Стародубов В. И. - все статьи автора в журнале

    Зарубежный опыт
  • 2004 № 6 Реформы здравоохранения в Узбекистане

    Авторы: Башкиева М. Ш., Стародубов В. И.

    Подробнее >

  • 2004 № 5 Реформы здравоохранения в Армении

    Авторы: Башкаева М. Ш., Стародубов В. И.

    Подробнее >

  • Информационный менеджмент
  • 2018 № 3 Национальный сегмент международного дерева идентификаторов объектов. Реестр OID Минздрава

    В статье описана структура и организация международного дерева идентификаторов объектов, включающая в себя национальный сегмент и пространство OID Минздрава России. Представлена история и проблемы формирования Реестра OID Минздрава на начальном этапе, а также пути решения и актуальное состояние. Рассмотрены основные аспекты построения дуги OID «Субъекты системы здравоохранения» с учетом значимости для решения задач оценки уровня информатизации и формирования федеральных регистров, а также с учетом законодательных особенностей формирования структуры системы здравоохранения.

    Авторы: Стародубов В. И., Сидоров К. В., Зарубина Т. В.

    Темы: единая государственная информационная система здравоохранения1 интегральная оценка уровня информатизации1 международное дерево идентификаторов объектов1 реестр oid1 федеральный регистр медицинских организаций1

    Подробнее >

  • 2017 № 8 Методика оценки уровня информатизации медицинской организации

    В статье описан подход к оценке уровня информатизации регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения на основе оценки уровня информатизации медицинских организаций. Шкала построена на оценке уровня конкретных показателей, объединенных в функциональные сегменты, которые формируют интегральную оценку для медицинского учреждения в целом. В 2016 году разработанная шкала в виде анкеты была представлена специалистам региональных МИАЦ восьми субъектов Российской Федерации, которые оценили положительно 90% показателей. В трех «пилотных» регионах было проведено тестовое обследование медицинских организаций

    Авторы: Стародубов В. И., Сидоров К. В., Зарубина Т. В., Швырев С. Л., Королева Ю. И., Раузина С. Е.

    Темы: медицинская информационная система19 результат-ориентированный подход1 электронное здравоохранение4 эффективность информатизации1

    Подробнее >

  • Кадровый менеджмент
  • 2017 № 6 Затраты рабочего времени врачей-специалистов, связанных с посещением одним пациентом врача-фтизиатра, врача-хирурга и врача-дерматовенеролога

    В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583) и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 130; № 45, ст. 5863; 2014, № 19, ст. 2468), в 2016 г. прове дены фотохронометражные наблюдения за рабочим процессом врачей-фтизиатров, врачей-хирургов и врачейдерматовенерологов. Работа проводилась в соответствии с методикой проведения фотохронометражных исследований в течение десяти рабочих дней за двумя врачами по каждой специальности. Результаты исследования показали необходимость разработки новых нормативных документов по установлению норм времени на посещение одним пациентом врачей-фтизиатров, врачей-хирургов и врачей-дерматовенерологов, оказывающих первичную специализированную помощь в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., Армашевская О. В., Цыбикова Э. Б., Соколовская Т. А., Люцко В. В., Тюлькина Е. А.

    Темы: врачи-специалисты1 новые нормативные документы1 нормы времени5 фотохронометражное наблюдение3

    Подробнее >

  • Консультирует «МЗ»
  • 2021 № 6 ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

    Анонсированная еще в конце 2019 года реформа система оплаты труда приобрела реальные очертания. Реформа включает в себя целый ряд этапов. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 847 в рамках пилотного проекта началась практическая апробация установленных требований к системам оплаты труда (НСОТ).
    Цель пилотного проекта – оценить, насколько новая система оплаты труда скажется на заработной плате конкретных медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, участвующих в «пилоте», отработать параметры заработной платы и оценить возможную потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых как для реализации самих пилотных проектов, так и при распространении новой системы оплаты труда на всех медицинских работников отрасли.

    Авторы: Кобякова О. С., Ковязина Н. З., Тулупова О. Н., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: выплаты компенсационного характера4 выплаты стимулирующего характера14 заработная плата4 здравоохранение40 медицинские работники10 оклад3 системы оплаты труда2

    Подробнее >

  • 2021 № 4 НОВАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Система обязательного медицинского страхования регулируется большим числом нормативных правовых актов. Тем не менее, многие вопросы, связанные с взаимоотношением участников системы ОМС, и прежде всего – финансовые, определяются содержанием заключаемых между ними договоров. Данная статья посвящена анализу новой системы договоров, сложившейся в системе обязательного медицинского страхования в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также других, связанных с этим нормативных правовых актов. Произошли изменения не только в содержании договоров, но и в составе их участников. Кроме того, появился новый, ранее отсутствовавший вид договора. Целью работы
    является анализ изменений договоров в системе ОМС и их возможных последствий

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: договоры в системе омс1 медицинские организации33 обязательное медицинское страхование64 страховые медицинские организации15 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • 2021 № 3 Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году

    Настоящая публикация посвящена анализу вступивших в силу с 01.01.2021 г. изменений в Федеральном законе
    «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, а также других связанных с этим нормативных правовых актов.
    Целью работы является анализ причин, приведших к необходимости совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования; содержание основных изменений в федеральном законодательстве и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования (прежде всего – с точки зрения полномочий основных участников ОМС), а также оценка последствий этих изменений.

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: медицинские организации33 обязательное медицинское страхование64 полномочия участников омс1 страховые медицинские организации15 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • 2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19

    Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1931 здравоохранение40 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации33 обязательное медицинское страхование64 финансирование16

    Подробнее >

  • 2020 № 4  Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении 

    Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
    Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций.

    Авторы: Стародубов В.  И., Кадыров Ф.  Н., Обухова О.  В., Базарова И.  Н., Ендовицкая Ю.  В., Несветайло Н.  Я.

    Темы: covid-1931 здравоохранение40 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации33 обязательное медицинское страхование64 финансирование16

    Подробнее >

  • 2018 № 5 Порядок формирования штатных расписаний государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения

    Штатное расписание, определяя состав и структуру должностей, является важным инструментом регулирования трудовых отношений в коллективе. Но, одновременно, это и важный экономический инструмент. Поэтому полномочия руководителя медицинской организации во многом определяются его правами по формированию штатного расписания. При этом штатное расписание зачастую становится объектом споров и конфликтов не только с учредителями, но и с различными контролирующими органами. В статье рассматриваются правовые основы формирования штатных расписаний в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения

    Авторы: Стародубов В.  И., Кадыров Ф.  Н.

