Хусаинова Д. К. - все статьи автора в журнале
-
2024 № 12 Практические аспекты деятельности организационно-методической службы в региональном офтальмологическом центре.
Актуальность. Современные подходы к управлению здравоохранением, динамичное изменение медицинских технологий и нормативного обеспечения, цифровизация отрасли требуют повышения эффективности организационно-методической работы в медицинских организациях. Организационно-методическая служба должна обеспечивать оперативную и качественную обработку поступающей информации, анализ медицинских и иных вопросов, участвовать в мероприятиях внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представляются актуальными вопросы совершенствования структуры, функционала, кадрового и информационного обеспечения организационно-методической работы как важной составляющей системы управления здравоохранением.
Цель исследования: изучение деятельности организационно-методической службы регионального центра Республики Татарстан – государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора Е. В. Адамюка» (далее ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф. Е. В. Адамюка») с разработкой предложений по совершенствованию организационно-методической деятельности.
Материалы и методы. Проведен анализ нормативного правового регулирования организационно-методической работы в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. Представлена модель организационно-методической службы в региональном офтальмологическом центре 3 уровня с анализом основных направлений деятельности и предложениями по повышению эффективности службы.
Результаты. Организационно-методическая работа в региональном профильном медицинском центре формируется с учетом требований законодательства по кадровому, материальному и методическому обеспечению. Важная роль отводится вопросам взаимодействия с медицинскими организациями республики, оказывающими медицинскую помощь по профилю «Офтальмология» взрослому населению, а также внешними органами и учреждениями. Функциональными составляющими являются аналитическое, информационно-статистическое, экспертное направления, работа с обращениями граждан и профилактическая работа, организационно-методическая деятельность. При проведении SWOT-анализа организационно-методической службы клиники среди основных факторов отмечено состояние кадровых и информационных ресурсов.
Выводы. Организационно-методическая служба в настоящее время действует в условиях мультифункциональности и много-задачности. В целях повышения эффективности управления в здравоохранении имеется потребность в совершенствовании законодательной базы, утверждении единых методических подходов с учетом профиля оказания медицинской помощи, дальнейшей цифровизации, улучшении оснащения организационно-методической службы, обмене опытом внедрения лучших
практик из субъектов Российской Федерации. -
2023 № 6 Пути совершенствования внутреннего контроля каче- ства и безопасности медицинской деятельности: как использовать результаты контроля в сфере обязательного медицинского страхования.
Актуальность. В настоящее время вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности являются одними из приоритетных направлений в управлении здравоохранением. Законодательство Российской Федерации определило организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности лицензионным требованием. Выявленные несоответствия/нарушения при оказании медицинской помощи являются одним из элементов риск-менеджмента и должны применяться для повышения эффективности работы медицинских организаций.
Цель исследования – разработка управленческих практик по повышению качества и безопасности медицинской деятельности с использованием результатов внешних проверок в сфере обязательного медицинского страхования.
Материалы и методы. Проведен анализ современных требований нормативных правовых актов контроля качества и безопасности медицинской деятельности, систематизированы основные инструменты, используемые при проведении внешних проверок в системе обязательного медицинского страхования.
Результаты. Современная архитектура контроля качества и безопасности медицинской деятельности включает 5 уровней контроля. Описаны инструменты контроля качества медицинской помощи для выявления нарушений, применения финансовых санкций к медицинской организации. В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности рекомендована разработка корректирующих мероприятий, различных управленческих практик.
Выводы. Результаты внешних проверок являются важным элементом современной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности, которые должны быть интегрированы в работу медицинской организации любого профиля для использования в системе непрерывного повышения качества. -
2021 № 7 Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в условиях клиники, оказывающей медицинскую помощь по профилю «Офтальмология».
В статье представлен опыт офтальмологической клиники республиканского уровня, оказывающей медицинскую помощь взрослому населению в рамках реализации требований Минздрава Российской Федерации по созданию и внедрению системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Проведен анализ законодательства Российской Федерации по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, рассмотрены формы работы медицинской организации, проведена оценка эффективности мероприятий внутреннего контроля в динамике 2018–2020 годов. Предложены формы оценки качества оказания медицинской помощи и ведения медицинской документации при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности для медицинских организаций.
