Статьи с темой: «организация наблюдения беременных»
-
2025 № 4 Опыт применения искусственного интеллекта в акушерско-гинекологической службе Тульской области.
В последние годы значительное внимание уделяется новому поколению средств автоматизации производственных процессов в сфере здравоохранения – так называемым технологиям искусственного интеллекта (ТИИ). Более того, Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490) предполагается использование ТИИ в социальной сфере для повышения качества услуг в области здравоохранения, направленных на раннее выявление патологии и профилактику заболеваний. В силу больших объемов накопленной человечеством информации ее «ручной» анализ крайне затруднен, поэтому требуются технологии автоматической обработки, а в силу высокого
уровня сложности, многозначности, неструктурированного характера текстовой информации эти технологии должны быть интеллектуальными, т. е. основанными на методах и моделях искусственного интеллекта (ИИ) [5]. Представляется актуальным создание организационных подходов, основанных на ТИИ и направленных на совершенствование оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам.
Цель исследования: описать и проанализировать работу автоматизированной системы «робот Николай» при сопровождении беременных Тульской области.
Материалы и методы. Разработано программное обеспечение – автоматизированная система обзвона пациентов, при помощи голосового робота «Николай» тульским «Центром информационных технологий», на основе разработанного медико-технического задания специалистами ГУЗ «Тульский областной перинатальный центр имени В. С. Гумилевской» Министерства здравоохранения Тульской области. ПО голосовой робот «Николай» внедрен в эксплуатацию 1 феврале 2024 года и выполняет такие задачи, как обзвон беременных из базы Перинатального центра и сбор обратной связи. Система представлена «блок-схемами: триместры беременности, сахарный диабет и артериальная гипертензия, врожденные пороки развития плода»
и совершает звонки беременным, по заранее подготовленным сценариями с голосовыми подсказками (скрипты), предлагает пациенткам запись к врачу-кардиологу, врачу-эндокринологу, врачу акушеру-гинекологу при наличии определенных жалоб.
Новизна и особенность системы заключается в скорости масштабирования, обрабатываемых объемов контактов, экономичность и в дословном соблюдении сценария разговора, что идеально для широкой пользовательской базы. Система прошла апробацию, изучена ее результативность в рамках организационного эксперимента и интегрирована с ситуационным центром Правительства Тульской области (Свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ № 20016660200 от 08.09.2016 года). Методы исследования: аналитический, статистический, дескриптивный и организационный эксперимент.
Результаты. В целях совершенствования оказания медицинской помощи женщинам в период беременности на территории Тульской области с 01.02.2024 года используется автоматизированная система «робот Николай» (далее – система). Голосовой робот «Николай» выполняет такие задачи, как обзвон пациенток из базы, сбор обратной связи. С 01.02.2024 по 01.02.2025 год был совершен обзвон 9856 беременных, из них полностью прослушали сообщение 2957. По результатам ответов было выявлено 1064 (35,9% от опрошенных) беременных, предъявляющих различные жалобы: на тянущие боли внизу живота – 276 пациенток (25,9%), кровянистые выделения из половых путей – 103 (9,7%), слабость, головокружение и подъем артериального давления ≥ 140/90 мм рт. ст. – 126 (11,8%), боль в эпигастрии отметили 79 женщин (0,74%). Данные беременные были взяты на контроль в акушерском дистанционном консультативном центре ГУЗ «ТОПЦ им. В. С. Гумилевской»,
переданы патронажи в женские консультации по месту диспансерного учета для вызова на внеплановый прием к врачу-акушер-гинекологу. По результатам патронажа 276 (25,9%) беременных были направлены на дообследование, лечение и подбор терапии в ГУЗ «ТОПЦ им. В. С. Гумилевской» и профильные стационары Тульской области.
Выводы. По итогам 2024 года внедрение информационно-аналитической системы мониторинга и голосового робота на основе искусственного интеллекта «Николай» в работу акушерско-гинекологической службы области показало свою результативность. Показатель перинатальной смертности снизился на 2,6% с 8,9‰ в 2023 году до 6,3‰ в 2024 году. Показатель мёртворождаемости снизился на 1,6% с 7,0‰ в 2023 году до 5,4‰ в 2024 году. Показатель младенческой смертности снизился на 2,7% с 6,6‰ в 2023 году до 3,9‰ в 2024 году. Показатель ранней неонатальной смертности снизился на 1,0% с 1,9‰ в 2023 году до 0,9‰ в 2024 году. В 2023 году в Тульской области было 4 случая материнской смертности. В 2024 году материнской смертности в регионе не было. Повысилась эффективность работы акушеров-гинекологов. Уточняются данные о состоянии беременных при помощи звонков, вся информация после проведения которых, поступает в ситуационный центр для дальнейшего анализа и принятия оперативных точечных решений по коррекции ведения беременности; проводится распределение беременных по группам риска с учётом полного комплекса акушерско-гинекологических и общесоматических факторов. -
2024 № 7 Организационные аспекты мониторинга беременных в Тульской области.
В последние десятилетия наблюдается все более активное использование современных технологий и информационных систем в целях повышения доступности, результативности и качества оказания медицинской помощи. Вопрос организации медицинской помощи с использованием цифровых технологий в Тульской области является актуальным.
Цель исследования: определить основные организационные аспекты работы ситуационного центра Тульского областного перинатального центра им. В. С. Гумилевской по наблюдению за беременными.
Материалы и методы. Проанализированы структура и механизмы работы ситуационного центра ГУЗ «ТОПЦ им. В. С. Гумилевской». Методы исследования: эмпирический, аналитический, дескриптивный.
Результаты. Ситуационный центр внутри перинатального центра представляет собой новое направление, где сбор, визуализация и обработка данных от различных служб играют решающую роль в оптимизации и улучшении уровня медицинской помощи беременным, состоящим на учете в женских консультация региона. Одним из основных столпов является такое подразделение перинатального центра, как акушерский дистанционный консультативный центр. Кроме АДКЦ, ситуационный центр получает данные о состоянии службы из региональной информационной подсистемы мониторинга родовспоможения Тульской области (РИСАР) и отчетов информационно-аналитической системы БАРС-Web-Своды. Основным инструментом
визуализации полученных из всех источников данных, применяемым ситуационным центром, является компонент информационно-аналитической системы Ситуационного центра Губернатора Тульской области интерактивные аналитические панели с графическим интерфейсом – дашборды.
Выводы. Создание ситуационного центра в ГУЗ «ТОПЦ им. В. С. Гумилевской» призвано повысить эффективность акушерско-гинекологической службы региона через призму современных технологий. Совмещение современных технологий и медицинских знаний в ситуационном центре делает его актуальным инструментом для совершенствования медицинской помощи беременным и новорожденным, предоставляя медицинскому учреждению решения на основе передовых информационных технологий и аналитики данных. Введение в работу ситуационного центра позволило снизить количество ошибок в маршрутизации беременных на уровне региона.