Перхов В. И. - все статьи автора в журнале
-
2006 № 1 Дорогостоящая (высокотехнологичная) медицинская помощь: зарубежный и отечественный опыт организации оказания
-
2013 № 7 Анализ зарубежного опыта финансирования и организации научных исследований в области здравоохранения
Аннотация: В экономически развитых странах мира медицина становится самой продуктивной и самой цитируемой областью мировой науки. Вместе с тем об инновационных процессах в сферах, не ориентированных на рынок, к которым относится и медицина, известно сравнительно мало. В статье рассматриваются вопросы финансирования и организации медицинских научных исследований в зарубежных странах. Авторами показано, что инновации в здравоохранении находятся в центре внимания правительства разных стран, ищущих пути достижения баланса между растущими расходами на здравоохранение, доступностью и качеством медицинской помощи. При этом характеристики медицинских инноваций обязательно дополняются экспертными оценками эффективности и безопасности медицинских технологий, которые проводят специализированные организации. Анализ стратегий отдельных стран показывает, что в мире идет интенсивный поиск наиболее эффективных способов управления процессами организации и финансирования медицинских научных исследований.
-
2011 № 10 Обзор реформ в системе здравоохранения Германии за последние двадцать лет
-
2011 № 9 Обзор реформ в системе здравоохранения Германии за последние двадцать лет
-
2017 № 10 Показатели работы стационаров нейрохирургического профиля в субъектах Российской Федерации
В статье проанализированы основные показатели ресурсного обеспечения (коечный фонд, врачебные кадры) и результатов работы нейрохирургических стационаров в субъектах Российской Федерации за три года (2014–2016 гг.). Показаны существенная вариабельность ресурсного обеспечения отдельных регионов страны медицинской помощью нейрохирургического профиля, разнообразие показателей общей и послеопера-ционной летальности. Авторы подчёркивают необходимость восстановления медико-организационного единства в отрасли, усиления координации работы региональных и федеральных медицинских организаций не только в области нейрохирургии, но и по другим высокотехнологичным направлениям научной и клинической деятельности
-
2015 № 9 Оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации
В настоящее время создана правовая и методологическая база оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Несмотря на несовершенство созданной системы, она позволяет ускорить процесс внедрения в здравоохранение новых медицинских технологий, одновременно обеспечив финансовую поддержку федеральных клиник, испытывающих серьезные экономические проблемы из-за сокращения бюджетных расходов на наиболее часто оказываемые виды медицинской помощи в условиях экономической нестабильности. В статье рассматриваются проблемы и даются предложения по совершенствованию организационного механизма клинической апробации.
-
2020 № 1 Планирование тематики диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: проблемы и решения
Анализ изменений структуры тематики диссертаций за 20 лет показал, что профессиональные ценности соискателей ученой степени по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» сместились от вопросов здоровья и здоровьесбережения к вопросам болезни и технологий её лечения, что не соответствует потребностям современного общества. Происходит исчезновение из рассматриваемой дисциплины, родоначальником которой является медицинская полиция, знаний и компетенций, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности по реализации одной из важнейших социальных функций государства – предотвращения угрозы общественному здоровью и безопасности. Необходимо уточнить сущность базового понятия научной специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», а также усовершенствовать процедуры планирования диссертационных исследований.
-
2016 № 2 Структура и проблемы медицинского сектора новой программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук
В статье рассматриваются вопросы планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности в сфере медицинской науки, осуществляемой за счет бюджетных средств. Авторами показано, что дезинтеграция научных процессов приводит к снижению интенсивности научного поиска и внедрения достижений медицинской науки в практическое здравоохранение. Авторы приходят к выводу о необходимости повышения эффективности управления медицинскими научными исследованиями и более четкого определения приоритетов развития медицинской науки.