-
2021 № 6 CВОЕВРЕМЕННОСТЬ КАК ГЛАВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В статье проанализировано понятие своевременности оказания медицинской помощи как одной из характеристик качества медицинской помощи, изложен обзор основных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан с позиции требований к срокам оказания медицинской помощи с учетом ее видов и форм. Определена клиническая значимость выполнения требований своевременности методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации при получении пациентом медицинской помощи, оценены «риски» медицинской организации при несоблюдении требований к срокам предоставления медицинской помощи в рамках осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Изучена правоприменительная практика в Российской Федерации и ответственность медицинской организации, лечащего врача за нарушения сроков оказания медицинской помощи. -
2021 № 9 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В статье проведен анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Представлен опыт клиники республиканского уровня, оказывающей медицинскую помощь по профилю «Офтальмология» при организации посещений маломобильных групп взрослого населения в Республике Татарстан. Рассмотрены формы работы медицинской организации офтальмологического профиля по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для указанной категории пациентов. Определены виды ответственности должностных
и юридических лиц за нарушения в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. -
2023 № 9 Алгоритм работы с обращениями граждан: опыт регионального офтальмологического центра.
А к т у а л ь н о с т ь . В настоящее время институт обращений граждан является динамично-развивающейся моделью взаимодействия населения с государственными и муниципальными органами, в том числе с медицинскими организациями.
В законодательстве Российской Федерации в целях комплексного своевременного и объективного порядка рассмотрения обращений граждан, связанных с получением медицинской помощи, сформирована трехуровневая иерархия нормативного правового регулирования. Определение должностных лиц организации, форм и методов работы с обращением, анализ результатов рассмотрения обращений граждан и внедрение мероприятий, корректирующих деятельность сотрудников медицинской организации (медицинского и немедицинского персонала), реализация организационно-правовых изменений являются обязательным элементом эффективной системы управления современного учреждения здравоохранения.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : анализ организации и проведения работы с обращениями граждан, связанных с получением медицинской помощи взрослого населения по профилю «Офтальмология» в региональном центре Республики Татарстан – государственном автономном учреждении здравоохранения «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора Е. В. Адамюка» (далее ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е. В. Адамюка»), и разработка мероприятий для повышения эффективности деятельности офтальмологической клиники.
Материалы и методы. Использовались математико-статистический аналитический методы (количественный, сравнительный, структурный, экспертный).
Результаты. Представлена схема маршрутизации обращений граждан с учетом каналов их поступления и алгоритм работы с письменными обращениями, направленными в региональный офтальмологический центр Республики Татарстан. Отмечен тренд современных сервисов обратной связи с заявителями, характеризующийся активным использованием новых Интернет-ресурсов, социальных сетей и мессенджеров, различных мобильных приложений по учету обращений граждан, «веерная» рассылка жалоб на деятельность медицинской организации. Согласно статистике 2021–2022 гг. в структуре причин письменных обращений ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е. В. Адамюка» лидировали обращения по поводу предоставления
медицинской документации, составившие в 2021 г. – 45,4%, в 2022 г. – 55,9% от всего поступивших обращений. На втором месте находились вопросы, связанные с организацией медицинской помощи, доля которых составила в 2021 г. – 32,5%, в 2022 г. – 26,3%. Просьбы о содействии в оказании медицинской помощи составляли в 2021 г. – 12,1%, в 2022 г. – 8,4% от всех рассмотренных обращений.
Выводы. По результатам рассмотрения обращений граждан должностными лицами ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е. В. Адамюка» принимаются управленческие решения по повышению удовлетворенности взрослого населения Республики Татарстан качеством и доступностью медицинской помощи по профилю «Офтальмология», среди которых изменения в организации деятельности клиники, реализация мероприятий, корректирующих деятельность медицинского и немедицинского персонала. -
2024 № 9 Организационно-финансовые аспекты выбора интраокулярных линз при хирургии катаракты в условиях ценностно-ориентированной системы здравоохранения.
