Бальзамова Л. А. - все статьи автора в журнале
-
2022 № 6 Кадровое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации
Российская система охраны здоровья населения и первичная медико-санитарная помощь как ее составляющая требуют реформирования. Чрезмерно узкая специализация амбулаторно-поликлинической помощи утрачивает личность врача первичной медико-санитарной помощи как «стража здоровья». Государство несет финансовое бремя, связанное с большими вложениями в специализированную медицинскую помощь, которая значительно дороже. Требуется реформирование первичной медико-санитарной помощи в организационном и кадровом обеспечении.
К сожалению, 30 лет реформирования первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики не приблизили Россию к формированию новой организационно- и институционно-устойчивой модели.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я . На основе анализа отчетных данных обеспеченности врачебными кадрами первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации и ее субъектах и контент анализа авторских исследований разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и общих врачебных практик.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы : контент-анализ, статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.
В статье использовались результаты исследовательских работ авторов статьи с последующим контент-анализом и разработкой предложений по реформированию первичной медико-санитарной помощи, участковой службы и общей врачебной практики, в частности.
Р е з у л ь т а т ы . В статье дан анализ обеспеченности врачами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики в Российской Федерации в динамике (2016–2020 гг.), проведено ранжирование показателей обеспеченности врача общей практики в субъектах Российской Федерации. Анализ показал, что за 5 лет обеспеченность врачами участковой службы увеличилась незначительно: врачами общей практики (с 0,63 до 0,72‰0), врачами- терапевтами участковыми (с 2,98 до 3,21), суммарно показатель обеспеченности этими специалистами вырос с 3,61 до 3,93‰0 и их доля (2020 г.) составила 8,6% от общей численности врачей в Российской Федерации, что определяет необходимость приоритетности реформирования первичной медико-санитарной помощи в условиях развития общей врачебной практики. На основе контент-анализа и собственных исследований, касающихся состояния первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в Российской Федерации, разработаны предложения по реформированию первичной медико-санитарной помощи и научно обоснованы перспективные модели общей врачебной практики в условиях города.
В ы в о д ы . Внедрение перспективных моделей общей врачебной практики в условиях города предполагает полный переход медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях на общую врачебную практику, при этом сокращаются штатные должности врачей-специалистов. Следует расширить должностные обязанности медицинских сестер врача общей практики при соотношении врача общей практики к медицинской сестре врача общей практики как 1:2.
Необходима разработка нормативно-правовых и управленческих решений в отношении приоритетов первичной медико-санитарной помощи и развития общей врачебной практики в ее структуре. -
2021 № 7 Стационарозамещающие формы работы как резерв здоровьесбережения.
Дневные стационары (ДС) – это эффективный путь сбережения ограниченных ресурсов здравоохранения, а также расширения объема и доступности лечебно-профилактической помощи. Имеется довольно большое число публикаций, касающихся деятельности стационарозамещающих технологий (СЗТ), дневных стационаров и стационаров на дому (СД). В связи с увеличением возраста выхода на пенсию требуется внедрение организационных технологий здоровьесбережения, жизненного и трудового потенциала для лиц позднего трудоспособного возраста, возрастает значимость развития ДС для этого контингента населения.
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию организационных форм работы стационарозамещающих технологий.
Методы исследования: статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.
База исследования. Исследование проводилось в г. Москве – административном центре Центрального федерального округа, городе федерального значения с численностью населения 12 615 279 чел.
Результаты. Выявлены более высокие показатели (общей) заболеваемости детей и подростков в Москве, чем в ЦФО и РФ, при этом показатели у детей в г. Москве выше, чем в ЦФО и в РФ. Проведено изучение числа пролеченных пациентов суммарно в ДС и СД в Москве за 10 лет анализа (2010–2019 гг.). В г. Москве в 2019 г. ДС и СД было пролечено 511,8 тыс. пациентов, что составило 16% от общего числа госпитализированных пациентов в стационары круглосуточного пребывания (СКП) и в СЗТ суммарно (ДС + СД), в Российской Федерации этот показатель выше – 23,4%. Проведенный анализ деятельности ДС и СД в г. Москве показал, что нельзя считать осуществленное реформирование при переходе на трехуровневую систему оказания медицинской помощи достаточно эффективной. Темпы роста пролеченных пациентов в СЗТ (суммарно в ДС и СД), организованных на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (МОСУ), в 2,5 раза превышают темпы роста в СЗТ, организованных на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (МОАУ). Сравнительный анализ объемов работы СЗТ: число пролеченных пациентов (всего, взрослых и детей) в г. Москве и в Российской Федерации
(2019 г.) показал, что дневные стационары и стационары на дому для детского населения как в г. Москве, так и в РФ используются неэффективно. В г. Москве число пролеченных детей в ДС и СД (2019 г.) в 2,5 раза ниже, чем взрослого населения, и показатели составили 17,9 и 45,0 на 1000 соответствующего населения. В статье даны рекомендации по организации работы ДС и СД.
Выводы. ДС должны являться формой профилактического лечения пациентов диспансерной группы с целью предотвращения обострений хронической патологии. Следует на уровне участковых врачей и ВОП планировать направление пациентов диспансерной группы в ДС и осуществлять контроль за исполнением. Необходимо активизировать развитие СЗТ для детей, учитывая высокие показатели заболеваемости детского населения, как общей, так и первичной; особого внимания требует профилактическое лечение детей в ДС на базе МОАУ. Нужно активно развивать стационары на дому для лиц старших возрастных групп населения. Деятельность СД может строиться как структурное подразделение МО с выделением штатов врача, медсестры и при необходимости транспорта. -
2022 № 3 Оценка предотвратимых потерь здоровья сельского населения
Актуальность. Охрана здоровья сельского населения особо значима в силу того, что медико-социальные проблемы здравоохранения максимально сосредоточены в сельских территориях. Приоритетами в организации медицинской помощи жителям села в настоящее время является эффективное использование имеющихся ресурсов здравоохранения, а также повышение доступности и качества медицинской помощи. Задачами федеральной и муниципальной властей должны являться обеспечение программным сопровождением, ресурсами, а также практическое решение стратегических задач в сельских территориях.
Цель исследования: разработка и апробация автоматизированной системы информационной поддержки принятия управленческих решений с использованием оценок предотвратимых потерь здоровья населения сельских территорий. Базой исследования явилась Оренбургская область. Доля сельского населения в области составляет 40,1%, в области имеется 35 сельских территорий (районов).
Методика. Использованы следующие методы исследования: статистический, аналитический, экспертных оценок. Экспертным путем были оценены предотвратимые потери здоровья населения сельских территорий в Оренбургской области по разработанной нами методологии. Были определены 4 индикатора вероятной предотвратимости потерь здоровья сельского населения: показатели здоровья; территориальной доступности медицинской помощи; кадры; социальное благополучие населения.
Результаты исследования были положены в основу методического обеспечения автоматизированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений в организации ПМСП в сельских территориях Оренбургской области.
Использование программного продукта информационной поддержки принятия управленческих решений дает возможность определить приоритеты для принятия стратегических решений на уровне руководителей медицинских организаций, органов и учреждений здравоохранения, а также глав администрации в субъекте Российской Федерации. Информация представлена на веб-странице административной территории и управленческого аппарата.