Иванов И. В. - все статьи автора в журнале

    Консультирует «МЗ»
  • 2019 № 9 Работа с обращениями граждан и удовлетворение отдельных требований потребителя: что необходимо учитывать медицинским организациям

    В статье рассматриваются особенности работы с обращениями граждан и по удовлетворению отдельных требований потребителя, о которых обязаны знать медицинские организации. Авторы показывают и обосновывают, при каких условиях требование потребителя является обращением гражданина, а также как соотносятся между собой установленные законодательством сроки рассмотрения обращений граждан и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. В статье отмечено, что в медицинской организации работа с обращениями граждан должна являться неотъемлемым компонентом обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 контрольные вопросы1 медицинская организация68 обращения граждан3 требования потребителя1

    Подробнее >

  • 2019 № 2 Как правильно оформить оказание платных медицинских услуг анонимно.

    В статье предложены конкретные механизмы реализации права пациента на получение платных медицинских услуг анонимно. Авторы предлагают и обосновывают использование при оказании платных медицинских услуг анонимно в качестве имени пациента псевдонима (вымышленного имени), которое и должно быть отражено в оформляемой документации – в договоре, медицинской карте пациента, информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство и т.д. Выполнение высказанных авторами статьи предложений позволит оказывать медицинскую помощь анонимно с соблюдением всех требований законодательства.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: имя гражданина1 медицинская организация68 оказание платных медицинских услуг анонимно1 пациент17 платные медицинские услуги24 права пациента4 псевдоним (вымышленное имя)1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2021 № 5 МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ ПО ПРОФИЛЮ «НЕФРОЛОГИЯ» МЕТОДАМИ ЗАМЕСТИТЕЛЬНОЙ ПОЧЕЧНОЙ ТЕРАПИИ

    До 2020 года в РФ не были сформированы единые подходы к построению системы управления качеством и безопасностью в отделениях гемодиализа/центрах диализа, учитывающие специфику организации их работы и позволяющие минимизировать риски неблагоприятных событий, связанных с проведением заместительной почечной терапии.
    Создание методологии по организации внутреннего контроля и новых подходов к построению системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в отделениях и центрах диализа стало актуальной проблемой общественного здравоохранения.
    Цель исследования – разработать и доказать эффективность практических рекомендаций по качеству и безопасности медицинской деятельности в организациях, оказывающих помощь по профилю «Нефрология» методами заместительной почечной терапии.
    Материалы и методы. Методологию создания системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в отделениях гемодиализа определили Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) и Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) (разработаны ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы»
    Росздравнадзора, 2015, 2017 гг.).
    Результаты. 29 сентября 2020 года экспертами ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора была проведена оценка системы организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в обособленном подразделении № 1 ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» в г. Санкт-Петербурге (Невском нефрологическом центре).
    По результатам оценки эксперты приняли единогласное решение о соответствии системы организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» стандартам системы добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности».
    Итогом совместной работы ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» и ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора стали разработка и успешное практическое применение Предложений (Практических рекомендаций) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях, оказывающих нефрологическую помощь (Заместительная почечная терапия).
    В ы в о д ы . Таким образом, предложенная методология доказала свою практическую направленность и применимость. Может быть использована в медицинских организациях вне зависимости от их географии, размера и формы собственности.

    Авторы: Иванов И. В., Швабский О. Р., Шило В. Ю., Мощев А. Н, Гоголева М. Н., Минулин И. Б.

    Темы: внутренний контроль качества и безопасность медицинской деятельности1 вода для гемодиализа1 гемодиализ1 диализный центр1 заместительная почечная терапия1 отделение диализа1

    Подробнее >

  • 2021 № 3 Обзор подходов к учету и ана- лизу нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности

    В статье представлен обзор литературы по вопросу организации и проведения учета, анализа и мониторинга
    нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, являющегося одним из обязательных мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях в соответствии с Приказом Минздрава России № 785н от 31 июля 2020 г. «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

    Авторы: Минулин И. Б., Швабский О. Р., Иванов И. В., Матыцин Н. О., Щеблыкина А. А., Таут Д. Ф.

    Темы: безопасность пациентов2 внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности5 нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности1

    Подробнее >

  • Менеджмент качества медицинской помощи
  • 2016 № 6 Порядок экспертизы качества медицинской помощи

    В статье представлены факторы, которые необходимо учесть при разработке порядка экспертизы качества медицинской помощи в Российской Федерации за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Проанализирована и систематизирована информация о полномочиях субъектов контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части экспертизы качества медицинской помощи. С учётом полномочий субъектов контроля качества и безопасности медицинской деятельности предложено выделять внешнюю и внутреннюю экспертизу качества медицинской помощи. Раскрыто содержание экспертизы качества медицинской помощи, осуществляемой медицинскими организациями.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 медицинская деятельность8 медицинская организация68 эксперт качества медицинской помощи1 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • Особое мнение
  • 2020 № 7 Нормативно-правовое регулирование недобровольной госпитализации лиц с коронавирусной инфекцией: что необходимо сделать

