Ходакова О. В. - все статьи автора в журнале

    Менеджмент в здравоохранении
  • 2023 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2022

    Руководители региональных органов исполнительной власти (далее – РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов невозможно добиться без квалифицированных управленческих кадров. Изучение уровня квалификации, профессионального опыта, компетенций первых лиц региональных систем здравоохранения позволяет оценить кадровый потенциал руководящих кадров и своевременно реализовать мероприятия для повышения эффективности его функционирования.
    Цель исследования – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
    Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
    Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 85 респондентов из числа руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом, произошло замедление процесса ротации кадрового состава региональных министров и рост уровня профессиональной квалификации руководителей. Эти тенденции нашли своё отражение в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. 2,1±1,9 лет; 2022 г. 2,6±2,5 лет), сокращении числа руководителей со стажем работы до одного года в два раза (2021 г. n = 42; 2022 г. n = 21), увеличении числа министров с базовым медицинским и вторым высшим образованием, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности
    «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.
    Заключение. Проведенное исследование позволило не только актуализировать информацию о портрете руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, но и оценить динамику изменений, произошедших в региональных системах здравоохранения в части управленческого кадрового потенциала c 2021 по 2022 гг. Профессиональное сообщество управленцев представляет собой важнейший ресурс отрасли. Выявленные положительные тенденции по снижению в 2022 г. темпов ротации кадрового состава региональных министров способствуют росту профессиональных навыков и опыта руководителей и, в конечном итоге, станут залогом достижения стратегических целей в здравоохранении.

    Авторы: Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Чигрина В. П., Стародубов В. И., Деев И. А., Кобякова О. С.

    Темы: квалификационные требования5 министр здравоохранения2 региональная система здравоохранения3 руководитель6 характеристика2

    Подробнее >

  • Социальные аспекты здравоохранения
  • 2019 № 5 Удовлетворенность населения организацией диспансеризации определенных групп взрослого населения на примере субъекта Российской Федерации

    Одним из критериев качества и доступности диспансеризации является удовлетворенность населения полученной профилактической помощью. Предметом исследования стал уровень удовлетворенности граждан, прошедших диспансеризацию, доступностью и качеством ее организации. В работе применены методы: контент-анализ научной литературы и нормативно-правовой документации; статистический метод; аналитический метод. Достоверность полученных результатов оценивалась методикой расчетов доверительных границ. Применен корреляционный анализ. Проведен социологический опрос 568 респондентов, прошедших диспансеризацию взрослого населения. Выявлен ряд субъективных и объективных проблем в организации диспансеризации. Определена степень удовлетворенности населения доступностью и качеством организации диспансеризации взрослого населения. Обнаружена корреляционная взаимосвязь между удовлетворенностью граждан диспансеризацией и её доступностью. Предложены меры, направленные на усовершенствование процедуры организации диспансеризации.

    Авторы: Ходакова О. В., Кошевая Н. В.

    Темы: диспансеризация  взрослого  населения1 корреляционная  взаимосвязь.1 профилактика23 удовлетворенность  граждан1

    Подробнее >

  • 2019 № 4 Организация медико-социальной помощи детскому населению на уровне субъекта РФ

    Нестабильная социально-экономическая ситуация в России, обусловливает увеличение семей из групп высокого медико-социального риска, что негативно отражается на показателях здоровья детского населения. Цель исследования – изучение вопросов организации медико-социальной помощи детскому населению на региональном уровне. Для реализации поставленной цели применены социологический и экспертный методы. Оценка степени согласованности экспертных мнений проведена с использованием коэффициента конкордации, достоверность полученных результатов – с применением методики расчета хи-квадрата. По результатам исследования установлено, что медико-социальная помощь оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним преимущественно специалистами по педиатрии и по социальной работе. С учетом региональных особенностей представленное направление включает следующие задачи: обеспечение медико-социального патронажа семей из групп риска, антенатальную охрану плода, сохранение репродуктивного здоровья детского населения. Экспертная оценка позволила установить основные проблемы в системе охраны материнства и детства, которые снижают эффективность оказания медико-социальной помощи. В качестве основных проблемных зон отмечены: недостаточный уровень профессиональной компетенции специалистов в вопросах оказания медико-социальной помощи, низкая степень преемственности между медицинскими организациями системы охраны материнства и детства, низкая эффективность межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи. Представленные проблемы выступают управляемыми и требуют совершенствования соответствующих организационно-управленческих механизмов как на уровне министерства здравоохранения, так и на уровне органов социальной защиты населения.

    Авторы: Ходакова О. В., Дударева В. А.

    Темы: медико-социальная помощь5 система охраны материнства и детства1

    Подробнее >

  • 2019 № 2 Влияние социально-экономического уровня жизни населения региона на рынок платных медицинских услуг.

