дисциплинарной структуре российской науки
Рассмотрена дисциплинарная структура науки мира и РФ. Показано, что на долю публикаций по клинической медицине пришлось 26% от общего числа публикаций, проиндексированных в 2015 г. в БД Web of Science, и 35,3% публикаций, проиндексированных в БД Scopus за 2011–2015 гг. Сделан вывод о нарастающей медицинизации мировой науки. Отмечается, что в РФ в силу сложившейся в прошлом веке и не меняющейся системе квотирования средств государственной поддержки сектора гражданской науки на исследования медицинской тематики выделяется не более 3,2% внутренних затрат на исследования и разработки по социально-экономическим целям. Прогнозируется, что недофинансирование медицинской науки в РФ не позволит добиться существенного роста наукометрических показателей, отражающих результативность и продуктивность российской науки в целом.
-
2020 № 4 Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении
Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций. -
2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет
При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.
-
2021 № 2 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2021 году
Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования показывает, что в 2021–2023
годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции COVID‑19, продолжится рост объемов финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования. Серьезные изменения в финансовых потоках в системе обязательного медицинского страхования связаны с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Поэтому в данной работе оценка основных изменений в финансовом обеспечении системы обязательного медицинского страхования осуществляется с учетом этих основных факторов. -
2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось
В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.
-
2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств
Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.
-
2021 № 1 Финансирование здравоохранения в 2021 году за счет средств федерального бюджета: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией Covid-19
Анализ предстоящего финансирования здравоохранения за счет федерального бюджета показывает, что
в 2021–2022 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Это тем более важные параметры, что предстоящим бюджетом в рассматриваемом периоде предполагалось некоторое снижение финансирования по сравнению с утвержденными цифрами федерального бюджета на 2020 год. Это должно способствовать обеспечению стабильного функционирования здравоохранения. -
2020 № 1 Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение»
Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020–2022 годах, несмотря на слож¬ную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде¬рации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осущест¬вляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.
-
2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19
Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.
-
2022 № 1 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году
Важнейшим обстоятельством, влияющим на объемы и способы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования, как и в последние два года, продолжает оставаться распространение коронавирусной инфекции COVID‑19.
В предложенном материале рассматриваются не только показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, но и динамика показателей, в том числе в сопоставлении с темпами инфляции, а также с учетом других факторов.
Вычленены новые направления использования средств обязательного медицинского страхования, рассмотрены причины их появления. -
2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году
Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения. -
2020 № 5 Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы
Эффективность функционирования любой общественной системы, включая здравоохранение, определяется адекватностью ее нормативно-правового регулирования. Ситуация с коронавирусом обнажила многие проблемы в этой сфере, ряд из который был оперативно решен с той или иной степенью успешности. Однако остается еще много неурегулированных вопросов и необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования здравоохранения. Это касается, в том числе, и вопросов оплаты труда медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19. В статье представлен проведенный анализ порядка осуществления выплат стимулирующего характера за счет федеральных средств, предложены меры по его совершенствованию. В статье приведен SWOT-анализ состояния российского здравоохранения на фоне распространения коронавируса COVID-19.
-
2015 № 8 Нормативно-правовое регулирование государственно-частного (муниципально-частного) партнерства
В статье рассматривается законодательство, связанное с государственно-частным партнерством и муниципально-частным партнерством, особенности его использования применительно к бюджетной сфере. Приводится также анализ возможного влияния нового законодательства на инвестиционную активность в условиях нынешнего экономического кризиса. Показаны законодательные возможности и ограничения для реализации проектов государственно-частного партнерства с участием государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.
-
2015 № 6 Реформа системы финансирования больниц в Республике Молдова
До введения в Молдове обязательного медицинского страхования финансирование системы здравоохранения было основано на минимуме услуг, гарантированных государством, а остальные услуги предоставлялись платно. Это привело к серьезному ухудшению инфраструктуры системы здравоохранения и снижению доступности медицинских услуг. При введении ОМС с целью улучшение создавшейся ситуации был предложен переход на финансирование стационарной помощи «за пролеченный случай по профилю». Было достигнуто значительное увеличение производительности стационаров: повышения уровня госпитализации для застрахованных лиц от 138 до 249‰, увеличения удельного веса использования койки от 75,4 до 87,7% и др. показателей. По мнению 71,2% руководителей больниц, рост производительности явился результатом влияния используемого метода финансирования. Тем не менее, как показало время, данный метод финансирования имел и свои недостатки. Наиболее важным из них была существенная разница стоимости случаев в рамках профиля. Для решения данной проблемы метод финансирования «за пролеченный случай» был улучшен за счет перехода на диагностически связанные группы (DRG). С целью определения обоснованности перехода на метод оплаты по DRG были изучены логика группировки случая в рамках этой системы, а также число стоимостных групп, в которые попадали пациенты, и диапазон стоимости пролеченных случаев в пределах профилей районных больниц. Для оценки влияния метода оплаты по DRG на деятельность больниц было изучено: количество и индекс комплексности пролеченных случаев, количество вмешательств, зарегистрированных как главное хирургическое вмешательство и как дополнительные процедуры, а также ряд других показателей. Введение системы DRG в Республике Молдове привело к увеличению числа пролеченных случаев на 5%, индекса сложности случаев — на 11,9%, также к снижению средней продолжительности госпитализации на 7,4%.