    Темы: нормирование4 полномочия государственных (муниципальных) учреждений1 устав1 штатное расписание5 штатные нормативы2

    Подробнее >

  • 2017 № 10 Финансовые резервы государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения

    Сложная экономическая ситуация выводит на повестку дня всевозможные варианты оптимизации, поиска резервов и т. д. в государственных (муниципальных) учреждениях. Многие руководители учреждений искренне считают, что резервов поиска средств для повышения заработной платы в рамках «майских» Указов Президента уже давно нет, но при этом даже не начинали заниматься нормированием, введением профессиональных стандартов и другими мерами, намеченными этими Указами. И эффективный контракт ввели лишь формально. Многие учреждения не утруждают себя тем, чтобы реализовать те возможности, которые предоставляют то же самое нормирование, эффективный контракт и т. д., рассматривая их лишь как формальную меру, лишнюю и ненужную для себя работу. С другой стороны, и правовая среда, в которой работают учреждения, зачастую не позволяется реализовать законодательно предусмотренные возможности привлечения дополнительных ресурсов и т. д. Эти проблемы рассматриваются в настоящей публикации

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: кадровый потенциал2 нормирование4 обязательное медицинское страхование64 оплата труда19 оптимизация6 платные услуги1 ресурсы1 стимулирование3 экономия1

    Подробнее >

  • 2017 № 4 Парадоксы законодательства: гарантии бесплатности медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества

    Законодательство Российской Федерации, признавая права граждан как на бесплатную медицинскую помощь, так и на платные медицинские услуги, тем не менее делает явный крен сторону бесплатности. При этом гарантии бесплатности сформулированы таким образом, что нередко ограничивают права граждан на получение медицинской помощи с использованием лекарственных препаратов, медицинских изделий и т. д., не предусмотренных в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Более того, если права граждан на получение платных медицинских услуг прямо прописаны в законе, то о праве граждан на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий и т. д. вообще ничего не говорится. При этом нет и прямых запретов, что на практике приводит к многочисленным конфликтными ситуациям. В статье даются конкретные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: бесплатность медицинской помощи2 гарантии в сфере здравоохранения2 доступность медицинской помощи8 законодательство в сфере здравоохранения3 качество медицинской помощи31 лекарственные препараты10 медицинские изделия6 платные медицинские услуги24 стандарты медицинской помощи12

    Подробнее >

  • 2015 № 9 Оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации

    В настоящее время создана правовая и методологическая база оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Несмотря на несовершенство созданной системы, она позволяет ускорить процесс внедрения в здравоохранение новых медицинских технологий, одновременно обеспечив финансовую поддержку федеральных клиник, испытывающих серьезные экономические проблемы из-за сокращения бюджетных расходов на наиболее часто оказываемые виды медицинской помощи в условиях экономической нестабильности. В статье рассматриваются проблемы и даются предложения по совершенствованию организационного механизма клинической апробации.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Перхов В. И., Обухова О. В.

    Темы: клинико-экономический анализ7 клиническая апробация1 клинические испытания1 клинические исследования1 медицинская помощь16 финансовое обеспечение медицинской деятельности1 эффективность17

    Подробнее >

  • 2015 № 5 Вопросы использования стандартов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования

    Статья посвящена анализу законодательства, других нормативных актов, связанных с применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, контролем качества медицинской помощи и применением штрафных санкций к медицинским организациям в системе обязательного медицинского страхования.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: критерии качества медицинской помощи1 медико-экономическая экспертиза2 обязательное медицинское страхование64 порядки оказания медицинской помощи2 стандарты медицинской помощи12 штрафные санкции1 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • 2005 № 8 Подходы к оценке нематериальных активов медицинской организации

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г.

    Подробнее >

  • Консультурует мз
  • 2021 № 5 НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Одним из серьезнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования является изменение порядка проведения контрольных мероприятий.
    В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 326-ФЗ (в соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения устанавливает теперь не Федеральный фонд ОМС, а Минздрав России.
    При этом меняются как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля.

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М., Митрошин П. В.

    Темы: контроль объемов и качества медицинской помощи2 медицинские организации33 обязательное медицинское страхование64 страховые медицинские организации15 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • Медицинская наука
  • 2020 № 1 Планирование тематики диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: проблемы и решения

    Анализ изменений структуры тематики диссертаций за 20 лет показал, что профессиональные ценности соискателей ученой степени по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» сместились от вопросов здоровья и здоровьесбережения к вопросам болезни и технологий её лечения, что не соответствует потребностям современного общества. Происходит исчезновение из рассматриваемой дисциплины, родоначальником которой является медицинская полиция, знаний и компетенций, необходимых для успешного осуществления управленческой деятельности по реализации одной из важнейших социальных функций государства – предотвращения угрозы общественному здоровью и безопасности. Необходимо уточнить сущность базового понятия научной специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», а также усовершенствовать процедуры планирования диссертационных исследований.

    Авторы: Стародубов В. И., Перхов В. И., Сон И. М.

    Темы: государственная система научной аттестации1 диссертация1 медицинская наука2 общественное здоровье и здравоохранение3 организация здравоохранения15 организация медицинской помощи6 политика здравоохранения1

    Подробнее >

  • 2019 № 6 Оценка достижимости пятого места в мировом рейтинге публикационной активности по приоритетным направлениям в области биомедицины

    Одним из семи целевых показателей Национального проекта «Наука» (НПН) является «Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития в изданиях, индексируемых в международных базах данных». Целью настоящего исследования являлась оценка базового значения этого показателя для биомедицинских дисциплин, отнесенных к приоритетному направлению 20-в Стратегии научно-технологического развития РФ. Сопоставлены объемы публикационных потоков Российской Федерации по 20 биомедицинским дисциплинам с аналогичным показателем стран, занимающих пятое место по числу публикаций в рассматриваемой предметной области, индексируемых в Web of Science Core Collection (WoS CC). Зафиксировано 5-10 кратное отставание Российской Федерации по большей части выделенных паспортом НТН приоритетных направлений в области биомедицины. Результативность мер государственной политики, направленных на увеличение отечественного публикационного потока по биомедицине за период 2012-2018 гг. оценена как недостаточная для выполнения рассматриваемого целевого показателя НПН.

