Чилилов А. М. - все статьи автора в журнале
-
2022 № 9 Вопросы, связанные с полномочиями государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в сфере нормирования труда
Представленный материал касается прав и обязанностей государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в вопросах нормирования труда. В нем рассматривается сфера полномочий руководителей указанных учреждений в качестве работодателей по организации нормирования.
Со ссылкой на Трудовой кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, посвященные данной тематике, анализируются различные аспекты нормирования труда, в частности, степень полноты охвата нормами труда всех работников медицинских организаций, тождественность показателей нагрузки и норм труда и т. д. -
2022 № 8 Вопросы изменения трудовых отношений в условиях частичной мобилизации
Указ Президента о частичной мобилизации затрагивает широкий круг проблем, требующих нормативного регулирования. В данной публикации рассматривается относительно узкий, но крайне важный аспект, касающийся трудовых отношений с мобилизуемыми.
-
2022 № 7 Вопросы, связанные с изменением порядка предоставления государственных гарантий сотрудникам медицинских организаций, работающих с СOVID-19
Экстренные и достаточно неординарные меры, направленные на повышение степени социальной защищенности медицинских работников в связи с распространением COVID‑19, неоднократно менялись. На нынешнем этапе, характеризующимся снижением масштабов распространения коронавирусной инфекции, эти меры претерпели достаточно кардинальные изменения, суть которых рассматривается в данной статье.
-
2022 № 6 Вопросы распределения стоимости лекарственных препаратов и других расходных материалов по источникам финансирования при оказании платных медицинских услуг
В статье на основе нормативно-правовых актов и разъяснений Минфина России обосновываются возможные способы распределения медикаментов по источникам финансирования.
-
2022 № 5 Вопросы введения электронного кадрового документооборота в медицинских организациях
Информатизация поэтапно распространяется на все новые сферы трудовых отношений. Поэтому логичным является переход от перевода на электронную форму отдельных документов (электронные больничные, электронные трудовые книжки и т. д.) на комплексную автоматизацию всего кадрового документооборота.
В предлагаемом материале представлен анализ изменений в трудовом законодательстве, посвященных этой сфере. -
2022 № 2 Вопросы информатизации здравоохранения
В предлагаемом материале представлен анализ изменений требований к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в связи с принятием нового постановления Правительства РФ, регламентирующего эту сферу.
Проведен анализ причин и последствия наиболее значимых изменений в регулировании информатизации здравоохранения. -
2021 № 8 Вопросы осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам за вакцинацию от Covid- 19
В целях финансовой поддержки медицинских работников и их дополнительной мотивации в повышении темпов вакцинации против COVID‑19 Правительство России ввело специальные выплаты стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам. Установленный механизм финансового обеспечения и самого порядка осуществления выплат является довольно сложным, поскольку направлен не просто на поддержку работников, но на достижение конкретных практических показателей вакцинации. В данной публикации даются разъяснения по некоторым вопросам, возникающим в связи с осуществлением данных выплат.
-
2020 № 5 Вопросы применения трудового законодательства в период борьбы с коронавирусом
- Могут ли государственные (муниципальные) учреждения использовать сдельные и/или бестарифные системы оплаты труда?
- В рамках перепрофилирования медицинских организаций в целях борьбы с коронавирусом, распоряжением вышестоящего органа предписано направить ряд медицинских работников учреждения для временной работы в другое учреждение с сохранением оплаты в этом же учреждении. Законно ли подобное решение? Как правильно оформить временную работу в другом учреждении? Можно ли оформить работу таких сотрудников как направление в командировку?
- В последнее время из-за коронавируса многие медицинские организации перешли на 14-дневный режим работы. Насколько он законен? -
2020 № 1 Выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний
• За что и какой форме будет производиться дополнительная оплата труда за выявление онкологических заболеваний?
• Нормативная база осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний
• Источник средств для выплат стимулирующего характера
• Какие медицинские организации вправе претендовать на получение средств для осуществления выплат за выявление онкологических заболеваний и какие к ним предъявляются требования?
• Какие медицинские работники и в какой сумме будут получать выплаты?
• При каких условиях осуществляются выплаты?
• Как медицинские организации должны оформлять соответствующие выплаты?
• Будут ли уменьшаться выплаты на сумму НДФЛ?
• Учитываются ли районные коэффициенты и надбавки при расчете выплат?
• Из каких источников медицинская организация будет брать средства на оплату страховых взносов при осуществлении выплат? -
2024 № 12 Роль телемедицинских консультаций в повышении доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи.
Региональные медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь, все активнее используют возможности получения профессиональной поддержки со стороны ведущих федеральных медицинских организаций – национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦов).
Это происходит даже при наличии рисков, связанных с жестким контролем в системе обязательного медицинского страхования за фиксацией и выполнением рекомендаций врачей НМИЦ.
