Медицинская наука
  • 2017 № 5 Место клинической медицины в дисциплинарной структуре российской науки

    Рассмотрена дисциплинарная структура науки мира и РФ. Показано, что на долю публикаций по клинической медицине пришлось 26% от общего числа публикаций, проиндексированных в 2015 г. в БД Web of Science, и 35,3% публикаций, проиндексированных в БД Scopus за 2011–2015 гг. Сделан вывод о нарастающей медицинизации мировой науки. Отмечается, что в РФ в силу сложившейся в прошлом веке и не меняющейся системе квотирования средств государственной поддержки сектора гражданской науки на исследования медицинской тематики выделяется не более 3,2% внутренних затрат на исследования и разработки по социально-экономическим целям. Прогнозируется, что недофинансирование медицинской науки в РФ не позволит добиться существенного роста наукометрических показателей, отражающих результативность и продуктивность российской науки в целом.

    Авторы: Стародубов В. И. [60] Куракова Н. Г. [28]

    Темы: дисциплинарная структура3 клиническая медицина3 медицинские исследования1 мировая наука2 наука россии1 наукометрические показатели2 финансирование11

    Подробнее >

  • Консультирует «МЗ»
  • 2015 № 8 Нормативно-правовое регулирование государственно-частного (муниципально-частного) партнерства

    В статье рассматривается законодательство, связанное с государственно-частным партнерством и муниципально-частным партнерством, особенности его использования применительно к бюджетной сфере. Приводится также анализ возможного влияния нового законодательства на инвестиционную активность в условиях нынешнего экономического кризиса. Показаны законодательные возможности и ограничения для реализации проектов государственно-частного партнерства с участием государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [266]

    Темы: государственно-частное партнерство4 государственные (муниципальные) учреждения10 законодательство7 инвестиции1 муниципально-частное партнерство1 обязательное медицинское страхование46 финансирование11 эффективность14

    Подробнее >

  • 2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет

    При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30] Брутова А. С. [7]

    Темы: бюджет4 дефицит5 доходы5 здравоохранение28 инфляция2 обязательное медицинское страхование46 расходы6 федеральный фонд омс5 финансирование11

    Подробнее >

  • 2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось

    В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30] Брутова А. С. [7]

    Темы: дефицит5 доходы5 здравоохранение28 инфляция2 консолидированный бюджет1 обязательное медицинское страхование46 профицит2 расходы6 федеральный бюджет6 федеральный фонд омс5 финансирование11

    Подробнее >

  • 2020 № 1 Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение»

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020–2022 годах, несмотря на слож¬ную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде¬рации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осущест¬вляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Базарова И. Н. [6] Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30]

    Темы: дефицит5 доходы5 здравоохранение28 межбюджетные трансферты2 обязательное медицинское страхование46 расходы6 страховые взносы2 федеральный бюджет6 федеральный фонд омс5 финансирование11

    Подробнее >

  • 2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19

    Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.

    Авторы: Базарова И. Н. [6] Стародубов В. И. [60] Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30] Ендовицкая Ю.  В. [3]

    Темы: covid-196 здравоохранение28 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации19 обязательное медицинское страхование46 финансирование11

    Подробнее >

  • 2020 № 5 Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы

    Эффективность функционирования любой общественной системы, включая здравоохранение, определяется адекватностью ее нормативно-правового регулирования. Ситуация с коронавирусом обнажила многие проблемы в этой сфере, ряд из который был оперативно решен с той или иной степенью успешности. Однако остается еще много неурегулированных вопросов и необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования здравоохранения. Это касается, в том числе, и вопросов оплаты труда медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19. В статье представлен проведенный анализ порядка осуществления выплат стимулирующего характера за счет федеральных средств, предложены меры по его совершенствованию. В статье приведен SWOT-анализ состояния российского здравоохранения на фоне распространения коронавируса COVID-19.

    Авторы: В. И Стародубов [1] Ф.  Н.  Кадыров [5] Ю.  В.  Ендовицкая [5] О.  В.  Обухова [2] И.  Н.  Базарова [1] Н.  Я.  Несветайло [1]

    Темы: covid-196 здравоохранение28 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации19 обязательное медицинское страхование46 финансирование11

    Подробнее >

  • 2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году

    Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
    Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30] Брутова А. С. [7]

    Темы: дефицит5 доходы5 здравоохранение28 обязательное медицинское страхование46 профицит2 расходы6 федеральный бюджет6 федеральный фонд омс5 финансирование11

    Подробнее >

  • 2020 № 4  Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении 

    Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
    Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций.

    Авторы: Базарова И. Н. [6] Стародубов В. И. [60] Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30] Несветайло Н. Я. [3] Ендовицкая Ю.  В. [3]

    Темы: covid-196 здравоохранение28 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации19 обязательное медицинское страхование46 финансирование11

    Подробнее >

  • 2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н. [266] Обухова О. В. [30] Брутова А. С. [7]

    Темы: дефицит5 доходы5 здравоохранение28 межбюджетные трансферты2 обязательное медицинское страхование46 расходы6 страховые взносы2 федеральный бюджет6 федеральный фонд омс5 финансирование11

    Подробнее >

  • Зарубежный опыт
  • 2015 № 6 Реформа системы финансирования больниц в Республике Молдова

    До введения в Молдове обязательного медицинского страхования финансирование системы здравоохранения было основано на минимуме услуг, гарантированных государством, а остальные услуги предоставлялись платно. Это привело к серьезному ухудшению инфраструктуры системы здравоохранения и снижению доступности медицинских услуг. При введении ОМС с целью улучшение создавшейся ситуации был предложен переход на финансирование стационарной помощи «за пролеченный случай по профилю». Было достигнуто значительное увеличение производительности стационаров: повышения уровня госпитализации для застрахованных лиц от 138 до 249‰, увеличения удельного веса использования койки от 75,4 до 87,7% и др. показателей. По мнению 71,2% руководителей больниц, рост производительности явился результатом влияния используемого метода финансирования. Тем не менее, как показало время, данный метод финансирования имел и свои недостатки. Наиболее важным из них была существенная разница стоимости случаев в рамках профиля. Для решения данной проблемы метод финансирования «за пролеченный случай» был улучшен за счет перехода на диагностически связанные группы (DRG). С целью определения обоснованности перехода на метод оплаты по DRG были изучены логика группировки случая в рамках этой системы, а также число стоимостных групп, в которые попадали пациенты, и диапазон стоимости пролеченных случаев в пределах профилей районных больниц. Для оценки влияния метода оплаты по DRG на деятельность больниц было изучено: количество и индекс комплексности пролеченных случаев, количество вмешательств, зарегистрированных как главное хирургическое вмешательство и как дополнительные процедуры, а также ряд других показателей. Введение системы DRG в Республике Молдове привело к увеличению числа пролеченных случаев на 5%, индекса сложности случаев — на 11,9%, также к снижению средней продолжительности госпитализации на 7,4%.

    Авторы: Дамашкан Г. П. [1]

    Темы: диагностически связанная (сопряженная) группа (drg)1 республика молдова1 стационарная медицинская помощь2 финансирование11

    Подробнее >