    В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок госпитализации и/или
    изоляции при коронавирусной инфекции. Показано, что в настоящее время в соответствии с законодательством допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. При этом авторами обосновано, что понятия «медицинское вмешательство» и «госпитализация» не являются тождественными. В свою очередь в законодательстве отсутствует порядок недобровольной госпитализации и недобровольной изоляции лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Отсутствие чёткого нормативно-правового регулирования указанных вопросов затрудняет проведение эффективных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В статье предложено определить и законодательно закрепить порядок недобровольной госпитализации и порядок недобровольной изоляции при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: заболевания3 изоляция1 качество и безопасность медицинской деятельности27 коронавирусная инфекция11 медицинские организации33 медицинское вмешательство2 недобровольная госпитализация1 права граждан3 представляющие опасность для окружающих1

    Подробнее >

  • Право
  • 2016 № 8 Обеспечение прав граждан при применении медицинских изделий

    В статье показано, что в последние годы требования в сфере обращения медицинских изделий не только увеличились по объёму, но и стали более жёсткими. Это в свою очередь требует от медицинских организаций целенаправленных действий на совершенствование работы по обеспечению прав граждан при применении медицинских изделий. Обосновано, что обеспечение прав граждан при применении медицинских изделий имеет определённую специфику. Предложены меры, направленные на совершенствование работы по обеспечению указанных прав граждан и по мониторингу безопасности медицинских изделий.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: качество и безопасность медицинских изделий1 контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 медицинская организация68 медицинские изделия6 мониторинг безопасности медицинских изделий1 права граждан3

    Подробнее >

  • 2016 № 5 Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

    В статье показано и обосновано, какие федеральные нормативно-правовые акты должны быть проанализированы и использованы в медицинской организации в работе по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представлены направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учётом регулирования каждого из них федеральным законодательством.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: внутренний контроль8 законодательство7 качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинская организация68

    Подробнее >

  • Фокус проблемы
  • 2024 № 2 Профилактический визит в системе контрольно-надзорной деятельности, его роль и возможные последствия: что необходимо знать руководителям медицинских организаций.

    В статье представлен подробный анализ профилактического визита как одного из самых распространённых сегодня профилактических мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности. Авторами сделан и обоснован ряд выводов, на которые руководителям медицинских организаций необходимо обратить самое пристальное внимание. Подчёркнуто, что медицинской организации следует готовиться к профилактическому визиту самым тщательным образом как к одному из важнейших мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности, рассчитанному на то, что контролируемое лицо не только знает обязательные требования, но и обеспечивает их неукоснительное выполнение. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу
    причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то последствиями профилактического визита могут быть любые предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, т. е. внеплановые проверки. Последствиями профилактического визита, равно как и последствиями отказа от него, могут быть контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом. В свою очередь проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не требует согласования с органами прокуратуры. Профилактический визит в значительной степени является интегральным профилактическим мероприятием, так как, с одной стороны, он может завершиться иным профилактическим мероприятием – объявлением предостережения. При этом, с другой стороны, при проведении профилактического визита может осуществляться консультирование, которое также является самостоятельным видом профилактических мероприятий. Руководителям медицинских организаций не следует отказываться от проведения профилактического визита, так как в этом случае риски проведения в отношении медицинской организации иных мероприятий, реализуемых в системе контрольно-надзорной деятельности, существенно возрастают.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контрольные (надзорные) мероприятия1 медицинская организация68 мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами2 объявление предостережения1 профилактические мероприятия2 профилактический визит2

    Подробнее >

  • 2023 № 10 Нормативно-правовое регулирование контрольной закупки при предоставлении платных медицинских услуг: актуальность вопроса для медицинских организаций.

    В статье представлен подробный анализ Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в контексте проведения такого контрольного (надзорного) мероприятия как контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг. Руководителям медицинских организаций необходимо знать и учитывать в своей деятельности, что основания для проведения контрольной закупки платных медицинских услуг могут возникнуть, в том числе, и при осуществлении надзорными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, и по итогам профилактического визита. Законодательное закрепление контрольной закупки как метода контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг требует со стороны
    медицинских организаций обеспечения своей постоянной готовности в части знания сотрудниками медицинской организации установленного порядка и механизмов её проведения. Осуществление органами Росздравнадзора контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности ещё раз подтверждает то, что вопросы предоставления платных медицинских услуг должны быть постоянно в центре внимания при проведении медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторы обосновывают, что организация и проведение контрольной закупки платных медицинских услуг является весьма перспективным контрольным (надзорным) мероприятием для его активного использования надзорными органами.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 контрольная  закупка3 медицинская организация68 мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами2 платные медицинские услуги24 профилактический визит2

    Подробнее >

  • 2023 № 7 Новые Правила предоставления платных медицинских услуг: обязана ли медицинская организация иметь официальный сайт.

