Фокус проблемы
  • 2020 № 6 Бережливые технологии в оказании первичной медико-санитарной помощи в сельской врачебной амбулатории

    Реализуемый в настоящее время приоритетный государственный проект «Создание новой модели медицинской
    организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» особенно актуален для внедрения в труднодоступных районах, так как сельскому здравоохранению свойственны дефицит кадров, слабая лечебно-диагностическая база, низкая материально-техническая оснащенность, низкий уровень развития информационных технологий, большая территориальная протяженность. Цель исследования: оценить результативность внедрения технологий бережливого производства с участием специалистов сестринского дела в работу врачебной амбулатории. Материалы и методы. Для определения направлений внедрения методов бережливого производства проведено анкетирование пациентов (n = 232). Проведены картирование и визуализация, а также хронометраж протекания процессов до и после внедрения организационных мероприятий в двух направлениях работы врачебной амбулатории «Прием здоровых детей» и «Прием пациентов с острым заболеванием и при обострении хронического». Результаты и обсуждения. С целью устранения (минимизации) выявленных потерь проведена перепланировка помещений, перераспределены функции, и структурировано время работы медперсонала, разработаны шаблоны-бланки документации. Заключение и выводы. Внедрение организационных мероприятий позволило достоверно снизить время ожидания приема обратившихся по поводу заболевания и в день здорового ребенка без дополнительных финансовых затрат, а также повысить удовлетворенность пациентов.

    Авторы: Пырьева Е. В., Носкова В. А. Поздеева Т. В.

    Темы: бережливые технологии2 врач общей практики5 врачебная амбулатория1 медицинская помощь в труднодоступных районах1 новая организационная модель1 первичная медико-санитарная помощь22 результативность внедрения1 сестринский  персонал.3 устранение потерь1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2023 № 8 Применение модели бережливого производства как эффективный способ совершенствования деятельности стоматологической поликлиники.

    Отмечается увеличение потребности населения, независимо от возраста, в стоматологической помощи. При этом на сегодняшний день имеется кадровый дефицит, недостаточная укомплектованность материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих стоматологическую помощь в амбулаторных условиях. В связи с этим необходим поиск новых организационных технологий в деятельности данных организаций для улучшения доступности и качества медицинской помощи и удовлетворения растущей потребности пациентов.
    Цель исследования: оценить эффективность применения разработанной модели по использованию технологий бережливого производства в стоматологической практике.
    Материалы и методы. В базовых стоматологических поликлиниках проанализированы данные хронометража временных затрат пациентов в регистратуре, при ожидании приема врача–стоматолога–терапевта, временные затраты врача-стоматолога-терапевта при лечении среднего кариеса постоянных зубов с учетом заполнения медицинской документации до и после применения технологий бережливого производства. Проведена оценка методом визуализации существующей навигации в поликлиниках, схем маршрутизаций для пациентов, способов записи на прием. Помимо этого, были проанализированы данные анкетирования пациентов и сотрудников стоматологической поликлиники в ранее проведенном исследовании.
    Результаты. После применения технологий бережливого производства время, затрачиваемое пациентом в регистратуре, сократилось на 12–16 мин. Общее количество действий регистратора снизилось на 31,0%, а пройденное расстояние на 38,0–40,0%.
    Время добавления ценности на приеме пациентов врачом увеличилось на 20,0% (СП № 1) и 24,3% (СП № 2). Время приема врача-стоматолога-терапевта сократилось на 33,8% в СП № 1 и на 32,3% в СП № 2. 72,7% медицинских работников отметили положительный эффект в деятельности своих поликлиник. Удельный вес пациентов, удовлетворенных организацией медицинской помощи в стоматологических поликлиниках, увеличился на 33,0%. В среднем 88,5% из них отметили положительные изменения в регистратуре, 73,0% – в приеме врача-стоматолога-терапевта, 74,5% – в новой навигации, 75,0% – в записи на прием.
    Выводы. Использование методов бережливого производства способствовало сокращению временных затрат пациентов в регистратуре, на приеме врача-стоматолога-терапевта, увеличило доступность записи на прием, повысило удовлетворенность и медицинских работников, и пациентов. Таким образом, использование модели внедрения технологий бережливого производства показало свою эффективность.

    Авторы: Затулкин В. А.

    Темы: бережливые технологии2 модель внедрения технологий бережливого производства1 стоматологическая поликлиника1

    Подробнее >