Поснов А. А. - все статьи автора в журнале

    Информационный менеджмент
  • 2022 № 1 О возможности ЕГИСЗ решать задачи управления

    Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) становится государственно-значимой информационной системой (ИС), которая способна решать любые задачи сохранения и укрепления здоровья граждан.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – обосновать проблемы построения и функционирования ЕГИСЗ, решение которых кратно увеличит возможности ЕГИСЗ решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан и искать новые нетрадиционные пути улучшения их здоровья.
    Р е з у л ь т а т ы . В статье авторы выделяют три уровня проблем, требующих решения. Первый уровень проблем – это проблемы, решение которых возможно на самом верхнем (законодательном) уровне. Второй уровень проблем – это проблемы которые должны быть решены на региональном уровне. Третий уровень проблем – это проблемы с которыми сталкиваются рядовые пользователи ЕГИСЗ – врачи и иные медицинские работники. В статье изначально используется положение – «Любая информационная система – это
    инструмент решения задач управления». Авторы прослеживают этапы создания информатизации в РФ от комплексной программы «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях», в которой обосновывалось развитие автоматизированных систем на период 1978–1990 годы до 2018 г., когда в России был запущен Национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит Федеральный проект «Создание единого
    цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) ».
    В статье обсуждается проблема приватности данных о здоровье жителя региона и приватности знания факторов, определяющих как здоровье конкретного жителя региона, так и его окружающих. Сохранение полной приватности «личного пространства» гражданина приведет к тому, что в ЕГИСЗ будут самые общие данные о здоровье жителя региона. В этом случае возможно будет только решение тех задач, характеризующих здоровье жителя региона, которые решались без всякой цифровизации. Второй уровень проблем связан с работой «ЕГИСЗ» и вспомогательных программ, работающих на уровне региональной системы здравоохранения. Основными региональными проблемами, связанными с «ЕГИСЗ являются: проблемы лицензирования вспомогательных программ; проблемы учета количественных параметров развития ЕГИСЗ и вспомогательных программ; проблемы контроля за работой вспомогательных программ; проблемы контроля за наполняемостью ЕГИСЗ; проблема «дружественности интерфейса» (особенно для отделений, в которых бывают случаи «пиковой нагрузки» – отделения экстренной помощи). Отдельно следует отметить вопросы, которые не являются проблемами функционирования ЕГИСЗ, но больше характеризуют новые возможности, которые появляются при наличии ЕГИСЗ, обладающей большим спектром знаний о здоровье человека. ЕГИСЗ позволяет по-иному решать традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, имеющиеся в регионе. Отмеченный факт побуждает искать новые задачи оценки здоровья жителей региона и пути их решения, которые ранее были недоступны в силу
    отсутствия систематизированных данных о лечебно-диагностическом процессе, других аспектов деятельности медицинских организаций, а также информации о факторах, влияющих на здоровье жителей региона.
    В ы в о д ы . Любая информационная система – это инструмент решения задач управления. Без устранения проблем пополнения ЕГИСЗ данными о факторах, оказывающих влияние на здоровье жителей региона, невозможно эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья граждан региона. Данные, которые в соответствии с ФЗ «О персональных данных» входят в перечень закрытых данных, находятся в ЕГИЗС в зашифрованном виде. Органам управления региональным здравоохранением необходимо
    ввести механизм лицензирования программ, взаимодействующих с региональным ЕГИСЗ. Развитие региональных ЕГИСЗ приведет к коренному изменению взгляда на традиционные задачи информационного, организационного, медицинского, экономического, научного и учебного характера, решаемых в регионе.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [4]

    Темы: здравоохранение34 информационные системы3 управление7

    Подробнее >

  • 2021 № 8 Эволюция информационных систем.

    В медицинских организациях информационные системы решают следующие задачи: возможность получения и хранения информации, быстрый доступ к ней и ее передача, возможность генерировать различные отчеты, наличие специализированных рабочих мест медицинских работников и др. Информационные системы постепенно эволюционируют, превращаясь из инструмента способного решать простейшие задачи управления, в инструмент, способный решать весь спектр задач управления, встречаемый в практике работы медицинской организации на всех уровнях управления.
    Цель исследования – описание четырех этапов создания информационных систем, выделение характерных особенностей функционирования информационных систем на каждом этапе, а также выделение перечня основных задач управления, разработка которых ведется на выделенном этапе и способов их решения. Основное внимание уделялось вопросам развития информационных систем медицинских организаций, работающих с детским населением.
    Результаты. Первый этап разработки информационных систем начался с момента применения компьютерной техники в практике работы медицинских организаций и сводился к тому, что программисты как медицинских, так и сторонних организаций начали разрабатывать задачи, совокупность которых в дальнейшем получила название «создание информационной системы» медицинской организации. Цель второго этапа – это уже преобразование информационных систем медицинских организаций для того, чтобы производственные процессы описать в терминах процессного подхода и реализовать в виде программных модулей. Третий этап построения информационных систем – это этап описания работы медицинской организации на основе математических моделей с целью обоснования оптимального решения производственных задач, имеющихся в ней. Четвертый этап построения информационных систем – это построение «информационной системы, реализующей функции интеллектуальной системы управления медицинской организацией». Авторами статьи даются рекомендации по формализации информации, имеющейся в медицинской организации с целью ее эффективного использования искусственным интеллектом.
    Выводы. Таким образом, информационная система – это инструмент решения задач управления; ее разработка как инструмента решения задач управления требует знания теории управления, теории организации, процессного подхода в управлении, методов многомерного статистического анализа и методов моделирования, языков и методов моделирования на основе нейронных сетей.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [4]

