Обухова О. В. - все статьи автора в журнале

    Вопросы и ответы
  • 2021 № 3 ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ СЛУЧАЕВ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В 2021 ГОДУ

    Авторы: Обухова О. В.

    Подробнее >

  • 2020 № 10 ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОРЯДКОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ОБЪЁМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

    Авторы: Обухова О. В.

    Подробнее >

  • Зарубежный опыт
  • 2013 № 5 Зарубежный и отечественный опыты формирования фондов социального страхования

    Аннотация: Представлена история развития социального страхования в странах Западной Европы, США, принципы построения системы социального страхования, виды социальных выплат, разнообразие программ социального страхования. Описано правовое регулирование социального страхования в странах Европы.

    Авторы: Михайлова Ю. В., Обухова О. В., Гажаева А. В.

    Темы: международная ассоциация социального обеспечения1 пособие1 социальная выплата1 социальный фонд1

    Подробнее >

  • Консультирует «МЗ»
  • 2022 № 9 О некоторых методологических подходах к оценке уровня заработной платы медицинских работников

    В статье рассматриваются методологические вопросы оценки уровня заработной платы медицинских работников органами официальной статистики (Росстатом) и в рамках проводимых опросов самих медицинских работников.
    Показаны основные методологические различия в методиках расчетов показателей, характеризующих заработную плату, используемых статистическими органами и организаторами опросов. Отмечены основные причины, приводящие к расхождению результатов подобных оценок. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать разные подходы к учету налога на доходы физических лиц, ограничения в выборке и т. д.
    Кроме того, официальная статистика учитывает не только заработную плату, но и некоторые другие расходы в пользу работников. При этом используется понятие «среднесписочная численность», которое не учитывается в рамках проводимых опросов.
    В то же время, заработная плата медицинских работников в целях оценки достижения целевых показателей, установленных майскими Указами президента, должна соотноситься не со средней заработной платой по субъекту Российской Федерации, а со среднемесячным доходом от трудовой деятельности.
    Подобные методологические различия создают объективную основу для расхождения результатов опросов с официальными статистическими данными и должны учитываться при интерпретации полученных данных.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Чилилов А. М.

    Темы: covid-1927 компенсационные выплаты5 коронавирусная инфекция9 оплата труда19 специальные социальные выплаты4 статистика4 стимулирующие выплаты3

    Подробнее >

  • 2022 № 8 О некоторых методологических вопросах оплаты труда медицинских работников

    В статье рассматривается ряд методологических вопросов оплаты труда, возникших на фоне приостановки специальных социальных выплат за работу с COVID‑19 и заменой их на компенсационные выплаты, а также в связи с переносом сроков проведения пилотных проектов, которые должны были быть реализованы в целях подготовки введения новой системы оплаты труда медицинских работников.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Чилилов А. М.

    Темы: covid-1927 компенсационные выплаты5 коронавирусная инфекция9 оплата труда19 специальные социальные выплаты4 стимулирующие выплаты3

    Подробнее >

  • 2022 № 3 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год: логика и основные положения в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией

    Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по сравнению с предыдущими годами тесно связаны с современным этапом борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID‑19. Вместе с тем, учитывая, что логика вносимых изменений не всегда очевидна, необходимо отталкиваться как от сегодняшнего состояния здравоохранения, так от анализа того, как новации скажутся на развитии отрасли в предстоящем периоде.

    Авторы: Обухова О. В., Кадыров Ф. Н., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Сычев Ю. П.

    Темы: государственные гарантии в сфере здравоохранения1 нормативы финансовых затрат3 обязательное медицинское страхование57 подушевое финансирование6 способы оплаты медицинской помощи4

    Подробнее >

  • 2022 № 1 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году

    Важнейшим обстоятельством, влияющим на объемы и способы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования, как и в последние два года, продолжает оставаться распространение коронавирусной инфекции COVID‑19.
    В предложенном материале рассматриваются не только показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, но и динамика показателей, в том числе в сопоставлении с темпами инфляции, а также с учетом других факторов.
    Вычленены новые направления использования средств обязательного медицинского страхования, рассмотрены причины их появления.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1927 бюджет6 дефицит8 доходы7 здравоохранение36 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование57 расходы11 субвенции3 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2021 № 10 КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Среди показателей, служащих для оценки финансового состояния медицинских организаций, одним из важнейших является кредиторская задолженность, которая характеризует риски для их нормальной деятельности.
    В данной статье эта проблема рассматривается применительно к системе обязательного медицинского страхования с точки зрения факторов, не зависящих от самих медицинских организаций.

