Шибалков И. П. - все статьи автора в журнале

    Кадровый менеджмент
  • 2019 № 1 Комплексный подход к определению потребности во врачебных кадрах на модели Томской области

    Новейшая история модернизации отечественного здравоохранения отличается улучшением состояния системы оказания медицинской помощи, в т.ч. в кадровом аспекте. Однако мнение населения и экспертов показывает, что полностью решить проблему дефицита врачей не удалось. В данной статье представлен опыт Томской области в части подходов в определении дефицита и дисбаланса медицинских кадров. Этот анализ лег в основу дальнейших мероприятий по кадровой политике в системе здравоохранения региона.

    Авторы: Кобякова О. С., Деев И. А., Бойков В. А., Шибалков И. П., Холопов А. В., Несветайло Н. Я.

    Темы: врачи10 дефицит кадров3 дисбаланс кадров1 кадровое планирование1 организация здравоохранения15

    Подробнее >

  • 2013 № 9 Планирование медицинских кадров для оказания помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий

    Аннотация: В связи с совершенствованием системы здравоохранения РФ актуальными становятся вопросы эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов и их планирования. Основой системы здравоохранения является Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (федеральная и строящиеся на ее основе территориальные), поэтому первостепенное значение имеет кадровое планирование для выполнения объемов, предусмотренных Программой. В статье рассмотрен опыт использования расчета потребности в медицинских кадрах в Томской области согласно «Методике расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах», разработанной ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Министерства здравоохранения РФ. Показаны основные преимущества и сложности применения методики, даны предложения по ее совершенствованию.

    Авторы: Несветайло Н. Я., Шибалков И. П.

    Темы: медицинские кадры5 методика3 планирование4 потребности1 расчет1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2022 № 5 Обзор практик применения бережливого производства в клинических лабораториях

    Основная роль клинической лабораторной диагностики – это получение надежных, воспроизводимых и своевременных результатов, которые помогают принимать верные клинические решения. Как показывает проведенный обзор литературы, имеется ряд общих проблем для многих клинических лабораторий, таких как: длительное время выполнения работ, высокие затраты лаборатории на расходные материалы, недостаточный уровень удовлетворенности качеством получаемых услуг пациентов и большое количество жалоб. Применение бережливого производства может стать одним из способов решения указанных проблем.
    Цель исследования – обобщение и анализ литературных источников, касающихся применения бережливого производства в клинических лабораториях.
    Материалы и методы. Проведен обзор литературы по следующим реферативным базам данных: Web of Science, Scopus, PubMed, ScienceDirect, Mendeley и NCBI. Глубина поиска по временному параметру ограничений не имела. В качестве маркеров поиска были использованы ключевые слова: «lean management», «lean thinking», «lean six sigma», «lean tools», «healthcare», «health services», «clinical laboratory». Всего проанализировано более 100 публикаций, из которых отобрано 28 наиболее репрезентативных исследований.
    Результаты. Внедрение методов бережливого производства обеспечивает сокращение времени выполнения работ, затрат и ошибок в клинической лаборатории, снижает уровень контаминации биологического материала на преаналитическом этапе и позволяет сократить время ожидания получения услуг и, как следствие, уменьшить количество жалоб пациентов.
    Заключение. Приведенные результаты свидетельствуют о том, что методы бережливого производства могут использоваться в лабораториях для решения часто возникающих проблем и демонстрируют эффективность своего применения в клинических лабораториях.

    Авторы: Павлова К. А., Кобякова О. С., Деев И. А., Бойков В. А., Барановская С. В., Шибалков И. П., Перфильева Д. Ю., Бабешина М. А.

    Темы: бережливое производство15 время выполнения работ (turnaround time – тат)1 клиническая лаборатория1 сокращение затрат1 удовлетворенность пациентов11

    Подробнее >

  • 2021 № 7 Опыт применения методов бережливого производства при организации транспортировки биологических образцов в рамках проекта стратегии контроля антимикробной терапии (СКАТ)

    В настоящее время бережливое производство активно применяется в сфере здравоохранения, что позволяет решать текущие проблемы путём повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. В данной статье представлен результат оптимизации процесса взятия, транспортировки и исследования биологических образцов в бактериологическую лабораторию с использованием инструментов бережливых технологий в рамках проекта «Стратегия контроля антибактериальной терапии» на базе клиник Сибирского государственного медицинского университета. Было проведено картирование потока создания ценности с хронометражем каждого этапа, выявлены потери, разработаны мероприятия по их нивелированию.
    Результатом стало сокращение времени, затрачиваемое на транспортировку и бактериологическое исследование образцов в 1,8 раз (с 9 сут. до 5 сут., tmax), стандартизация каждого из логистических этапов, упрощение процедур взятия материала и получения ответа от лаборатории. Сокращение ожидания результатов диагностики по выявлению этиологического агента, а также исследования на чувствительность возбудителей к антибактериальной терапии способствует снижению антибиотико-резистентности в клиниках путем рационального назначения эмпирической терапии, ранней замены антибиотика на более специфичный в каждом конкретном случае.

