Влияние эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг

Опубликовано: 1 год назад

    Маркетинг в здравоохранении
  • В статье представлены результаты квалитативного анализа влияния эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг на примере Калининградской области. Экономическое неравенство в получении медицинских услуг способствует психографическому расслоению предпочтений потребителей медицинских услуг. Территориальная изолированность от страны и близость иностранных государств накладывают отпечаток на социальную-экономическую жизнь населения эксклавного субъекта и приверженность к медицинскому туризму.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – оценить влияние экславности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В период с сентября по ноябрь 2022 г. спланировано и проведено одномоментное сравнительное исследование потребительских предпочтений выбора страны и медицинской организации на рынке медицинских услуг 773 жителей Российской Федерации трудоспособного возраста. Все респонденты были стратифицированы в две группы по тместу проживания: жители Центрального федерального округа и эксклавного субъекта (Калининградская область). Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Проведен анализ предпочтений в выборе медицинской организации в зависимости от места проживания и уровня дохода респондентов. Использованы методы: открытого онлайн-анкетирования, квалитативного анализа, статистические. Достоверность различий процентных долей признака оценивалась по коэффициенту углового преобразования Фишера (φ) с заданной доверительной вероятностью 95%.
    Р е з у л ь т а т ы . Установлено влияние эксклавности и уровня доходов на потребительские предпочтения выбора медицинской организации. Выявлены особенности приоритетных мотиваторов выбора государственных, частных или зарубежных медицинских услуг респондентов Калининградской области. Комфортность получения медицинской услуги («отсутствие очередей») у респондентов Калининградской области в 1,4 раза чаще являлась мотиватором выбора частной медицины по сравнению с респондентами других регионов.
    Спрос на услуги частных и зарубежных клиник в эксклавной территории пропорционален уровню доходов. Пользовались сервисами медицинского туризма 28,7% респондентов эксклавной территории, предпочитающих частную медицину.
    В ы в о д ы . Отличительной особенностью потребителей медицинских услуг в эксклавной Калининградской области является увеличение востребованности частной медицины и лечения за рубежом пропорционально увеличению уровня доходов.
    Респонденты эксклавной территории в 1,4 раза чаще выбирают частные клиники и в 23,9 раза чаще пользуются сервисами медицинского туризма по сравнению с жителями ЦФО. Каждый четвертый респондент Калининградской области не доверяет качеству подготовки врачей в РФ. Транспортная доступность стран ЕС, неудовлетворенность уровнем подготовки медицинских кадров, отсутствие ряда медицинских услуг в РФ, возможность реализовать желание совместить лечение с поездкой за рубеж при достаточном уровне дохода населения в эксклавной области, наряду с дефицитом врачебных кадров в субъекте способствуют повышению привлекательности частных медицинских организаций, импорту медицинских услуг и оттоку пациентов за рубеж. Даны рекомендации по повышению привлекательности государственной медицины в Калининградской области.

    Авторы: Тихонова Н. К., Шилин С. Н., Авдеева Е. С., Цупова Е. А.

    Темы: потребительские предпочтения пациентов1 рынок медицинских услуг4 уровень дохода населения1 эксклавность1

Статей
10

Авторов
33

Страниц
80

Последние номера

Архив журнала >
2024

«Мз» №3 2024

Дата выпуска: 2024-04-16

397

«Мз» №2 2024

Дата выпуска: 2024-03-12

628

«Мз» №1 2024

Дата выпуска: 2024-02-08

836

2023

«Мз» №13 2023

Дата выпуска: 2024-02-08

701