-
2020 № 7 Пандемия Сovid‑19: реализованные решения и предстоящие задачи в сфере общественного здравоохранения
Принятые в Российской Федерации меры реагирования позволили избежать «взрывного» характера эпидемии
нового коронавируса, а также критической перегрузки системы здравоохранения, ослабленной стихийной «оптимизацией». Вспышка COVID‑19 напоминает о том, что современное общество чрезвычайно уязвимо перед угрозами инфекционных пандемий. Важно не только поддерживать и укреплять инфраструктуру медицинских организаций, но и обеспечить мобилизационную готовность системы здравоохранения, отражающую способность отрасли эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации. -
2019 № 8 Оценка эффективности здравоохранения в субъектах Российской Федерации с использованием методологии Bloomberg
Проведена балльная оценка эффективности систем здравоохранения субъектов Российской Федерации на основе методологических подходов международного рейтингового агентства Bloomberg. Согласно этой методологии, чем выше ожидаемая продолжительность жизни и чем ниже расходы на здравоохранение, тем эффективность здравоохранения лучше. По результатам оценки в сумме наибольшее количество баллов набрала Тюменская область с показателем ожидаемой продолжительности жизни в 72,1 года и при самых минимальных расходах на здравоохранение как в расчете на одного жителя, так и с учетом доли расходов от валового регионального продукта. Лидеры по размеру государственных расходов на здравоохранение на душу населения – Магаданская область, Сахалинская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) заняли 80, 77, 78 и 72 места в рейтинге соответственно. Москва заняла 6 место, на 19 пунктов опередив Санкт- Петербург в основном за счет более высокой ожидаемой продолжительности жизни. Проведенное исследование показало, что изменчивость показателя ожидаемой продолжительности жизни в разрезе субъектов Российской Федерации примерно в 15 раз меньше, чем показатель расходов на здравоохранение. Авторы утверждают, что так как система здравоохранения в России преимущественно государственная, то любые оценки экономической эффективности носят условный характер ввиду того, что эффективной может быть только конкурентная экономика. В России, в условиях объединения практически всего объ¬ема государственного финансирования медицинской помощи в одном источнике (ОМС), одним из критериев эффективности здравоохранения должна стать финансовая справедливость – правила выделения средств должны приводить к выравниванию объема расходов на здравоохранение в разных регионах.
-
2016 № 9 Новый механизм финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в 2017 году: особенности и риски
Согласно принятым в июле поправкам в законодательство, федеральные медицинские учреждения будут получать в 2017 году государственные средства на оказание высокотехнологичной медицинской помощи из Федерального фонда ОМС напрямую, а не из бюджета своего учредителя или страховых организаций. Таким образом, в отношении федеральных клиник планируется реализовать механизм финансирования дорогостоящих медицинских вмешательств, который, по мнению авторов, не является ни бюджетным, ни страховым. Авторами показано, что законодательные новшества и сопряженные с ними риски потребуют от Минздрава России и Федерального фонда ОМС серьезной работы по обеспечению необходимой доступности для граждан затратных, но наиболее результативных методов оказания медицинской помощи.
-
2016 № 1 Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи
В статье рассматриваются некоторые организационно-методические подходы к построению мониторинговых информационных систем высокотехнологичной медицинской помощи. Авторы приходят к выводу, что существует необходимость формирования специальных мониторинговых систем и баз данных, основанных на персонифицированном учете наиболее существенных признаков объекта наблюдения. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании информационных систем для сферы практического применения высоких медицинских технологий в условиях одноканального финансирования.
-
2010 № 9 Структурные показатели гарантированной населению Российской Федерации медицинской помощи
-
2010 № 8 Анализ динамики показателей расходов федерального бюджета на обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения
-
2010 № 7 Некоторые аспекты методологии планирования заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
-
2010 № 5 Динамика объемов и структура расходов учреждений здравоохранения при оказании видов бесплатной медицинской помощи
-
2010 № 3 К вопросу о перспективах создания электронного здравоохранения и освобождения медицинских учреждений от отчетов
-
2009 № 12 Проблемы обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи
-
2008 № 12 Анализ новых тенденций и организационных мероприятий в вопросах обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью. Часть 2. Анализ новых организационных мероприятий
-
2008 № 11 Анализ новых тенденций и организационных мероприятий в вопросах обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью. Часть 1. Анализ новых тенденций
-
2006 № 6 Проблемы организации оказания населению дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
-
2018 № 5 Об оказании медицинской помощи в экстренной форме за плату
В журнале «Менеджер здравоохранения» опубликована статья Кадырова Ф. Н. и Сорокиной Ю.А, в которой содержится утверждение, что в экстренной форме медицинскую помощь можно оказывать за счет личных средств граждан. Часто неопределенность правовых норм влечет неоднозначное их понимание и создает возможность различного их применения. Однако в отношении возможности оказания медицинской помощи в экстренной форме за плату существующие правовые нормы однозначно не допускают такую возможность. Автор полагает, что в рассматриваемой публикации содержится неверная трактовка правовых норм, способствующая интенсивной коммерциализации государственных медицинских учреждений, но не поддерживающая граждан особой категории – находящихся в опасности и в беспомощном состоянии
-
2017 № 9 Еще раз о стандартах медицинской помощи: кому они нужны?
