Статьи с темой: «эффективность здравоохранения»
-
2019 № 2 Организационно-методические основы предварительного анализа деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения на старте реализации проекта «Бережливая поликлиника».
С целью начала оптимизации и структурных преобразований проведён внешний (анкетирование пациентов, n=200) и внутренний аудит (хронометражные исследования, n=186) деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения, участвующего в реализации приоритетного проекта «Создание новой модели оказания первичной медико-санитарной помощи». Для этого выделено 4 взаимосвязанных процесса, в которых пациент участвует при получении первичной медикосанитарной помощи: 1 процесс – «Запись на амбулаторный приём»; 2 процесс – «Регистрация»; 3 процесс – «Ожидание приёма»; 4 процесс – «Медицинское обслуживание пациента». Также выделен 5 процесс – «Анализ ближайших и отдалённых конечных точек». Показано, что в амбулаторно-поликлиническом учреждении существует потребность в информационно-техническом совершенствовании интернет-портала поликлиники; потребность улучшения санитарно-гигиенических условий в местах общественного пользования; оптимизации деятельности врачей амбулаторного приёма для сокращения сроков ожидания в очереди (оптимизация рабочего места, анализ нагрузки на врачебный персонал, сокращение временных затрат на оформление медицинской документации, персонифицированный подход к пациентам). В целом работой поликлиники удовлетворены 82,4% пациентов, оценив её на «хорошо» (76,5%) или «отлично» (5,9%). В перспективе планируется мониторинг показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности, как критерий эффективности реализации проекта.
-
2025 № 3 Совершенствование организации системы медицинской помощи населению Республики Южная Осетия в случае возникновения вооруженного конфликта.
Нами проведено комплексное исследование вопросов организации и функционирования системы здравоохранения при условии возникновения вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на территории Республики Южная Осетия. Особое внимание уделено детальному анализу особенностей оказания медицинской помощи населению в условиях кризисных ситуаций, обусловленных военными действиями. В статье исследуются ключевые факторы, определяющие уровень доступности и качества медицинской помощи в экстремальных условиях, а также рассматриваются стратегические направления совершенствования механизмов управления системой здравоохранения.
Фокус исследования направлен на изучение аспектов мобилизационной готовности медицинских организаций, функционирующих в условиях вооруженного конфликта, механизмов межведомственного взаимодействия военных и гражданских медицинских структур, а также на внедрение инновационных технологий для повышения эффективности экстренной медицинской помощи. В ходе работы проведен сравнительный анализ международного опыта организации здравоохранения в условиях войны, что позволило выявить наиболее успешные стратегии, применимые в контексте Республики Южная Осетия.
Результаты исследования позволили разработать ряд рекомендаций, направленных на адаптацию передовых методик кризисного медицинского обеспечения к особенностям региона. Таким образом, предложенные в работе решения способствуют повышению эффективности системы здравоохранения Южной Осетии, обеспечивая ее готовность к оперативному реагированию в случае возникновения вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций. -
2019 № 8 Оценка эффективности здравоохранения в субъектах Российской Федерации с использованием методологии Bloomberg
Проведена балльная оценка эффективности систем здравоохранения субъектов Российской Федерации на основе методологических подходов международного рейтингового агентства Bloomberg. Согласно этой методологии, чем выше ожидаемая продолжительность жизни и чем ниже расходы на здравоохранение, тем эффективность здравоохранения лучше. По результатам оценки в сумме наибольшее количество баллов набрала Тюменская область с показателем ожидаемой продолжительности жизни в 72,1 года и при самых минимальных расходах на здравоохранение как в расчете на одного жителя, так и с учетом доли расходов от валового регионального продукта. Лидеры по размеру государственных расходов на здравоохранение на душу населения – Магаданская область, Сахалинская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) заняли 80, 77, 78 и 72 места в рейтинге соответственно. Москва заняла 6 место, на 19 пунктов опередив Санкт- Петербург в основном за счет более высокой ожидаемой продолжительности жизни. Проведенное исследование показало, что изменчивость показателя ожидаемой продолжительности жизни в разрезе субъектов Российской Федерации примерно в 15 раз меньше, чем показатель расходов на здравоохранение. Авторы утверждают, что так как система здравоохранения в России преимущественно государственная, то любые оценки экономической эффективности носят условный характер ввиду того, что эффективной может быть только конкурентная экономика. В России, в условиях объединения практически всего объ¬ема государственного финансирования медицинской помощи в одном источнике (ОМС), одним из критериев эффективности здравоохранения должна стать финансовая справедливость – правила выделения средств должны приводить к выравниванию объема расходов на здравоохранение в разных регионах.
-
2025 № 2 Анализ моделей финансирования здравоохранения Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: перспективы внедрения эффективных принципов в Республике Южная Осетия.
В статье проводится анализ моделей финансирования здравоохранения Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, с акцентом на выявление оптимальных подходов, которые могут быть адаптированы для эффективного функционирования системы здравоохранения Республики Южная Осетия. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования финансовых механизмов в здравоохранении региона, что связано с ростом потребностей населения в медицинской помощи, ограниченностью государственных ресурсов и необходимостью повышения качества медицинского обслуживания при оптимизации затрат.
В рамках исследования рассматриваются особенности и ключевые характеристики организационно-финансовых моделей здравоохранения двух стран, включая механизмы государственного и частного финансирования, роли обязательного медицинского страхования, а также взаимодействие государственных и частных структур в сфере здравоохранения. Особое внимание уделено различиям в уровне финансирования и доступности медицинских услуг в Соединённых Штатах Америки и Российской Федерации, а также последствиям этих различий для качества обслуживания и общей эффективности здравоохранения.
Основной целью статьи является анализ применимости существующих подходов к финансированию здравоохранения в контексте экономических и социальных условий Республики Южная Осетия. Рассматриваются перспективы внедрения наиболее успешных элементов финансовых моделей, таких как системы обязательного медицинского страхования, частные медицинские учреждения и инновационные формы публично-частного партнёрства, которые могли бы стать основой для устойчивого развития здравоохранения региона.
Результаты исследования подтверждают, что интеграция передовых методов финансирования здравоохранения, опирающихся на принципы эффективности, доступности и социальной справедливости, может значительно повысить качество медицинской помощи в Республике Южная Осетия. В статье предлагаются рекомендации для адаптации успешных практик из опыта Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки с учётом особенностей политической и экономической ситуации
региона. Внедрение предложенных принципов позволит повысить финансовую устойчивость системы здравоохранения, улучшить доступность и качество медицинской помощи для населения, а также повысить уровень удовлетворённости граждан от работы медицинских учреждений.