Меньшикова Л. И. - все статьи автора в журнале

    Кадровый менеджмент
  • 2021 № 1 Роль органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения

    Проблема кадрового обеспечения в здравоохранении сохраняет актуальность на протяжении длительного
    времени. В статье рассмотрены возможности участия органов местного самоуправления по привлечению и закреплению медицинских работников, прежде всего, первичного звена. Представлен анализ нормативно-правовых актов федерального уровня. Предложены поправки в федеральные законы № 131-ФЗ и № 323-ФЗ, связанные с конкретизацией полномочий органов местного самоуправления в части, касающейся кадров здравоохранения. Обоснована необходимость комплексной оценки реализуемых мер социальной поддержки медицинских работников для выявления наиболее эффективных мероприятий и выбора лучших практик.

    Авторы: Сон И. М. [51] Сененко А. Ш. [17] Руголь Л. В. [4] Меньшикова Л. И. [5] Флеглер Н. А. [1]

    Темы: кадры здравоохранения5 медицинские работники8 меры социальной поддержки3 органы местного самоуправления2 первичная медико-санитарная помощь15

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2022 № 8 Оценка жителями Российской Федерации своего здоровья и условий получения медицинской помощи

    В условиях повышения интереса организаторов здравоохранения к вопросам пациент-ориентированности, формирования ценностно-ориентированного здравоохранения и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно иметь детализированную информацию о том, как население оценивает оказанную помощь, а также конкретизировать проблемы, возникающие при её получении. Такая подробная информация способна дать направления дальнейшего развития организационных технологий и стать основанием для разработки управленческих решений.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – проанализировать результаты социологических опросов населения Российской Федерации об оценке своего здоровья и условиях получения медицинской помощи.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Использовались данные, представленные на официальном сайте Росстата, – «Комплексное наблюдение условий жизни населения Российской Федерации» (2014, 2016, 2018 и 2020 гг.) в части вопросов, касающихся получения респондентами медицинской помощи, на основе выборочного опроса представителей различных групп и слоев населения с охватом 10 тыс. домохозяйств. Анализ представленных данных проводился с использованием методов описательной статистики по разделам: оценка респондентами собственного здоровья, курение и употребление алкоголя, получение медицинской помощи в амбулаторных условиях, получение стоматологической помощи, обращения за скорой медицинской помощью, получение медицинской помощи в условиях стационара, необращение респондентов в медицинские организации
    при наличии у них потребности в медицинской помощи.
    Р е з у л ь т а т ы . Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее» и «хорошее», возросла. Важно отметить, что мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины. Доля респондентов, указавших на наличие хронических заболеваний, установленных врачом, снизилась с 30,2% в 2014 году до 27,2% в 2020 году. Существенной разницы между городским и сельским населением не установлено.
    Доля респондентов, которые не курят и никогда не курили, снизилась с 63,5% в 2014 году до 62,1% в 2020 году. Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, была стабильна и составила 70%, а женщин – имела тенденцию к росту с 49,5% в 2014 году до 52,1% в 2020 году.
    Оценка респондентами среднего времени, затраченного на запись на приём к врачу в амбулаторно-поликлинических организациях, в динамике не изменилась, и составило оно около 18 минут. Доля респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь из числа обратившихся, увеличилась с 92,6% в 2016 году до 95,1% в 2020 году. Доля населения, вызывающая скорую помощь, имела тенденцию к снижению: с 10,8% в 2014 году до 10,1% в 2020 году. Согласно результатам опросов, специализированной медицинской помощью в условиях стационара пользуются в год 7–8% населения.
    Анализ случаев необращения респондентов в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи показал, что доля таких респондентов снизилась: в 2014 году – 33,6%, в 2016 году – 33,0%, в 2018 году –34,5%, в 2020 году – 29,2%. Не могли добраться или испытывали трудности с доездом до медицинской организации 3,3%, 2,5%, 2,8% и 1,9% респондентов соответственно в указанные годы. «Не было времени» на обращение за медицинской помощью у 7,2% респондентов в 2014 году, у 8,2% – в 2016 и 2018 годах и у 4,7% респондентов в 2020 году. Значительное снижение данного показателя вполне логично и ожидаемо в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией.
    В ы в о д ы . Улучшилась самооценка состояния здоровья от 2014 к 2020 году, мужчины дают в целом более высокую оценку своего здоровья, чем женщины.
    Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. Приобщаются к курению в основном в подростковом возрасте. Как положительную можно отметить тенденцию увеличения доли лиц, бросивших курить.
    Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины. Доля респондентов- женщин, употребляющих алкоголь, имеет тенденцию к росту.
    Негативные тенденции в оказании медицинской помощи: увеличилось время ожидания скорой медицинской помощи; увеличилось среднее число дней ожидания госпитализации; снизилась доля респондентов, госпитализированных в день обращения.
    Позитивные тенденции в оказании медицинской помощи: снизилось число отказов в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, снизилось число больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе; сократилось время ожидания приема врача; увеличилась доля респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь.
    Снизилась склонность респондентов заниматься самолечением и не обращаться за медицинской помощью в связи с отсутствием времени.