    Авторы: Татиевский А. В., Павлова К. А., Барановская С. В., Бойков В. А., Винокурова Д. А., Деев И. А., Кобякова О. С., Минигулов С. Р., Титова М. А., Шибалков И. П., Зима А. П.

    Темы: антибиотикорезистентность2 бережливое производство15 стандартные операционные процедуры3 транспортировка биологических образцов1

    Подробнее >

  • 2021 № 5 ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ – ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ

    В России организованы Центры здоровья, которые занимаются ранней диагностикой и профилактикой факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – выявить наиболее значимые комбинации факторов риска для развития ХНИЗ среди посетителей Центров здоровья.
    М а т е р и а л и м е т о д ы : проанализированы данные 9505 посетителей, обратившихся в Центры здоровья г. Томска.
    Р е з у л ь т а т ы : у 70% человек зарегистрировано наличие двух и более поведенческих факторов риска. У 37% человек выявлено два и более метаболических фактора риска. Распространенность комбинаций поведенческих факторов риска остается практически постоянной во всех возрастных группах, в то время как распространенность метаболических факторов риска достоверно увеличивается, начиная с возраста 30–34 года. Сочетание гиподинамии и нерационального питания наиболее значимо для развития повышенного артериального давления (АД), гиперхолестеринемии и избытка массы тела у лиц до 30 лет. У лиц до 30 лет выше риск развития ишемической болезни сердца (ИБС) и сахарного диабета (СД) при наличии комбинаций метаболических факторов риска (избыток массы тела, повышение АД и гиперхолестеринемия). Риск развития гипертонической болезни (ГБ), ИБС и СД достоверно повышается с увеличением индекса массы тела (ИМТ) на каждую единицу, начиная с ИМТ 22 кг/м2. Обращает внимание то, что это все еще в рамках нормальных значений. Риск развития ГБ и ИБС достоверно повышается с увеличением холестерина на каждые 0,5 ммоль/л, начиная от нормальных значений.
    В ы в о д ы : основной мишенью для проведения профилактических мероприятий должны быть лица до 30 лет, без метаболических факторов риска, имеющие комбинации поведенческих факторов.

    Авторы: Старовойтова Е. А., Шибалков И. П.

    Темы: комбинации факторов риска1 профилактика23 хронические неинфекционные заболевания11 центры здоровья3

    Подробнее >

  • 2021 № 1 Применение технологий бережливого производства для оптимизации работы скорой медицинской помощи в условиях распространения COVID‑19

    Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID‑19 стала серьезным вызовом для национальных систем здравоохранения, в том числе России, поставив масштабные задачи, направленные на предупреждение распространения инфекции и сохранение доступности медицинской помощи в условиях возрастающей нагрузки. Целью исследования стала разработка на основе принципов бережливого производства комплекса мероприятий по повышению доступности скорой медицинской помощи для пациентов с диагнозом или подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID‑19 на территории Томской области. Стандартные инструменты бережливого производства применены к процессу работы приемного отделения респираторного госпиталя ОГБУЗ «Медико-санитарная часть № 2». По итогам реализации карты целевого состояния, предусматривающей оптимизацию процесса передачи пациента в приемное отделение, достигнута положительная динамика локальных (увеличение в 5,4 раза доли вызовов, завершенных в течение 15 мин. после доставки пациента в приемное отделение) и системных (увеличение в 1,3 раза доли вызовов со временем доезда бригады скорой медицинской помощи до пациента в пределах 20 мин.) показателей службы
    скорой медицинской помощи. Проведенное исследование подтверждает эффективность инструментов бережливого производства для оптимизации работы скорой медицинской помощи и позволяет рекомендовать их к использованию в условиях пандемии и иных рисков возникновения чрезвычайной ситуации.

    Авторы: Деев И. А., Кобякова О. С., Бабешина М. А., Барановская С. В., Бойков В. А., Масунов В. Н., Милькевич М. Н., Родионов Н. В., Суворо‑ ва Т. А., Таранов А. А., Шибалков И. П.

