Лазарев А. В. - все статьи автора в журнале
-
2022 № 6 Кадровое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации
Российская система охраны здоровья населения и первичная медико-санитарная помощь как ее составляющая требуют реформирования. Чрезмерно узкая специализация амбулаторно-поликлинической помощи утрачивает личность врача первичной медико-санитарной помощи как «стража здоровья». Государство несет финансовое бремя, связанное с большими вложениями в специализированную медицинскую помощь, которая значительно дороже. Требуется реформирование первичной медико-санитарной помощи в организационном и кадровом обеспечении.
К сожалению, 30 лет реформирования первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики не приблизили Россию к формированию новой организационно- и институционно-устойчивой модели.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я . На основе анализа отчетных данных обеспеченности врачебными кадрами первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации и ее субъектах и контент анализа авторских исследований разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и общих врачебных практик.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы : контент-анализ, статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.
В статье использовались результаты исследовательских работ авторов статьи с последующим контент-анализом и разработкой предложений по реформированию первичной медико-санитарной помощи, участковой службы и общей врачебной практики, в частности.
Р е з у л ь т а т ы . В статье дан анализ обеспеченности врачами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики в Российской Федерации в динамике (2016–2020 гг.), проведено ранжирование показателей обеспеченности врача общей практики в субъектах Российской Федерации. Анализ показал, что за 5 лет обеспеченность врачами участковой службы увеличилась незначительно: врачами общей практики (с 0,63 до 0,72‰0), врачами- терапевтами участковыми (с 2,98 до 3,21), суммарно показатель обеспеченности этими специалистами вырос с 3,61 до 3,93‰0 и их доля (2020 г.) составила 8,6% от общей численности врачей в Российской Федерации, что определяет необходимость приоритетности реформирования первичной медико-санитарной помощи в условиях развития общей врачебной практики. На основе контент-анализа и собственных исследований, касающихся состояния первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в Российской Федерации, разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и научно обоснованы перспективные модели общей врачебной практики в условиях города.
В ы в о д ы . Внедрение перспективных моделей общей врачебной практики в условиях города предполагает полный переход медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях на общую врачебную практику, при этом сокращаются штатные должности врачей-специалистов. Следует расширить должностные обязанности медицинских сестер врача общей практики при соотношении врача общей практики к медицинской сестре врача общей практики как 1:2.
Необходима разработка нормативно-правовых и управленческих решений в отношении приоритетов первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в ее структуре. -
2023 № 3 Научное обоснование предложений по совершенствованию медицинской помощи жителям села
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию медицинской помощи жителям села с учетом медико-демографической ситуации и кадрового обеспечения сельского населения.
Материалы и методы: статистический, аналитический, непосредственного наблюдения, использовались формы федерального статистического наблюдения, данные Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. Сельское население в Российской Федерации (2021 г.) составляет 36,9 млн. человек (25,2% населениястраны). Доля сельского населения трудоспособного возраста составила 53,8%, что ниже, чем в целом в стране – 56%. 21-летний анализ показал, что рождаемость сельского населения до 2012 г. увеличивалась, а показатели смертности снижались, в 2013 г. показатели смертности и рождаемости сравнялись и составили по 14,5‰, в 2020 г. показатель смертности увеличился до 15,4‰ в связи с пандемией COVID‑19. Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни сельского населения (70,7 лет) ниже, чем городского (71,8 года), у сельских мужчин показатель крайне низок (66 лет). Общая заболеваемость сельского населения ниже, чем городского в 1,4 раза, 117993,2 и 166901,5 на 100 тысяч соответствующего населения. Первичная заболеваемость также ниже в 1,5 раза (55082,4 и 83002,2‰00 соответственно). Разница показателей первичной заболеваемости сельского населения в федеральных округах России (2020 г.) составила 1,3 раза, в субъектах – 8,3 раза. Заболеваемость COVID‑19 сельского взрослого населения (2020 г.) составила 1986,0‰00, что почти в 2 раза ниже показателя в стране в целом (3913,9‰00). Отмечена значительная разница этих показателей (в 59
раз) в субъектах, что можно связать с более низкой плотностью сельского населения, низкой доступностью медицинской помощи на селе, а также неоднозначностью кодирования COVID‑19. За 6 лет (2016–2021 гг.) обеспеченность врачами в медицинских организациях на селе снизилась с 14,8 до 13,6‰о, средним медицинским персоналом – с 54,6 до 49,3‰о.
