Статьи с темой: «модель внедрения технологий бережливого производства»
-
2023 № 8 Применение модели бережливого производства как эффективный способ совершенствования деятельности стоматологической поликлиники.
Отмечается увеличение потребности населения, независимо от возраста, в стоматологической помощи. При этом на сегодняшний день имеется кадровый дефицит, недостаточная укомплектованность материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих стоматологическую помощь в амбулаторных условиях. В связи с этим необходим поиск новых организационных технологий в деятельности данных организаций для улучшения доступности и качества медицинской помощи и удовлетворения растущей потребности пациентов.
Цель исследования: оценить эффективность применения разработанной модели по использованию технологий бережливого производства в стоматологической практике.
Материалы и методы. В базовых стоматологических поликлиниках проанализированы данные хронометража временных затрат пациентов в регистратуре, при ожидании приема врача–стоматолога–терапевта, временные затраты врача-стоматолога-терапевта при лечении среднего кариеса постоянных зубов с учетом заполнения медицинской документации до и после применения технологий бережливого производства. Проведена оценка методом визуализации существующей навигации в поликлиниках, схем маршрутизаций для пациентов, способов записи на прием. Помимо этого, были проанализированы данные анкетирования пациентов и сотрудников стоматологической поликлиники в ранее проведенном исследовании.
Результаты. После применения технологий бережливого производства время, затрачиваемое пациентом в регистратуре, сократилось на 12–16 мин. Общее количество действий регистратора снизилось на 31,0%, а пройденное расстояние на 38,0–40,0%.
Время добавления ценности на приеме пациентов врачом увеличилось на 20,0% (СП № 1) и 24,3% (СП № 2). Время приема врача-стоматолога-терапевта сократилось на 33,8% в СП № 1 и на 32,3% в СП № 2. 72,7% медицинских работников отметили положительный эффект в деятельности своих поликлиник. Удельный вес пациентов, удовлетворенных организацией медицинской помощи в стоматологических поликлиниках, увеличился на 33,0%. В среднем 88,5% из них отметили положительные изменения в регистратуре, 73,0% – в приеме врача-стоматолога-терапевта, 74,5% – в новой навигации, 75,0% – в записи на прием.
Выводы. Использование методов бережливого производства способствовало сокращению временных затрат пациентов в регистратуре, на приеме врача-стоматолога-терапевта, увеличило доступность записи на прием, повысило удовлетворенность и медицинских работников, и пациентов. Таким образом, использование модели внедрения технологий бережливого производства показало свою эффективность.