Менеджмент в здравоохранении
  • 2021 № 9 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Т е м а д о к а з а т е л ь н о г о менеджмента актуальна в связи со значительным ростом популярности управленческих инноваций в медицине, повышением коммерциализации медицинского сектора, изменением в подходах к использованию источников доказательств в здравоохранении и высокими коммерческими, инвестиционными, социальными и репутационными рисками принятия слабодоказательных решений. В статье рассматриваются актуальные вопросы практики доказательного управления среди руководителей бюджетных медицинских организаций. Приведены результаты первого в России исследования доказательного менеджмента среди врачей-организаторов здравоохранения, в частности изучена их осведомленность о доказательном подходе, отношение к доказательной практике управления, источниках используемой ими информации.
    Цель исследования – исследовать существующую практику применения доказательных подходов в управлении медицинской организацией, их осведомленности о доказательном подходе, практике применения, сделав выводы о факторах, влияющих на принятие управленческих решений, дать рекомендации по их совершенствованию.
    Материалы и методы. Изучение практики управления руководителей медицинских организаций проводилось с помощью онлайн-опроса. Общая часть опросника включала вопросы о демографии респондентов, их опыте управления, образовании, размере организации. В специальной части оценивались: осведомленность респондентов о подходе; их отношение к доказательной практике управления; источниках информации при принятии решений. Выяснялось их мнение о роли корпоративной культуры в формировании практики доказательного управления.
    Результаты: Только 17% руководителей применяют доказательный подход на практике и лишь 5% пользуются для этого не менее, чем шести источниками информации. Рейтинг популярности источников информации представлен следующим образом: собственный опыт – 81%, консультации с внешними экспертами – 60,3%, внутренние данные организации – 56,9%, научные данные – 38%, мнение коллег – 36,2%. Наиболее сложным в принятии управленческих решений большинство руководителей считают использование данных на практике. Только 31% руководителей здравоохранения регулярно обобщают свой управленческий опыт. Большинство опрошенных 75,8% признают важную роль корпоративной культуры в формировании привычки принятия решений на доказательной основе, но также оценивают ресурсы организации для принятия взвешенных
    управленческих решений как недостаточные. Степень обучаемости организации и ее готовности к изменениям только 20,7% опрошенных оценили как высокую.
    Выводы: Дальнейшее совершенствование практики принятия управленческих решений на доказательной основе возможно за счет информатизации здравоохранения и развития корпоративной культуры муниципальных медицинских организаций.
    Доказательные практики управления должны быть встроены в траекторию непрерывного медицинского образования руководителей здравоохранения в целях повышения эффективности отрасли.

    Авторы: Зуенкова Ю. А., Кича Д. И.

    Темы: доказательный менеджмент1 доказательный подход1 корпоративная культура5 муниципальное управление1 непрерывное  медицинское  образование4 организация здравоохранения15 принятие решений1

    Подробнее >

  • 2019 № 3 Корпоративная модель компетенций в деятельности медицинской организации как фактор повышения ее качества

    Целью данной работы является описание процесса создания корпоративной модели компетенций медицинской организации, рассмотрение возможности использования компетентностного подхода в управлении персоналом в системе здравоохранения. Рассмотрена модель взаимоотношений профессиональных стандартов, ключевых критериев результативности деятельности, функциональных обязанностей и модели компетенций в практике управления персоналом медицинской организации. Представлена модель личностных (корпоративных) и управленческих компетенций ГАУЗ «РКОД МЗ РТ».

    Авторы: Хайруллин И. И., Камашева А. В., Жаворонков. В. В.

    Темы: здоровье3 здравоохранение40 компетентностный подход2 компетенции2 компетенции в здравоохранении2 корпоративная культура5 менеджмент в здравоохранении4 развитие персонала2 управление персоналом4 эффективность17

    Подробнее >

  • 2020 № 5 Анализ изучения удовлетворенности медицинского персонала особенностями организации работы сети стоматологических клиник, объединенных в научно-производственную сеть

    В статье представлены результаты социологического опроса по специально разработанной анкете, позволив- шей выявить мнение врачебного персонала (стоматологов и управляющих) по отдельным направлениям совершенствования организации медицинской помощи, влияющим на уровень обслуживания в клиниках-филиалах, объединенных в научно-производственную сеть. На основе данного анкетирования были получены ответы об особенностях деятельности, и разработаны рекомендации по совершенствованию организации работы сети.

