ОТ МУЛЬТИ- К МОНОПЛАТЕЛЬЩИКУ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Опубликовано: 3 года, 2 месяца назад

    Фокус проблемы
  • С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которым страховые медицинские организации исключаются из системы финансирования медицинской помощи в федеральных клиниках. Логика этих изменений предусматривает создание в каждом субъекте Российской Федерации системы «единого плательщика» не только для федеральных, но и для других медицинских организаций, что можно расценивать как начало централизации и восстановления целостности системы здравоохранения, и это требует проведения анализа и прогнозирования последствий этих новаций.
    Цель исследования – анализ и прогноз последствий изменений в законодательстве об обязательном медицинском страховании, предусматривающих создание «единого плательщика» медицинской помощи, оказываемой в федеральных клиниках.
    Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки.
    Результаты. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает построение двух параллельных систем финансового обеспечения деятельности федеральных медицинских организаций – первая за обеспечение напрямую из Федерального фонда ОМС, вторая – через территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации. Законом предусмотрена разработка порядка распределения объемов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Это может привести к разделению федеральных медицинских организаций на группы с учетом их зависимости от казны, сила которой обратно пропорциональна доле платных услуг в структуре доходов этих организаций.
    Выводы. Применение в системе обязательного медицинского страхования принципов «единого плательщика» медицинской помощи экономически выгодно за счет сокращения административных затрат и устранения стремление коммерческих страховщиков к получению прибыли. Это решение также соответствует мировым тенденциям и будет способствовать обеспечению внутрисистемной эффективности в отрасли, развитию сети медицинских организаций как «единого организма», обеспечивающего потребность граждан в медицинской помощи. Разделение федеральных медицинских организаций на группы с учетом их зависимости от казны может иметь неоднозначные последствия, в том числе привести к усилению коммерциализации федеральных клиник, многие из которых имеют правовой статус автономных бюджетных учреждений, что обуславливает необходимость создания системы защиты населения от катастрофических платежей за медицинскую
    помощь.

    Авторы: Перхов В. И .

    Темы: единый плательщик медицинской помощи1 клинико-статистические группы2 обязательное медицинское страхование66 способы финансирования медицинской помощи1 федеральные медицинские организации1

Статей
10

Авторов
37

Страниц
80

Последние номера

Архив журнала >
2024

«Мз» №9 2024

Дата выпуска: 2024-09-17

225

«Мз» №8 2024

Дата выпуска: 2024-08-16

442

«Мз» №7 2024

Дата выпуска: 2024-07-29

494

«Мз» №6 2024

Дата выпуска: 2024-07-05

826