Статьи с темой: «негосударственные медицинские учреждения»
-
2021 № 8 Теоретические подходы к обеспечению эффективного взаимодействия государственных и негосударственных медицинских учреждений в формате государственно-частного партнерства.
Расширение сферы взаимодействия государства и медицинского бизнеса является одним из приоритетов развития рынка медицинских услуг в Российской Федерации. Реформа здравоохранения, основанная на принципах доказательной медицины, цифрового здравоохранения, высоких медицинских технологий, направлена, в первую очередь, на повышение качества медицинских услуг, доступности высококвалифицированной медицинской помощи для всех слоев населения. Доступность, качество и своевременность медицинской помощи – основные постулаты ежедневной деятельности частного медицинского учреждения в период нарастания кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Частная медицина может оказать существенную помощь государственной службе здоровья, стать той «палочкой-выручалочкой» для отечественной системы охраны здоровья, которая на сегодняшний день в своем большинстве представлена государственным сектором. Одним из наиболее действенных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса, принятых во всем мире, является система государственно-частного партнёрства.
Цель исследования – анализ возможных форм и механизмов взаимодействия медицинского бизнеса и государства в рамках государственно-частного партнерства.
Материалы и методы. Была проведена оценка действующей нормативно-правовой базы, проанализирован значительный объем отечественных и зарубежных литературных публикаций, на основе системного научного метода была сформулирована основная теоретическая гипотеза и построен план исследований.
Результаты. В ходе проведенных исследований обнаружены и проанализированы объективные основные причинно-следственные факторы, влияющие на развитие адекватной системы государственно-частного партнерства в области медицины и здравоохранения, в части, касающейся распределения выгод, затрат и рисков, осуществляемых на принципах долгосрочности, добровольности, управляемости, юридической обоснованности между частной медицинской организацией и органами федеральной и/или муниципальной исполнительной власти.
К основным причинно-следственным факторам следует отнести недостаточность финансирования, неблагоприятную демографическую ситуацию, низкую эффективность использования ресурсной базы, сокращение коечного фонда под видом «оптимизации», снижение социального уровня населения и перераспределение медико-диагностической структуры в связи с пандемией инфекции COVID‑19.
Следует признать, что государственная система медицинской помощи не всегда способна в полной мере удовлетворить потребности общества в качественной квалифицированной медицинской помощи. Анализ иностранной литературы показал, что за рубежом медицинские службы успешно используют принцип государственно-частного партнерства, перераспределяя усилия по формированию необходимой институциональной среды в здравоохранении между частным бизнесом и государством. Такая форма взаимодействия, как концессия, лизинг, франшиза, аутсорсинг, ауфстаффинг позволяет оптимальным
образом обеспечить баланс интересов медицинского бизнеса и государственного здравоохранения, существенным образом оптимизируя бюджетные затраты на охрану здоровья, особенно в сложный эпидемиологический период.
Итогом проведенных исследований явилась разработка концептуально-теоретической модели различных форм взаимодействия частного медицинского бизнеса и государственных структур в рамках программ государственно-частного партнерства.
Выводы. Таким образом, государственно-частное партнерство является эффективным экономическим инструментом, обеспечивающим совпадение интересов частного медицинского бизнеса и государства, позволяющим извлекать прибыль для обоих субъектов медицинской деятельности, с уменьшением расходов государственного бюджета на цели здравоохранения, но с сохранением высокого качества медицинских услуг и ресурсного обеспечения.