Применение телемедицинских технологий становится настолько значимым направлением деятельности многих федеральных медицинских организаций, что требует выделения дополнительных материальных и людских ресурсов, изменения структуры и финансовых потоков в этих организациях.
В работе анализируется как внешняя, так и внутренняя среда функционирования НМИЦов в рамках проведениями ими телемедицинских консультаций по вопросам оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. -
2024 № 7 О некоторых экономических аспектах оказания высокотехнологичной медицинской помощи на примере профиля «травматология и ортопедия».
Статья посвящена рассмотрению ряда экономических аспектов оказания высокотехнологичной медицинской помощи на примере травматологи и ортопедии: методическим подходам к понятию высокотехнологичной медицинской помощи, оценке экономический эффективности, анализу способов финансового обеспечения и т.д.
Данные аспекты представляются особенно актуальными в силу высокой затратности оказания высокотехнологичной медицинской помощи, особенно на фоне нынешней санкционной политики многих западных государств.
Приведен анализ источников и способов финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе, с точки зрения исторического ракурса и перспектив. -
2024 № 2 Перспективы финансового обеспечения и функционирования системы обязательного медицинского страхования.
Целью данного исследования является анализ финансовых аспектов функционирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в современных условиях, характеризующихся значительными экономическими, территориальными, структурными изменениями и т. д.
Дана оценка динамики основных параметров бюджета Федерального фонда ОМС, в том числе с точки зрения финансовой устойчивости системы ОМС.
Проведен анализ соотношения расходов бюджета Федерального фонда ОМС и субвенций, выделяемых территориальным фондам, с акцентом на темпы прироста показателей и т. д.
Оценены дополнительные направления использования средств, соответствующие новым задачам, стоящим перед системой обязательного медицинского страхования. -
2022 № 9 О некоторых методологических подходах к оценке уровня заработной платы медицинских работников
В статье рассматриваются методологические вопросы оценки уровня заработной платы медицинских работников органами официальной статистики (Росстатом) и в рамках проводимых опросов самих медицинских работников.
Показаны основные методологические различия в методиках расчетов показателей, характеризующих заработную плату, используемых статистическими органами и организаторами опросов. Отмечены основные причины, приводящие к расхождению результатов подобных оценок. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать разные подходы к учету налога на доходы физических лиц, ограничения в выборке и т. д.
Кроме того, официальная статистика учитывает не только заработную плату, но и некоторые другие расходы в пользу работников. При этом используется понятие «среднесписочная численность», которое не учитывается в рамках проводимых опросов.
В то же время, заработная плата медицинских работников в целях оценки достижения целевых показателей, установленных майскими Указами президента, должна соотноситься не со средней заработной платой по субъекту Российской Федерации, а со среднемесячным доходом от трудовой деятельности.
Подобные методологические различия создают объективную основу для расхождения результатов опросов с официальными статистическими данными и должны учитываться при интерпретации полученных данных. -
2022 № 8 О некоторых методологических вопросах оплаты труда медицинских работников
В статье рассматривается ряд методологических вопросов оплаты труда, возникших на фоне приостановки специальных социальных выплат за работу с COVID‑19 и заменой их на компенсационные выплаты, а также в связи с переносом сроков проведения пилотных проектов, которые должны были быть реализованы в целях подготовки введения новой системы оплаты труда медицинских работников.
-
2022 № 7 Вопросы, связанные с заменой специальных социальных выплат за работу с COVID-19 на компенсационные выплаты
В статье рассматриваются вопросы, связанные с приостановкой специальных социальных выплат за работу с COVID‑19 и заменой их на компенсационные выплаты. Рассмотрены такие проблемы, как порядок завершения существующих выплат; перечни работников, на которые распространяются компенсационные выплаты; меры, которые необходимо предпринять медицинским организациям в новой ситуации.
-
2022 № 6 Изменения в порядке проведения контрольных мероприятий в системе обязательного медицинского страхования в 2022 году
Одним из важнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования 2021 года явилось изменение порядка проведения контрольных мероприятий. При этом изменились как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля.
В данной работе анализируются очередные, достаточно объемные изменения в системе контрольных мероприятий, произошедшие уже в 2022 году. Дается оценка влияния этих изменений на эффективность контроля и на работу медицинских организаций. -
2021 № 9 НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Нормирование труда – важный инструмент управления трудовыми ресурсами медицинской организации, который не ограничивается установлением норм труда. Нормирование обладает целым рядом потенциальных возможностей, грамотная реализация которых позволяет решать целый ряд актуальных управленческих задач, включая стимулирование работников.
