Бальзамова Л. А. - все статьи автора в журнале

    Кадровый менеджмент
  • 2022 № 6 Кадровое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации

    Российская система охраны здоровья населения и первичная медико-санитарная помощь как ее составляющая требуют реформирования. Чрезмерно узкая специализация амбулаторно-поликлинической помощи утрачивает личность врача первичной медико-санитарной помощи как «стража здоровья». Государство несет финансовое бремя, связанное с большими вложениями в специализированную медицинскую помощь, которая значительно дороже. Требуется реформирование первичной медико-санитарной помощи в организационном и кадровом обеспечении.
    К сожалению, 30 лет реформирования первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики не приблизили Россию к формированию новой организационно- и институционно-устойчивой модели.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я . На основе анализа отчетных данных обеспеченности врачебными кадрами первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации и ее субъектах и контент анализа авторских исследований разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и общих врачебных практик.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы : контент-анализ, статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.
    В статье использовались результаты исследовательских работ авторов статьи с последующим контент-анализом и разработкой предложений по реформированию первичной медико-санитарной помощи, участковой службы и общей врачебной практики, в частности.
    Р е з у л ь т а т ы . В статье дан анализ обеспеченности врачами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики в Российской Федерации в динамике (2016–2020 гг.), проведено ранжирование показателей обеспеченности врача общей практики в субъектах Российской Федерации. Анализ показал, что за 5 лет обеспеченность врачами участковой службы увеличилась незначительно: врачами общей практики (с 0,63 до 0,72‰0), врачами- терапевтами участковыми (с 2,98 до 3,21), суммарно показатель обеспеченности этими специалистами вырос с 3,61 до 3,93‰0 и их доля (2020 г.) составила 8,6% от общей численности врачей в Российской Федерации, что определяет необходимость приоритетности реформирования первичной медико-санитарной помощи в условиях развития общей врачебной практики. На основе контент-анализа и собственных исследований, касающихся состояния первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в Российской Федерации, разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и научно обоснованы перспективные модели общей врачебной практики в условиях города.
    В ы в о д ы . Внедрение перспективных моделей общей врачебной практики в условиях города предполагает полный переход медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях на общую врачебную практику, при этом сокращаются штатные должности врачей-специалистов. Следует расширить должностные обязанности медицинских сестер врача общей практики при соотношении врача общей практики к медицинской сестре врача общей практики как 1:2.
    Необходима разработка нормативно-правовых и управленческих решений в отношении приоритетов первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в ее структуре.

    Авторы: Калининская А. А., Лазарев А. В., Шляфер С. И., Бальзамова Л. А.

    Темы: врач общей практики5 врачи-терапевты участковые2 медицинская организация69 медицинская сестра врача общей практики1 общая врачебная практика3 оказывающая медицинскую помощь в амбулаторных условиях – поликлиника1 первичная медико-санитарная помощь22

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2023 № 3 Научное обоснование предложений по совершенствованию медицинской помощи жителям села

    Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию медицинской помощи жителям села с учетом медико-демографической ситуации и кадрового обеспечения сельского населения.
    Материалы и методы: статистический, аналитический, непосредственного наблюдения, использовались формы федерального статистического наблюдения, данные Федеральной службы государственной статистики.
    Результаты. Сельское население в Российской Федерации (2021 г.) составляет 36,9 млн. человек (25,2% населениястраны). Доля сельского населения трудоспособного возраста составила 53,8%, что ниже, чем в целом в стране – 56%. 21-летний анализ показал, что рождаемость сельского населения до 2012 г. увеличивалась, а показатели смертности снижались, в 2013 г. показатели смертности и рождаемости сравнялись и составили по 14,5‰, в 2020 г. показатель смертности увеличился до 15,4‰ в связи с пандемией COVID‑19. Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни сельского населения (70,7 лет) ниже, чем городского (71,8 года), у сельских мужчин показатель крайне низок (66 лет). Общая заболеваемость сельского населения ниже, чем городского в 1,4 раза, 117993,2 и 166901,5 на 100 тысяч соответствующего населения. Первичная заболеваемость также ниже в 1,5 раза (55082,4 и 83002,2‰00 соответственно). Разница показателей первичной заболеваемости сельского населения в федеральных округах России (2020 г.) составила 1,3 раза, в субъектах – 8,3 раза. Заболеваемость COVID‑19 сельского взрослого населения (2020 г.) составила 1986,0‰00, что почти в 2 раза ниже показателя в стране в целом (3913,9‰00). Отмечена значительная разница этих показателей (в 59
    раз) в субъектах, что можно связать с более низкой плотностью сельского населения, низкой доступностью медицинской помощи на селе, а также неоднозначностью кодирования COVID‑19. За 6 лет (2016–2021 гг.) обеспеченность врачами в медицинских организациях на селе снизилась с 14,8 до 13,6‰о, средним медицинским персоналом – с 54,6 до 49,3‰о.
    Число физических лиц среднего медицинского персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, уменьшилось на 12,5%, фельдшеров – на 9,4%. Учитывая особую значимость фельдшерской помощи на селе, сокращение числа фельдшеров можно считать негативным.
    Заключение. Неблагоприятная медико-демографическая ситуация на селе требует разработки организационных и управленческих решений, направленных на повышение доступности медицинской помощи селянам.
    Выводы. Разработаны предложения по совершенствованию оказания медицинской помощи населению сельских территорий.

    Авторы: Калининская А. А., Бакирова Э. А., Кизеев М. В., Лазарев А. В., Шляфер С. И., Бальзамова Л. А.

    Темы: covid-1931 врачи10 заболеваемость (общая2 медико-демографическая ситуация4 медицинские кадры5 медицинские организации35 первичная доврачебная медико-санитарная помощь1 первичная)2 первичная  медико-санитарная  помощь  (пмсп)5 сельское население8 смертность23 фельдшеры2

    Подробнее >

  • 2021 № 7 Стационарозамещающие формы работы как резерв здоровьесбережения.

    Дневные стационары (ДС) – это эффективный путь сбережения ограниченных ресурсов здравоохранения, а также расширения объема и доступности лечебно-профилактической помощи. Имеется довольно большое число публикаций, касающихся деятельности стационарозамещающих технологий (СЗТ), дневных стационаров и стационаров на дому (СД). В связи с увеличением возраста выхода на пенсию требуется внедрение организационных технологий здоровьесбережения, жизненного и трудового потенциала для лиц позднего трудоспособного возраста, возрастает значимость развития ДС для этого контингента населения.
    Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию организационных форм работы стационарозамещающих технологий.
    Методы исследования: статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.
    База исследования. Исследование проводилось в г. Москве – административном центре Центрального федерального округа, городе федерального значения с численностью населения 12 615 279 чел.
    Результаты. Выявлены более высокие показатели (общей) заболеваемости детей и подростков в Москве, чем в ЦФО и РФ, при этом показатели у детей в г. Москве выше, чем в ЦФО и в РФ. Проведено изучение числа пролеченных пациентов суммарно в ДС и СД в Москве за 10 лет анализа (2010–2019 гг.). В г. Москве в 2019 г. ДС и СД было пролечено 511,8 тыс. пациентов, что составило 16% от общего числа госпитализированных пациентов в стационары круглосуточного пребывания (СКП) и в СЗТ суммарно (ДС + СД), в Российской Федерации этот показатель выше – 23,4%. Проведенный анализ деятельности ДС и СД в г. Москве показал, что нельзя считать осуществленное реформирование при переходе на трехуровневую систему оказания медицинской помощи достаточно эффективной. Темпы роста пролеченных пациентов в СЗТ (суммарно в ДС и СД), организованных на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (МОСУ), в 2,5 раза превышают темпы роста в СЗТ, организованных на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (МОАУ). Сравнительный анализ объемов работы СЗТ: число пролеченных пациентов (всего, взрослых и детей) в г. Москве и в Российской Федерации
    (2019 г.) показал, что дневные стационары и стационары на дому для детского населения как в г. Москве, так и в РФ используются неэффективно. В г. Москве число пролеченных детей в ДС и СД (2019 г.) в 2,5 раза ниже, чем взрослого населения, и показатели составили 17,9 и 45,0 на 1000 соответствующего населения. В статье даны рекомендации по организации работы ДС и СД.
    Выводы. ДС должны являться формой профилактического лечения пациентов диспансерной группы с целью предотвращения обострений хронической патологии. Следует на уровне участковых врачей и ВОП планировать направление пациентов диспансерной группы в ДС и осуществлять контроль за исполнением. Необходимо активизировать развитие СЗТ для детей, учитывая высокие показатели заболеваемости детского населения, как общей, так и первичной; особого внимания требует профилактическое лечение детей в ДС на базе МОАУ. Нужно активно развивать стационары на дому для лиц старших возрастных групп населения. Деятельность СД может строиться как структурное подразделение МО с выделением штатов врача, медсестры и при необходимости транспорта.