    Авторы: Стародубов В. И., Кураков Ф. А., Цветкова Л. А., Полякова Ю. В.

    Темы: web of science3 биомедицина1 национальный  проект  «наука»1 приоритетные  направления  научно  технологического  развития1 публикационная активность4 статьи1 удельный  вес1 целевые  показатели1

    Подробнее >

  • 2017 № 5 Место клинической медицины в дисциплинарной структуре российской науки

    Рассмотрена дисциплинарная структура науки мира и РФ. Показано, что на долю публикаций по клинической медицине пришлось 26% от общего числа публикаций, проиндексированных в 2015 г. в БД Web of Science, и 35,3% публикаций, проиндексированных в БД Scopus за 2011–2015 гг. Сделан вывод о нарастающей медицинизации мировой науки. Отмечается, что в РФ в силу сложившейся в прошлом веке и не меняющейся системе квотирования средств государственной поддержки сектора гражданской науки на исследования медицинской тематики выделяется не более 3,2% внутренних затрат на исследования и разработки по социально-экономическим целям. Прогнозируется, что недофинансирование медицинской науки в РФ не позволит добиться существенного роста наукометрических показателей, отражающих результативность и продуктивность российской науки в целом.

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г.

    Темы: дисциплинарная структура3 клиническая медицина3 медицинские исследования1 мировая наука2 наука россии1 наукометрические показатели2 финансирование16

    Подробнее >

  • 2016 № 2 Структура и проблемы медицинского сектора новой программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук

    В статье рассматриваются вопросы планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности в сфере медицинской науки, осуществляемой за счет бюджетных средств. Авторами показано, что дезинтеграция научных процессов приводит к снижению интенсивности научного поиска и внедрения достижений медицинской науки в практическое здравоохранение. Авторы приходят к выводу о необходимости повышения эффективности управления медицинскими научными исследованиями и более четкого определения приоритетов развития медицинской науки.

    Авторы: Стародубов В. И., Перхов В. И., Нефедова Е. В.

    Темы: бюджетное финансирование2 здравоохранение40 медицинская наука2 научные исследования3

    Подробнее >

  • 2015 № 8 Механизмы, приоритеты и объемы финансового обеспечения научных исследований для здравоохранения в России и США

    Аннотация: Показано, что бюджет РФ на исследования и разработки составляет не более 2,5% от общемирового, в то время как на долю бюджетов всего трех стран – США, Китая и Японии – приходится более 50%. Сделано предположение, что несопоставимость внутренних затрат РФ на развитие сектора гражданской науки по сравнению с индустриально развитыми странами позволяет выделять в качестве приоритетов научно-технологического развития страны ограниченное число исследовательских направлений. Сопоставлены объемы финансирования исследований и разработок биомедицинской тематики в США и РФ. Показано, что базовое финансирование 27 исследовательских центров, входящих в Национальные институты здоровья США, в 2014 г. в 173 раза превосходило объемы финансирования 104 медицинских научно-исследовательских институтов, подведомственных Минздраву России и ФАНО. Сопоставлены бюджеты отдельных приоритетных направлений в области биомедицины в США и РФ, оценено, что объемы финансирования тематически сходных проектов различаются в сотни и тысячи раз. Отмечено, что совокупные расходы федерального бюджета на приоритетное направление «Науки о жизни» в РФ в 2010–2012 гг. были минимальные по сравнению с другими пятью направлениями, входящими, согласно Указу Президента от 07.07.2011 г. № 899, в перечень приоритетных. Сделан вывод о целесообразности многократного увеличения объемов государственной поддержки фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области биомедицины в случае сохранения наук о жизни в числе приоритетных направлений научно-технологического и социального развития РФ. Подчеркнута необходимость устранения всех административных и налоговых барьеров, препятствующих активному участию предприятий отечественного промышленного сектора в софинансировании разработок отечественных лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г.

    Темы: биомедицинские научные исследования и разработки1 бюджетное финансирование2 бюджеты корпоративных ниокр1 индустриальный сектор наук о жизни1 критерии выбора1 научно-технологическое развитие1 научные инициативы1 национальный институт здоровья1 приоритетные направления2 россия6 сша2

    Подробнее >

  • 2014 № 3 Финансирование медицинской науки: новые принципы и финансовые инструменты

    Аннотация: Выполнен анализ критериев отбора проектов российских медицинских центров для финансирования в Российском научном фонде и ФЦП «Исследования и разработки». Отмечена высокая степень неопределенности таких понятий, как «приоритетное направление», «ориентированное», «прикладное» и «поисковое» исследование и «индустриальный партнер» применительно к отечественным исследованиям биомедицинской тематики. Выполнен анализ раздела «Медицина и здравоохранение» «Прогноза научно-технологического развития РФ до 2030 года».

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г.

    Темы: грантовое финансирование1 индустриальные партнеры1 медицинские поисковые исследования1 приоритеты1 российский научный фонд1 федеральные целевые программы1

    Подробнее >

  • 2012 № 4 Мировой уровень конкурентоспособности национальных исследований в области клинической медицины.

    Предложена формализация используемых в программных документах, определяющих направления реформирования российской науки, понятий «мировой уровень исследований» и «ведущие научно-технологические векторы» глобальной науки. На примере использования библиографического показателя «нормированное цитирование в предметной области» для анализа различных предметных областей российской клинической медицины показана степень различия соответствия мировому уровню отдельных направлений одной и той же национальной предметной области. Отмечена необходимость разработки национальной методологии аудита российской науки, учитывающей ее русскоязычный сегмент, к которому не применимы используемые для этих целей и признанные в мире методики.

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г., Цветкова Л. А., Арефьев П. Г., Кураков Ф. А.