    Авторы: Обухова О. В., Сычев Ю. П., Кадыров Ф. Н., Базарова И. Н.

    Темы: кредиторская задолженность1 медицинские организации30 обязательное медицинское страхование57 расходы11

    Подробнее >

  • 2021 № 6 ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

    Анонсированная еще в конце 2019 года реформа система оплаты труда приобрела реальные очертания. Реформа включает в себя целый ряд этапов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 в рамках пилотного проекта началась практическая апробация установленных требований к системам оплаты труда (НСОТ).
    Цель пилотного проекта – оценить, насколько новая система оплаты труда скажется на заработной плате конкретных медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, участвующих в «пилоте», отработать параметры заработной платы и оценить возможную потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых как для реализации самих пилотных проектов, так и при распространении новой системы оплаты труда на всех медицинских работников отрасли.

    Авторы: Кобякова О. С., Ковязина Н. З., Тулупова О. Н., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: выплаты компенсационного характера4 выплаты стимулирующего характера14 заработная плата4 здравоохранение36 медицинские работники8 оклад3 системы оплаты труда2

    Подробнее >

  • 2021 № 4 НОВАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Система обязательного медицинского страхования регулируется большим числом нормативных правовых актов. Тем не менее, многие вопросы, связанные с взаимоотношением участников системы ОМС, и прежде всего – финансовые, определяются содержанием заключаемых между ними договоров. Данная статья посвящена анализу новой системы договоров, сложившейся в системе обязательного медицинского страхования в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также других, связанных с этим нормативных правовых актов. Произошли изменения не только в содержании договоров, но и в составе их участников. Кроме того, появился новый, ранее отсутствовавший вид договора. Целью работы
    является анализ изменений договоров в системе ОМС и их возможных последствий

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: договоры в системе омс1 медицинские организации30 обязательное медицинское страхование57 страховые медицинские организации13 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • 2021 № 3 Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году

    Настоящая публикация посвящена анализу вступивших в силу с 01.01.2021 г. изменений в Федеральном законе
    «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, а также других связанных с этим нормативных правовых актов.
    Целью работы является анализ причин, приведших к необходимости совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования; содержание основных изменений в федеральном законодательстве и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования (прежде всего – с точки зрения полномочий основных участников ОМС), а также оценка последствий этих изменений.

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: медицинские организации30 обязательное медицинское страхование57 полномочия участников омс1 страховые медицинские организации13 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • 2021 № 2 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2021 году

    Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования показывает, что в 2021–2023
    годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции COVID‑19, продолжится рост объемов финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования. Серьезные изменения в финансовых потоках в системе обязательного медицинского страхования связаны с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
    Поэтому в данной работе оценка основных изменений в финансовом обеспечении системы обязательного медицинского страхования осуществляется с учетом этих основных факторов.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1927 бюджет федерального фонда омс1 дефицит8 доходы7 здравоохранение36 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование57 расходы11 субвенции3 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2021 № 1 Финансирование здравоохранения в 2021 году за счет средств федерального бюджета: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией Covid-19

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения за счет федерального бюджета показывает, что
    в 2021–2022 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Это тем более важные параметры, что предстоящим бюджетом в рассматриваемом периоде предполагалось некоторое снижение финансирования по сравнению с утвержденными цифрами федерального бюджета на 2020 год. Это должно способствовать обеспечению стабильного функционирования здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: здравоохранение36 национальный проект «здравоохранение»1 расходы11 федеральный бюджет10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2020 № 8 Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции

    В условиях распространения коронавирусной инфекции основной проблемой медицинских организаций является не очевидный рост затрат на оказание медицинской помощи, связанный с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима (средства индивидуальной защиты, для дезинфекции и т. д.), а снижение доходов из-за падения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профилактических мероприятий, простоев (в период проведения мероприятий по перепрофилированию и т. д.).
    Государство оперативно отреагировало на подобную ситуацию, внеся изменения в соответствующее законодательство, приняв целый ряд специальных нормативных правовых актов. Однако реализация этих достаточно разнообразных мер связана с целым рядом факторов, таких как: наличие или отсутствие ограничительных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; участие или неучастие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией; периоды, в рамках которых действует тот или иной порядок авансирования и т. д. Все это вызывает сложности в понимании того, какой механизм финансового обеспечения применяется к данной конкретной ситуации, каковы должны быть действия медицинских организаций.
    Данная статья посвящена анализу способов финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на различных этапах борьбы с коронавирусной инфекцией.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Чилилов А. М.

