Статьи с темой: «медицинская информационная система»
-
2022 № 11 МИС как бизнес-платформа цифровой экосистемы медицинской помощи
В статье рассматривается понятие экосистемы применительно к сфере оказания медицинских услуг. Сформулированы особенности построения и применения экосистем в здравоохранении, представлен подход к созданию экосистемы на базе МИС медицинской организации. Проведены параллели между взглядами на целевую систему руководителей медицинских организаций и разработчиков МИС. Определены свойства системообразующей МИС и основные требования к ее архитектуре.
Цель исследования – рассмотреть понятие экосистемы применительно к здравоохранению, проанализировать ее роль и возможности для повышения качества и доступности медицинской помощи. Определить необходимые для построения такой экосистемы компоненты и их характеристики.
Материалы и методы. Проанализированы отношения между потребителями и провайдерами медицинской помощи в условиях изменившейся парадигмы медицинской помощи. Проведена ретроспектива понятия экосистемы и проанализированы предложения бизнес-платформ на рынке ИТ-услуг в настоящее время, выделены особенности экосистем медицинской помощи. Для определения требований к построению экосистем в здравоохранении был проанализирован опыт использования ИТ в медицине и сопутствующих областях, опыт организации единого информационного пространства для субъектов здравоохранения.
Результаты. Свойства бизнес-экосистем присущи и экосистемам медицинской помощи с некоторыми особенностями последних. Основой такой экосистемы должна стать МИС, обладающая свойствами: поддержка сотрудничества, интегративность, адаптивность, платформенность, комплексность или полнота функционала, возможность работы на разных программных и аппаратных платформах, открытость. Архитектура системообразующей МИС должна поддерживать три уровня: уровень инфраструктуры, уровень трансформации и уровень взаимодействия.
Выводы. Обслуживание в экосистеме медицинской помощи для граждан означает возможность решать весь комплекс задач управления здоровьем. Для поставщиков медицинских услуг участие в экосистеме означает создание предпосылок для получения устойчивого дохода. Переход к экосистемам создаст новую, ориентированную на будущее основу для оказания медицинской помощи и проведения научных исследований. Переход к медицинским экосистемам приведет к тому, что термин «цифровое сообщество» можно будет в ближайшем будущем применить и к здравоохранению. -
2020 № 6 Применение метода анализа «ориентированных деревьев с оценками» для выявления региональных особенностей формирования патологии молочных зубов у детей
С целью выявления региональных особенностей последовательности поражения молочных зубов у детей использованы данные медицинской информационной системы детской больницы с применением метода «ориентированных деревьев
с оценками». Были проанализированы данные 3 405 детей возраста до 6 лет, обратившихся к врачу-стоматологу по поводу заболеваний молочных зубов на протяжении 2015–2018 годов. Они имели 17 462 обращения. Установлено, что у 516 детей первым заболевшим молочным зубом был 51, при среднем возрасте 2,72 года. Вторым либо – 61 (237 пациентов, со средним возрастом 2,91 года), либо 52 (224 пациента, со средним возрастом 2,58 года). У 113 пациентов наблюдалась последовательность впервые выявленных заболевших молочных зубов 51–52–61. 59,9% пациентов имели заболевание только одного зуба, 3,1% – двух и 27% – трех и более зубов. Рассчитано, что если первым заболевшим молочным зубом является премоляр, то с вероятностью 0,619 следующим будет также премоляр. Применение метода позволило установить региональные особенности последовательности поражения молочных зубов у детей и разработать подходы к индивидуальной профилактике. -
2022 № 11 Реализация механизма материального стимулирования в медицинской организации с использованием МИС
Статья отмечает важность и эффективность механизма материального стимулирования для медицинской организации. С учетом специфики механизм должен быть одновременно действенным, деликатным, объективным, справедливым, прозрачным, понятным всем категориям сотрудников, стимулирующим профессиональный и личностный рост. Предложены принципы и описан механизм материального стимулирования, построенный в Научно-исследовательском институте ревматологии имени
В. А. Насоновой. Кратко представлены особенности реализации подсистемы «Стимулирующие выплаты» в МИС Интерин PROMIS. В заключении перечислены основные результаты внедрения и эксплуатации подсистемы «Стимулирующие выплаты» МИС в данной медицинской организации. -
2022 № 11 Стратегия управления медицинскими услугами в медицинских информационных системах
Для определения стратегии управления услугами в МО в статье рассмотрены основные понятия, связанные с услугами, дано целеполагание, определены роли, свойств и атрибуты медицинской услуги, приведены рекомендации по управлению услугами посредством МИС.