    Темы: информационная система4 искусственный интеллект2 математические модели1 медицинская организация58 нейронные сети2 процессный подход7

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2021 № 10 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    В информационных системах медицинских организаций в настоящее время появляется большой объем данных, что требует пересмотра тех производственных отношений, которые существуют в практике работы учреждений здравоохранения.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – изучить возможности математических методов, использующих понятие «объект с оценками, находящийся в определенном состоянии» для решения задач управления, которые имеются в практике работы медицинских организаций.
    Р е з у л ь т а т ы . Авторы используют термин «производственный процесс», который не характерен для классического описания деятельности медицинской организации. Это обусловлено тем, что подходы к решению задач управления, имеющихся в медицинской организации, справедливы не только для лечебно-диагностической работы, но и для других хозяйственных работ. Новые подходы в решении имеющихся задач управления медицинской организацией состоят в том, что описание решения задачи управления производится в виде некоторого алгоритма, который далее может быть реализован в некотором языке программирования. Оцифровка производственных процессов приводит к необходимости их формализованного описания на языке математики, а также широкому использованию математических методов, на основе которых строятся
    алгоритмы решения задач управления. Цепи Маркова позволяют найти общие закономерности в поведении объектов управления в рамках решаемой задачи, которую можно использовать при построении дерева, дающего детальное описание поведения каждого объекта управления. Далее применяется метод ориентированных деревьев с оценками, который дает информацию для написания должностных инструкций работникам МО, на основе которых будет более оптимально решаться задача управления. Следует выделить четыре особенности метода ориентированных деревьев с оценками: позволяет дать детальный анализ последовательности переходов каждого объекта по выделенным состояниям; при наличии большого числа анализируемых объектов, полученное дерево сложно анализировать; можно перестроить ветви дерева;
    в ходе построения дерева можно изменять множество состояний, не меняя в исходных данных полученные хронологические последовательности состояний каждого объекта управления. Ориентированные деревья с оценками можно использовать для моделирования производственного процесса, что основано на возможности одновременного изменения как количественных, так и качественных характеристик дерева. В статье приводятся два варианта моделирования с использованием изменений качественных характеристик дерева.
    В ы в о д ы . Внедрение цифровизации в здравоохранение требует иного подхода к решению задач управления, которое должно проводиться с широким использованием математических методов на этапах анализа и моделирования. Работу по использованию математических методов в решении задач управления должны организовывать региональные медицинские информационно-аналитические центры. Необходимо проводить работу по формализации производственных процессов, созданию и хранению алгоритмов решения задач управления. Перспективными методами, позволяющими решать большинство задач управления, имеющихся в практике работы медицинских организаций, являются методы цепей Маркова с оценками, ветвящихся процессов с оценками и ориентированные деревья с оценками.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [4]

    Темы: математические методы1 производственный процесс1 управление медицинской организацией2 цифровизация здравоохранения2

    Подробнее >

  • 2021 № 7 Использование методов моделирования для решения задач управления медицинской организацией. Обзор российских научных публикаций

    С целью решения таких задач, как улучшение качества оказания медицинских услуг, повышение эффективности функционирования медицинских организаций применяется математическое моделирование. Математическая модель способна выявить все достоинства и недостатки каждого полученного с помощью модели способа достижения поставленной цели, а также оценить объем ресурсов, необходимых для ее достижения.
    Цель исследования – описание по научным публикациям российских авторов сложившегося состояния в применении математических моделей для решения задач управления в медицине, здравоохранении и медицинских организациях.
    Материалы и методы. Было проанализировано при помощи контент-анализа 355 публикаций (статей и книг), опубликованных за период с 2000 по 2020 годы, авторы которых решали задачи нахождения управленческого решения на основе моделирования. Все 355 публикаций были измерены при помощи 21 бинарной шкалы. Обработка данных для статьи проводилась с помощью программного пакета STATISTICA 12.0 (компания StatSoft).
    Результаты. В ходе исследования было установлено, что наблюдается рост числа публикаций, в которых для решения задачи управления здравоохранением использовалась математическая модель. Наиболее часто модели строились на основе нейронных сетей. Значительная доля публикаций (13,9%) посвящена моделям, основанным на аналитических уравнениях (неравенствах). Чаще всего математические модели разрабатывались для диагностики заболеваний, относящихся к классам «Болезни системы кровообращения» (30,1%) и «Болезни мочеполовой системы» (21,7%). За анализируемый период в 91 научном журнале были опубликованы статьи на темы использования математических моделей для решения задач управления
    в здравоохранении и медицине, но лишь в 5 журналах («Врач и информационные технологии», «Известия Юго-Западного государственного университета», «Менеджер здравоохранения», «Системный анализ и управление в биомедицинских системах», «Математическое моделирование») было опубликовано 15 и более статей на указанные темы.
    Выводы. Таким образом, использование математических моделей для решения задач управления здравоохранением и медицинскими организациями является важным инструментом повышения эффективности управления, качества медицинского обслуживания и эффективности работы медицинских организаций. Метод нейронных сетей является наиболее перспективным математическим методом для решения задач управления медицинскими организациями.

    Авторы: Екимов А. К. [14] Чолоян С. Б. [13] Байгазина Е. Н. [10] Молодцов Н. С. [4] Калинина Е. А. [4] Поснов А. А. [4]

    Темы: математическое моделирование2 нейронные сети2 прогнозирование заболеваемости1 управление здравоохранения1

    Подробнее >