Социология здравоохранения
  • 2024 № 2 Актуальные проблемы эпидемиологии офтальмологической заболеваемости среди молодежи России и Центрального федерального округа.

    Показатели первичной заболеваемости глаз и их придатков у подростков 15–17 лет и молодежи, в частности у студентов высших учебных заведений ежегодно увеличиваются по причине повышенных зрительных нагрузок как факторов риска. Ц е л ь р а б о т ы – выявление актуальных проблем эпидемиологии офтальмологической заболеваемости среди молодежи в Российской Федерации и Центральном федеральном округе. М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Выполнен теоретический анализ литературы по эпидемиологии офтальмических заболеваний у лиц молодого возраста и поиск статистических данных об эпидемиологии офтальмологических заболеваний. Для оценки динамики эпидемиологических показателей проведен расчет прироста.
    Р е з у л ь т а т ы . Прирост заболеваемости органов зрения у подростков на 100 тыс. детей 15–17 лет с 2000 по 2021 год составил +47,9%, а с 2018 по 2019 годы прирост по заболеваемости миопией – +9,2%. В структуре заболеваний для подростков лидируют именно патологии органов зрения, а у 40% студентов обнаруживаются зрительные нарушения, выявление которых увеличивается на 3–7% ежегодно, при этом степень выраженности миопии растет каждый год на 5–7%. Прирост заболеваемости глаз и придаточного аппарата в Центральном федеральном округе за 2019–2021 годы составил +57,5%, однако статистика заболеваемости не учитывает возрастное распределение заболеваний и их структуру. Наибольший (+296,0+110,1%) прирост на 100 тыс. населения отмечается для Владимирской, Воронежской, Липецкой, Ивановской и Калужской областей.
    Выявлено, что в 2017 г. показатель заболеваемости глаз в Воронежской области и их придатков за 10 лет вырос с 64,8 до 94,8 на 1000 студентов, у 45,6% студентов отмечено нарушение остроты зрения. В регионе отмечается наличие кадрового дефицита врачей-офтальмологов, недостаточный охват профилактическими осмотрами и низкий уровень выявляемости больных на ранней стадии заболеваний. З а к л ю ч е н и е . Эпидемиология глазных болезней на территории Российской Федерации и ее субъектов у населения молодого возраста исследована недостаточно. Улучшение инструментов регионального анализа поможет выявить факторы вариативности эпидемиологии глазных болезней по субъектам страны. В регионах с высоким приростом офтальмологической заболеваемости необходимо более детально исследовать эпидемиологию заболеваний органов зрения у молодежи.

    Авторы: Крыжановская А. А., Антоненков Ю. Е.

    Темы: воронежская область1 заболеваемость глаза и их придатков1 молодежь3 население молодого возраста1 офтальмологические заболевания1 подростки6 студенты7 центральный федеральный округ1 цфо1

    Подробнее >

  • Популяционное здоровье
  • 2023 № 3 Образ жизни студентов, в том числе с нарушениями в физическом развитии, в условиях пандемии COVID‑19

    В статье рассмотрены вопросы, характеризующие образ жизни студентов в условиях пандемии COVID‑19. Рядом исследователей установлено, что в данный период среди студентов участились случаи нарушения физического и психического здоровья, несоблюдения норм полноценного питания, существенного уменьшения физической активности, изменений физических параметров тела, увеличения веса и т. д.
    Материалы и методы исследования: Для оценки структуры образа жизни студентов была применена международная методика – Опросник «Профиль здорового образа жизни (Health-Promoting Lifestyle Profile, HPLP-II)». Методика учитывает характерные особенности по 6 интегральным компонентам (ответственность за здоровье, физическая активность, питание, духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом). С целью сравнительного анализа 505 опрашиваемых студентов были распределены по 3 группам в зависимости от показателя индекса массы тела: имеющие дефицит массы тела (ДМТ), с нормальной массой тела (НМТ), имеющие избыток массы тела (ИМТ).
    Выводы. Полученные результаты позволили установить, что среди лиц, имеющих дефицит либо избыток массы тела по сравнению с имеющими нормальную массу тела, достоверно чаще встречались студенты с низким уровнем выраженности всех 6 рассматриваемых компонентов совокупного уровня здоровья.

    Авторы: Гуреев С. А., Мингазов Р. Н., Мингазова Э. Н.