В последнее время стандарты медицинской помощи постоянно подвергаются критике со стороны клиницистов, но защищаются специалистами, работающими в контрольно-надзорных органах, в страховых медицинских организациях, фондах ОМС или в структурах, связанных с ними. Авторы, находящиеся на стороне клиницистов, уже писали об этом, и, как отклик на опубликованное в журнале «Менеджер здравоохранения» противоположное мнение уважаемых коллег, сочли необходимым вернуться к этой теме. В статье приведены дополнительные доводы о добровольности применения стандартов. Эти аргументы, как считают авторы, помогут руководителям медицинских организаций и практикующим врачам избавиться от возникающей путаницы по данному вопросу
-
2010 № 1 К вопросу о необходимости разработки Федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации»
-
2009 № 1 Как избавиться от стресса, возникающего при организации высокотехнологичной медицинской помощи
-
2007 № 5 К вопросу о критериях дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи
-
2007 № 12 Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации: итоги выполнения за 9 месяцев 2007 года
-
2016 № 10 История со стандартами медицинской помощи
В статье затрагиваются проблемы применения стандартов при оказании медицинской помощи, а также при осуществлении контрольно-экспертных мероприятий. Изложены основания для пересмотра парадигмы оценки качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, основанной на сопоставлении стандартизованных и реальных показателей лечебно-диагностического процесса.
-
2015 № 9 Влияние половозрастного фактора на затраты при оказании высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия».
Актуальность. Одной из экономических задач в здравоохранении в условиях дефицита финансовых средств является поиск механизмов оплаты, наиболее адекватно и достоверно учитывающих специфику оказываемой медицинской помощи. Особенно это касается такого затратного вида, как высокотехнологичная медицинская помощь. Одним из наиболее приемлемых способов оплаты медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и условиях дневных стационаров, является оплата в рамках клинико-статистических групп болезней. При формировании групп помимо таких основных критериев, как код МКБ10 или наличие хирургической операции, применяются и дополнительные критерии, учитывающие особенности оказания медицинской помощи пациентам разных половозрастных категорий. Представленные в материале статьи результаты исследования обосновывают необходимость применения подобного дифференцированного подхода к формированию затратных групп по высокотехнологичной медицинской помощи.
- Предмет исследования: группы высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
- Цель исследования: научно обосновать применение дифференцированного подхода к установлению нормативов финансовых затрат групп высокотехнологичной медицинской помощи с учетом половозрастного фактора.
- Методы проведения работы: статистический, аналитический.
- Результаты работы: впервые проведен углубленный анализ структуры затрат федеральных медицинских организаций при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, выявлены факторы, влияющие на размер затрат медицинских организаций по профилю «Травматология и ортопедия», обоснованы предложения по оптимизации нормативов финансовых затрат по профилю «травматология и ортопедия».
- Выводы: контингенты пациентов, которым оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «травматология и ортопедия», составляют в основном лица старше трудоспособного возраста, преимущественно женщины. Средний норматив финансовых затрат выше в группе старшего трудоспособного возраста. -
2008 № 9 Финансирование и результаты выполнения государственного задания на оказание гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в 2007 году
-
2006 № 9 Сложившиеся тенденции планирования и управления объемами высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой населению на федеральном уровне
-
2021 № 5 ОТ МУЛЬТИ- К МОНОПЛАТЕЛЬЩИКУ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которым страховые медицинские организации исключаются из системы финансирования медицинской помощи в федеральных клиниках. Логика этих изменений предусматривает создание в каждом субъекте Российской Федерации системы «единого плательщика» не только для федеральных, но и для других медицинских организаций, что можно расценивать как начало централизации и восстановления целостности системы здравоохранения, и это требует проведения анализа и прогнозирования последствий этих новаций.
Цель исследования – анализ и прогноз последствий изменений в законодательстве об обязательном медицинском страховании, предусматривающих создание «единого плательщика» медицинской помощи, оказываемой в федеральных клиниках.
Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки.
Результаты. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает построение двух параллельных систем финансового обеспечения деятельности федеральных медицинских организаций – первая за обеспечение напрямую из Федерального фонда ОМС, вторая – через территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации. Законом предусмотрена разработка порядка распределения объемов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Это может привести к разделению федеральных медицинских организаций на группы с учетом их зависимости от казны, сила которой обратно пропорциональна доле платных услуг в структуре доходов этих организаций.
Выводы. Применение в системе обязательного медицинского страхования принципов «единого плательщика» медицинской помощи экономически выгодно за счет сокращения административных затрат и устранения стремление коммерческих страховщиков к получению прибыли. Это решение также соответствует мировым тенденциям и будет способствовать обеспечению внутрисистемной эффективности в отрасли, развитию сети медицинских организаций как «единого организма», обеспечивающего потребность граждан в медицинской помощи. Разделение федеральных медицинских организаций на группы с учетом их зависимости от казны может иметь неоднозначные последствия, в том числе привести к усилению коммерциализации федеральных клиник, многие из которых имеют правовой статус автономных бюджетных учреждений, что обуславливает необходимость создания системы защиты населения от катастрофических платежей за медицинскую
помощь. -
2021 № 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Пандемия COVID‑19 поставила перед обществом новые уникальные, экономические и этические дилеммы, поскольку она предъявила повышенные требования к системам здравоохранения как на национальном, так и на глобальном уровне. Одна из этих проблем – обеспечение устойчивости функционирования системы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.
Цель исследования – анализ современных тенденций, определяющих способность здравоохранения удовлетворять резко возрастающие потребности людей в медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации.
Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, статистические материалы Минздрава России и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России [1], сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению», методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки, аналитические материалы и статистические данные Всемирной организации здравоохранения, статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и отдельным странам, не являющимся ее членами, а также материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет.
Результаты. На уровне государства, устойчивость национальной системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям определяется состоянием инфраструктуры отрасли, механизмом и объемом финансирования, а также масштабами привлечения частного медицинского сектора к работе в интересах общества. За 2011–2019 гг. число больниц государственной формы собственности, участвующих в реализации Программы, сократилось с 4542 в 2011 году до 2896 в 2019 году, или на 37%, а число частных больниц, участвующих в реализации Программы, увеличилось почти в 1,5 раза – с 163 организаций в 2011 году до 235 в 2019 году. Число медицинских организаций скорой медицинской помощи государственной формы собственности сократилось с 235 в 2011 году до 169 в 2019 году, а число частных медицинских организаций скорой медицинской помощи, участвующих в реализации Программы, увеличилось с всего одной организации в 2012 году до 28 организаций
в 2019 году. Число амбулаторно-поликлинических учреждений государственной формы собственности, участвующих в реализации Программы, сократилось с 2581 в 2011 году до 1419 в 2019 году, или в два раза, а число частных амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений увеличилось с 485 организаций в 2012 году до 2160 организаций в 2019 году, или в 4,5 раза. На уровне населения на устойчивость здравоохранения влияет социально-экономическая структура общества, способность и готовность людей платить и облагаться налогом для оплаты медицинской помощи. Вместе с тем, платежеспособность населения России остаётся низкой, а недостаточный объем финансирования здравоохранения приводит к нарастающей подмене, гарантированной медицинской помощи платными медицинскими услугами.
Выводы. В современной России появилась тенденция увеличения числа частных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в сочетании со снижением числа государственных медицинских учреждений, что свидетельствует о постепенном усилении роли частного бизнеса в вопросах обеспечения населения медицинской помощью. Необходимо гарантировать, что финансирование частного сектора за счет казны будет осуществляться не в ущерб государственным медицинским организациям и не подорвёт начавшиеся в стране процессы по системному укреплению здравоохранения, прежде всего – первичного его звена. Для этого нужно существенно увеличить долю государственных расходов на здравоохранение
в валовом внутреннем продукте России. -
2018 № 10 О транспарентности обязательного медицинского страхования
В статье рассмотрена проблема недостаточной открытости информации в системе обязательного медицинского страхования России. Происходившее на протяжении последних лет совершенствование процессов исполнения федерального бюджета не коснулось Федерального фонда ОМС в силу его обособленного статуса, что обусловило непрозрачность процедур планирования и исполнения его бюджета. Распределение субвенций осуществляется по математическим формулам, при этом принципы расчетов остаются неопределёнными, а используемые коэффициенты – закрытыми. Переданный для финансирования в систему обязательного медицинского страхования высокотехнологичный сектор здравоохранения становится все больше неурегулированным, в перечень новых дорогостоящих медицинских услуг включаются операции, выполнявшиеся в середине прошлого века. В системе ОМС необходимо обеспечить понятный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений, а также должный уровень взаимосвязанности с общими проблемами здравоохранения.