    Темы: авансирование1 медицинские организации30 объемы медицинской помощи4 обязательное медицинское страхование57 оплата медицинской помощи6 страховые медицинские организации13 финансовое обеспечение3

    Подробнее >

  • 2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19

    Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1927 здравоохранение36 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации30 обязательное медицинское страхование57 финансирование15

    Подробнее >

  • 2020 № 4  Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении 

    Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
    Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций.

    Авторы: Стародубов В.  И., Кадыров Ф.  Н., Обухова О.  В., Базарова И.  Н., Ендовицкая Ю.  В., Несветайло Н.  Я.

    Темы: covid-1927 здравоохранение36 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации30 обязательное медицинское страхование57 финансирование15

    Подробнее >

  • 2020 № 2 Основные подходы к оценке эффективности реализации «эффективного контракта» в здравоохранении

    Предстоящее реформирование системы оплаты труда предполагает более детальный анализ не только достоинств и недостатков существующей системы (а также предшествующих), но и практики ее применения. Наиболее очевидным критерием оценки эффективности нынешней системы оплаты труда является оценка того, насколько она позволила реализовать эффективный контракт и поставленные перед ним задачи. При этом необходим анализ и того, каковы были проблемы введения эффективного контракта, не связанные напрямую с конкретной системой оплаты труда.
    Одной из основных методологических проблем введения эффективного контракта является то, что рекомендации по его введению, выработанные на предварительном этапе, не были пересмотрены по итогам оценки хода реализации эффективного контракта и его итогов. Не были учтены лучшие практики и ошибки, что не позволило скорректировать и конкретизировать подходы к введению эффективного контракта. Во многом поэтому многие учреждения достаточно формально подошли к введению эффективного контракта. Предлагаемая статья посвящена критериям оценки успешности внедрения эффективного контракта в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф.  Н., Чилилов А.  М., Обухова О.  В.

    Темы: выплаты стимулирующего характера14 государственные (муниципальные) учреждения11 оплата труда19 показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников2 системы оплаты труда2 эффективный контракт22

    Подробнее >

  • 2020 № 1 Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение»

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020–2022 годах, несмотря на слож¬ную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде¬рации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осущест¬вляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н.

    Темы: дефицит8 доходы7 здравоохранение36 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование57 расходы11 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы7 здравоохранение36 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование57 расходы11 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году

    Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
    Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы7 здравоохранение36 обязательное медицинское страхование57 профицит2 расходы11 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось

    В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы7 здравоохранение36 инфляция2 консолидированный бюджет1 обязательное медицинское страхование57 профицит2 расходы11 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет

    При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: бюджет6 дефицит8 доходы7 здравоохранение36 инфляция2 обязательное медицинское страхование57 расходы11 федеральный фонд омс10 финансирование15

    Подробнее >

  • 2015 № 9 Оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации

    В настоящее время создана правовая и методологическая база оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Несмотря на несовершенство созданной системы, она позволяет ускорить процесс внедрения в здравоохранение новых медицинских технологий, одновременно обеспечив финансовую поддержку федеральных клиник, испытывающих серьезные экономические проблемы из-за сокращения бюджетных расходов на наиболее часто оказываемые виды медицинской помощи в условиях экономической нестабильности. В статье рассматриваются проблемы и даются предложения по совершенствованию организационного механизма клинической апробации.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Перхов В. И., Обухова О. В.

    Темы: клинико-экономический анализ7 клиническая апробация1 клинические испытания1 клинические исследования1 медицинская помощь15 финансовое обеспечение медицинской деятельности1 эффективность15

    Подробнее >

  • 2015 № 1 Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее — ПГГ 2015). В новой редакции появился раздел, посвященный базовой программе обязательного медицинского страхования, программа расширена приложением с перечнями видов высокотехнологичной медицинской помощи с указанием средних нормативов финансовых затрат. Изменения затронули и состав нормативных показателей. Проведен анализ изменений значений нормативных показателей по сравнению с Программой на 2014–2016 годы (далее — ПГГ 2014).