    Целью исследования явился комплексный анализ рынка платных медицинских услуг на территории Забайкальского края с учетом влияния региональных факторов. С помощью корреляционного анализа изучено влияние региональных социально-экономических факторов на изменение объемов платных медицинских услуг. Для оценки рынка платных медицинских услуг проведен комплексный анализ показателей, характеризующий потребителей и исполнителей услуг на возмездной основе. Анализ деятельности медицинских организаций, предоставляющих платные услуги, в рамках первичной медико-санитарной помощи отражает увеличение числа посещений в смену, специализированной медицинской помощи – рост числа коек. Приведенные данные свидетельствуют о повышении спроса на платные медицинские услуги среди населения региона и увеличении их объемов. Демографическая оценка населения Забайкальского края, как потребителей платных медицинских услуг выявила снижение численности экономически активного населения, сверхсмертность трудоспособных граждан, депопуляцию всего населения в регионе. Социально-экономический анализ определил незначительное увеличение валового регионального продукта, рост среднедушевых доходов населения, а также повышение уровня безработицы, снижение числа занятых и др. Среди факторов, влияющих на изменения объемов платных медицинских услуг, выявлены показатели, характеризующие социально-экономический уровень жизни населения. Проведенное исследование позволило дать характеристику рынка платных медицинских услуг с позиции производителей и потребителей услуг, а также выявить влияние региональных социально-экономических факторов на объемы платных медицинских услуг.

    Авторы: Ходакова О. В., Евстафьева Ю. В.

    Темы: платные медицинские услуги24 потребители платных медицинских услуг1 частная система здравоохранения3

    Подробнее >

  • Социология здравоохранения
  • 2024 № 3 Портрет регионального министра здравоохранения – 2023.

    Руководители региональных органов исполнительной власти (далее РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Для эффективного управления системой здравоохранения, а также достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов требуются высококвалифицированные управленческие кадры. Ежегодное изучение уровня знаний, умений, опыта работы и профессиональных
    навыков региональных министров позволяет актуализировать информацию о кадровом потенциале первых лиц региональных систем здравоохранения, оценить происходящие изменения и своевременно разработать мероприятия и программы, направленные на его повышение.
    Цель исследования: оценка изменений кадрового потенциала руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2021–2023 гг.
    Материалы и методы. Спланировано и проведено сплошное, социологическое исследование, с использованием унифицированной анкеты, разработанной экспертами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее – ЦНИИОИЗ), позволяющей оценить изменения таких учетных признаков, как: возрастно-половой состав респондентов, уровень базового и дополнительного образования, наличие профессиональных компетенций, стаж работы на должностях управленческого профиля.
    Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 86 региональных министров. Установлено, что в течение последних трех лет отмечается значительное снижение темпов ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения с одновременным ростом уровня их профессиональной квалификации. Выявленные тенденции
    отражаются в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. – 2,1+1,9 лет, 2022–2,3+2,5 лет, 2023 г. – 2,9+2,2 лет), сокращении в три с половиной раза числа респондентов в группе со стажем работы в должности регионального министра до одного года, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
    Выводы. Проведенное исследование позволило выявить ключевые тенденции и произошедшие за последние три года изменения в части качественных характеристик управленческого кадрового потенциала региональных систем здравоохранения.
    Руководители РОИВ в сфере охраны здоровья представляют собой важнейший ресурс отрасли. Последовательное и достоверное снижение ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения отражается в росте профессиональных навыков, знаний и опыта представителей управленческого пула отрасли и эффективном достижении национальных целей, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации.

    Авторы: Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Павленко О. Б., Стародубов В. И., Кобякова О. С., Тюфилин Д. С., Деев И. А.

    Темы: квалификационные требования5 компетенции3 министр здравоохранения2 региональная система здравоохранения3 роив1 руководитель6

    Подробнее >

  • Фокус проблемы
  • 2022 № 1 Портрет регионального министра здравоохранения

    Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.
    Р е з у л ь т а т ы . В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
    В ы в о д ы . С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья.

    Авторы: Кобякова О. С., Деев И. А., Ходакова О. В., Стародубов В. И., Чигрина В. П.

    Темы: квалификационные требования5 региональная система здравоохранения3 руководитель6 характеристика2

    Подробнее >

  • Экономика здравоохранения
  • 2017 № 9 Проблемы оказания платных медицинских услуг с позиции руководителей медицинских организаций

    В соответствии с законодательством в области здравоохранения каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение медицинской помощи, которое реализуется обеспечением гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возможностью получения платных медицинских услуг. Несмотря на законодательно установленные порядок и условия предоставления платных медицинских услуг, медицинские организации государственной и негосударственной форм собственности сталкиваются с большим количеством проблем при оказании услуг на возмездной основе. Целью данного исследования явилась экспертная оценка процесса организации оказания платных медицинских услуг на уровне административного центра субъекта Российской Федерации. Экспертами выступили руководители медицинских организаций, имеющие сертификат по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Для исключения случайного характера замечаний проведено исследование по определению однородности выборки с использованием непараметрического критерия Кокрена. Полученные результаты подтвердили наличие проблем в организации оказания платных медицинских услуг и позволили выделить наиболее значимые проблемные области

    Авторы: Ходакова О. В., Евстафьева Ю. В.

    Темы: организация платных медицинских услуг1 проблемы платных медицинских услуг1 частная система здравоохранения3

    Подробнее >