В статье рассматриваются различные аспекты использования нормирования в целях повышения эффективности деятельности медицинской организации. -
2021 № 6 ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Анонсированная еще в конце 2019 года реформа система оплаты труда приобрела реальные очертания. Реформа включает в себя целый ряд этапов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 в рамках пилотного проекта началась практическая апробация установленных требований к системам оплаты труда (НСОТ).
Цель пилотного проекта – оценить, насколько новая система оплаты труда скажется на заработной плате конкретных медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, участвующих в «пилоте», отработать параметры заработной платы и оценить возможную потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых как для реализации самих пилотных проектов, так и при распространении новой системы оплаты труда на всех медицинских работников отрасли. -
2021 № 4 НОВАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Система обязательного медицинского страхования регулируется большим числом нормативных правовых актов. Тем не менее, многие вопросы, связанные с взаимоотношением участников системы ОМС, и прежде всего – финансовые, определяются содержанием заключаемых между ними договоров. Данная статья посвящена анализу новой системы договоров, сложившейся в системе обязательного медицинского страхования в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также других, связанных с этим нормативных правовых актов. Произошли изменения не только в содержании договоров, но и в составе их участников. Кроме того, появился новый, ранее отсутствовавший вид договора. Целью работы
является анализ изменений договоров в системе ОМС и их возможных последствий -
2021 № 3 Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году
Настоящая публикация посвящена анализу вступивших в силу с 01.01.2021 г. изменений в Федеральном законе
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, а также других связанных с этим нормативных правовых актов.
Целью работы является анализ причин, приведших к необходимости совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования; содержание основных изменений в федеральном законодательстве и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования (прежде всего – с точки зрения полномочий основных участников ОМС), а также оценка последствий этих изменений. -
2020 № 8 Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции
В условиях распространения коронавирусной инфекции основной проблемой медицинских организаций является не очевидный рост затрат на оказание медицинской помощи, связанный с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима (средства индивидуальной защиты, для дезинфекции и т. д.), а снижение доходов из-за падения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профилактических мероприятий, простоев (в период проведения мероприятий по перепрофилированию и т. д.).
Государство оперативно отреагировало на подобную ситуацию, внеся изменения в соответствующее законодательство, приняв целый ряд специальных нормативных правовых актов. Однако реализация этих достаточно разнообразных мер связана с целым рядом факторов, таких как: наличие или отсутствие ограничительных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; участие или неучастие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией; периоды, в рамках которых действует тот или иной порядок авансирования и т. д. Все это вызывает сложности в понимании того, какой механизм финансового обеспечения применяется к данной конкретной ситуации, каковы должны быть действия медицинских организаций.
Данная статья посвящена анализу способов финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на различных этапах борьбы с коронавирусной инфекцией. -
2020 № 2 Основные подходы к оценке эффективности реализации «эффективного контракта» в здравоохранении
Предстоящее реформирование системы оплаты труда предполагает более детальный анализ не только достоинств и недостатков существующей системы (а также предшествующих), но и практики ее применения. Наиболее очевидным критерием оценки эффективности нынешней системы оплаты труда является оценка того, насколько она позволила реализовать эффективный контракт и поставленные перед ним задачи. При этом необходим анализ и того, каковы были проблемы введения эффективного контракта, не связанные напрямую с конкретной системой оплаты труда.
Одной из основных методологических проблем введения эффективного контракта является то, что рекомендации по его введению, выработанные на предварительном этапе, не были пересмотрены по итогам оценки хода реализации эффективного контракта и его итогов. Не были учтены лучшие практики и ошибки, что не позволило скорректировать и конкретизировать подходы к введению эффективного контракта. Во многом поэтому многие учреждения достаточно формально подошли к введению эффективного контракта. Предлагаемая статья посвящена критериям оценки успешности внедрения эффективного контракта в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения. -
2019 № 9 Основные контуры очередного реформирования отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении
Особое внимание, уделяемое ныне кадровому обеспечению, не случайно – это закономерная реакция государства на ухудшение положения с численностью медицинских работников в государственных (муниципальных) учреждениях. В свою очередь, кадровый дефицит усилился из-за того, что в сложных экономических условиях многие учреждения пошли по пути сокращения работников ради повышения заработной платы оставшимся.
Эти шаги прямо противоречили логике «майских» Указов Президента 2012 года, но упростили задачу достижения заработной платы медицинских работников на уровне, предусмотренном данными Указами. Поэтому в целом ряде документов, отражающих стратегию развития здравоохранения, а также в Поручениях Президента содержатся меры, направленные на исправление сложившейся ситуации, в том числе путем реформирования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.
При этом важно не просто выполнение предусмотренных в этих документах мер, но и конкретный механизм реализации, поэтому в статье дается анализ возможных положительных и негативных последствий различных вариантов реализации мер, предусмотренных Поручениями и другими документами. -
2019 № 2 О некоторых практических аспектах применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения.