    Подробнее >

  • Медицинская статистика
  • 2023 № 3 Ретроспективный анализ формы отраслевого статистического наблюдения №131/о в части регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний

    Для мониторинга, оценки, анализа и регистрации распространенности поведенческих и биологических факторов риска используется форма отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». От качества и достоверности первичных статистических данных, представленных в форме № 131/о, зависит дальнейшее планирование и проведение профилактических мероприятий в рамках межведомственного взаимодействия и сотрудничества с широкими слоями общественности. Достоверность и качество статистического материала, собранного в процессе диспансеризации определенных групп взрослого
    населения, должны стать гарантией принятия адекватных управленческих решений для развития профилактического направления в медицине и фундаментом для повышения эффективности государственной системы здравоохранения.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : провести ретроспективный анализ приказов Минздрава России, регламентирующих порядок заполнения и предоставления формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» за период с 2013 по 2021 год, в части предоставления первичных данных о регистрируемых факторах риска.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Контент-анализ приказов Минздрава России, регламентирующих порядок заполнения и представления формы отраслевой статистической отчетности № 131/о за 2013, 2015, 2020 годы; отчетных форм № 131/о; приказов, регламентирующих порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения за период с 2012 по 2021 год.
    Р е з у л ь т а т ы . Проведён анализ приказов Минздрава России о порядках проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения и приказов, регламентирующих порядки заполнения и представления отчетной формы № 131/о, в части регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Ретроспективный анализ таблицы 4000 формы № 131/о, содержащей сведения о выявленных факторах риска и других патологических состояний.
    З а к л ю ч е н и е . Ретроспективный анализ приказов Минздрава России, регламентирующих порядок заполнения и предоставления формы отраслевой статистической отчетности № 131/о за период с 2013 по 2021 год, в части предоставления первичных данных о регистрации факторов риска, показал, что, несмотря на недочеты только данная форма позволяет изучить и проанализировать сведения о распространенности факторов риска и на данном основании выделить приоритетные направления профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Анализ формы № 131/о позволил сделать вывод о том, что необходимо не просто пересмотреть подходы к организации диспансеризации и сбору первичных данных, но и модернизировать концепцию проведения самого крупного профилактического мероприятия, проводимого в рамках государственной системы здравоохранения.

    Авторы: Стародубов В. И., Шикина И. Б., Захарченко О. О., Терентьева Д. С.

    Темы: диспансеризация определенных групп взрослого населения1 профилактический медицинский осмотр1 статистическая отчетность1 факторы риска17 хронические неинфекционные заболевания11

    Подробнее >

  • Международное сотрудничество
  • 2005 № 12 Меры обеспечения безопасности пациентов, принимаемые в системе здравоохранения Российской Федерации

    Авторы: Стародубов В. И.

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2023 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2022

    Руководители региональных органов исполнительной власти (далее – РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования.
    Цель исследования – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
    Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
    Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. n = 42; 2022 г. n = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности
    «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.
    Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении.

    Авторы: Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Чигрина В. П., Стародубов В. И., Деев И. А., Кобякова О. С.

    Темы: квалификационные требования4 министр здравоохранения1 региональная система здравоохранения2 руководитель5 характеристика2

    Подробнее >

  • 2023 № 1 Информированность населения о первичной профилактике рака шейки матки

    Доказанным эффективным профилактическим мероприятием в отношении рака шейки матки является полноценно проведенный до начала половой жизни пациента курс вакцинации против ВПЧ. Существенное значение для реализации возможности применения вакцины на добровольной основе имеет ее стоимость. Однако, наиболее важным аргументом для принятия решения о вакцинации является информированность пациентов о ее целесообразности, эффективности и безопасности.
    Цель исследования: выявить уровень информированности населения о первичной профилактике рака шейки матки путем вакцинации против ВПЧ.
    Материалы и методы. По специально разработанной анкете проведен анонимный опрос подростков и их родителей (законных представителей) по вопросам организации вакцинации от ВПЧ. В квотную выборку для опроса были включены 723 респондента, обратившихся в женские консультации и детские поликлиники Санкт-Петербурга (всего в 19 медицинских организациях).
    Результаты. Фактически информированы о заболеваниях, вызываемых ВПЧ, только 59,7% опрошенных, а еще 5,1% принявших участие в опросе, заблуждаются по этому поводу. Только каждый третий (36,4%) респондент знает о безопасности используемых в настоящее время вакцин, а большинство опрошенных – 50,8% отметили, что по этому вопросу им ничего не известно.
    Среди респондентов 87,8% указали, что учитывая высокую значимость вакцинации для предупреждения развития онкологических заболеваний женской половой сферы, прививки от ВПЧ должны выполняться гражданам бесплатно в рамках Национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
    Выводы. Социологическое исследование показало неудовлетворительный уровень знаний населения по вопросам первичной профилактики злокачественных новообразований женских половых органов.

    Авторы: Чернобровкина А. Е., Стародубов В. И., Белкина Н. Н.

    Темы: вакцинация от вируса папилломы человека1 злокачественные новообразования женских половых органов1 информированность населения2 рак шейки матки1

    Подробнее >

  • 2022 № 8 Оценка жителями Российской Федерации своего здоровья и условий получения медицинской помощи

    В условиях повышения интереса организаторов здравоохранения к вопросам пациент-ориентированности, формирования ценностно-ориентированного здравоохранения и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно иметь детализированную информацию о том, как население оценивает оказанную помощь, а также конкретизировать проблемы, возникающие при её получении. Такая подробная информация способна дать направления дальнейшего развития организационных технологий и стать основанием для разработки управленческих решений.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – проанализировать результаты социологических опросов населения Российской Федерации об оценке своего здоровья и условиях получения медицинской помощи.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Использовались данные, представленные на официальном сайте Росстата, – «Комплексное наблюдение условий жизни населения Российской Федерации» (2014, 2016, 2018 и 2020 гг.) в части вопросов, касающихся получения респондентами медицинской помощи, на основе выборочного опроса представителей различных групп и слоев населения с охватом 10 тыс. домохозяйств. Анализ представленных данных проводился с использованием методов описательной статистики по разделам: оценка респондентами собственного здоровья, курение и употребление алкоголя, получение медицинской помощи в амбулаторных условиях, получение стоматологической помощи, обращения за скорой медицинской помощью, получение медицинской помощи в условиях стационара, необращение респондентов в медицинские организации
    при наличии у них потребности в медицинской помощи.
    Р е з у л ь т а т ы . Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее» и «хорошее», возросла. Важно отметить, что мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины. Доля респондентов, указавших на наличие хронических заболеваний, установленных врачом, снизилась с 30,2% в 2014 году до 27,2% в 2020 году. Существенной разницы между городским и сельским населением не установлено.
    Доля респондентов, которые не курят и никогда не курили, снизилась с 63,5% в 2014 году до 62,1% в 2020 году. Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, была стабильна и составила 70%, а женщин – имела тенденцию к росту с 49,5% в 2014 году до 52,1% в 2020 году.
    Оценка респондентами среднего времени, затраченного на запись на приём к врачу в амбулаторно-поликлинических организациях, в динамике не изменилась, и составило оно около 18 минут. Доля респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь из числа обратившихся, увеличилась с 92,6% в 2016 году до 95,1% в 2020 году. Доля населения, вызывающая скорую помощь, имела тенденцию к снижению: с 10,8% в 2014 году до 10,1% в 2020 году. Согласно результатам опросов, специализированной медицинской помощью в условиях стационара пользуются в год 7–8% населения.
    Анализ случаев необращения респондентов в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи показал, что доля таких респондентов снизилась: в 2014 году – 33,6%, в 2016 году – 33,0%, в 2018 году –34,5%, в 2020 году – 29,2%. Не могли добраться или испытывали трудности с доездом до медицинской организации 3,3%, 2,5%, 2,8% и 1,9% респондентов соответственно в указанные годы. «Не было времени» на обращение за медицинской помощью у 7,2% респондентов в 2014 году, у 8,2% – в 2016 и 2018 годах и у 4,7% респондентов в 2020 году. Значительное снижение данного показателя вполне логично и ожидаемо в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией.
    В ы в о д ы . Улучшилась самооценка состояния здоровья от 2014 к 2020 году, мужчины дают в целом более высокую оценку своего здоровья, чем женщины.
    Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. Приобщаются к курению в основном в подростковом возрасте. Как положительную можно отметить тенденцию увеличения доли лиц, бросивших курить.
    Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины. Доля респондентов- женщин, употребляющих алкоголь, имеет тенденцию к росту.
    Негативные тенденции в оказании медицинской помощи: увеличилось время ожидания скорой медицинской помощи; увеличилось среднее число дней ожидания госпитализации; снизилась доля респондентов, госпитализированных в день обращения.
    Позитивные тенденции в оказании медицинской помощи: снизилось число отказов в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, снизилось число больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе; сократилось время ожидания приема врача; увеличилась доля респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь.
    Снизилась склонность респондентов заниматься самолечением и не обращаться за медицинской помощью в связи с отсутствием времени.

