Тарбастаев А. Г. - все статьи автора в журнале
-
2022 № 2 Адаптация и первичная апробация русскоязычной версии опросника «Отношение к безопасности» для медицинских организаций
В статье представлены результаты адаптации и первичной апробации русскоязычной версии опросника SAQ – «Отношение к безопасности» для медицинских организаций. Доказана надежность использования опросника: все шкалы имеют высокую внутреннюю согласованность и соотносятся с оригинальными факторами. С помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа показаны особенности семифакторной структуры русскоязычной версии опросника: 1. атмосфера командной работы; 2. атмосфера безопасности; 3. удовлетворенность работой; 4. распознавание (понимание) стресса; 5. восприятие менеджмента/руководства (уровень отделения); 6. восприятие менеджмента/руководства (уровень больницы); 7. рабочие условия.
-
2020 № 4 Восприятие угрозы личной безопасности специалистов- медиков в условиях пандемии COVID-19
В статье представлены результаты эмпирического исследования восприятия угрозы личной безопасности специалистами-медиками: врачами и медицинскими сестрами. В качестве респондентов выступили сотрудники медицинских учреждений, условно разделенные на две группы: 1) медики на этапе подготовки к выходу на работу в зону повышенного риска;
2) медики, работающие в зонах повышенного риска. Полученные текстовые данные были обработаны в программе IBM Watson Studio (Version 1.1.0–177). Проведен кластерный анализ с помощью модели K-Means. Показано, что источники страхов медицинских работников определяются зоной актуального рабочего пространства: подготовка к выходу на работу в зону повышенного риска или работа в непосредственном контакте с пациентами, зараженными COVID-19. -
2020 № 9 Ценностные ориентации врача как предиктор эффективности деятельности медицинской организации
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций сотрудников стоматологической клиники. Выдвинуто предположение, что разрывы в ценностях человека являются факторами, оказывающими влияние на профессиональную деятельность в плане коммуникаций (в производственной команде) и в конечном итоге на доходность личности в составе команд. Исходные данные получены из отчетов медицинской информационной системы клиники и опросников Ш. Шварца (SVS, PVQ). Кроме этого, нами использовались: ретроспективный анализ, анкетирование. Врачи разделились на две группы по влиянию разрывов ценностей на долю выполнения плана по выручке (группы первого и второго типа). Обращает на себя внимание направление взаимосвязей в группе первого типа все корреляции средней силы – прямые, в группе 2 типа – обратные. В структуре профиля ценностных ориентаций наблюдаются различия между группами: на втором месте по важности для респондентов в группе первого типа находятся ценностные ориентации (ЦО) «достижение», а во второй «самостоятельность», третье место в группе первого типа занимает «доброта», тогда как в группе второго типа «доброта» на 4 месте. Для повышения экономической эффективности руководителям медицинских учреждений необходимо: организовать деятельность по созданию культурных артефактов о нормативных идеалах тех ценностей, которые оказывают влияние на рабочий
процесс, учитывать данные ценностного профиля сотрудников для оптимального подбора состава команд (рабочей смены). -
2021 № 8 ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО СО ЗДОРОВЬЕМ У ПАЦИЕНТОВ С COVID‑19 В ПЕРВЫЕ СУТКИ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ В СТАЦИОНАР
Пандемия COVID‑19 привела к исключительным социальным потрясениям и, как следствие, изменениям качества жизни. Оценка качества жизни, связанного со здоровьем у инфицированных вирусом SARS-CoV‑2 (2019-nCoV) пациентов, в условиях ковидного госпиталя – актуальная проблема общественного здравоохранения, которая влияет на организацию процессов оказания медицинской помощи и планирование программ реабилитации.
Цель исследования – определение уровня качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов с COVID‑19 в первые сутки лечения в стационарных условиях для сравнения с допандемическими нормами и планирования целевых программ реабилитации.
Материалы и методы. Проведено исследование качества жизни с использованием опросника EuroQol EQ‑5D‑5L. Методом простой случайной выборки собраны данные пациентов по трём множествам с признаками: «Оба пола», «Мужчины», «Женщины». Анализ проведён с применением методов описательной статистики.
Результаты. Показатели качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов с COVID‑19 в первые сутки после госпитализации снижены в сравнении с допандемическими популяционными нормами жителей Москвы по Index EQ на 20%, по EQ VAS на 29% в среднем. У женщин большее количество ограничений здоровья по сравнению с мужчинами по всем доменам EQ‑5D‑5L и пропорционально ниже популяционных норм. У 3,7% пациентов при поступлении в стационар тип состояния качества жизни соответствовал «состоянию хуже смерти», чего в допандемический период у жителей Москвы практически не было. Наибольшие потери качества жизни приходятся на домен «Уход за собой» и «Мобильность» как у мужчин, так и у женщин. При поступлении в стационар различий по допандемическому и по пандемическому уровням ограничений здоровья в домене «Тревога/депрессия» не обнаружено.
Выводы. Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами различных отраслей для планирования клинических, сервисных образовательных, экономических и иных программ в сфере общественного здравоохранения, связанных с реабилитацией пациентов, перенёсших COVID‑19, а также могут являться необходимым дополнительным материалом для дальнейших социологических и клинических исследований. -
2018 № 3 Влияние пациентоориентированности на вовлеченность пациента в лечение
В статье показано, что в настоящее время в здравоохранении разных стран активно проводятся исследования пациентоориентированности. При этом пациентоориентированность как характеристика общения врача с пациентом считается основой отношений врач-пациент. Всё это корреспондирует с уже неоднократно озвученной в последние годы на различных медицинских форумах целесообразностью формирования в отечественном здравоохранении модели медицины 4П. Авторами выполнена оценка состояния пациентоориентированной корпоративной культуры медицинской организации. С этой целью разработано и проанализировано два вида анкет: «Вовлеченность медицинских работников» в достижение стратегических пациентоориентированных целей медицинской организации и «Вовлеченность пациента в лечение». Установлено, что уровень вовлеченности врача в достижение стратегических целей медицинской организации напрямую влияет на уровень намерений пациентов выполнять его рекомендации. Диапазон этого влияния находится в пределах 43,3% в среднем.