Управление услугами рассматривается на примере МИС Интерин PROMIS Alpha (ООО «Интерин технологии», г. Москва) [1].
Цель исследования. Разработать стратегию управления медицинскими услугами, определить цели и задачи управления услугами. Проанализировать роль информационных технологий в реализации медицинских услуг на свободном рынке.
Материалы и методы. Проанализированы модели ведения каталога медицинских услуг. Изучен опыт управления услугами в медицинских учреждениях на основе существующей нормативной базы. Проанализированы характеристики медицинских услуг, определяющие особенности их экономического учета. Определена роль МИС в предоставлении аналитических и контролирующих инструментов, а также механизмов конфигурирования бизнес-процессов.
Результаты. Разработана методология и этапность перехода к централизованной модели ведения каталога медицинских услуг. Описаны инструменты управления производством медицинских услуг.
Выводы. Наиболее эффективной стратегией управления производством в МО является централизованная (организационно-методическая) модель на основе единого каталога медицинских услуг, способность выполнения которой является свидетельством зрелости организации. -
2021 № 1 Идентификация пациентов как безопасность оказания медицинской помощи (практический опыт)
Одним из приоритетов при оказании медицинской помощи является безопасность пациентов. Значимое место в ней занимает «правильная идентификация пациента». Согласно исследованиям, проведенным экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «неверная идентификация пациента является причиной множества ошибок». Цель работы – оценка внедрения системы идентификации пациентов в условиях многопрофильного стационара. Основная идея проекта базируется на использовании персональных идентификаторов, выполненных в форме одноразового белого браслета, надеваемого на руку пациента, а также использование цветовой маркировки браслетов (красный, желтый, красно-желтый), которая позволяет обозначить пациентов с риском развития жизнеугрожающих состояний: наличие высокого риска падения
пациента и наличие аллергологического анамнеза. Введение в работу идентификационных браслетов с нанесением на них данных о пациенте и штрих-кода увеличило процент выполнения идентификации с 67% до 89%. После внедрения системы профилактики падений и цветовой идентификации браслетами количество падений пациентов сократилось более, чем в 4 раза. Успешная интеграция системы автоматической идентификации в рабочий процесс многопрофильного стационара значительно сокращает влияние человеческого фактора на количество медицинских ошибок и сопутствующих предотвратимых последствий для здоровья пациентов. -
2020 № 7 Современные подходы к построению эффективной модели профилактической работы с детьми
Описаны подходы к анализу информации медицинской информационной системы о прикрепленном к меди-
цинской организации детском населении (22950 детей) для выделения однородных групп с целью построения плана профилактической работы с каждой. Команда экспертов медицинской организации разработала электронный план работы для 4 745 вариантов наблюдения ребенка, который реализуется в виде компьютерной программы, позволяющей автоматически перестраивать план. Он рассматривается как последовательность стандартных операционных процедур. Программа автоматически «перестраивает» календарный план работ с ребенком, позволяя выполнить пропущенные работы в приемлемые для ребенка и исполнителя сроки. Использование подобного планирования особенно необходимо для работы в условиях профилактики COVID‑19. -
2022 № 11 Использование МИС для контроля качества лечения
В статье представлен подход к контролю качества лечения на современном этапе. Предложен тренд сегодняшнего дня – использование медицинской информационной системы для контроля качества лечебно-диагностического процесса (при этом и особое внимание уделяется не предоставлению отчетности в вышестоящие органы, а организации внутреннего контроля в МО). Рассмотрены возможные инструменты и выгоды от их применения.
Цель исследования – определение возможностей медицинских информационных систем для контроля качества оказания медицинской помощи.
Материалы и методы. Был проведен анализ требований нормативных актов к контролю оказания медицинской помощи, а также реальных потребностей пользователей МИС. Поставлен эксперимент по формированию комплекта инструментов контроля качества лечения на примере МИС Интерин PROMIS Alpha, а также рассмотрены перспективы направления с учетом результатов исследований Института программных систем им. А. К. Айламазяна РАН в области работы с банками клинических данных.
