Статьи с темой: «информационные технологии»
-
2023 № 12 Региональная модель организации телемедицинских консультаций в офтальмологии: проблемы и перспективы.
А к т у а л ь н о с т ь . В современном здравоохранении отмечается возрастающая роль информационных и телекоммуникационных технологий. Цифровая трансформация медицинской отрасли позволяет обеспечить непрерывность наблюдения за пациентом, оптимизировать этап диагностики, повысить качество медицинской профилактики. На сегодняшний день телеконсультации широко реализованы в деятельности национальных медицинских исследовательских центров (далее – НМИЦ).
В данной статье представлена региональная модель организации и проведения телемедицинских консультаций в офтальмологическом центре 3-го уровня Республики Татарстан – ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» за период 2019–2022 гг., проведен анализ проблем и перспектив совершенствования взаимодействия медицинских организаций 3-го уровня с НМИЦ при осуществлении дистанционных консультаций (консилиумов).
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : изучение результатов внедрения телемедицинских консультаций (далее – ТМК) в деятельность регионального офтальмологического центра, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), в 2019–2022 гг. и разработка предложений по повышению эффективности использования телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Проведен анализ нормативного правового регулирования телемедицинских технологий в здравоохранении, осуществлена оценка количества и структуры телемедицинских консультаций с НМИЦ с использованием сведений единой государственной информационной системы регионального офтальмологического центра за период 2019–2022 гг.
Р е з у л ь т а т ы . При организации телемедицины в клинике разработаны локальные нормативные документы, выделены основные процессы телеконсультаций, назначены ответственные лица. С момента внедрения в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» телемедицинских технологий проведено 130 телемедицинских консультаций с НМИЦ. В структуре нозологических форм при проведении ТМК преобладают воспалительные заболевания глаза (49,5%), дегенеративные болезни сетчатки (13%), глаукома (8,4%). Наиболее часто специалистами НМИЦ при ТМК рекомендованы очная консультация или
оперативное лечение пациента в условиях НМИЦ (46,6%), коррекция проводимой консервативной терапии (24,8%).
В ы в о д ы . Проведенная работа свидетельствует о востребованности дистанционных консультаций с НМИЦ при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Актуальным становится более активное внедрение телекоммуникационных технологий в деятельность региональных специализированных центров при взаимодействии с медицинскими организациями 2-го и 1-го уровней. -
2024 № 10 Автоматизированное рабочее место для старших медицинских сестер: проблемы и решения.
В статье дается определение понятию автоматизированного рабочего места (АРМ) для старших медицинских сестер, рассматриваются и описывается его преимущества, выделяются проблемы и пути решения.
Введение. Использование информационных технологий становится неотъемлемой частью работы медицинского персонала, обретая популярность и широкое применение. Для старших медицинских сестер автоматизированное рабочее место (АРМ) становится незаменимым помощником в повседневной деятельности. С помощью АРМ быстро и эффективно формируется отчетность, на которую раньше уходило значительное количество времени. Чем выше компетентность старших медицинских сестер в использовании этих технологий, тем больше пользы они могут извлечь из автоматизированных систем.
Цель: определить проблемы при работе с программами автоматизированного рабочего места для старших медицинских сестер и наметить пути их решения.
Материалы и методы: поиск и отбор литературных источников, в которых использовались специализированные базы данных по вопросам АРМ для медицинских сестер (CIBERLENINKA, Elibrary.ru и др.), анализ данных, анкетирование старших медицинских сестер с последующей систематизацией с помощью Яндекс – формы.
Результаты. Исследования показали, что внедрение АРМ значительно повышает оперативность и точность выполнения административных и управленческих функций старшей медицинской сестры. Это, в свою очередь, способствует улучшению качества медицинских услуг и повышению уровня удовлетворенности пациентов. Результаты анкетирования выявили ключевые проблемы и затруднения в использовании программ АРМ, что послужило основой для разработки рекомендаций по их устранению.