Число физических лиц среднего медицинского персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, уменьшилось на 12,5%, фельдшеров – на 9,4%. Учитывая особую значимость фельдшерской помощи на селе, сокращение числа фельдшеров можно считать негативным.
Заключение. Неблагоприятная медико-демографическая ситуация на селе требует разработки организационных и управленческих решений, направленных на повышение доступности медицинской помощи селянам.
Выводы. Разработаны предложения по совершенствованию оказания медицинской помощи населению сельских территорий. -
2021 № 7 Стационарозамещающие формы работы как резерв здоровьесбережения.
Дневные стационары (ДС) – это эффективный путь сбережения ограниченных ресурсов здравоохранения, а также расширения объема и доступности лечебно-профилактической помощи. Имеется довольно большое число публикаций, касающихся деятельности стационарозамещающих технологий (СЗТ), дневных стационаров и стационаров на дому (СД). В связи с увеличением возраста выхода на пенсию требуется внедрение организационных технологий здоровьесбережения, жизненного и трудового потенциала для лиц позднего трудоспособного возраста, возрастает значимость развития ДС для этого контингента населения.
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию организационных форм работы стационарозамещающих технологий.
Методы исследования: статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.
База исследования. Исследование проводилось в г. Москве – административном центре Центрального федерального округа, городе федерального значения с численностью населения 12 615 279 чел.
Результаты. Выявлены более высокие показатели (общей) заболеваемости детей и подростков в Москве, чем в ЦФО и РФ, при этом показатели у детей в г. Москве выше, чем в ЦФО и в РФ. Проведено изучение числа пролеченных пациентов суммарно в ДС и СД в Москве за 10 лет анализа (2010–2019 гг.). В г. Москве в 2019 г. ДС и СД было пролечено 511,8 тыс. пациентов, что составило 16% от общего числа госпитализированных пациентов в стационары круглосуточного пребывания (СКП) и в СЗТ суммарно (ДС + СД), в Российской Федерации этот показатель выше – 23,4%. Проведенный анализ деятельности ДС и СД в г. Москве показал, что нельзя считать осуществленное реформирование при переходе на трехуровневую систему оказания медицинской помощи достаточно эффективной. Темпы роста пролеченных пациентов в СЗТ (суммарно в ДС и СД), организованных на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (МОСУ), в 2,5 раза превышают темпы роста в СЗТ, организованных на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (МОАУ). Сравнительный анализ объемов работы СЗТ: число пролеченных пациентов (всего, взрослых и детей) в г. Москве и в Российской Федерации
(2019 г.) показал, что дневные стационары и стационары на дому для детского населения как в г. Москве, так и в РФ используются неэффективно. В г. Москве число пролеченных детей в ДС и СД (2019 г.) в 2,5 раза ниже, чем взрослого населения, и показатели составили 17,9 и 45,0 на 1000 соответствующего населения. В статье даны рекомендации по организации работы ДС и СД.
Выводы. ДС должны являться формой профилактического лечения пациентов диспансерной группы с целью предотвращения обострений хронической патологии. Следует на уровне участковых врачей и ВОП планировать направление пациентов диспансерной группы в ДС и осуществлять контроль за исполнением. Необходимо активизировать развитие СЗТ для детей, учитывая высокие показатели заболеваемости детского населения, как общей, так и первичной; особого внимания требует профилактическое лечение детей в ДС на базе МОАУ. Нужно активно развивать стационары на дому для лиц старших возрастных групп населения. Деятельность СД может строиться как структурное подразделение МО с выделением штатов врача, медсестры и при необходимости транспорта. -
2016 № 2 Нуждаемость населения Нижегородской области в кардиохирургических вмешательствах…
В статье представлен анализ обеспеченности населения Нижегородской области врачебными кадрами и коечным фондом кардиологического профиля; проанализированы фактически сложившиеся объёмы кардиохирургических вмешательств; рассчитана нуждаемость взрослого населения в кардиохирургических вмешательствах на основе данных многоцентрового эпидемиологического исследования СТЕРХ.
-
2024 № 8 Анализ основных показа- телей здравоохранения села и стратегические задачи противодействия рискам здоровью населения в Республике Северная Осетия-Алания.
