Статьи с темой: «информационные системы»
-
2024 № 13 Подходы к разработке концептуальной модели архитектуры цифровой медицинской экосистемы.
До настоящего времени ни в академических кругах, ни в медицинском и ИТ сообществах не сформировано единого мнения, какой должна быть архитектура медицинской экосистемы. В связи с ориентированностью медицинских экосистем, в отличие от иных бизнес-экосистем, в первую очередь на удовлетворение потребностей пациентов в здоровье-сбережении, а также в связи с постоянными изменениями в мире ИТ и современном бизнесе, работа по согласованию бизнеса и ИТ в интересах пациентов в медицинской экосистеме приобретает особое значение. Предлагается использовать подход, основанный на концепции архитектуры предприятия (АП), которая уже в течение достаточно длительного времени использовалась для разработки информационных систем, в сочетании с подходом, основанном на управлении ИТ-сервисами. В данной статье приводится обоснование использования концепции АП совместно с управлением ИТ-сервисами для согласования потребности бизнеса и информационных технологий при разработке архитектуры медицинской экосистемы. Цель данной статьи – дать общее представление об использовании АП для решения проблем совместного создания ценностей в рамках медицинской
экосистемы средствами информационных технологий. Также в статье представлен фреймворк TOGAF как один из наиболее перспективных общих фреймворков для разработки архитектуры медицинской экосистемы. В качестве экосистемного продукта описан массив медицинских услуг экосистемы, также описаны основные артефакты и система управления экосистемы.
Настоящая статья может стать отправной точкой для разработки архитектуры медицинской экосистемы с использованием существующих архитектурных фреймворков или для разработки специализированных фреймворков для применения в этой области. -
2024 № 10 Роль и место медицинской информационной системы при оказании дерматологической помощи в частной медицинской организации.
Дерматологические заболевания сохраняют статистически значимые позиции в структуре современной соматической патологии и часто характеризуются тяжелыми медико-социальными последствиями. К последним следует отнести необоснованно высокое количество неудовлетворительных результатов лечения, высокий уровень расходов на диагностику и лечение, низкий уровень удовлетворенности пациентов.
В совокупности это позволяет считать комплексное качество дерматологической помощи в целом недостаточным. Не являются исключением в этом аспекте и медицинские организации частного сегмента здравоохранения.
Одним из современных эффективных направлений в повышении качества самых разнообразных видов медицинской помощи населению является широкое применение т. н. медицинских информационных систем (МИС).
Однако, на уровне дерматологических организаций частного сегмента здравоохранения данное направление до настоящего времени практически не проработано.
Цель исследования: повышение качества дерматологической помощи населению в частной медицинской организации на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы.
Материалы. В исследование включено 2000 дерматологических пациентов частной медицинской организации. Контрольную группу (1000 чел.) составили пациенты в период до внедрения, основную группу (1000 чел.) – пациенты в период после внедрения разработанной системы. Продолжительность сравниваемых периодов составила по 2,5 года.
Методы. Для получения результатов использовались методы объективного осмотра, специализированного анкетирования пациентов, простой и расширенной дерматоскопии, контент-анализа медицинской документации и баз данных медицинской
организации, фармакоэкономического анализа. Применена система интегрированной оценки качества медицинской помощи. Для анализа результатов использовались методы вариационной статистики. Рассчитывался точный уровень статистической значимости различий результатов до и после внедрения разработанной МИС.
Предмет. Исследование находится на «стыке» двух предметных областей – «Организация дерматологической помощи населению» и «Медицинские информационные системы».
Результаты. В составе настоящего исследования разработана МИС, направленная на улучшение организации оказания дерматологической помощи населению. Система внедрена м медицинскую организацию частного сегмента здравоохранения.
Основными результатами такого внедрения явились: повышение количества результатов успешного лечения, уровня удовлетворенности пациентов качеством дерматологической помощи, уровня ее стандартизации, снижение прямых экономических расходов на диагностику и лечение. Повышены интегрированный и комплексный показатели качества дерматологической помощи.
Заключение. Повышение качества дерматологической помощи населению в медицинской организации частного сегмента здравоохранения на основе разработки и внедрения медицинской информационной системы достигнуто. Полученные результаты имеют высокий уровень статистической и медико-социальной значимости. -
2025 № 4 Лабораторные информационные системы для патологоанатомических отделений (обзор).
