Статьи с темой: «медицинские организации»
-
2020 № 6 Какие проверки отменены, а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией
Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским
организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г. -
2016 № 3 Обеспеченность диагностическим оборудованием медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях
Перенос акцентов на оказание медицинской помощи населению в амбулаторных условиях актуализирует задачу анализа обеспеченности оборудованием и нагрузки на него в условиях амбулаторно-поликлинических подразделений. На основании сведений форм федерального статистического наблюдения № 30 и № 47 изучено состояние медицинского оборудования для проведения профилактического скрининга, оборудования для компьютерной и магниторезонансной томографии, для ультразвуковой диагностики. Проведен анализ деятельности эндоскопических кабинетов медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Проведена оценка нагрузки на отдельные единицы оборудования в медицинских организациях (подразделениях), оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Представлен анализ основных показателей, характеризующих техническое состояние зданий медицинских организаций (подразделений), оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Выявлен дефицит оборудования для маммографии, не оптимальное использование оборудования для проведения скрининговых исследований органов грудной клетки. Обоснована целесообразность проведения паспортизации медицинских организаций, а также пересмотра нормативов исследований с использованием компьютерных томографов. Предложен способ оптимизации нагрузки на диагностическое оборудование.
-
2020 № 7 Нормативно-правовое регулирование недобровольной госпитализации лиц с коронавирусной инфекцией: что необходимо сделать
В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок госпитализации и/или
изоляции при коронавирусной инфекции. Показано, что в настоящее время в соответствии с законодательством допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. При этом авторами обосновано, что понятия «медицинское вмешательство» и «госпитализация» не являются тождественными. В свою очередь в законодательстве отсутствует порядок недобровольной госпитализации и недобровольной изоляции лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Отсутствие чёткого нормативно-правового регулирования указанных вопросов затрудняет проведение эффективных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В статье предложено определить и законодательно закрепить порядок недобровольной госпитализации и порядок недобровольной изоляции при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. -
2018 № 1 Отделение медико-социальной помощи взрослому населению и отделение по уходу: концепция и принципы организации
Предложена концепция организации медико-социальной помощи наиболее социально уязвимым контингентам населения (лицам пожилого и старческого возраста, инвалидам и гражданам с временным ограничением способности к передвижению и самообслуживанию после перенесенных заболеваний и травм), которая включает в себя создание отделений медико-социальной помощи в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях взрослому населению.
-
2016 № 7 Деятельность дневных стационаров в Российской Федерации в 2000–2014 годах
В статье проанализированы нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу дневных стационаров в Российской Федерации с конца 90-х годов XX века по настоящее время. Представлен анализ показателей деятельности дневных стационаров в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях в стране в 2000–2014 годах. Отмечен рост коечного фонда дневных стационаров в 2,3 раза, который в основном обеспечен за счет увеличения койко-мест в дневных стационарах медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Проведена оценка использования коечного фонда круглосуточного стационаров за 15 лет. За изучаемый период число коек в круглосуточных стационарах сократилось на 27,7%, число выписанных пациентов практически не изменилось, что связано с интенсивностью работы коек. Показано сравнение числа лиц, прошедших лечение в дневных стационарах и стационарах круглосуточного пребывания. В общем числе пациентов, прошедших лечение в дневных стационарах и стационарах круглосуточного пребывания, доля пациентов, пролеченных в круглосуточных стационарах, снизилась с 92,5 до 80,3%, доля пациентов, пролеченных в дневных стационарах, возросла с 7,5 до 19,7%.
-
2016 № 3 Первичная медико-санитарная помощь. Характеристика сети медицинских организаций и обеспеченность кадрами
Изучены изменения сети медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях, произошедшие в течение последнего десятилетия, подробно проанализированы тенденции формирования штатного расписания поликлиник, обеспеченности населения врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики. Представлен анализ основных показателей деятельности врачей в медицинских организациях, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
-
2020 № 5 Анализ деятельности многопрофильного дневного стационара в условиях города
В статье на основе источников литературы, анализа отчетных данных о деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (МОСУ) и медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (МОАУ), а также изучения опыта работы в ряде территорий РФ показаны задачи, организационные формы работы, медико-экономическая целесообразность организации дневных стационаров (ДС). Представлен опыт работы и показатели деятельности ДС на базе поликлинического отделения городской клинической больницы. Оценена медико-социальная эффективность работы ДС и возможный экономический эффект от организации ДС.
-
2019 № 7 Стационарозамещающие технологии в дерматовенерологии
В Программе государственных гарантий предусматривалось уменьшение почти на 20% объема стационарной помощи за счет развития стационарозамещающих форм. Эффективность деятельности дневных стационаров выше по сравнению со стационарами в 1,5–3 раза, что связано с работой в 2 смены. Экономический эффект от деятельности ДС по результатам исследовательских работ ряда авторов достигает 70%. Вместе с тем, темпы внедрения дневных стационаров (ДС) остаются необоснованно низкими, недостаточно развиваются профильные дневные стационары, в том числе в дерматологии. Недостатком действующей в России системы здравоохранения и дерматовенерологической помощи в частности является несформированность экономических стимулов в пользу выбора менее затратных технологий, их параметры смещены в сторону больничного обеспечения. За последнее десятилетие значительно снизилось число научно-исследовательских работ, посвящен¬ных деятельности ДС, не разработан экономический механизм финансирования, стимулирующий развитие этих форм работы.
-
2018 № 4 Логистика медикаментов как точка оптимизации затрат медицинских организаций
В статье рассматривают 3 основных типа схем снабжения лекарственными препаратами в медицинских организациях. Описывают преимущества и недостатки каждой из схем. На основе практического опыта применения различных видов схем в Клиническом центре Сеченовского Университета показываются экономические и организационные преимущества схемы централизованного управления запасами.
