Потылицын А. В. - все статьи автора в журнале

    Информатизация здравоохранения
  • 2023 № 4 Применение информационных технологий в оценке качества оказания медицинской помощи

    Актуальная в настоящее время ценностно-ориентированная модель здравоохранения (Value-Based Healthcare) в большей степени направлена на обеспечение долговременной эффективности и удовлетворенности пациентов, что имеет прямое отношение к реализации принципов пациент-ориентированности и пациент-центрированности деятельности [1].
    В соответствии с Предложениями (практическими рекомендациями) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) ФГБУ «Национальный институт качества»
    Росздравнадзора соблюдение принципов пациент-центрирования медицинской помощи предусматривает разработку и реализацию на уровне медицинской организации стратегии обеспечения безопасности пациентов, включающую вопросы соблюдения этических норм и правил при осуществлении медицинской деятельности. Сюда же включен и порядок организации обратной связи с пациентами [15].
    Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяют обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки большинства аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – предоставить результаты внедрения авторской информационно-аналитической системы сбора и обработки информации об удовлетворенности пациентов посредством электронного web-анкетирования и обеспечивающей расчет показателей удовлетворенности в многопрофильном стационаре.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Базой исследования явился многопрофильный стационар государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» г. Владивосток. В рамках исследования выполнено анкетирование пациентов стационара с применением анкет в электронном виде, подготовленных медицинской организацией, разработана информационно-аналитическая система для проведения математического анализа результатов анкетирования по пяти критериям оценки качества условий оказания медицинской помощи.
    В исследовании использована анкета, включающая 20 вопросов, ответы на которые выражают мнение пациентов по поводу качества работы врачей и среднего медицинского персонала, комфортности условий пребывания в приемном отделении, а также в стационаре в период госпитализации.
    Анкета была разработана в 2015 году, и на протяжении многих лет анкетирование проводилось с использованием бумажных носителей и расчетов вручную. Но с 2021 года анкетирование пациентов и анализ собираемых данных были переведены в электронный формат.
    В данной статье мы представляем результаты, полученные с помощью информационной системы сбора и анализа анкет, в которой принимали участие взрослые пациенты круглосуточного стационара.
    Р е з у л ь т а т ы . Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяют обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки ряда аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие позволяют оценить эффективность мер для обеспечения комфортных условий пребывания пациента и могут быть использованы в практическом здравоохранении для организации мероприятий по устранению дефектов и принятию решений по управлению медицинской организацией.
    В ы в о д ы . Внедрение дополнительных способов изучения удовлетворенности пациентов с использованием электронных форм с учетом особенностей работы медицинской организации к установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям позволяет повысить эффективность взаимодействия с пациентами и может быть одним из инструментов оценки социальной эффективности деятельности медицинской организации (стационара).

    Авторы: Ли М. В., Потылицын А. В., Мартынова А. В.

    Темы: анкетирование пациентов1 информационные технологии8 многопрофильный стационар2 пациент-ориентированность2 удовлетворенность пациентов11

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2021 № 9 НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

    Оценка качества условий оказания медицинских услуг с точки зрения пациента является неотъемлемой частью процесса управления медицинскими организациями в рамках реализации концепции пациент ориентированного здравоохранения.
    Цель исследования – анализ результатов анкетирования пациентов в рамках проведения независимой оценки качества условий оказания медицинской помощи в круглосуточном стационаре крупной многопрофильной медицинской организации.
    Материалы и методы. В рамках независимой оценки выполнено анкетирование пациентов стационара с применением анкет, утверждённых Министерством здравоохранения Российской Федерации. Проведен математический анализ результатов анкетирования по пяти критериям оценки качества условий оказания медицинской помощи.
    Результаты. Итоги Независимой оценки качества в стационаре позволяют оценить эффективность мер для обеспечения комфортных условий пребывания пациента и могут быть использованы в практическом здравоохранении для организации мероприятий по устранению дефектов и принятия стратегически важных решений по управлению медицинской организацией.
    Выводы. Анкетирование пациентов позволяет не только выполнить требования Минздрава России об участии в Независимой оценке качества, но и выявить «болевые точки» в организации процессов оказания медицинской помощи. Мнение пациентов помогает акцентировать внимание на проблемных направлениях в деятельности МО, часто не замечаемых медицинским персоналом, дает понимание об эффективности нововведений и реформ.

    Авторы: Ли М. В., Бениова С. Н., Кику П. Ф., Сабирова К. М., Потылицын А. В.

    Темы: анкетирование9 независимая оценка качества3 стационар.2 удовлетворенность пациентов11

    Подробнее >

  • 2021 № 1 Идентификация пациентов как безопасность оказания медицинской помощи (практический опыт)

    Одним из приоритетов при оказании медицинской помощи является безопасность пациентов. Значимое место в ней занимает «правильная идентификация пациента». Согласно исследованиям, проведенным экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «неверная идентификация пациента является причиной множества ошибок». Цель работы – оценка внедрения системы идентификации пациентов в условиях многопрофильного стационара. Основная идея проекта базируется на использовании персональных идентификаторов, выполненных в форме одноразового белого браслета, надеваемого на руку пациента, а также использование цветовой маркировки браслетов (красный, желтый, красно-желтый), которая позволяет обозначить пациентов с риском развития жизнеугрожающих состояний: наличие высокого риска падения
    пациента и наличие аллергологического анамнеза. Введение в работу идентификационных браслетов с нанесением на них данных о пациенте и штрих-кода увеличило процент выполнения идентификации с 67% до 89%. После внедрения системы профилактики падений и цветовой идентификации браслетами количество падений пациентов сократилось более, чем в 4 раза. Успешная интеграция системы автоматической идентификации в рабочий процесс многопрофильного стационара значительно сокращает влияние человеческого фактора на количество медицинских ошибок и сопутствующих предотвратимых последствий для здоровья пациентов.

    Авторы: Потылицын А. В., Бениова С. Н., Горелова И. С., Кику П. Ф.

    Темы: идентификация пациента1 качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинская информационная система19 пластиковые браслеты1

    Подробнее >