    Авторы: Стародубов В. И., Меньшикова Л. И., Сененко А. Ш., Зубко А. В.

    Темы: курение2 медицинская помощь16 мнение населения1 необращение за медицинской помощью1 образ жизни3 оценка жителями российской федерации1 социологический опрос1 употребление алкоголя1 условия получения медицинской помощи1

    Подробнее >

  • 2018 № 10 К вопросу об укреплении и сохранении здоровья работающих на предприятиях Российской Федерации

    В статье рассмотрено состояние вопроса укрепления и сохранения здоровья работающих на предприятиях РФ в настоящее время. Изучена роль работодателей и профсоюзных организаций в этом направлении.

    Авторы: Стародубов В. И., Салагай О. О., Соболева Н. П., Савченко Е. Д.

    Темы: профилактика на предприятиях3 профсоюзные организации2 работодатели2 укрепление и сохранение здоровья работающих3

    Подробнее >

  • 2018 № 7 К вопросу об укреплении и сохранении здоровья работающих на предприятиях (Приволжский федеральный округ)

    Рассмотрены вопросы укрепления и сохранения здоровья лиц, работающих на предприятиях Приволжского ФО. Изучена роль работодателей и профсоюзных организаций в этом направлении.

    Авторы: Стародубов В. И., Соболева Н. П., Савченко Е. Д.

    Темы: профилактика на предприятиях3 профсоюзные организации2 работодатели2 укрепление и сохранение здоровья работающих3

    Подробнее >

  • 2018 № 1 К вопросу об укреплении и сохранении здоровья работающих на предприятиях (на примере Центрального федерального округа)

    В статье рассмотрены вопросы укрепления и сохранения здоровья лиц, работающих на предприятиях. Изучена роль руководителя и профсоюзной организации в проведении профилактических мероприятий, направленных на факторы риска, влияющие на развитие хронических неинфекционных заболеваний, профилактику конкретных заболеваний, связанных со спецификой деятельности предприятия, предоставление санаторно-курортного лечения. Изучены мероприятия по укреплению и сохранению здоровья населения, проводимые на территории расположения предприятия. Предложена схема взаимодействия структур региона в направлении укрепления здоровья работающих лиц.

    Авторы: Стародубов В. И., Соболева Н. П., Савченко Е. Д.

    Темы: профилактика на предприятиях3 снижение факторов риска у работающих1 укрепление и сохранение здоровья работающих3

    Подробнее >

  • 2016 № 4 Общественное здравоохранение и формирование единого профилактического пространства

    В последнее десятилетие актуальной стала задача объединения усилий всех участников профилактического процесса, всего общества в целях создания единого профилактического пространства. В качестве такого объединяющего начала предлагается развитие системы общественного здравоохранения. Неоднократноеобсуждение проблематики общественного здравоохранения на различных уровнях позволило сформулировать определение и основные функции общественного здравоохранения. Принципиально важным является понимание системы общественного здравоохранения и как совокупности различных структур, и как их целенаправленной скоординированной деятельности. Особое значение имеет муниципальный уровень как место непосредственного контакта населения, органов местного самоуправления, место реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, при активном участии самих граждан.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Сененко А. Ш., Короткова А. В., Леонов С. А., Цешковский М. С., Евдаков В. А., Бондаренко А. А.

    Темы: единое профилактическое пространство1 межведомственное взаимодействие2 общественное здравоохранение2 органы местного самоуправления2 укрепление здоровья2 формирование здорового образа жизни1 функции общественного здравоохранения1

    Подробнее >

  • 2016 № 3 Первичная медико-санитарная помощь. Характеристика сети медицинских организаций и обеспеченность кадрами

    Изучены изменения сети медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях, произошедшие в течение последнего десятилетия, подробно проанализированы тенденции формирования штатного расписания поликлиник, обеспеченности населения врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики. Представлен анализ основных показателей деятельности врачей в медицинских организациях, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Сквирская Г. П., Сененко А. Ш., Гажева А. В., Купеева И. А.

    Темы: врач общей практики5 врач – терапевт участковый2 медицинские организации33 оказывающие населению помощь в амбулаторных условиях2 первичная медико-санитарная помощь22 поликлиника6 посещение врача1 штатная должность1

    Подробнее >

  • 2014 № 8 Затраты рабочего времени врачей амбулаторного звена по данным фотохронометражных исследований

    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в соответствии с Планом мероприятий по нормированию труда в здравоохранении Межведомственной рабочей группы по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения в течение 2 рабочих недель проведено фотохронометражное наблюдение за работой двух специалистов: врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики, неврологов, оториноларингологов, офтальмологов и акушеров-гинекологов, в 17 пилотных территориях страны. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативных документов по установлению норм нагрузки врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, в сторону увеличения времени на посещение одного пациента.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., Люцко В. В., Бантьева М. Н., Армашевская О. В.

