Менеджмент в здравоохранении
  • 2021 № 1 Процесс-ориентированное и проектное управление как инструменты повышения эффективности работы государственной организации здравоохранения

    Предложены схемы реализации медицинских услуг, построенные на оптимизации потока созданных ценностей
    для пациента. Проанализированы изменения некоторых показателей деятельности медицинской организации в процессе внедрения новой модели управления. Цель работы: Создание модели управления государственной медицинской организацией на основе современных методов, базирующихся на процесс-ориентированном подходе к разделению управленческих функций. Актуальность: Работа организаций здравоохранения в условиях жесткой конкуренции требует большей гибкости и мобильности, поэтому первоочередной задачей становится создание новых моделей управления организации с учетом отраслевых особенностей и потребительских запросов. Материалы и методы: В работе использованы опубликованные результаты анализа структурных изменений организационной деятельности другими авторами. Исследование выполнено на
    основе локальных нормативных актов ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России (ФСНКЦ) по созданию новой управленческой структуры, ориентированной на развитие организации в условиях рынка медицинских услуг. Использованы аналитический и описательный методы, социологический опрос. Результаты и обсуждение: Проанализированы изменения показателей работы по ОМС и выполненные объемы оказания медицинской помощи в результате проведенных реформ управлением медицинской организацией (далее – МО) за четыре года. Отмечен рост обращений за медицинскими услугами в ФСНКЦ пациентов, желающих быстро получить информацию/помощь, в соответствие с принятой концепцией клиент-ориентированной маркетинговой стратегии, что в свою очередь потребовало разработки «коротких» маршрутов, в том числе повышенного уровня сервиса. Совместными усилиями маркетологов и врачей-специалистов с применением проектных технологий формируются
    хозрасчетные Центры – подразделения, объединяющие высококвалифицированных специалистов для решения конкретных потребностей пациентов. Схема «короткого» пути строится на принятии определения «медицинская услуга» за единицу измерения сложности процесса оказания «медицинской помощи». Выводы. Двухкратное увеличение количества обращений на этапе оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (диагностика, консультации) за пять лет подтверждает достижение поставленных целей, определенных для МО, рассматриваемой как хозяйствующий субъект рыночной экономики.

    Авторы: Баранкина Т. А., Фетисов А. О., Якименко О. Н., Евсюков А. А.

    Темы: клиент-ориентированный маркетинг1 модель управления1 рынок медицинских услуг4

    Подробнее >

  • Маркетинг в здравоохранении
  • 2022 № 3 Анализ рынка вспомогательных репродуктивных технологий в Российской Федерации и Республике Башкортостан

    Увеличение распространенности бесплодия среди населения определяет необходимость дальнейшего развития и использования вспомогательных репродуктивных технологий. Цель исследования: изучить состояние рынка вспомогательных репродуктивных технологий в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Материал и методы: анализ статистической информации в сфере здравоохранения Российской Федерации и Республики Башкортостан. Результаты: количество центров и циклов ВРТ в России неуклонно растет, при этом доля государственных центров и выполненных в них циклов составляет 1/3 и имеет тенденцию к снижению. Частные клиники, как в России, так и в Республике Башкортостан, активно участвуют
    в программах государственных гарантий, и на их долю приходится больше половины всех лечебных циклов ВРТ.

    Авторы: Фазлыева Э. А., Галиева Г. А., Измайлова Р. А.

    Темы: вспомогательные репродуктивные технологии2 рынок медицинских услуг4 частные клиники1

    Подробнее >

  • 2023 № 2 Влияние эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг

    В статье представлены результаты квалитативного анализа влияния эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг на примере Калининградской области. Экономическое неравенство в получении медицинских услуг способствует психографическому расслоению предпочтений потребителей медицинских услуг. Территориальная изолированность от страны и близость иностранных государств накладывают отпечаток на социальную-экономическую жизнь населения эксклавного субъекта и приверженность к медицинскому туризму.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – оценить влияние экславности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В период с сентября по ноябрь 2022 г. спланировано и проведено одномоментное сравнительное исследование потребительских предпочтений выбора страны и медицинской организации на рынке медицинских услуг 773 жителей Российской Федерации трудоспособного возраста. Все респонденты были стратифицированы в две группы по тместу проживания: жители Центрального федерального округа и эксклавного субъекта (Калининградская область). Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Проведен анализ предпочтений в выборе медицинской организации в зависимости от места проживания и уровня дохода респондентов. Использованы методы: открытого онлайн-анкетирования, квалитативного анализа, статистические. Достоверность различий процентных долей признака оценивалась по коэффициенту углового преобразования Фишера (φ) с заданной доверительной вероятностью 95%.
    Р е з у л ь т а т ы . Установлено влияние эксклавности и уровня доходов на потребительские предпочтения выбора медицинской организации. Выявлены особенности приоритетных мотиваторов выбора государственных, частных или зарубежных медицинских услуг респондентов Калининградской области. Комфортность получения медицинской услуги («отсутствие очередей») у респондентов Калининградской области в 1,4 раза чаще являлась мотиватором выбора частной медицины по сравнению с респондентами других регионов.
    Спрос на услуги частных и зарубежных клиник в эксклавной территории пропорционален уровню доходов. Пользовались сервисами медицинского туризма 28,7% респондентов эксклавной территории, предпочитающих частную медицину.
    В ы в о д ы . Отличительной особенностью потребителей медицинских услуг в эксклавной Калининградской области является увеличение востребованности частной медицины и лечения за рубежом пропорционально увеличению уровня доходов.
    Респонденты эксклавной территории в 1,4 раза чаще выбирают частные клиники и в 23,9 раза чаще пользуются сервисами медицинского туризма по сравнению с жителями ЦФО. Каждый четвертый респондент Калининградской области не доверяет качеству подготовки врачей в РФ. Транспортная доступность стран ЕС, неудовлетворенность уровнем подготовки медицинских кадров, отсутствие ряда медицинских услуг в РФ, возможность реализовать желание совместить лечение с поездкой за рубеж при достаточном уровне дохода населения в эксклавной области, наряду с дефицитом врачебных кадров в субъекте способствуют повышению привлекательности частных медицинских организаций, импорту медицинских услуг и оттоку пациентов за рубеж. Даны рекомендации по повышению привлекательности государственной медицины в Калининградской области.

    Авторы: Тихонова Н. К., Шилин С. Н., Авдеева Е. С., Цупова Е. А.

    Темы: потребительские предпочтения пациентов1 рынок медицинских услуг4 уровень дохода населения1 эксклавность1

    Подробнее >

  • Зарубежный опыт
  • 2020 № 8 Проблемы релевантных рынков медицинских услуг: исследование отечественного и зарубежного опыта

    В статье отражены результаты анализа исследований разных авторов, посвящённых изучению проблем отечественного и зарубежного релевантных рынков медицинских услуг. Раскрыта сущность понятий: медицинская услуга, её конкурентоспособность, рынок медицинских услуг. Описана ситуация, связанная с проблемами в формировании конкурентной среды, основные факторы, затрудняющие конкурентоспособность медицинских услуг, характер их функционирования, определяющий необходимость вмешательства со стороны государства в сферу здравоохранения. Представлены основные участники рынка медицинских услуг и обоснованы причины конфликта их интересов.

    Авторы: Шматко А. Д., Щербук А. Ю., Черепанова Е. В., Щукин А. Н.

    Темы: конкурентоспособность2 конкуренция на рынке медицинских услуг1 конфликт интересов2 медицинская услуга4 потребитель медицинских услуг1 рынок медицинских услуг4

    Подробнее >