    Авторы: Ю.  А.  Ульянов, Э.  Н.  Мингазова

    Темы: анкетирование9 корпоративная культура5 мотивация3 объединенные  в  научно-производственную  сеть1 социологическое исследование4 стоматологические  медицинские  клиники1 удовлетворенность  медицинского  персонала1

    Подробнее >

  • Корпоративная культура
  • 2022 № 10 Подходы к изучению и развитию корпоративной культуры в медицинской организации

    А к т у а л ь н о с т ь . НИИ СП им. Н. В. Склифосовского является ведущим многопрофильным медицинским учреждением с уникальной корпоративной культурой. В устоявшемся коллективе руководители подразделений являются носителями и индикаторами ценностей в своём коллективе.
    Ц е л ь . Изучить ценности руководителей подразделений.
    М е т о д ы . Анонимный опрос среди двух групп руководителей: ГрН (научных подразделений) и ГрК (клинических) с использованием методики оценки ценностного профиля (опросники Ш. Шварца: SVS‑57, PVQ‑47) и трудовых мотивов (опросник Мартина-Ричи).
    Р е з у л ь т а т ы . Опросники заполнили 25 руководителей, из них ГрН – 11 человек (44%), ГрК – 14 (56%). По данным опросника Шварца, в ГрН на первом месте в рейтинге ценностного профиля расположена «Самостоятельность», на втором – «Доброта», на третьем – «Безопасность», а в ГрК на первом месте – «Безопасность», на втором – «Доброта», на третьем – «Самостоятельность». В общей группе проведен регрессионный анализ: кластеризацию определил показатель «Универсализм» (0,13). Выявлена его сильная корреляционная связь с «Безопасностью» (k=0,73, p<0,01). По данным опросника Мартина-Ричи, для людей основным мотивирующим фактором является ощущение собственной востребованности в интересной и общественно полезной работе. В частности, респонденты, для которых «Безопасность» не является приоритетной, хотят большего признания со стороны других людей, чем сотрудники, для которых «Безопасность» очень важна.
    Респонденты с приоритетной ценностью «Безопасность» предпочитают материальное поощрение, но также – ставить сложные цели и достигать их.
    В ы в о д ы . В рейтинге ценностных ориентаций у руководителей научных и клинических направлений находятся разнонаправленные ценности «Самостоятельность» и «Безопасность», что повышает риск профессионального выгорания. Определены приоритетные мотивы руководителей среднего звена. Данные, полученные при мониторировании корпоративной культуры, можно использовать в процессе разработки коммуникативных стратегий внутри клиники (в том числе, при распределении функциональных обязанностей), а также для имиджевых мероприятий, направленных во внешнюю среду.

    Авторы: Петриков С. С., Царанов К. Н., Завалий Л. Б., Тарбастаев А. Г., Каниболоцкий А. А., Цулеискири Б. Т.

    Темы: корпоративная культура5 опросник шварца2 ценностные ориентации1 ценностный профиль2

    Подробнее >

  • Кадровый менеджмент
  • 2020 № 2 Оценка персонала медицинской организации по модели компетенций

    В статье рассматриваются основные виды оценки персонала на примере крупного специализированного медицинского учреждения, анализируются особенности проведения оценки медицинского персонала. В качестве примера системы оценки персонала приводится оценка персонала по модели компетенций крупного лечебного учреждения с рассмотрением практических примеров использования результатов оценки персонала в развитии клиники. Представлена модель рейтингования персонала на основе приведенной модели компетенций.

    Авторы: Камашева  А.  В., Жаворонков  В.  В.

    Темы: здоровье3 здравоохранение40 компетентностный подход2 компетенции2 компетенции в здравоохранении2 корпоративная культура5 менеджмент в здравоохранении4 модель компетенций1 оценка персонала1 развитие персонала2 результаты оценки персонала1 рейтинг работников1 управление персоналом4 эффективность17

    Подробнее >