    Темы: нормы времени5 совершенствование нормативных документов1 фотохронометражное наблюдение3

    Подробнее >

  • 2014 № 4 Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога

    Существующая нормативная база не соответствует современным требованиям по оказанию специализированной медицинской помощи и нуждается в пересмотре. Одним из главных инструментов для достижения этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса. Модернизация медицинских организаций, внедрение инновационных методов диагностики, предполагающих высокую квалификацию специалистов при недоукомплектованности кадрового состава и роста нагрузки на врача, требуют пересмотра существующих нормативов.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., Соколовская Т. А., Бантьева М. Н.

    Темы: деятельность2 нормативы2 офтальмология1 помощь1 приказ2 штаты1

    Подробнее >

  • 2013 № 12 Новые критерии рождения: медико-демографические результаты и организационные проблемы службы родовспоможения

    Авторы: Стародубов В. И., Суханова Л. П.

    Подробнее >

  • 2013 № 3 Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски

    Статья посвящена рассмотрению проблем внедрения эффективного контракта в здравоохранение. В настоящее время имеются неплохие предпосылки для внедрения эффективного контракта в здравоохранение, что создает условия для будущей его успешной реализации. Но, с другой стороны, необходима гибкая политика не только в отношении положений, включаемых в трудовой договор с работниками, но и самого процесса внедрения эффективного контракта. Тем более, что здравоохранение характеризуется большим разнообразием: не везде одни и те же подходы к стимулированию возможны или целесообразны. В статье дан анализ возможностей и угроз, связанных с внедрением эффективного контракта, предлагаются меры по противодействию этим угрозам.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: выплаты стимулирующего характера14 материальное стимулирование7 оплата труда19 оценка деятельности работников2 эффективный контракт22

    Подробнее >

  • 2013 № 2 Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение

    Статья посвящена проблемам внедрения эффективного контракта в здравоохранение. Несмотря на наличие определенной нормативной базы, все необходимые условия для внедрения эффективного контракта еще не созданы. Кроме того, принятые и планируемые к принятию нормативные акты не учитывают ряд важных моментов, касающихся эффективности мер материального стимулирования в такой специфичной сфере, как здравоохранение. Их анализу, а также предложениям по повышению результативности внедрения эффективного контракта в отрасль и посвящена статья.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: выплаты стимулирующего характера14 материальное стимулирование7 оплата труда19 оценка деятельности работников2 эффективный контракт22

    Подробнее >

  • 2012 № 11 О некоторых вопросах, связанных с переходом на одноканальное финансирование

    В статье рассматриваются вопросы перевода финансовой системы здравоохранения на преимущественно страховую модель. Анализируются преимущества и недостатки существующей финансовой системы и вновь создаваемой. Авторами дается оценка особенности применения действующей нормативно-законодательной базы, регулирующей данное направление. Рассмотрены проблемы перевода на страховые принципы скорой и высокотехнологичной медицинской помощи и пути их решения.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В.

    Темы: одноканальное финансирование3 оплата медицинской помощи6 полный тариф1

    Подробнее >

  • 2011 № 4 Дифференцированные нормативы объемов медицинской помощи в разрезе субъектов РФ

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М, Леонов С. А., Титова И. А, Матвеев Э. Н., Мирсков Ю. А.

    Подробнее >

  • 2010 № 12 Региональные модели медицинского обеспечения населения

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М., . Леонов С. А., Матвеев Э. Н., Бантьева М. Н.

    Подробнее >

  • 2010 № 7 Некоторые аспекты методологии планирования заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

    Авторы: Стародубов В. И., Перхов В. И., Балуев Е. Е.

    Подробнее >

  • 2010 № 3 Оценка эффективности деятельности региональных систем здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Леонов С. А., Стерликов С. А.

    Подробнее >

  • 2010 № 2 Оценка эффективности программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Обухова О. В., Базарова И. Н., Носова Е. А.

    Подробнее >

  • Менеджмент и маркетинг в здравоохранении
  • 2005 № 3 Перспективы управления учреждениями здравоохранения в имущественных отношениях

    Авторы: Стародубов В. И., Тихомиров А. В.

    Подробнее >

  • 2004 № 1 Менеджмент в здравоохранении: современные проблемы организации и подготовки кадров

    Появление новых медицинских фирм и организаций, желающих заявить о себе, донести до потребителя информацию о своей продукции и услугах наглядно демонстрирует, что в стране исчез тотальный дефицит медицинских услуг, лекарственных средств и медицинской техники, формируется рынок охраны здоровья, как эффективный инструмент перераспределения ресурсов и выбраковывания некачественных медицинских товаров и услуг, а как следствие, и плохих игроков на нем. В крупных городах формируется конкурентная среда, которая вынуждает производителей особо тщательно изучать потребности своих покупателей для того, чтобы создавать конкурентные преимущества - те уникальные, особенные черты своей организации, которые бы выгодно отличали ее от других подобных. Наконец, активно используются инструменты маркетинга, такие как реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью и прочие. Таким образом, можно констатировать, что в России в секторе здравоохранения формируются общемировые тенденции, характерные для переходного периода...

    Авторы: Стародубов В. И., Кириллов А. В.

    Подробнее >

  • Модернизация здравоохранения
  • 2013 № 5 Оценка влияния модернизации здравоохранения на динамику заболеваемости взрослого населения страны

    Аннотация: Рассматриваются критерии, позволяющие оценить экономические потери от заболеваемости населения. Методология предполагает оценку потерь здоровой жизни населения за счет несмертельных последствий болезней и оценку степени и последствий влияния модернизации на основные показатели состояния здоровья населения. Были проанализированы динамические ряды интенсивных показателей заболеваемости населения, рассчитанных на 100 000 населения. С целью вычленения факторов, имеющих определяющее (наибольшее) влияние на показатели общей заболеваемости, был проведен факторный анализ, в результате которого показатели были разделены на 3 группы, для которых были рассчитаны уравнения множественной регрессии. Отобранные показатели позволили сформировать критерии оценки модернизации здравоохранения, отражающие структурные преобразования системы, ход, финансирование и результаты дополнительной диспансеризации, оснащенность медицинской аппаратурой и её износ. Выявлено и доказано, что модернизация здравоохранения влияет на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и соответственно дней с ВУТ. При этом существенное влияние оказывают те критерии модернизации, которые характеризуют изменение системы финансирования учреждений, оплаты труда медработников и медицинской помощи, а также характеризуют материальнотехническое оснащение учреждений здравоохранения и связанное с ним увеличение числа диагностических исследований и мероприятий, направленных на выявление заболеваний, реализованных при проведении дополнительной диспансеризации населения.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Леонов С. А., Погонин А. В.