Объективные оценки медико-демографической ситуации здравоохранения села на региональном уровне являются одной из важнейших проблем государственной политики.
Цель исследования: на основе анализа медико-демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания (далее РСО-А) и в РФ дать предложения по совершенствованию медицинской помощи жителям сельских поселений в условиях рисков их здоровью.
Материалы и методы: статистический, аналитический. Использовались статистические материалы Федеральной и отраслевой службы статистического наблюдения Росстата и Северо-Кавказстата, а также материалы ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (2013–2022 гг.).
Результаты. Смертность сельского населения РСО-А и в РФ за последние 10 лет (2013–2022 гг.) ежегодно снижалась, отмечен рост показателей в годы пандемии COVID‑19 (2020–2021 гг.) и последующее их снижение (в 2022 г.) в РФ до 13,8‰ и в РСО-А до 10,0‰. Рождаемость в РСО-А за 10 лет анализа снижалась и в 2022 г. составила 8,7‰ (РФ – 8,8). Заболеваемость (общая) сельского населения РСО-А в динамике 2019–2022 гг. возросла на 6,7% с 80618,8 до 85994,7‰oo.
Увеличение показателей общей заболеваемости сельского населения в РСО-А в 2022 г. в сравнении с доковидным годом (2019 г.) свидетельствует о росте заболеваний, вызванных и осложненных COVID‑19, что требует реабилитации, а также усиления диспансерной работы с населением. Ранжирование показателей общей заболеваемости сельского населения в субъектах РФ показало разницу в значениях в 7,3 раза. Разница в субъектах РФ показателей заболеваемости сельского населения COVID‑19 (2022 г.) более, чем в 12 раз. В РСО-А показатель составил 4190,2‰oo, ниже, чем в РФ – 6144,2‰oo.
Результаты исследования следует использовать для углубленного анализа медико-демографической ситуации в сельских территориях с целью разработки управленческих решений противодействия рискам здоровья населению села на региональном и муниципальном уровнях. -
2023 № 2 Анализ заболеваемости населения старше трудоспособного возраста в Российской Федерации и ее региональные особенности
Объективные оценки состояния здоровья и медицинского обеспечения пожилых в условиях прогрессирующего старения населения является одной из ведущих проблем здравоохранения.
Цель исследования. На основе анализа медико-демографической ситуации и заболеваемости населения, а также результатов собственного исследования дать рекомендации по здоровьесбережению населения старше трудоспособного возраста.
Методы исследования: статистический, социологический, экспертных оценок, непосредственного наблюдения. Анализу подверглись формы федерального и отраслевого статистического наблюдения за 2018–2021 гг. Результаты социологических опросов пациентов старше трудоспособного возраста.
Результаты. За 10 лет анализа (2012–2021 гг.) показатель общей заболеваемости всего населения в России вырос на 4,5%, у взрослого населения – на 8,2% и населения трудоспособного возраста – на 1,3%, у детей и подростков показатели снизились на 8,8 и 4,7%. Общая заболеваемость населения старше трудоспособного возраста в 2021 г. в РФ составила 209164‰oo, что выше, чем всего населения (167714‰oo) в 1,2 раза. Разница показателей общей заболеваемости населения старше трудоспособного возраста в федеральных округах РФ составила 1,3 раза, в субъектах РФ в 2,3 раза. В 2020 г. отмечается значительный спад показателя общей заболеваемости во всех возрастных группах, что связано с пандемией COVID‑19. Впервые выявленная заболеваемость населения старше трудоспособного возраста (в 2021 г.) составила 66183,5 на 100 тыс. соответствующего населения, показатель ниже, чем всего населения на 22,6% (85531,6‰oo). У населения старше трудоспособного возраста значительно выше показатели впервые выявленной заболеваемости, чем всего населения в классах: болезни системы кровообращения на 103%, показатели составили 6191,7‰oo, 3048,3‰oo соответственно; новообразования (на 66%), костно-мышечной и соединительной ткани (на 16%) и болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (на 15,6%). Результаты исследования следует учитывать для планирования объемов профилактической и диспансерной работы лицам старших возрастных групп. В статье даны рекомендации по здоровьесбережению населения предпенсионного и старше трудоспособного возраста. -
2022 № 7 Анализ заболеваемости и кадровое обеспечение населения сельских территорий в Российской Федерации
Здравоохранение села является важнейшим социально-экономическим ресурсом в системе аграрной экономики.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – на основе медико-демографических показателей и анализа заболеваемости и кадрового обеспечения сельского населения разработать предложения по совершенствованию организации медицинской помощи жителям села.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы : аналитический, статистический, непосредственного наблюдения. В статье использовались формы федерального статистического наблюдения Минздрава РФ.
