Вошева Н. А. - все статьи автора в журнале
-
2023 № 10 Chatgpt как один из элементов цифровой медицинской грамотности: трансформация здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи.
Искусственный интеллект (ИИ) играет важную роль в цифровом здравоохранении, включая первичную медико-санитарную помощь, и значительный вклад в этот прогресс вносят большие языковые модели. ChatGPT – новейшая языковая модель – вызвал интерес в мировом сообществе, в том числе в сфере здравоохранения, и привлек внимание к исследованию больших языковых моделей с точки зрения их полезности и безопасности практического использования. Эта статья исследует роль ChatGPT как инструмента повышения цифровой медицинской грамотности, оценивая его преимущества и потенциальные риски в контексте современного здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи.
Цель исследования: оценить потенциальные преимущества и вызовы интеграции ChatGPT в систему здравоохранения, в том числе первичную медико-санитарную помощь, как элемента цифровой медицинской грамотности.
Материалы и методы. Проведен систематический поиск в PubMed/MEDLINE и Google Scholar.
Результаты. В ходе данного исследования обнаружены опасения относительно использования ChatGPT. Эти опасения включают этические вопросы, прозрачность и юридические аспекты, риск предвзятости, неправильных цитат, безопасности информации.
Выводы. ChatGPT представляет собой ценный инструмент для повышения цифровой медицинской грамотности и внедрение может привести к кардинальным изменениям в медицинском образовании, научных исследованиях и практическом здравоохранении, однако его использование должно осуществляться с осторожностью: требуется сотрудничество регулирующих органов государственной власти всех стран мира. Такой подход позволит разработать правовые нормы, регламентирующие этический кодекс, которые станут основой «ответственного» использования ChatGPT и других моделей на основе ИИ в сфере медицинского образования, научных исследований и практического здравоохранения. -
2023 № 8 Сравнительный анализ использования электронных технологий Интернета вещей в сфере здравоохранения зарубежных стран и России.
Развитие цифровых и информационно-коммуникационных технологий способствует коренным изменениям во всех сферах человеческой жизни. Благодаря технологиям Интернета вещей медицина перешла на новый уровень эффективности, удобства и качества предоставления электронных медицинских услуг. Проблемы внедрения электронных услуг в контексте развития электронного управления требуют особого рассмотрения, значительное беспокойство вызывают потенциальные угрозы при сборе, обработке и хранении данных в сфере здравоохранения.
Цель исследования: провести сравнительный анализ использования современных тенденций внедрения электронных услуг в сфере здравоохранения зарубежных стран и России с применением технологий Интернета вещей в условиях цифровизации отрасли.
Материалы и методы. В работе использовались методы: анализа – при поиске и ознакомлении с разнообразными веб- ресурсами, соответствующими программами и порталами по электронному управлению и Интернету вещей; сравнения – при сравнении этапов и механизмов применения технологий Интернета вещей при развитии цифровизации здравоохранения в мире; аналогии и экстраполяции – для определения возможностей, имплементации зарубежного опыта.
Результаты. Описаны лучшие зарубежные практики предоставления электронных услуг в сфере здравоохранения с применением технологий Интернета вещей. Выявлена тенденция появления и использования различных приборов с использованием технологии Интернет вещей, которые используются для оказания медицинских услуг, в частности тех, которые имеют функции медицинского оборудования и помогают провести обследование онлайн.
Изучен опыт США по внедрению электронных медицинских карт и ведению соответствующих баз данных. Акцентировано внимание на опыте стран, которые ограничивают чрезмерную персонализацию и идентификацию данных.
Выводы. Электронные услуги – это услуги, которые предоставляются в электронном формате в онлайн-режиме. В России они регулируются значительным перечнем нормативно – правовых актов. При этом для эффективного применения технологий Интернета вещей при предоставлении электронных медицинских услуг, прежде всего, необходимо решить проблему деидентификации (деперсонализации) данных, которые собираются для удовлетворения этой услуги.