    Темы: заболеваемость с временной утратой трудоспособности (случаи дни)1 корреляционный1 критерии модернизации здравоохранения1 общая и первичная заболеваемость2 прогнозируемые уровни заболеваемости (общей первичной и с временной утратой трудоспособности)1 регрессионный и факторный анализы1

    Подробнее >

  • Национальный проект
  • 2007 № 2 О роли организаторов здравоохранения в развитии регионального и муниципального компонента национального проекта «Здоровье»

    Авторы: Стародубов В. И., Пивень Д. В.

    Подробнее >

  • Национальный проект «здоровье»
  • 2007 № 1 Итоги и перспективы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И.

    Подробнее >

  • О чем говорят цифры
  • 2005 № 11 Факторы, влияющие на показатели и оценку состояния общественного здоровья и здравоохранения. Ч.2

    Авторы: Стародубов В. И., Ступаков И. Н., Самородская И. В.

    Подробнее >

  • 2005 № 10 Факторы, влияющие на показатели и оценку состояния общественного здоровья и здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И., Ступаков И. Н., Самородская И. В.

    Подробнее >

  • Организация здравоохранения
  • 2014 № 10 Российские и региональные показатели деятельности врачей общей практики

    Общее число посещений врачей общей практики за рассматриваемый период возросло как в России в целом, так и во всех федеральных округах, а в некоторых субъектах — значительно. При этом в Российской Федерации в целом, как и в большинстве федеральных округов наблюдается тенденция снижения профилактических посещений, посещений на дому, удельного веса посещений сельскими жителями. На фоне общей тенденции снижения укомплектованности врачами общей практики закономерно растет коэффициент совместительства. Современные тенденции снижения укомплектованности врачами общей практики, увеличения коэффициента совместительства в силу кризиса, который переживает отечественное здравоохранение, являются характерными для многих врачебных специальностей. Однако, учитывая высокую востребованность врача общей практики (рост числа посещений и функции врачебной должности в подавляющем большинстве регионов), его возможность взять на себя оказание своевременной первичной медико-санитарной помощи, развитие института общей врачебной практики является перспективным путем организации первичной медикосанитарной помощи.

    Авторы: Стародубов В. И., Иванова М. А., Бантьева М. Н., Сорокина Ю. А.

    Темы: врач общей практики5 коэффициент совместительства2 посещения на дому1 посещения сельскими жителями1 профилактические посещения1 укомплектованность7 число посещений1

    Подробнее >

  • Популяционное здоровье
  • 2022 № 6 Риск-ориентированные подходы к эндо- скопической диагностике рака ЖКТ в медицинских организациях первичного звена (на примере ГАУЗ СО ГБ № 1 г. Нижний Тагил)

    Выявление рака желудочно-кишечного тракта на ранних стадиях является актуальной проблемой общественного здравоохранения. Внедрение современных эндоскопических методов диагностики, основанных на новейших цифровых технологиях, значительно уменьшает риски диагностических ошибок и способствует эффективному решению данной проблемы.
    Ц е л ь работы: на примере работы эндоскопического отделения городской районной больницы показать возможности повышения выявляемости рака ЖКТ на ранних стадиях путём оснащения современными цифровыми эндоскопами, включая приборы с функциями увеличения – ZOOM.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В статье анализируются статистические отчётные данные о работе эндоскопического отделения ГАУЗ СО ГБ№ 1 г. Н.Тагил с 2013 по 2022 г. (за вычетом 2020–21 гг., когда больница была полностью перепрофилирована под ковидный госпиталь).
    Р е з у л ь т а т ы . Представлена четкая связь роста количества выявленной онкопатологии ЖКТ с современным техническим оснащением эндоскопического отделения по программе модернизации первичного звена здравоохранения Свердловской области в 2021 году. На основе риск-ориентированных подходов и данных доказательной медицины показана значимость наличия аппаратуры экспертного класса в рутинной практике эндоскопического отделения рядовой районной больницы для диагностики рака ЖКТ на ранних стадиях. Проанализированы современные подходы к оптической эндоскопической диагностике, определяются связанные с техническим оснащением потенциальные риски диагностических ошибок и возможные меры
    воздействия на данные риски для дальнейшего совершенствования первичной эндоскопической диагностики, направленной на выявление рака ЖКТ на ранних стадиях.
    З а к л ю ч е н и е . Из представленных статистических данных наглядно видно, как с внедрением цифровой эндоскопической аппаратуры с функциями высокого разрешения и узкоспектральными режимами снижаются риски диагностических ошибок и растёт выявляемость рака ЖКТ различных локализаций. Для дальнейшего улучшения данных показателей целесообразно дооснащать эндоскопические подразделения медицинских организаций первичного звена эндоскопами с функциями увеличения изображения – ZOOM.

    Авторы: Стародубов В. И., Иванцова М. А., Хаин В. В., Павловских А. Ю.

    Темы: zoom1 гастроскоп1 колоноскоп1 колоректальный рак1 онкопатология жкт1 рак желудка1 рак пищевода1 ранний рак1 эндоскопия2

    Подробнее >

  • Право
  • 2018 № 10 Проблемы нормативного обеспечения деятельности медицинских организаций в условиях структурных преобразований

    Представлены результаты анализа результативности структурных преобразований в здравоохранении, их обоснованности, соответствия Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, адекватному обеспечению медицинских организаций ресурсами. Доказано, что формирование сети медицинских организаций должно быть обосновано объективными потребностями населения в медицинской помощи, подтвержденными данными мониторинга состояния здоровья населения и изучения спроса потребителей. Необходимо также учитывать прогноз изменений потребности населения в объемах и видах помощи, а также научно обосновывать профилизацию, типизацию и обеспеченность медицинских организаций кадрами.

    Авторы: Сон И. М., Руголь Л. В., Стародубов В. И.