    Авторы: Стародубов В. И. [67] Сененко А. Ш. [17] Меньшикова Л. И. [5] Зубко А. В. [2]

    Темы: курение1 медицинская помощь15 мнение населения1 необращение за медицинской помощью1 образ жизни1 оценка жителями российской федерации1 социологический опрос1 употребление алкоголя1 условия получения медицинской помощи1

    Подробнее >

  • 2021 № 9 ОРГАНИЗАТОРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    В в е д е н и е . Соотношение численности административно-управленческого и вспомогательного к основному персоналу, равно как и доля оплаты их труда в общей структуре расходов, является одним из критериев эффективности использования ресурсов медицинских организаций. Использование механизма аутсорсинга позволяет решить ряд проблем, возникающих при соблюдении такого соотношения, не снижая качества и доступности медицинской помощи.
    Цель исследования – изучение мнения организаторов здравоохранения о возможности перевода отдельных направлений деятельности медицинской организации на аутсорсинг.
    Материалы и методы. В исследовании использовались методы: статистический, социологический и аналитический.
    Результаты и обсуждение. Более половины организаторов здравоохранения считают, что внедрение аутсорсинга в медицинской организации необходимо (66,1%). Участники исследования считают, что на аутсорсинг можно передать такие позиции, как уборка территорий (94,4%), охрана медицинской организации (93,5%), услуги прачечной (91,1%), обслуживание автотранспорта медицинской организации и обслуживание немедицинского оборудования и коммуникаций (по 87,1%) и др. По их мнению, нельзя передавать на аутсорсинг такие функции, как планово-экономическая деятельность (69,4%), ведение кадрового делопроизводства (68,5%), закупки/контракты (58,1%), ведение бухгалтерии (57,3%), юридическое сопровождение деятельности медицинской организации (37,9%) и др. Чаще всего в медицинских организациях уже переданы на аутсорсинг следующие функции: услуги прачечной (64,3%); обслуживание медицинского оборудования (57,3%), автотранспорта МО (46,4%), немедицинского оборудования и коммуникаций (46,4%); уборка территорий (35,7%).
    Заключение. Аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на профильной деятельности медицинской организации и повышении качества оказываемых услуг населению. Перед переводом определенных функций медицинской организации на аутсорсинг руководителю необходимо проанализировать практический опыт регионов, других медицинских организаций, что поможет избежать проявления отрицательных сторон аутсорсинга, расширить его объемы и спектр передаваемых компаниям-аутсорсерам функций.

    Авторы: Меньшикова Л. И. [5] Иванов А. В. [2] Бурковская Ю. В. [1]

    Темы: аутсорсинг4 медицинская организация62 функции медицинской организации1

    Подробнее >

  • 2018 № 4 Сравнительная характеристика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях арктической зоны архангельской области в зависимости от алкогольного фактора

    Дорожно-транспортный травматизм остается актуальной медицинской и социально-экономической проблемой Российской Федерации. С целью компаративного анализа характеристик групп алкоголизированных пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), произошедших в арктической зоне Архангельской области, выполнено сплошное аналитическое популяционное исследование – документальное наблюдение. Проанализированы 518 медицинских карт (ф.003/у) пострадавших в ДТП г. Северодвинска за 2012–2016 годы, получивших медицинскую помощь в стационарных условиях. Установлено, что в состоянии алкогольного опьянения находилось до 30% пострадавших в ДТП; среди пострадавших преобладали мужчины молодого возраста, а в структуре полученных повреждений – тяжелые сочетанные травмы. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке региональных программ по предупреждению и снижению числа ДТП и по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

    Авторы: Меньшикова Л. И. [5] Петчин И. В. [1] Баранов А. В. [1] Барачевский Ю. Е. [1] Ключевский В. В. [1] Модянов Н. Ю. [1]

    Темы: алкогольное опьянение1 арктический регион1 архангельская область4 дорожно-транспортное происшествие1 тяжесть повреждения1

    Подробнее >

  • Менеджмент качества медицинской помощи
  • 2014 № 5 Оценка достоверности мнения пациентов о качестве стационарной медицинской помощи

    Проблема оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи актуальна в связи с реализацией программы модернизации отечественного здравоохранения. С целью оценки достоверности мнения пациентов о качестве стационарной медицинской помощи проведено анкетирование 1960 пациентов в возрасте от 18 до 81 года, получавших данный вид услуг в больничных учреждениях Архангельской области. На удовлетворенность респондентов качеством стационарной медицинской помощи практически не оказывают влияние социально-демографические характеристики респондентов. В значительной степени она определяется результативностью самого лечения; в меньшей степени — удовлетворенностью составляющих самого процесса ее получения.

    Авторы: Меньшикова Л. И. [5] Дьячкова М. Г. [1] Мордовский Э. А. [2]

    Темы: стационарная медицинская помощь2 удовлетворенность пациентов9

    Подробнее >