Выводы. Исследования подтверждают, что использование АРМ позволяет существенно сократить время на выполнение рутинных задач, усовершенствовать контроль за выполнением медицинских процедур и повысить общую эффективность работы
медицинского персонала. Для использования АРМ необходимо обеспечить медицинским сестрам качественное обучение по работе с ними. Рекомендации, представленные в статье, могут быть полезны для руководителей медицинских организаций, заинтересованных в модернизации управленческих процессов и повышении качества медицинского обслуживания. -
2024 № 8 Анализ субъективных факторов, влияющих на освоение врачами функциональных возможностей медицинских информационных систем.
Актуальность: интенсивность развития информационных технологий, с одной стороны, преследует цели снижения нагрузки на медицинский персонал, а с другой – создает сложности при взаимодействии «пользователь-программа», которые важно своевременно устранять или предупреждать для повышения удобства использования информационной системы.
Цель исследования: выявление и анализ причин, затрудняющих освоение функциональных возможностей медицинских информационных систем врачами. Методы проведения работы: контент-анализ, анкетирование, статистический анализ.
Результаты работы: наиболее значимыми, по мнению респондентов, оказались следующие факторы, в которых большинство респондентов поставило наивысшую отметку в 10 баллов: медленная или некорректная работа информационной системы (n = 562), дефицит времени на работе (n = 527), невозможность освоения функционала программы на дому (n = 482). Заключение: полученные результаты в первую очередь позволяют обратить внимание на то, что наиболее значимыми факторами, вызывающими негативное отношение у персонала, являются медленная работа системы, нехватка времени на освоение системы и невозможность тренировки взаимодействия с системой в домашних условиях. -
2019 № 8 Референс-центр лучевой диагностики: обоснование и концепция
В лучевой диагностике сложилась ситуация (интенсивный рост инфраструктуры на фоне организационно-методических и управленческих проблем), которая требует нового системного подхода к организации и управлению. Обоснована концепция референс-центра лучевой диагностики как структуры в системе здравоохранения, обеспечивающей дистанционную оценку, интерпретацию, описание и контроль результатов лучевых исследований, выполняемых в медицинских организациях всех форм собственности, с применением телемедицинских технологий. Референс-центр должен совокупно решать организационно-методические, лечебно-диагностические, образовательные, информационно-координационные, научные задачи. Основу концепции составили систематизированные результаты публикаций и собственный успешный опыт создания и эффективного функционирования референс-центра на базе ГБУЗ г. Москвы «НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ». На основе концепции требуется дальнейшая научно-практическая разработка нормативно-правового и методологического обеспечения деятельности референс-центров лучевой диагностики.
-
2017 № 2 Опыт использования информационных технологий в системе управления результативностью научной деятельности медицинского учреждения
При организации системы управления научно-исследовательским процессом разработано и внедрено оригинальное программное обеспечение «Учет научной деятельности», которое представляет собой информационно-технологический инструмент, решающий комплекс актуальных управленческих задач для современного крупного медицинского научно-исследовательского учреждения. В результате, с 2011 по 2015 гг. число ежегодно публикуемых статей от НИИ КПССЗ увеличилось на 42,6%; число публикаций в журналах, входящих в Web of Science и/или Scopus – в 2,2 раза; число цитирований всех публикаций – в 6 раз; среднее число пу-бликаций в расчете на 1 автора – на 27,1%. Информационные технологии, как инструмент управления научной результативностью, позволяют организации осуществлять четко стандартизованный учет выполнения сотрудниками различных задач в научно-исследовательском медицинском учреждении, что обеспечивает прозрачность производственных процессов и позволяет достичь основных целей менеджмента: мотивации и координации.
-
2020 № 1 Применение технологии распределенного реестра и смарт-контрактов в медицине
В настоящей статье авторы рассматривают технологии распределенных реестров и, в частности, блокчейн, как одно из потенциальных технических решений, способное обеспечить защиту данных пациентов. По мнению авторов, технологии распределённых реестров целесообразно использовать для сбора первичных данных, верификации взаимодействия различных институтов, работы с электронной медицинской картой. Применение технологии блокчейн может привести к созданию комплексной системы «здоровья», в рамках которой будет возможно осуществить переход на персонализированную медицину.