    Темы: бережливое производство15 маршрутизация пациентов4 пандемия новой коронавирусной инфекции covid‑191 респираторный госпиталь1 скорая медицинская помощь8

    Подробнее >

  • 2020 № 10 Возможности применения инструментария независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями для анализа эффективности системных преобразований на амбулаторном этапе

    Успешное достижение целей национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» невозможно без активного участия субъектов РФ. Особую значимость при этом приобретает выбор оптимальных инструментов оценки осуществляемых в масштабах региона преобразований. Целью исследования явился анализ эффективности внедрения Стандарта организации амбулаторной помощи на территории Томской области с использованием инструментария независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Проанализированы результаты анкетирования пациентов медицинских организаций, участвующих в реализации проекта, до (2018 год, 896 пациентов, 18 медицинских организаций) и после (2019 год, 252 пациента, 5 медицинских организаций) внедрения его мероприятий с использованием утвержденной Минздравом России формы анкеты. Информативность вопросов используемой анкеты для оценки эффективности регионального проекта зависела от их характера. Показано, что результаты анкетирования по вопросам, затрагивающим технические аспекты получения услуг (сроки ожидания записи на прием к врачу, исследования), необходимо интерпретировать комплексно в сочетании с оценкой технологических показателей и данных о ресурсной обеспеченности изучаемых процессов. Вопросы, связанные с различными
    аспектами удовлетворенности пациентов полученными услугами и условиями их оказания, продемонстрировали положительную динамику по ряду параметров, свидетельствующую об эффективности внедрения проекта. Большую информативность имели вопросы, конкретизирующие объект удовлетворенности или неудовлетворенности, по сравнению с вопросами, предполагающими интегральную оценку учреждения. Данные анкетирования, полученные в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг в медицинских организациях, могут стать действенным инструментом интегральной оценки реализации
    региональных проектов, позволяющим определить правильность выбранных направлений системных преобразований.

    Авторы: Деев И. А., Кобякова О. С., Барановская С. В., Бойков В. А., Шибалков И. П., Суворова Т. А., Протасова Л. М.

    Темы: анкетирование9 независимая оценка качества3 оценка эффективности1 удовлетворенность пациентов11

    Подробнее >

  • Социальные аспекты здравоохранения
  • 2020 № 8 Удовлетворенность граждан как индикатор эффективности организационных моделей оказания медицинской помощи в амбулаторном звене

    Объектом исследования выступает удовлетворенность пациентов оказанной медицинской помощью как потенциальный инструмент оценки эффективности организационных преобразований в амбулаторно-поликлиническом звене. Пациент-ориентированный подход становится все более широко распространен в мировом и отечественном здравоохранении, поэтому для оценки проводимых преобразований также необходимо учитывать мнение получателей медицинской помощи. Целью исследования
    стала апробация разработанного онлайн-сервиса оценки удовлетворенности пациентов TesMed при анализе эффективности системных организационных преобразований в амбулаторном звене Томской области (объединенных в один документ – Стандарт организации амбулаторной помощи на территории Томской области). Пациенты получили возможность, используя функционал смартфона, идентифицировать медицинскую организацию и поставить оценку по пятибалльной шкале. Если пациент ставил меньше
    пяти баллов, приложение предлагало ему выбрать причину неудовлетворенности из списка. Были проанализированы данные 2898 анкет. К моменту начала заметных для посетителей поликлиник преобразований (изменение формата работы приемной зоны и регистратуры, оптимизация рабочих мест персонала, формирование корпоративной культуры) доля посетителей, оценивавших
    работу медицинской организации на пять баллов, составляла 57,78%. Уже через месяц реализации проекта данный параметр вырос до 85,79% и до конца 2019 года не опускался ниже 72%. Анализ факторов, влияющих на негативные оценки, показал, что структура причин их снижения существенно не изменилась. Исследование показало, что использование базирующихся на мнении пациентов методик оценки организационных моделей оказания медицинской помощи, наряду со стандартными индикаторами деятельности, способствует повышению эффективности взаимодействия между медицинскими организациями и пациентами.

    Авторы: Деев И. А., Кобякова О. С., Бойков В. А., Шибалков И. П., Барановская С. В., Протасова Л. М., Шнайдер Г. В., Суворова Т. А.

    Темы: бережливое производство15 пациент-ориентированность2 стандартизация медицинской помощи1 удовлетворенность медицинской помощью5

    Подробнее >