Р е з у л ь т а т ы . Смертность сельского населения за 20 лет анализа за все годы была и остается выше, чем городского. В 2020 г. отмечен резкий подъем смертности населения: городского – с 11,9 до 14,3‰, сельского – с 13,3 до 15,4‰, что связано с пандемией COVID‑19. Показатели общей и впервые выявленной заболеваемости сельского населения ниже, чем городского, что связано с низкой доступностью медицинской помощи населению села. Ранжирование показателей общей заболеваемости сельского населения в федеральных округах РФ (2020 г.) показало, что разница в показателях составила 1,5 раза. Наибольший показатель отмечен в Приволжском ФО – 142220,6‰00, наименьший в Дальневосточном ФО – 96922,8‰00. В субъектах РФ разница в показателях в 8 раз. Отмечены более низкие показатели первичной заболеваемости сельского населения, чем городского, по всем классам болезней. Заболеваемость COVID‑19 у жителей села составила 2151,9‰00, ниже, чем у городских – 4539,5‰00, в РФ показатель составил 3384,5‰00.
В 2020 г. показатель первичной заболеваемости сельского населения снизился по всем классам болезней, кроме болезней органов дыхания. В динамике (2014–2020 гг.) возросла обеспеченность медицинских организаций, расположенных в сельской местности, врачами с 12,1 до 14,0‰0, средним медицинским персоналом (СМП) с 44,4 до 50,3‰0, число физических лиц СМП уменьшилось на 14,8%, фельдшеров – на 11,6%, число ФАП и ФП сократилось на 8,9%. Анализ свидетельствует о том, что Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р «Целевые показатели стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» не выполняется.
В ы в о д ы . Представлены предложения по оказанию медицинской помощи населению сельских территорий. -
2023 № 1 Медико-демографические показатели населения старше трудоспособного возраста в условиях пенсионной реформы в Российской Федерации
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я . На основе изучения медико-демографических показателей и анализа заболеваемости населения разработать рекомендации по здоровьесбережению населения старше трудоспособного возраста в условиях перехода к пенсионной реформе.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы : социологический, статистический, непосредственного наблюдения. Использованы материалы Федеральной службы государственной статистики и статистические материалы ЦНИИОИЗ Минздрава России 2012–2021 гг.
Р е з у л ь т а т ы . Показатель смертности населения старше трудоспособного возраста в РФ (2020 г.) составил 4408,1‰oo, всего населения – 1460,2‰oo, в федеральных округах РФ показатели колебались в 1,2 раза: от 3818,7‰oo в Северо-Кавказском ФО до 4638,6‰oo в Приволжском ФО, в субъектах РФ разница в 3 раза. Показатель первичной заболеваемости изучаемого контингента в РФ (2020 г.) составил 57041,4‰oo, в ФО разница показателей в 1,25 раза, в субъектах РФ – в 3,9 раза. Заболеваемость COVID‑19 в 2020 г. составила 4373,9‰oo, в ФО разница в показателях в 2,2 раза, в субъектах РФ велика – в 10,6 раза, что позволяет заключить о неоднозначности кодировки COVID‑19. Сравнительный анализ первичной заболеваемости изучаемого контингента по классам болезней в 2019 и 2020 гг. показал рост показателя на 8,9% за счет болезней органов дыхания на 40,8%, заболеваемость COVID‑19 в 2020 г. составила 4357,6‰oo. Во всех остальных классах показатели уменьшились в результате снижения диспансерной и профилактической работы. За период анализа у лиц старше трудоспособного возраста рост показателя первичной заболеваемости выше – 8,9%, чем всего населения – 5,7%, что свидетельствует о необходимости усиления диспансерной и профилактической работы с населением старших возрастов.
В статье даны рекомендации по здоровьесбережению населения старше трудоспособного возраста.