Информационный менеджмент
  • 2022 № 1 О возможности ЕГИСЗ решать задачи управления

    Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) становится государственно-значимой информационной системой (ИС), которая способна решать любые задачи сохранения и укрепления здоровья граждан.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – обосновать проблемы построения и функционирования ЕГИСЗ, решение которых кратно увеличит возможности ЕГИСЗ решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан и искать новые нетрадиционные пути улучшения их здоровья.
    Р е з у л ь т а т ы . В статье авторы выделяют три уровня проблем, требующих решения. Первый уровень проблем – это проблемы, решение которых возможно на самом верхнем (законодательном) уровне. Второй уровень проблем – это проблемы которые должны быть решены на региональном уровне. Третий уровень проблем – это проблемы с которыми сталкиваются рядовые пользователи ЕГИСЗ – врачи и иные медицинские работники. В статье изначально используется положение – «Любая информационная система – это
    инструмент решения задач управления». Авторы прослеживают этапы создания информатизации в РФ от комплексной программы «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях», в которой обосновывалось развитие автоматизированных систем на период 1978–1990 годы до 2018 г., когда в России был запущен Национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит Федеральный проект «Создание единого
    цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ».
    В статье обсуждается проблема приватности данных о здоровье жителя региона и приватности знания факторов, определяющих как здоровье конкретного жителя региона, так и его окружающих. Сохранение полной приватности «личного пространства» гражданина приведет к тому, что в ЕГИСЗ будут самые общие данные о здоровье жителя региона. В этом случае возможно будет только решение тех задач, характеризующих здоровье жителя региона, которые решались без всякой цифровизации. Второй уровень проблем связан с работой «ЕГИСЗ» и вспомогательных программ, работающих на уровне региональной системы здравоохранения. Основными региональными проблемами, связанными с «ЕГИСЗ являются: проблемы лицензирования вспомогательных программ; проблемы учета количественных параметров развития ЕГИСЗ и вспомогательных программ; проблемы контроля за работой вспомогательных программ; проблемы контроля за наполняемостью ЕГИСЗ; проблема «дружественности интерфейса» (особенно для отделений, в которых бывают случаи «пиковой нагрузки» – отделения экстренной помощи). Отдельно следует отметить вопросы, которые не являются проблемами функционирования ЕГИСЗ, но больше характеризуют новые возможности, которые появляются при наличии ЕГИСЗ, обладающей большим спектром знаний о здоровье человека. ЕГИСЗ позволяет по-иному решать традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, имеющиеся в регионе. Отмеченный факт побуждает искать новые задачи оценки здоровья жителей региона и пути их решения, которые ранее были недоступны в силу
    отсутствия систематизированных данных о лечебно-диагностическом процессе, других аспектов деятельности медицинских организаций, а также информации о факторах, влияющих на здоровье жителей региона.
    В ы в о д ы . Любая информационная система – это инструмент решения задач управления. Без устранения проблем пополнения ЕГИСЗ данными о факторах, оказывающих влияние на здоровье жителей региона, невозможно эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан региона. Данные, которые в соответствии с ФЗ «О персональных данных» входят в перечень закрытых данных, находятся в ЕГИЗС в зашифрованном виде. Органам управления региональным здравоохранением необходимо
    ввести механизм лицензирования программ, взаимодействующих с региональным ЕГИСЗ. Развитие региональных ЕГИСЗ приведет к коренному изменению взгляда на традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, решаемых в регионе.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [4]

    Темы: здравоохранение35 информационные системы3 управление8

    Подробнее >

  • Информатизация здравоохранения
  • 2014 № 6 Управление доступом сотрудников и пациентов в лечебном учреждении поликлинического типа

    Аннотация: В статье проводится анализ возможных подходов к управлению доступом сотрудников и пациентов в лечебном учреждении. Рассматриваются различия возможных решений, аспекты технической реализации и внедрения систем управления доступом. Описано решение, проходящее апробацию в крупном лечебном учреждении поликлинического типа.

    Авторы: Козадой Ю. В. [1] Смирнов М. С. [1] Хаткевич М. И. [1]

    Темы: внедрение информационных систем1 защита персональных данных1 информационная безопасность1 информационные системы3 медицинские информационные системы13 системы контроля и управления доступом1 эпидемиология3

    Подробнее >

  • Вопросы и ответы
  • 2022 № 2 Вопросы информатизации здравоохранения

    В предлагаемом материале представлен анализ изменений требований к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения в связи с принятием нового постановления Правительства РФ, регламентирующего эту сферу.
    Проведен анализ причин и последствия наиболее значимых изменений в регулировании информатизации здравоохранения.

    Авторы: Чилилов А. М. [20]

    Темы: информатизация здравоохранения4 информационные системы3 искусственный интеллект2 электронная медицинская карта4 электронные документы1

    Подробнее >