Статьи с темой: ««я»-концепция»
-
2024 № 5 Компоненты личностной зрелости студентов первого курса.
Исследование личностной зрелости позволяет определить ресурсы профессиональной ответственности при освоении компетенций врача, что особенно важно в период адаптации к новым условиям обучения на первом курсе. Зрелая личность за счет развитых качеств добивается лучших результатов в короткие сроки и эффективно взаимодействует с другими людьми.
Цель исследования: определение показателей личностной зрелости студентов, зачисленных на первый курс в 2023 году.
Материалы и методы. Проведено анкетирование студентов, зачисленных на первый курс в 2023 году. Всего 396 человек: 313 девушки и 83 юноши. Средний возраст опрашиваемых составил 18,18±1,71 г. В исследовании использован метод Гильбуха, позволяющий оценить уровень личностной зрелости в целом и ее составляющих.
Результаты. Выявлен высокий уровень неудовлетворительных показателей как личностной зрелости в целом, так и ее компонентов, среди которых худшие результаты отмечены при оценке отношения первокурсников к своему «Я» (неудовлетворительные результаты отмечены у 74,8%-63,9% по женскому и мужскому полу, соответственно). Медианы большинства показателей находились на неудовлетворительном уровне. Статистически значимых различий по полу не выявлено, однако медиана чувства отношения к своему «Я» оказалась значимой среди респондентов женского пола.
Выводы. Выявлен низкий уровень личностной зрелости студентов на фоне отсутствия мотивации и неопределенных жизненных установок при отсутствии способности к психологической близости с другими людьми, что может стать психологическим барьером при освоении профессиональных компетенций и коммуникации в медицинских профессиях. Компоненты личностной зрелости, чувство гражданского долга и «Я»-концепцию необходимо формировать на ранних этапах обучения, используя все возможности воспитательной работы и психологической поддержки первокурсников.