    Темы: дефицит и избыток массы тела2 нарушения в физическом развитии2 образ жизни3 студенты7

    Подробнее >

  • 2022 № 6 Особенности качества жизни студентов, в том числе с нарушениями в физическом развитии, в условиях пандемии COVID‑19

    В условиях пандемии COVID‑19 студенческая молодежь сталкивается со значительными неблагоприятными воздействиями, отражающимися на состоянии физического и психического здоровья, а также на изменениях показателей качества жизни. Негативное влияние оказали такие факторы, как внезапный переход студентов к онлайн-обучению, закрытие общежитий, ограничение доступа к общественным пространствам, рост заболеваемости в близком окружении, проявление страхов и фобий. У студентов отмечается нерегулярность приема пищи, ограниченный доступ к полноценному питанию, увеличенное время нахождения перед монитором, меньшие возможности для физической активности и связанные с этим значительные
    изменения физических параметров, а именно: ожирение, увеличение веса, индекса массы тела.
    Материалы и методы исследования: в работе были использованы библиографический, социально гигиенический, социологический, статистический, аналитический методы.
    В ы в о д ы : анализ результатов исследования позволил установить: а) средний уровень физического компонента здоровья студентов выше, чем психологического; показатель физического компонента здоровья, соответствующий норме, наблюдался у 70,7% студентов; психологического – у 63,4% студентов; не выявлено статистически значимой взаимосвязи между физическим и психологическим компонентами здоровья студентов; б) по физическому и психологическому компоненту здоровья наибольший процент респондентов, имеющих норму, отмечался у студентов с дефицитом массы тела; низкий уровень физического компонента здоровья значительно чаще встречается в группе студентов с избытком массы тела, по сравнению
    с остальными изучаемыми группами.

    Авторы: Гуреев С. А., Мингазов Р. Н., Мингазова Э. Н.

    Темы: дефицит и избыток массы тела2 качество жизни11 нарушения в физическом развитии2 студенты7

    Подробнее >

  • 2022 № 4 Особенности основных антропометрических показателей физического развития студентов

    Цель исследования: определить особенности основных антропометрических показателей физического развития студентов в период их обучения в условиях пандемии COVID‑19.
    Материалы и методы исследования. Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного из Институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись клинический, социально-гигиенический, статистический, аналитический методы.
    Результаты. Доля лиц из сплошной выборки (n=505) с нормальными показателями индекса массы тела составила 64,8%, доля с показателями дефицита массы тела – 23,1%, с показателями избытка массы тела – 12,1% соответственно. Наибольшая доля лиц с показателями дефицита массы тела отмечалась в возрастной группе 18–19 лет – 23,5%, наименьшей – в возрастной группе 22–23 года – 12,1% (Р˂0,05). Однако по числу лиц с избыточной массой тела наблюдается обратная динамика – с возрастом их доля в соответствующих группах увеличивается: с 9,3% в возрастной группе 18–19 лет до 18,2% в группе 22–23 года (Р˂0,05).
    Выводы. В результате проведенного исследования выявлено, что большинство студентов имеют нормальные показатели индекса массы тела, их доля составляет 64,8%; высока доля лиц, имеющих отклонения в физическом развитии – 35,2%, причем почти каждый четвертый студент имеет дефицит массы тела (их доля в выборке – 23,1%,), каждый восьмой – избыток массы тела (их доля в выборке – 12,1%); выявлено среднее значение ИМТ среди контингента студентов (медиана), соответствующее нормативному, однако определен его высокий разброс, составивший 23,01, что свидетельствует о необходимости применения более точных методов анализа оценки показателей физического развития, например, метода с применением шкал регрессии.

    Авторы: Гуреев С. А., Мингазова Э. Н.

    Темы: антропометрические показатели2 дефицит массы тела1 избыток массы тела1 индекс массы тела1 студенты7 физическое развитие2

    Подробнее >

  • 2022 № 4 Физическая активность студентов во время пандемии COVID‑19 с позиции здоровьесбережения