Актуальность. В современных условиях ценностно-ориентированное здравоохранение предусматривает предоставление медицинскими организациями медицинской помощи надлежащего качества при обязательном контроле ее стоимости. Результаты лечения, важные для пациента, становятся не менее значимыми, чем клинические показатели эффективности и оплата медицинских услуг вне зависимости от профиля оказания медицинской помощи. Постепенная смена парадигм систем здравоохранения с патерналистической на человекоцентричную модель потребовала изменений организационных, законодательных и финансовых подходов при внедрении здоровьесберегающих технологий здравоохранения.
Цель исследования: анализ действующей организационно-правовой, финансовой и клинических моделей хирургического лечения пациентов с возрастной катарактой, астигматизмом и разработка предложений для реализации права выбора пациентом интраокулярных линз с учетом его современных ожиданий от результатов лечения.
Материалы и методы. Использовались статистический и аналитический методы (методы контент-анализа, методика экспертных оценок, методы анализа и синтеза).
Результаты. Представлен анализ законодательства при организации оказания и финансировании медицинской помощи взрослому населению по профилю «Офтальмология», рассмотрены гарантии государства при использовании медицинских изделий – видов интраокулярных линз, имплантируемых в организм человека при хирургическом лечении старческой катаракты, астигматизме. Систематизированы клинические модели заболевания с учетом частоты и кратности предоставления медицинских услуг и перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, описаны профессиональные, медико-экономические, медико-правовые и репутационные риски при реализации права выбора пациентом интраокулярных линз при
лечении офтальмологической патологии. Разработаны предложения по изменению клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи при старческой катаракте и астигматизме и совершенствованию оплаты офтальмологической помощи.
Выводы. Переход на ценностно-ориентированное здравоохранение требует консолидации усилий всех структур отрасли здравоохранения для достижения наилучших результатов лечения офтальмологических заболеваний и повышения клинической эффективности, связанной с выбором интраокулярных линз при хирургическом лечении взрослых по профилю «Офтальмология». -
2023 № 12 Региональная модель организации телемедицинских консультаций в офтальмологии: проблемы и перспективы.
А к т у а л ь н о с т ь . В современном здравоохранении отмечается возрастающая роль информационных и телекоммуникационных технологий. Цифровая трансформация медицинской отрасли позволяет обеспечить непрерывность наблюдения за пациентом, оптимизировать этап диагностики, повысить качество медицинской профилактики. На сегодняшний день телеконсультации широко реализованы в деятельности национальных медицинских исследовательских центров (далее – НМИЦ).
В данной статье представлена региональная модель организации и проведения телемедицинских консультаций в офтальмологическом центре 3-го уровня Республики Татарстан – ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» за период 2019–2022 гг., проведен анализ проблем и перспектив совершенствования взаимодействия медицинских организаций 3-го уровня с НМИЦ при осуществлении дистанционных консультаций (консилиумов).
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : изучение результатов внедрения телемедицинских консультаций (далее – ТМК) в деятельность регионального офтальмологического центра, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), в 2019–2022 гг. и разработка предложений по повышению эффективности использования телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Проведен анализ нормативного правового регулирования телемедицинских технологий в здравоохранении, осуществлена оценка количества и структуры телемедицинских консультаций с НМИЦ с использованием сведений единой государственной информационной системы регионального офтальмологического центра за период 2019–2022 гг.
Р е з у л ь т а т ы . При организации телемедицины в клинике разработаны локальные нормативные документы, выделены основные процессы телеконсультаций, назначены ответственные лица. С момента внедрения в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» телемедицинских технологий проведено 130 телемедицинских консультаций с НМИЦ. В структуре нозологических форм при проведении ТМК преобладают воспалительные заболевания глаза (49,5%), дегенеративные болезни сетчатки (13%), глаукома (8,4%). Наиболее часто специалистами НМИЦ при ТМК рекомендованы очная консультация или
оперативное лечение пациента в условиях НМИЦ (46,6%), коррекция проводимой консервативной терапии (24,8%).
В ы в о д ы . Проведенная работа свидетельствует о востребованности дистанционных консультаций с НМИЦ при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Актуальным становится более активное внедрение телекоммуникационных технологий в деятельность региональных специализированных центров при взаимодействии с медицинскими организациями 2-го и 1-го уровней.