-
2016 № 5 Анализ показателей деятельности и пути реформирования здравоохранения села
В статье представлен анализ заболеваемости сельского населения в РФ и Федеральных округах. На основе результатов исследования разработаны предложения по реформированию здравоохранения села.
-
2019 № 3 Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
В настоящее время для медицинских организаций крайне актуальными являются вопросы, связанные с превышением установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Это так называемая проблема «сверхплановых пациентов». Действующее законодательство не предполагает оплаты сверхплановых объемов. Но строго уложиться в выделенные объемы медицинской помощи практически невозможно, поскольку уровень заболеваемости трудно предсказать с высоким уровнем точности. В рамках действующей нормативной базы все финансовые риски в этой ситуации падают на медицинскую организацию, что не соответствует логике страхования. Тем не менее есть определенные варианты смягчения данной проблемы. Это иллюстрирует и судебная практика, сложившаяся в этой сфере.
-
2019 № 6 Новые правила обязательного медицинского страхования: основные изменения
Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила) регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования. Новые Правила ОМС разработаны Минздравом России в соответствии с рекомендациями Минюста России. Суть этих рекомендаций заключалась в том, чтобы не вносить в существующие Правила ОМС очередные изменения, а утвердить новые Правила ОМС.В значительной степени произошедшие изменения связаны с информатизацией здравоохранения, с появлением законодательного регулирования применения телемедицинских технологий. Большая часть изменений затрагивает порядок расчёта величины санкций, применяемых к медицинским организациям в системе ОМС. В свою очередь, эти изменения отражают стремление снизить финансовую нагрузку на государственные (муниципальные) учреждения и облегчить для них задачу достижения уровня заработной платы, предусмотренного «майскими» Указами Президента 2012 года.
-
2019 № 4 Обзор судебной практики по вопросам оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
Несмотря на достаточно жесткие законодательные нормы, касающиеся оплаты медицинской помощи, оказанной сверх выделенных комиссией по разработке территориальной программы ОМС объемов, а также сложившуюся практику взаимоотношений между медицинскими организациями – с одной стороны и страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами ОМС – с другой стороны, судебная практика часто демонстрирует другие подходы. Хотя действующее законодательство не предполагает оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи, суды часто становятся на сторону медицинских организаций. Тем самым и сложившаяся судебная практика иллюстрирует наличие проблем в этой сфере. Данная статья посвящена обзору судебной практики в вопросах оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
-
2014 № 12 Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении
В рамках реализации мероприятий, связанных с введением эффективного контракта, предусматривается независимая оценка качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. По этому поводу принято достаточно большое количество нормативных правовых актов. Однако остается еще много вопросов по поводу формирования и функционирования такой системы в сфере здравоохранения. При больших потенциальных возможностях данная система несет в себе и ряд рисков, которые необходимо иметь в виду во избежание снижения объективности, реальной независимости и действенности вводимой системы независимой оценки качества.
-
2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19
Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.
-
2020 № 5 Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы
Эффективность функционирования любой общественной системы, включая здравоохранение, определяется адекватностью ее нормативно-правового регулирования. Ситуация с коронавирусом обнажила многие проблемы в этой сфере, ряд из который был оперативно решен с той или иной степенью успешности. Однако остается еще много неурегулированных вопросов и необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования здравоохранения. Это касается, в том числе, и вопросов оплаты труда медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19. В статье представлен проведенный анализ порядка осуществления выплат стимулирующего характера за счет федеральных средств, предложены меры по его совершенствованию. В статье приведен SWOT-анализ состояния российского здравоохранения на фоне распространения коронавируса COVID-19.
-
2020 № 8 Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции
В условиях распространения коронавирусной инфекции основной проблемой медицинских организаций является не очевидный рост затрат на оказание медицинской помощи, связанный с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима (средства индивидуальной защиты, для дезинфекции и т. д.), а снижение доходов из-за падения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профилактических мероприятий, простоев (в период проведения мероприятий по перепрофилированию и т. д.).
Государство оперативно отреагировало на подобную ситуацию, внеся изменения в соответствующее законодательство, приняв целый ряд специальных нормативных правовых актов. Однако реализация этих достаточно разнообразных мер связана с целым рядом факторов, таких как: наличие или отсутствие ограничительных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; участие или неучастие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией; периоды, в рамках которых действует тот или иной порядок авансирования и т. д. Все это вызывает сложности в понимании того, какой механизм финансового обеспечения применяется к данной конкретной ситуации, каковы должны быть действия медицинских организаций.
Данная статья посвящена анализу способов финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на различных этапах борьбы с коронавирусной инфекцией. -
2020 № 4 Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении
Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций. -
2020 № 3 Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной жителям других субъектов Российской Федерации, в рамках обязательного медицинского страхования
Законодательство гарантирует гражданам право на получение медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) на всей территории Российской Федерации. Но в ряде случаев в соответствии с действующим законодательством для получения медицинской помощи требуется направление. Это касается и ситуаций получения медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Система подобных направлений в медицинские организации, расположенные в другом регионе, более или менее урегулирована лишь при направлении в федеральные медицинские организации. Ситуация еще больше осложняется тем, что высшие судебные инстанции вопреки нормам законодательства, принимают решения, фактически нивелирующие требования наличия направления. При этом оплата медицинской помощи, оказанной за пределами региона, на территории которого выдан полис ОМС, зависит от оплаты этой помощи со стороны Территориального фонда этого региона. Это приводит к многочисленным задержкам с оплатой и, как следствие, снижает заинтересованность медицинских организаций в оказании медицинской помощи «иногородним». Страдают в итоге пациенты. Все это ставит вопрос о необходимости совершенствования действующего механизма проведения межтерриториальных взаиморасчетов в системе ОМС.