    Согласно ВОЗ, физическая активность вносит вклад в профилактику и лечение неинфекционных заболеваний. Недостаток физической формы считается важной причиной будущих заболеваний, связанных с образом жизни, включая метаболический синдром, диабет, гипертонию и сердечно-сосудистые заболевания. Люди с низкими уровнями физической активности имеют повышенный индекс массы тела, большие величины окружности талии и жировой массы по сравнению с теми, кто имеет высокие уровни физической активности. В последние десятилетия, особенно в период пандемии COVID‑19, низкий уровень физической активности и малоподвижный образ жизни стали серьезной проблемой общественного здравоохранения в мире,
    даже среди молодого населения. Все это предполагает особую значимость физической активности студентов в сложных жизненных ситуациях, включая условия пандемии COVID‑19.
    Цель исследования: провести обзор зарубежной научной литературы, содержащей сведения об особенностях физической активности студентов во время пандемии COVID‑19 и их влиянии на показатели здоровья, о факторах риска и путях их нивелирования.
    Материалы и методы исследования: применялись библиографический, информационно-аналитический методы и методы сравнительного анализа.
    Результаты: во время изоляции в пандемию COVID‑19 студенты, вне зависимости от исходных показателей физической подготовки, сократили время, затрачиваемое на умеренную и интенсивную физическую активность, увеличив сидячий образ жизни и досуг перед экраном. При этом студенты первого курса оказались самыми уязвимыми перед изменениями образа жизни в связи с изоляцией из-за сложностей адаптации к условиям обучения в вузе и к новым реалиями в пандемию COVID‑19. Во время изоляции отмечается усиление положительной связи, наблюдаемой и до пандемии, между показателями физической активности студентов и гендерной принадлежностью, весом, психологическим состоянием и годом обучения.
    Отмечается большая адаптивность женщин к условиям изоляции, они чаще сохраняли физическую активность из-за заботы о здоровье и фигуре. Женщины были более коммуникабельны, чаще использовали социальные сети при выполнении физических упражнений.
    Выводы: при разработке стратегий стимулирования физической активности и создания благоприятной среды для ее реализации во время изоляции следует учесть гендерные различия, социально-культурные факторы, роль семьи и близкого окружения, роль учебных организаций. Для пропаганды физической активности среди студентов во время пандемии COVID‑19 необходимы совместные усилия семьи, общественности, государства, организаций здравоохранения и образовательных учреждений.

    Авторы: Садыкова Р. Н., Мингазов Р. Н., Гуреев С. А., Тлиашинов А. О.

    Темы: covid-1931 малоподвижный образ жизни1 студенты7 физическая активность1

    Подробнее >

  • 2023 № 10 Разработка прогностических матриц по оценке степени риска нарушений физического развития студентов высших учебных заведений.

    Наиболее значимые медико-социальные факторы послужили основой для разработки соответствующих прогностических матриц с целью получения объективных и сопоставимых показателей распространенности признаков, в данном случае развития дефицита или избытка массы тела среди студентов. В представленных таблицах указаны факторы риска, которые могут оказать влияние на уровень количественно прогнозируемого явления, через градацию значимости факторов относительного риска. Данные прогностические матрицы позволяют оценить влияние медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих факторов на формирование нарушений в состоянии здоровья студенческой молодежи, в том числе в физическом
    развитии в условиях пандемии, обеспечивают индивидуальный подход, являются основой для программы медико-социальной профилактики нарушений в физическом развитии студентов на персональном и коллективном уровнях.

    Авторы: Мингазова Э. Н., Гуреев С. А., Мингазов Р. Н.

    Темы: медико-социальные факторы1 прогноз7 прогностические матрицы1 студенты7 физическое развитие2

    Подробнее >

  • Общественное здоровье
  • 2022 № 3 Особенности состояния здоровья студентов в период их обучения, в том числе в условиях COVID‑19

    Цель исследования: оценить особенности состояния здоровья студентов в условиях обучения в пандемийный период – 2020–2021 гг. Анализ полученных данных составит основу разрабатываемых медицинских рекомендаций, организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья студентов, в том числе различные периоды повышенных инфекционных рисков.
    Материалы и методы исследования: Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного из Институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись социально-гигиенический, клинический, статистический, аналитический методы.
    Результаты: Выявлено, что в процессе обучения студенческой молодежи определяется увеличение числа лиц, имеющих хронические заболевания; в структуре хронических заболеваний студентов преобладали заболевания нервной системы, органов пищеварительной системы, ЛОР-органов и сердечно-сосудистой системы.
    Выводы: Выявлено, что отсутствует разница между числом переболевших короновирусной инфекцией среди студентов, не имеющих хронические заболевания и среди их имеющих хроническую патологию. Среди студентов, имеющих хронические заболевания и переболевших Covid‑19, наиболее часто встречались лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, хроническими болезнями ЛОР-органов и лица, часто болеющие простудными заболеваниями (4 и более раз в году). Изучение состояния здоровья студентов важно как с точки зрения комплексной его оценки, так и с позиций анализа последующих динамических изменений, что дает возможность выявить тенденции в изменении здоровья в динамике обучения, а также вводить соответствующее коррективы медико-социальной направленности.

    Авторы: Гуреев С. А., Мингазова Э. Н.

    Темы: covid-1931 профилактика23 состояние здоровья3 студенты7 хронические заболевания1

    Подробнее >