    В Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских слуг, утверждённых Постановлением Правительства от 11 мая 2023 г. № 736, значительно расширены требования, предусматривающие увеличение объёмов информации об исполнителе и о предоставляемых им платных медицинских услугах, которую должна предоставлять потребителю медицинская организация. С учётом данных требований в статье подробно рассмотрен вопрос о том, обязаны ли медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, иметь свой официальный сайт. Авторы обосновывают, что
    все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, но не участвующие в реализации Программы госгарантий, обязаны размещать предусмотренную законодательством информацию о себе и о предоставляемых ими платных медицинских услугах в сети Интернет. При этом указанная информация может быть размещена на официальном сайте в сети Интернет и(или) в иных информационных системах в сети Интернет. В то же время все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, должны учитывать риски, связанные с использованием информационных
    систем, принадлежащих иностранным юридическим лицам и гражданам, использование которых подпадает под запреты, установленные ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
    Одним из способов учёта данных рисков является создание или развитие собственных официальных сайтов в сети Интернет.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: информационные системы в сети интернет1 информирование потребителя1 медицинская организация68 официальный сайт1 персональные данные4 платные медицинские услуги24

    Подробнее >

  • 2023 № 4 Проблемные вопросы договорных отношений между медицинским работником и медицинской организацией: на что необходимо обратить внимание руководителю медицинской организации и медицинскому работнику

    В утверждённом Росздравнадзором 11.11.2022 г. «Руководстве по соблюдению обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности…» отмечено, что к наиболее часто встречающимся нарушениям относится отсутствие у лицензиата трудовых договоров с работниками, осуществляющими работы (услуги), разрешенные лицензией. В этой связи в статье детально обоснована необходимость заключения трудового договора c каждым медицинским работником, работающим в медицинской организации, независимо от того является ли данная организация его основным местом работы или нет. Авторами показано, что при привлечении медицинской организацией медицинского работника иной медицинской организации к проведению консультаций пациентов на постоянной регулярной основе с ним также необходимо заключать
    трудовой договор. В то же время при привлечении медицинской организацией на платной основе медицинского работника иной медицинской организации для проведения разовых/отдельных консультаций с ним может быть заключён гражданско-правовой договор. В статье подчёркнуто, что требуют своего раскрытия в законодательстве понятия «консультант» и «медицинская консультация», определяющие правовой статус специалистов, привлекаемых к проведению консультаций, и дающие развёрнутую характеристику медицинским консультациям.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: гражданско-правовой договор1 должностные обязанности2 консультант1 консультация1 медицинская организация68 медицинский работник.3 трудовая функция2 трудовой договор11 трудовые отношения2

    Подробнее >

  • 2022 № 8 Профессиональные стандарты: роль и значение в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности, основные задачи.

    В статье подробно рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов в деятельности медицинских организаций и при подготовке медицинских кадров. Авторы обосновывают, что применение профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений медицинских работников, а также при разработке и реализации как профессиональных образовательных программ, так и дополнительных профессиональных программ является важнейшим инструментом обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Определены основные задачи, стоящие сегодня в сфере применения
    профессиональных стандартов, реализация которых будет способствовать повышению качества и безопасности медицинской деятельности: создание правовых механизмов по эффективному применению профессиональных стандартов образовательными организациями; обеспечение преемственности при применении профессиональных стандартов между подготовкой медицинских кадров и регулированием трудовых отношений в процессе медицинской деятельности; необходимость постоянного поддержания профессиональных стандартов в актуальном состоянии.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: должностные инструкции3 дополнительные профессиональные программы2 качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинские кадры5 медицинские организации33 медицинское образование1 профессиональные образовательные программы1 профессиональные стандарты7 требования к квалификации1 характеристики квалификации1

    Подробнее >

  • 2022 № 6 Особенности проведения проверок в 2022 году: к чему надо быть готовыми медицинским организациям.