    Темы: нормативное обеспечение2 программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам российской федерации1 сеть медицинских организаций1 структурные преобразования1

    Подробнее >

  • 2010 № 1 Совершенствование нормативной базы программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи как условие успешного решения проблем здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Сон И. М., Леонов С. А., Матвеев Э. Н., Бантьева М. Н.

    Подробнее >

  • 2005 № 4 Пути совершенствования применения права органами управления здравоохранением в имущественных отношениях

    Авторы: Стародубов В. И., Тихомиров А. В.

    Подробнее >

  • 2004 № 4 Положения о муниципальных органах управления здравоохранением

    Авторы: Стародубов В. И., Тихомиров А. В., Родин О. В.

    Подробнее >

  • Практикум мз
  • 2005 № 9 Возможные варианты использования нематериальных активов в медицинской организации

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г.

    Подробнее >

  • Реформа здравоохранения
  • 2007 № 10 Комплексная оценка финансирования здравоохранения Российской Федерации по версии системы счетов за период с 2000 по 2006 годы. Часть 1

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Дмитриева Е. Д.

    Подробнее >

  • Реформы
  • 2004 № 6 Обоснование необходимости повышения структурной эффективности отрасли здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И., Хальфин Р. А.

    Подробнее >

  • Финансовый менеджмент
  • 2016 № 2 Затраты рабочего времени врачей-специалистов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях

    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в соответствии с Планом мероприятий Минздрава по нормированию труда в здравоохранении, утверждённым Межведомственной рабочей группой по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения, проведено фотохронометражное наблюдение в течение 2-х рабочих недель за рабочим процессом двух специалистов: врача-кардиолога, врача-эндокринолога и стоматолога-терапевта в 20 пилотных территориях страны. Анализ данных фотохронометражного наблюдения выявил необходимость разработки нормативных документов по установлению норм нагрузки специалистов, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению в связи с увеличением времени на посещение одним пациентом.

    Авторы: Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., Армашевская О. В., Люцко В. В., Соколовская Т. А.

    Темы: амбулаторная помощь3 врачи10 затраты времени2 фотохронометражное наблюдение3

    Подробнее >

  • 2007 № 11 Комплексная оценка финансирования здравоохранения Российской Федерации по версии системы счетов за период с 2000 по 2006 годы. Часть 2

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Дмитриева Е. Д.

    Подробнее >

  • Фокус проблемы
  • 2023 № 6 Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. Менеджер здравоохранения. 2023

    В статье рассматриваются новые методологические подходы к способам оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2023 год, в том числе утвержденные совсем недавно вышедшими нормативными правовыми актами, а также совместными рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
    В статье анализируются основные причины изменений в тарифной политике и их ожидаемые последствия с точки зрения повышения мотивации медицинских организаций.
    Отмечается необходимость пересмотра систем оплаты труда работников медицинских организаций (в первую очередь, государственных и муниципальных) с целью более тесной увязки выплат стимулирующего характера с показателями результативности, используемыми при определении размера оплаты медицинской помощи, что призвано стать важным инструментом мотивации обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и, как следствие, уменьшения потребности в оказании специализированной медицинской помощи.
    Приводится обзор новшеств в оплате высокотехнологичной медицинской помощи.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Митрошин П. В., Чилилов А. М., Кобякова О. С.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование64 первичная меди- ко-санитарная помощь1 способы оплаты медицинской помощи5 тарифы2

    Подробнее >

  • 2023 № 5 Новые правила предоставления платных медицинских услуг: обзор и оценка основных новшеств.

    В статье рассматривается изменение нормативно-правовой базы оказания платных медицинских услуг в связи с принятием постановления Правительства РФ, утвердившего новые правила предоставления платных медицинских услуг.
    Анализируется причина приятия новых правил, а также содержание отдельных его положений. Дана оценка того, насколько новые правовые основы оказания платных медицинских услуг скажутся на деятельности медицинских организаций и как повлияют на интересы пациентов.
    Особое внимание уделено появлению новой – дистанционной формы заключения договора.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Чилилов А. М., Кобякова О. С.

    Темы: акцепт1 дистанционный способ заключения договора1 договор об оказании платных медицинских услуг2 оферта1 пациент17 платные медицинские услуги24 потребитель1

    Подробнее >

  • 2022 № 1 Портрет регионального министра здравоохранения

    Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
    Р е з у л ь т а т ы . В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
    В ы в о д ы . С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья.

    Авторы: Кобякова О. С., Деев И. А., Ходакова О. В., Стародубов В. И., Чигрина В. П.

    Темы: квалификационные требования4 региональная система здравоохранения2 руководитель5 характеристика2

    Подробнее >

  • 2011 № 1 Российская медицинская наука в зеркале международного и отечественного цитирования

    Публикационная активность как фактор капитализации исследователя. О новых правилах оформления публикаций в «МЗ» стр. 21

    Авторы: Стародубов В. И., Куракова Н. Г., Цветкова Л. А., Маркусова В. А.

    Подробнее >

  • 2009 № 11 О возможностях преобразований в деятельности стоматологической службы с позиции частно-государственного партнёрства

    Авторы: Стародубов В. И., Янушевич О. О., Кицул И. С., Пивень Д. В.

    Подробнее >

  • 2004 № 9 Актуальные экономические и правовые аспекты разграничения бесплатной помощи и платных медицинских услуг, предоставляемых гражданам Российской Федерации

    Авторы: Стародубов В. И., Флек В. О., Кравченко Н. А., Арапова И. Г., Яновский А. С.

    Подробнее >

  • 2004 № 2 Прогноз развития систем здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И.

    Подробнее >

  • 2004 № 1 Перспективы существования учреждений в здравоохранении

    Лишь 12% организаторов здравоохранения придают значение форме юридического лица учреждений в здравоохранении. Юридические различия между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения ими не усматриваются. Если бы здравоохранение своевременно адаптировалось к изменившимся социально-экономическим условиям, перешло бы к эффективному управлению имуществом собственника, привело бы свой уклад в соответствие с законом, то проблем было бы гораздо меньше. Только юридически выверенный механизм управления имуществом в здравоохранении способен обеспечить перспективу существования отрасли и действующих в ней государственных и муниципальных органов и учреждений здравоохранения.

    Авторы: Стародубов В. И., Тихомиров А. В.

    Подробнее >

  • Экономика здравоохранения
  • 2011 № 6 Новые экономические условия деятельности учреждений здравоохранения

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Подробнее >