Фокус проблемы
  • 2021 № 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Пандемия COVID‑19 поставила перед обществом новые уникальные, экономические и этические дилеммы, поскольку она предъявила повышенные требования к системам здравоохранения как на национальном, так и на глобальном уровне. Одна из этих проблем – обеспечение устойчивости функционирования системы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.
    Цель исследования – анализ современных тенденций, определяющих способность здравоохранения удовлетворять резко возрастающие потребности людей в медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации.
    Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, статистические материалы Минздрава России и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России [1], сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению», методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки, аналитические материалы и статистические данные Всемирной организации здравоохранения, статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и отдельным странам, не являющимся ее членами, а также материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет.
    Результаты. На уровне государства, устойчивость национальной системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям определяется состоянием инфраструктуры отрасли, механизмом и объемом финансирования, а также масштабами привлечения частного медицинского сектора к работе в интересах общества. За 2011–2019 гг. число больниц государственной формы собственности, участвующих в реализации Программы, сократилось с 4542 в 2011 году до 2896 в 2019 году, или на 37%, а число частных больниц, участвующих в реализации Программы, увеличилось почти в 1,5 раза – с 163 организаций в 2011 году до 235 в 2019 году. Число медицинских организаций скорой медицинской помощи государственной формы собственности сократилось с 235 в 2011 году до 169 в 2019 году, а число частных медицинских организаций скорой медицинской помощи, участвующих в реализации Программы, увеличилось с всего одной организации в 2012 году до 28 организаций
    в 2019 году. Число амбулаторно-поликлинических учреждений государственной формы собственности, участвующих в реализации Программы, сократилось с 2581 в 2011 году до 1419 в 2019 году, или в два раза, а число частных амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений увеличилось с 485 организаций в 2012 году до 2160 организаций в 2019 году, или в 4,5 раза. На уровне населения на устойчивость здравоохранения влияет социально-экономическая структура общества, способность и готовность людей платить и облагаться налогом для оплаты медицинской помощи. Вместе с тем, платежеспособность населения России остаётся низкой, а недостаточный объем финансирования здравоохранения приводит к нарастающей подмене, гарантированной медицинской помощи платными медицинскими услугами.
    Выводы. В современной России появилась тенденция увеличения числа частных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в сочетании со снижением числа государственных медицинских учреждений, что свидетельствует о постепенном усилении роли частного бизнеса в вопросах обеспечения населения медицинской помощью. Необходимо гарантировать, что финансирование частного сектора за счет казны будет осуществляться не в ущерб государственным медицинским организациям и не подорвёт начавшиеся в стране процессы по системному укреплению здравоохранения, прежде всего – первичного его звена. Для этого нужно существенно увеличить долю государственных расходов на здравоохранение
    в валовом внутреннем продукте России.

    Авторы: Перхов В. И., Песенникова Е. В.

    Темы: пандемия covid-198 устойчивость функционирования здравоохранения1 частный сектор здравоохранения1 чрезвычайные ситуации1

    Подробнее >