Результаты. Общие требования к внутреннему контролю качества включают 5 уровней контроля. Применение МИС наиболее востребовано в направлениях: соответствие стандартам медицинской помощи, инструменты внутреннего контроля (анализ соответствия клиническим рекомендациям, экспертная оценка качества лечения, качества и безопасности медицинской деятельности, форматно-логический контроль и пр.) и обеспечение безопасности пациентов. Варианты использования МИС в указанных областях проиллюстрированы на примере МИС Интерин PROMIS Alpha. Рассмотрены перспективы развития
направления, состоящие в переносе основной нагрузки с человека на МИС и в привлечении технологий ИИ и нейросетей.
Выводы. Основными проблемами контроля качества можно считать необходимость участия высококвалифицированных специалистов и высокую трудоемкость процесса. Решать указанные проблемы можно смещением регламента контроля с «постфактум» на «упреждающий» и «в режиме реального времени» с использованием МИС, а также вовлечением в данный процесс наукоемких технологий с привлечением искусственного интеллекта и нейронных сетей. -
2017 № 8 Методика оценки уровня информатизации медицинской организации
В статье описан подход к оценке уровня информатизации регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения на основе оценки уровня информатизации медицинских организаций. Шкала построена на оценке уровня конкретных показателей, объединенных в функциональные сегменты, которые формируют интегральную оценку для медицинского учреждения в целом. В 2016 году разработанная шкала в виде анкеты была представлена специалистам региональных МИАЦ восьми субъектов Российской Федерации, которые оценили положительно 90% показателей. В трех «пилотных» регионах было проведено тестовое обследование медицинских организаций
-
2016 № 9 Автоматизация бизнес-процессов лечебного учреждения на основе медицинской информационной системы
Статья посвящена описанию автоматизации бизнес-процессов с применением медицинской информационной системы (МИС)«MS Clinic» в ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Показано, что новые возможности получения и обработки медицинской информации с применением современных икт-технологий и организационных решений с использованием в качестве основной платформы мис, могут оптимизировать существующие бизнес-процессы и сформировать новые модели медицинской помощи, соответствующие формирующимся требованиям рынка и ожиданиям пациентов.
-
2018 № 6 Эффективность модели комплексного информационного обеспечения процесса оказания медицинской помощи пациентам травматолого-ортопедического профиля
Рассмотрены вопросы применения информационных технологий в практике специализированного медицинского учреждения травматолого-ортопедического профиля. Представлена модель комплексного информационного обеспечения, решающего конкретные бизнес-задачи: повышение качества медицинской помощи, сокращение издержек и в целом повышение эффективности работы
-
2013 № 4 Подход к оценке экономической эффективности медицинских информационных систем
Настоящая статья рассматривает методы оценки эффективности проекта по информатизации лечебно-профилактического учреждения с учетом специфики затрат и выгод ЛПУ. В статье приводятся также итоги практической оценки инвестиционных проектов информатизации нескольких ЛПУ различного типа.
-
2014 № 5 Медицинская информационная система как средство учета медицинских услуг и инструмент для расчета стимулирующей части оплаты труда
В условиях одноканального финансирования медицинские организации получили право самостоятельно определять критерии для распределения фонда оплаты труда между участниками лечебно-диагностического процесса. Основная цель: мотивировать медицинского работника на достижение наилучшего конечного результата и предоставление качественных услуг пациентам. Медицинская информационная система «ИнфоМуЗдрав» позволяет учитывать простые и сложные медицинские услуги, выполненные согласно стандартам оказания медпомощи, и объективно рассчитать стимулирующие доплаты для каждого сотрудника медицинской организации с учетом количества и качества выполненной им работы.
-
2020 № 6 К вопросу о целесообразности информатизации деятельности по иммунопрофилактике в пенитенциарном секторе здравоохранения
В статье раскрыта одна из важных проблем пенитенциарного и гражданского секторов здравоохранения – применение информационных систем в деятельности по иммунопрофилактике. В обзоре проведен анализ программных комплексов, которые осуществляют автоматизированное управление иммунизацией в настоящее время, и установлено, что внедрение таких программных продуктов в практику работы пенитенциарного здравоохранения должно проводиться с учетом специфики организации медицинской деятельности уголовно-исполнительной системы.