Лабораторные информационные системы (ЛИС) создают оптимальные условия для повышения качества и скорости работы как отдельных подразделений (лаборатория, клинические отделения), так и в целом системы здравоохранения. Современные ЛИС состоят из сложных, взаимосвязанных компьютерных программ и инфраструктуры, обеспечивающих широкий спектр потребностей различных звеньев медицинского учреждения в обработке информации. Оптимально сформированное программное обеспечение патологоанатомического отделения играет ключевую роль в рабочем процессе медицинских регистраторов, лаборантов, врачей-патологоанатомов и клиницистов, обеспечивает контроль хода исследования, надежное
хранение данных, а также быстрый доступ к результатам исследований. В статье приведен обзор различных ЛИС для патологической анатомии, применяемых в настоящее время в Российской Федерации. С развитием высоких технологий появляется все больше возможностей для автоматизации различных процессов и оптимизации работы как отдельных лабораторий, так и учреждений здравоохранения в целом. Использование информационных систем позволяет более эффективно решать эти задачи за счет снижения временных затрат на исследования, увеличения количества последних, снижения доли «необязательных» повторных исследований, а также расширения возможностей обмена данными между отдельными учреждениями
и повышения экономической эффективности отделений и медицинских организаций. -
2022 № 1 О возможности ЕГИСЗ решать задачи управления
Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) становится государственно-значимой информационной системой (ИС), которая способна решать любые задачи сохранения и укрепления здоровья граждан.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – обосновать проблемы построения и функционирования ЕГИСЗ, решение которых кратно увеличит возможности ЕГИСЗ решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан и искать новые нетрадиционные пути улучшения их здоровья.
Р е з у л ь т а т ы . В статье авторы выделяют три уровня проблем, требующих решения. Первый уровень проблем – это проблемы, решение которых возможно на самом верхнем (законодательном) уровне. Второй уровень проблем – это проблемы которые должны быть решены на региональном уровне. Третий уровень проблем – это проблемы с которыми сталкиваются рядовые пользователи ЕГИСЗ – врачи и иные медицинские работники. В статье изначально используется положение – «Любая информационная система – это
инструмент решения задач управления». Авторы прослеживают этапы создания информатизации в РФ от комплексной программы «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях», в которой обосновывалось развитие автоматизированных систем на период 1978–1990 годы до 2018 г., когда в России был запущен Национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит Федеральный проект «Создание единого
цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ».
В статье обсуждается проблема приватности данных о здоровье жителя региона и приватности знания факторов, определяющих как здоровье конкретного жителя региона, так и его окружающих. Сохранение полной приватности «личного пространства» гражданина приведет к тому, что в ЕГИСЗ будут самые общие данные о здоровье жителя региона. В этом случае возможно будет только решение тех задач, характеризующих здоровье жителя региона, которые решались без всякой цифровизации. Второй уровень проблем связан с работой «ЕГИСЗ» и вспомогательных программ, работающих на уровне региональной системы здравоохранения. Основными региональными проблемами, связанными с «ЕГИСЗ являются: проблемы лицензирования вспомогательных программ; проблемы учета количественных параметров развития ЕГИСЗ и вспомогательных программ; проблемы контроля за работой вспомогательных программ; проблемы контроля за наполняемостью ЕГИСЗ; проблема «дружественности интерфейса» (особенно для отделений, в которых бывают случаи «пиковой нагрузки» – отделения экстренной помощи). Отдельно следует отметить вопросы, которые не являются проблемами функционирования ЕГИСЗ, но больше характеризуют новые возможности, которые появляются при наличии ЕГИСЗ, обладающей большим спектром знаний о здоровье человека. ЕГИСЗ позволяет по-иному решать традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, имеющиеся в регионе. Отмеченный факт побуждает искать новые задачи оценки здоровья жителей региона и пути их решения, которые ранее были недоступны в силу
отсутствия систематизированных данных о лечебно-диагностическом процессе, других аспектов деятельности медицинских организаций, а также информации о факторах, влияющих на здоровье жителей региона.
В ы в о д ы . Любая информационная система – это инструмент решения задач управления. Без устранения проблем пополнения ЕГИСЗ данными о факторах, оказывающих влияние на здоровье жителей региона, невозможно эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан региона. Данные, которые в соответствии с ФЗ «О персональных данных» входят в перечень закрытых данных, находятся в ЕГИЗС в зашифрованном виде. Органам управления региональным здравоохранением необходимо
ввести механизм лицензирования программ, взаимодействующих с региональным ЕГИСЗ. Развитие региональных ЕГИСЗ приведет к коренному изменению взгляда на традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, решаемых в регионе. -
2014 № 6 Управление доступом сотрудников и пациентов в лечебном учреждении поликлинического типа
Аннотация: В статье проводится анализ возможных подходов к управлению доступом сотрудников и пациентов в лечебном учреждении. Рассматриваются различия возможных решений, аспекты технической реализации и внедрения систем управления доступом. Описано решение, проходящее апробацию в крупном лечебном учреждении поликлинического типа.
-
2022 № 2 Вопросы информатизации здравоохранения
В предлагаемом материале представлен анализ изменений требований к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в связи с принятием нового постановления Правительства РФ, регламентирующего эту сферу.
Проведен анализ причин и последствия наиболее значимых изменений в регулировании информатизации здравоохранения.