    Авторы: Мерекина М. Д., Калининская А. А., Лазарев А. В., Алленов А. М., Бальзамова Л. А.

    Темы: дневной стационар (дс)4 заболеваемость по обращаемости (общая)1 здоровьесбережение4 медицинская организация69 медицинская организация (мо)2 оказывающая медицинскую помощь в амбулаторных условиях (моау)1 оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях (мосу)1 первичная заболеваемость9 первичная  медико-санитарная  помощь  (пмсп)5 стационар на дому (сд)1 стационар круглосуточного пребывания (скп)2 стационарозамещающие технологии (сзт)1

    Подробнее >

  • Общественное здоровье
  • 2022 № 3 Оценка предотвратимых потерь здоровья сельского населения

    Актуальность. Охрана здоровья сельского населения особо значима в силу того, что медико-социальные проблемы здравоохранения максимально сосредоточены в сельских территориях. Приоритетами в организации медицинской помощи жителям села в настоящее время является эффективное использование имеющихся ресурсов здравоохранения, а также повышение доступности и качества медицинской помощи. Задачами федеральной и муниципальной властей должны являться обеспечение программным сопровождением, ресурсами, а также практическое решение стратегических задач в сельских территориях.
    Цель исследования: разработка и апробация автоматизированной системы информационной поддержки принятия управленческих решений с использованием оценок предотвратимых потерь здоровья населения сельских территорий. Базой исследования явилась Оренбургская область. Доля сельского населения в области составляет 40,1%, в области имеется 35 сельских территорий (районов).
    Методика. Использованы следующие методы исследования: статистический, аналитический, экспертных оценок. Экспертным путем были оценены предотвратимые потери здоровья населения сельских территорий в Оренбургской области по разработанной нами методологии. Были определены 4 индикатора вероятной предотвратимости потерь здоровья сельского населения: показатели здоровья; территориальной доступности медицинской помощи; кадры; социальное благополучие населения.
    Результаты исследования были положены в основу методического обеспечения автоматизированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений в организации ПМСП в сельских территориях Оренбургской области.
    Использование программного продукта информационной поддержки принятия управленческих решений дает возможность определить приоритеты для принятия стратегических решений на уровне руководителей медицинских организаций, органов и учреждений здравоохранения, а также глав администрации в субъекте Российской Федерации. Информация представлена на веб-странице административной территории и управленческого аппарата.

    Авторы: Калининская А. А., Баянова Н. А., Кизеев М. В., Бальзамова Л. А.

    Темы: здоровье3 информационная система4 кадры4 сельские территории1 сельское население8 территориальная доступность медицинской помощи1 управленческие решения1

    Подробнее >