-
2021 № 5 НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Одним из серьезнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования является изменение порядка проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 326-ФЗ (в соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения устанавливает теперь не Федеральный фонд ОМС, а Минздрав России.
При этом меняются как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля. -
2022 № 7 Актуальные вопросы организации и финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи
В статье проводится исторический экскурс изменений в подходах к финансовому обеспечению высокотехнологичной помощи, дан анализ причин этих изменений, показана система, сложившаяся на данный момент.
Даны комментарии по поводу наиболее актуальных изменений, касающихся финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе связанных с нынешней экономической ситуацией в связи с введением целого ряда санкций. -
2019 № 5 Задачи привлечения дополнительных финансовых источников государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения
Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на бесплатной основе, закрепленных в Конституции Российской Федерации, осуществляется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения «…за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Анализ динамики объема финансовых источников за 2014–2017 годы показал значительный прирост доходов медицинских организаций, являющихся государственными бюджетными учреждениями, средствами от приносящей доход деятельности.
В статье рассмотрены основные финансовые источники, которыми медицинская организация – государственное (муниципальное) учреждение может располагать для оказания медицинской помощи, а также для реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дано обоснование недостаточности государственных средств для обеспечения необходимого уровня заработной платы медицинским работникам на примере сопоставления тарифов системы обязательного медицинского страхования и цен (тарифов) частных медицинских организаций в городе Москве. Рассмотрены нормативно-законодательные условия получения государственным учреждением средств из различных финансовых источников, обоснована актуальность разработки мер по привлечению дополнительных финансовых источников, к которым относятся доходы от предоставления населению платных медицинских услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования. -
2024 № 4 Ключевые изменения в структуре заработной платы и порядке осуществления специальных социальных выплат.
Целью данного исследования является анализ последствий решений государства по вопросам оплаты труда и осуществления специальных социальных выплат.
Рассмотрены ключевые положения новых нормативных правовых актов в этой сфере.
Дана оценка предстоящих изменений в системе оплаты труда, с точки зрения возможного влияния на стимулирующие качества системы оплаты труда.
Выработаны рекомендации по возможным вариантам действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных (муниципальных) учреждений в целях достижения установленной доли окладов в размере 50% от общего размера заработной платы.
Оценено влияние рассматриваемых изменений на подготовку перехода к новой системе оплаты труда в здравоохранении. -
2024 № 3 Изменения в направлениях и предельных размерах использования средств обязательного медицинского страхования с 2024 года.
Хозяйственная самостоятельность медицинских организаций как юридических лиц предполагает их право определять направления своих расходов. Однако целевой характер средств обязательного медицинского страхования накладывает ограничения на свободу использования доходов, полученных от оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
И хотя законодательство определяет структуру расходов (тарифов), ограничивая их рамками программ обязательного медицинского страхования, на практике отнесение расходов к тем или иным группам зачастую представляет большие сложности, сопровождаемые санкциями, судебными процессами.
В этом плане последние изменения в законодательстве об обязательном медицинском страховании, расширяющие возможности использования средств, представляются весьма значимыми. Этому же способствует увеличение предельного уровня стоимости приобретаемого оборудования со 100 до 400 тысяч рублей.
Однако такие возможности обусловлены большим числом ограничений и оговорок, что требует более детального анализа новых норм законодательства и оценки их влияния на условия деятельности медицинских организаций, что и обусловило актуальность данной публикации. -
2023 № 6 Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. Менеджер здравоохранения. 2023
В статье рассматриваются новые методологические подходы к способам оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2023 год, в том числе утвержденные совсем недавно вышедшими нормативными правовыми актами, а также совместными рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
В статье анализируются основные причины изменений в тарифной политике и их ожидаемые последствия с точки зрения повышения мотивации медицинских организаций.
Отмечается необходимость пересмотра систем оплаты труда работников медицинских организаций (в первую очередь, государственных и муниципальных) с целью более тесной увязки выплат стимулирующего характера с показателями результативности, используемыми при определении размера оплаты медицинской помощи, что призвано стать важным инструментом мотивации обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и, как следствие, уменьшения потребности в оказании специализированной медицинской помощи.
Приводится обзор новшеств в оплате высокотехнологичной медицинской помощи. -
2023 № 5 Новые правила предоставления платных медицинских услуг: обзор и оценка основных новшеств.
В статье рассматривается изменение нормативно-правовой базы оказания платных медицинских услуг в связи с принятием постановления Правительства РФ, утвердившего новые правила предоставления платных медицинских услуг.
Анализируется причина приятия новых правил, а также содержание отдельных его положений. Дана оценка того, насколько новые правовые основы оказания платных медицинских услуг скажутся на деятельности медицинских организаций и как повлияют на интересы пациентов.
Особое внимание уделено появлению новой – дистанционной формы заключения договора.