-
2018 № 7 Стратегии и условия обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Гарантии бесплатного оказания медицинской помощи не только относятся к важнейшим конституционным гарантиям, предоставляющим материальные блага, но и являются наиболее специфическим видом государственного долга перед гражданином. Показано, что в современной России реализуется вариант стратегии обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, основанный на сочетании сокращения ресурсов и попыток повышения эффективности их использования. При этом отсутствует парадигма преобразования и развития отрасли, имеющая стратегическую направленность и охватывающая все уровни и составные части национальной системы здравоохранения. Авторы считают, что из-за традиционной консервативности системы здравоохранения решить эту задачу внутренними силами отрасли чрезвычайно сложно, но можно. Для этого надо создать условия, при которых круг лиц, принимающих стратегические решения в здравоохранении, в том числе по вопросам государственных гарантий медицинской помощи, будет обособлен от круга лиц, разрабатывающих и реализующих тактические инструменты.
-
2018 № 5 Программа государственных гарантий как инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан
В статье рассматривается программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи как тактический инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан. Показано, что действующая система государственных гарантий на макроуровне бездефицитна, покры¬вает все виды, формы и условия оказания медицинской помощи при исчерпывающем спектре заболеваний, при этом не обеспечивается полностью бесплатное оказание медицинской помощи. В общей структуре расходов на здравоохранение в России доля личных средств граждан составляет почти половину, что более чем в три раза выше чем в странах Европейского Союза. Приведенные в статье данные позволяют предположить, что население платит не за возможность получения медицинской помощи, а за её качество. Авторы считают, что необходимо перенастраивать отношения в здравоохранении, прежде всего – взаимоотношения врача и пациента. Для этого необходимо создать условия, способствующие возрождению привычного для российского профессионального медицинского сообщества лидерства в сфере культурного, духовного и интеллектуального развития
-
2017 № 9 Послеоперационная летальность в федеральных кардиохирургических клиниках: гамбургский счет
Статья посвящена сравнительному анализу показателей послеоперационной летальности при наиболее часто выполняемых кардиохирургических вмешательствах. Выявлена чрезвычайная неоднородность клиник по уровню послеоперационной летальности при одних и тех же типах хирургических вмешательств, что может свидетельствовать о существовании серьезной проблемы качества медицинской помощи в отдельных федеральных клиниках. Выполнено ранговое распределение клиник в зависимости от показателей послеоперационной летальности. Предложен методологический подход к оценке результатов хирургических вмешательств в группах пациентов, сравнимых по возрасту, полу, диагнозам, а также по применяемым технологиям
-
2017 № 6 Метаморфозы стандартизации медицинской помощи
В статье рассматривается законопроект, регулирующий разработку и использование клинических рекомендаций в практическом здравоохранении. Авторы считают, что законопроект превращает клинические рекомендации в нормативный вариант обязательных для исполнения стандартов медицинской помощи. Такой подход лишь внешне преобразует способы обеспечения качества медицинской помощи. С точки зрения авторов система здравоохранения попала в организационную «ловушку» технологической регламентации действий врачей, при этом традиционные ценности медицинской профессии постепенно девальвируются. Авторы предлагают перенастраивать взаимоотношения в отрасли не только путем импортирования достижений зарубежных стран, но и в соответствии с привычным для российского профессионального медицинского сообщества лидерством в сфере культурного, духовного и интеллектуального развития
-
2011 № 11 Результаты исследования мнения ученых о существующей системе обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью
-
2011 № 8 Современные аспекты совершенствования систем оплаты больничной помощи в Российской Федерации и за рубежом
-
2007 № 9 Обеспечение населения Российской Федерации высокотехнологичными видами медицинской помощи: история, действительность, перспективы