    Авторы: Обухова О. В., Брутова А. С., Совпель А. А.

    Темы: базовая программа обязательного медицинского страхования1 высокотехнологичная медицинская помощь16 нормативы2 программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи4

    Подробнее >

  • 2014 № 7 Дежурство на дому медицинских работников в рамках нового законодательства

    Дежурства на дому всегда рассматривались как рациональная форма организации труда медицинских работников, особенно в сельской местности. Но в рамках нового трудового законодательства они оказались «вне закона». Одна из очередных корректировок Трудового кодекса вернула право вводить дежурства на дому. Статья посвящена анализу трудового законодательства, других нормативных актов, связанных с дежурствами на дому.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В.

    Темы: дежурства на дому1 норма рабочего времени1 оплата труда19 рабочее время3 трудовое законодательство5 учет рабочего времени1

    Подробнее >

  • 2014 № 2 Перспективы финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи

    В соответствии с законодательством, высокотехнологичная медицинская помощь поэтапно переводится в систему обязательного медицинского страхования. Однако механизм организации оказания высокотехнологичная медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, порядок финансового обеспечения и т.д. остаются не до конца понятными. Анализу проблем, возникающих в связи с этим, обзору предполагаемых подходов к их решению посвящен данный материал.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Сорокина Ю. А.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь16 обязательное медицинское страхование57 специализированная медицинская помощь4 федеральные учреждения здравоохранения1 федеральный бюджет10 финансовое обеспечение оказания медицинской помощи2

    Подробнее >

  • 2014 № 1 Особенности Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в Российской Федерации на 2014–2016 годы

    Аннотация: Вновь принятая Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в Российской Федерации на 2014–2016 годы содержит положения, существенно изменяющие подходы к планированию бесплатной медицинской помощи, объемных и финансовых показателей, утверждаемых в рамках территориальных программ государственных гарантий. Анализу изменений Программы, обзору принятых в последнее время нормативно-законодательных актов, посвящен данный материал.

    Авторы: Обухова О. В.

    Темы: объемные нормативы программы государственных гарантий1 подушевой норматив1 программа государственных гарантий5 способы оплаты медицинской помощи4

    Подробнее >

  • Консультурует мз
  • 2021 № 5 НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Одним из серьезнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования является изменение порядка проведения контрольных мероприятий.
    В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 326-ФЗ (в соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения устанавливает теперь не Федеральный фонд ОМС, а Минздрав России.
    При этом меняются как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля.

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М., Митрошин П. В.

    Темы: контроль объемов и качества медицинской помощи2 медицинские организации30 обязательное медицинское страхование57 страховые медицинские организации13 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2016 № 1 Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи

    В статье рассматриваются некоторые организационно-методические подходы к построению мониторинговых информационных систем высокотехнологичной медицинской помощи. Авторы приходят к выводу, что существует необходимость формирования специальных мониторинговых систем и баз данных, основанных на персонифицированном учете наиболее существенных признаков объекта наблюдения. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании информационных систем для сферы практического применения высоких медицинских технологий в условиях одноканального финансирования.

    Авторы: Перхов В. И., Обухова О. В., Базарова И. Н., Горин С. Г.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь16 информатизация здравоохранения5 одноканальное финансирование3

    Подробнее >

  • 2015 № 9 Состояние и обновление основных фондов противотуберкулёзных организаций Российской Федерации (2012–2014)

    На генеральной совокупности проанализировано состояние основных фондов противотуберкулёзных организаций Российской Федерации: зданий и сооружений, машин и оборудования, автотранспорта. Установлен повышенный износ основных фондов, дисбаланс их износа, несбалансированность инвестиционной политики в условиях достаточного финансирования их обновления. Предложены способы гармонизации состояния основных фондов.

    Авторы: Стерликов С. А., Сон И. М., Обухова О. В.