-
2013 № 4 Подход к оценке экономической эффективности медицинских информационных систем
Настоящая статья рассматривает методы оценки эффективности проекта по информатизации лечебно-профилактического учреждения с учетом специфики затрат и выгод ЛПУ. В статье приводятся также итоги практической оценки инвестиционных проектов информатизации нескольких ЛПУ различного типа.
-
2014 № 2 Автоматизированный лексический контроль как средство повышения качества медицинских документов
В статье рассматриваются вопросы необходимости создания и внедрения систем лексического контроля медицинских документов как средства повышения качества медицинских документов в условиях их электронного формирования. Также рассматриваются основные особенности создания системы лексического контроля «Элекс», как перспективы ее дальнейшего развития.
-
2013 № 2 Создание автоматизированной системы контроля функций сотрудников и оптимизации организационно-штатной структуры ЛПУ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создания в лечебно-профилактических учреждениях автоматизированной информационной системы, обеспечивающей учет функций сотрудников и оптимизацию организационно-штатной структуры ЛПУ.
-
2023 № 4 Применение информационных технологий в оценке качества оказания медицинской помощи
Актуальная в настоящее время ценностно-ориентированная модель здравоохранения (Value-Based Healthcare) в большей степени направлена на обеспечение долговременной эффективности и удовлетворенности пациентов, что имеет прямое отношение к реализации принципов пациент-ориентированности и пациент-центрированности деятельности [1].
В соответствии с Предложениями (практическими рекомендациями) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) ФГБУ «Национальный институт качества»
Росздравнадзора соблюдение принципов пациент-центрирования медицинской помощи предусматривает разработку и реализацию на уровне медицинской организации стратегии обеспечения безопасности пациентов, включающую вопросы соблюдения этических норм и правил при осуществлении медицинской деятельности. Сюда же включен и порядок организации обратной связи с пациентами [15].
Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяют обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки большинства аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – предоставить результаты внедрения авторской информационно-аналитической системы сбора и обработки информации об удовлетворенности пациентов посредством электронного web-анкетирования и обеспечивающей расчет показателей удовлетворенности в многопрофильном стационаре.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Базой исследования явился многопрофильный стационар государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» г. Владивосток. В рамках исследования выполнено анкетирование пациентов стационара с применением анкет в электронном виде, подготовленных медицинской организацией, разработана информационно-аналитическая система для проведения математического анализа результатов анкетирования по пяти критериям оценки качества условий оказания медицинской помощи.
В исследовании использована анкета, включающая 20 вопросов, ответы на которые выражают мнение пациентов по поводу качества работы врачей и среднего медицинского персонала, комфортности условий пребывания в приемном отделении, а также в стационаре в период госпитализации.
Анкета была разработана в 2015 году, и на протяжении многих лет анкетирование проводилось с использованием бумажных носителей и расчетов вручную. Но с 2021 года анкетирование пациентов и анализ собираемых данных были переведены в электронный формат.
В данной статье мы представляем результаты, полученные с помощью информационной системы сбора и анализа анкет, в которой принимали участие взрослые пациенты круглосуточного стационара.
Р е з у л ь т а т ы . Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяют обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки ряда аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие позволяют оценить эффективность мер для обеспечения комфортных условий пребывания пациента и могут быть использованы в практическом здравоохранении для организации мероприятий по устранению дефектов и принятию решений по управлению медицинской организацией.
В ы в о д ы . Внедрение дополнительных способов изучения удовлетворенности пациентов с использованием электронных форм с учетом особенностей работы медицинской организации к установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям позволяет повысить эффективность взаимодействия с пациентами и может быть одним из инструментов оценки социальной эффективности деятельности медицинской организации (стационара).