    Темы: основные фонды2 противотуберкулёзная помощь1 противотуберкулёзные организации1 экономика здравоохранения4

    Подробнее >

  • 2013 № 11 Эффективные способы оплаты медицинской помощи в свете Программы государственных гарантий

    Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, на сегодняшний день препятствующие обоснованному выбору эффективных способов оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного предоставления медицинской помощи населению при различных условиях ее предоставления. Даны рекомендации по применению действующих методических материалов для разработки методики расчета тарифов по эффективным способам оплаты медицинской помощи, ориентированной на результат деятельности медицинской организации.

    Авторы: Обухова О. В., Кадыров Ф. Н.

    Темы: законченный случай1 обращение1 подушевое финансирование6 эффективные способы оплаты медицинской помощи1

    Подробнее >

  • 2012 № 11 О некоторых вопросах, связанных с переходом на одноканальное финансирование

    В статье рассматриваются вопросы перевода финансовой системы здравоохранения на преимущественно страховую модель. Анализируются преимущества и недостатки существующей финансовой системы и вновь создаваемой. Авторами дается оценка особенности применения действующей нормативно-законодательной базы, регулирующей данное направление. Рассмотрены проблемы перевода на страховые принципы скорой и высокотехнологичной медицинской помощи и пути их решения.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В.

    Темы: одноканальное финансирование3 оплата медицинской помощи6 полный тариф1

    Подробнее >

  • 2010 № 7 Комплекс мероприятий по переходу системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование

    Авторы: Обухова О. В.

    Подробнее >

  • 2010 № 6 К обоснованию перехода системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование

    Авторы: Обухова О. В.

    Подробнее >

  • 2010 № 2 Оценка эффективности программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Обухова О. В., Базарова И. Н., Носова Е. А.

    Подробнее >

  • Финансовый менеджмент
  • 2019 № 5 Задачи привлечения дополнительных финансовых источников государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения

    Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на бесплатной основе, закрепленных в Конституции Российской Федерации, осуществляется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения «…за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Анализ динамики объема финансовых источников за 2014–2017 годы показал значительный прирост доходов медицинских организаций, являющихся государственными бюджетными учреждениями, средствами от приносящей доход деятельности.
    В статье рассмотрены основные финансовые источники, которыми медицинская организация – государственное (муниципальное) учреждение может располагать для оказания медицинской помощи, а также для реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дано обоснование недостаточности государственных средств для обеспечения необходимого уровня заработной платы медицинским работникам на примере сопоставления тарифов системы обязательного медицинского страхования и цен (тарифов) частных медицинских организаций в городе Москве. Рассмотрены нормативно-законодательные условия получения государственным учреждением средств из различных финансовых источников, обоснована актуальность разработки мер по привлечению дополнительных финансовых источников, к которым относятся доходы от предоставления населению платных медицинских услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.

    Авторы: Обухова О. В., Сененко А. Ш., Ниценко Д. И., Цыдыпов В. Ч., Чилилов А. М.

    Темы: государственное  (муниципальное)  учреждение1 добровольное медицинское страхование3 медицинская организация62 обязательное медицинское страхование57 платные медицинские услуги21 приносящая  доход  деятельность1 программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи4 финансовые  источники1

    Подробнее >

  • 2019 № 1 Методология оценки расходов на выявление, диагностику и лечение туберкулёза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью

    Оценка стоимости лечения больных с широкой лекарственной устойчивостью микобактерий туберкулеза полезна как для планирования финансовых ресурсов, направленных на противотуберкулёзные мероприятия, так и для определения экономического бремени данного явления. В статье предложена авторская методология оценки расходов на выявление, диагностику и лечение туберкулёза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью, произведены расчеты ориентировочных затрат на борьбу с широкой лекарственной устойчивостью микобактерий туберкулеза.

    Авторы: Стерликов С. А., Русакова Л. И., Обухова О. В.

    Темы: лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза1 противотуберкулезная деятельность1 прямые затраты6 широкая лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза1 шлу-тб1

    Подробнее >

  • 2016 № 9 Механизмы оплаты за прерванный, в том числе сверхкороткий случай оказания медицинской помощи в системе ОМС

    В соответствии с проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017–2019 годы, при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях круглосуточного и дневного пребывания, а также при оказании услуг медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях) в системе ОМС, применяется способ оплаты за прерванный, в том числе сверхкороткий, случай оказания медицинской помощи. Вопросам корректного возмещения расходов медицинской организации при сверхкоротком или прерванном случае лечения посвящен данный материал.

    Авторы: Брутова А. С., Обухова О. В., Базарова И. Н.

    Темы: омс3 прерванный случай1 сверхкороткий случай лечения1 случай лечения1 способ оплаты медицинской помощи1

    Подробнее >

  • 2015 № 9 Влияние половозрастного фактора на затраты при оказании высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия».

    Актуальность. Одной из экономических задач в здравоохранении в условиях дефицита финансовых средств является поиск механизмов оплаты, наиболее адекватно и достоверно учитывающих специфику оказываемой медицинской помощи. Особенно это касается такого затратного вида, как высокотехнологичная медицинская помощь. Одним из наиболее приемлемых способов оплаты медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и условиях дневных стационаров, является оплата в рамках клинико-статистических групп болезней. При формировании групп помимо таких основных критериев, как код МКБ10 или наличие хирургической операции, применяются и дополнительные критерии, учитывающие особенности оказания медицинской помощи пациентам разных половозрастных категорий. Представленные в материале статьи результаты исследования обосновывают необходимость применения подобного дифференцированного подхода к формированию затратных групп по высокотехнологичной медицинской помощи.

    - Предмет исследования: группы высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

    - Цель исследования: научно обосновать применение дифференцированного подхода к установлению нормативов финансовых затрат групп высокотехнологичной медицинской помощи с учетом половозрастного фактора.

    - Методы проведения работы: статистический, аналитический.

    - Результаты работы: впервые проведен углубленный анализ структуры затрат федеральных медицинских организаций при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, выявлены факторы, влияющие на размер затрат медицинских организаций по профилю «Травматология и ортопедия», обоснованы предложения по оптимизации нормативов финансовых затрат по профилю «травматология и ортопедия».

    - Выводы: контингенты пациентов, которым оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «травматология и ортопедия», составляют в основном лица старше трудоспособного возраста, преимущественно женщины. Средний норматив финансовых затрат выше в группе старшего трудоспособного возраста.

    Авторы: Перхов В. И., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «травматология и ортопедия»1

    Подробнее >

  • 2015 № 4 Высокотехнологичная медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования

    Реформы системы здравоохранения затронули и такой весьма затратный и, на первый взгляд, не страховой вид медицинской помощи, как высокотехнологичная медицинская помощь. Начиная с 2015 года, как и было запланировано новым федеральным законодательством, вся высокотехнологичная медицинская помощь перешла на финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования. Ответу на вопросы, какова цель перевода высокотехнологичной медицинской помощи на страховые рельсы, весь ли объем этого вида медицинской помощи на сегодняшний день подчинен жестким требованиям системы обязательного медицинского страхования, какие затраты медицинской организации, участвующей в оказании этого вида медицинской помощи, в каком объеме и за счет каких средств возмещаются, какие медицинские организации могут получить объемы ВМП, посвящен данный материал.

    Авторы: Обухова О. В.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь16 обязательное медицинское страхование57 программа государственных гарантий5 тарифы в системе обязательного медицинского страхования1

    Подробнее >

  • Экономика здравоохранения
  • 2017 № 8 Результаты исследования финансирования противотуберкулёзных мероприятий

    Борьба с туберкулёзом в Российской Федерации имеет высокий государственный приоритет, подтверждённый не только путём политических заявлений, но и высоким уровнем финансирования противотуберкулёзных мероприятий, при котором значение подушевых расходов является самым высоким в мире. Основное экономическое бремя туберкулёза приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа объемов финансирования по основным финансовым источникам и направлениям расходования бюджетных средств по противотуберкулезной помощи за 2015 год. Представлен межстрановой сравнительный анализ финансирования противотуберкулёзных мероприятий в странах с высоким бременем туберкулёза и туберкулёза, вызванного возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью. Изучена динамика состояния основных фондов противотуберкулёзных медицинских организаций и приведены расчеты финансовой потребности для их обновления

    Авторы: Стерликов С. А., Обухова О. В., Нечаева О. Б., Белиловский Е. М.

    Темы: основные фонды медицинских организаций1 противотуберкулезные мероприятия1 туберкулез3 фондовооружённость1

    Подробнее >

  • 2011 № 8 Проблемы функционирования медицинских учреждений в условиях перехода на одноканальную систему финансирования

    Авторы: Обухова О. В., Носова Е. А.

    Подробнее >