    В статье показано, что принятые в марте 2022 г. решения о моратории до конца 2022 г. на проведение плановых проверок не только не означают полной остановки мероприятий по контролю (надзору) за осуществляемой медицинскими организациями медицинской деятельностью, но и активно стимулируют практическую реализацию ряда основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности. Медицинским организациям, несмотря на объявленный до конца 2022 г. мораторий на проведение плановых проверок, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности; постоянную готовность к реализации со стороны надзорных органов новых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: внеплановые проверки2 выездное обследование2 качество и безопасность медицинской деятельности27 контролируемое лицо2 контроль (надзор) без взаимодействия2 мониторинг безопасности2 мораторий на плановые проверки1 обязательные требования3 реформа контрольно-надзорной деятельности1

    Подробнее >

  • 2022 № 3 Контроль (надзор) без взаимодействия с контролируемым лицом, как новая форма контроля за предоставлением платных медицинских услуг: что необходимо знать руководителям медицинских организаций

    В настоящее время Росздравнадзор и Роспотребнадзор в установленных сферах государственного контроля (надзора) за предоставлением платных медицинских услуг наделены правом осуществления контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом, при котором проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
    В силу того, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом реализуются без предварительного уведомления контролируемых лиц, проведение надзорными органами указанных мероприятий, вероятно, повлечёт за собой увеличение числа внеплановых проверок медицинских организаций, включая контрольную закупку. Появление нового вида контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является одним из значимых факторов, повышающих ответственность медицинских организаций в части соблюдения установленных законодательством требований к порядку и условиям предоставления платных медицинских услуг.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: выездное обследование2 качество и безопасность медицинской деятельности27 контролируемое лицо2 контроль (надзор) без взаимодействия2 мониторинг безопасности2 обязательные требования3 платные медицинские услуги24

    Подробнее >

  • 2021 № 9 ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ НОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В статье проведён анализ Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048. Отмечено следующее: Положением определён более широкий перечень вопросов, которые теперь являются предметом федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; Положение обеспечивает преемственность с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с одной стороны, и с Требованиями к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждёнными приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н, с другой стороны; впервые профилактика рисков причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан закреплена для надзорных
    органов как важнейшее направление работы в сфере государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинская организация68 надзорные органы в сфере здравоохранения1 обязательные требования3 федеральный государственный контроль (надзор)1

    Подробнее >

  • 2021 № 7 Новое Положение о лицензировании медицинской деятельности: на что обратить внимание руководителям медицинских организаций

    В статье, в связи с выходом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852, проведён анализ ряда обновлённых лицензионных требований. Авторами показано, что новое Положение о лицензировании медицинской деятельности актуализирует и обеспечивает преемственность между лицензионными требованиями, с одной стороны, и законодательством в сфере здравоохранения, с другой стороны, в части соблюдения значительно обновлённых и уточнённых в последние годы требований к медицинским организациям. Обращено внимание на значимость данного Минздраву России Правительством РФ поручения о проведении мониторинга
    правоприменительной практики принятых новаций в сфере лицензирования медицинской деятельности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: законодательство в сфере здравоохранения3 лицензиат1 лицензионные требования3 лицензирование медицинской деятельности2 медицинская организация68 соискатель лицензии1

    Подробнее >

  • 2021 № 6 О РЕАЛИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, СВЯЗАННЫХ С ОФОРМЛЕНИЕМ ОТДЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, РАЗРЕШЁННЫХ СУБЪЕКТОМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

    В статье показано и обосновано, что в каждой медицинской организации в рамках реализуемых мер по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности должна быть организована работа по выполнению новых требований законодательства РФ в области персональных данных, связанных с оформлением отдельного согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Кроме того, целесообразна корректировка статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления конкретного перечня персональных данных медицинских работников, сведений об уровне их образования и об их квалификации, которые обязана раскрыть медицинская организация в целях информирования
    граждан о медицинских работниках в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет».
    Ключевые слова: персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, медицинская организация, персональные данные, обработка персональных данных, оператор, уровень образования и квалификации медицинских работников.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: медицинская организация68 обработка персональных данных1 оператор1 персональные данные4 разрешенные субъектом персональных данных для распространения1 уровень образования и квалификации медицинских работников1

    Подробнее >

  • 2021 № 2 Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённые приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н: на что необходимо обратить внимание руководителям медицинских организаций

    В статье представлен анализ отдельных изменений, которые содержатся в обновленной редакции Требований
    к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых .Приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н. Авторы обращают внимание на то, что в 2020 г. Требования дополнены тем, что предметом внутреннего контроля теперь в том числе является соблюдение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. В статье показано, что исключение из Требований отдельных положений, например, указания на необходимость формирования в медицинской организации системы оценки деятельности медицинских работников отнюдь
    не означает исключения соответствующих мероприятий из внутреннего контроля.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: внутренний контроль8 контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 медицинские организации33 требования2

    Подробнее >

  • 2020 № 9 О реализации в законодательстве РФ отдельных «медицинских» поправок к Конституции Российской Федерации

    . В статье предложена законодательная реализация отдельных «медицинских» поправок к Конституции РФ. Авторы
    предлагают дополнить Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011
    № 323-ФЗ двумя статьями. В одной статье предлагается раскрыть и конкретизировать содержание вновь введённого в Конституцию РФ понятия «единые правовые основы системы здравоохранения». Другая предлагаемая статья раскрывает формы
    и содержание работы по координации вопросов здравоохранения, вновь отнесённой Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, предлагаемые изменения в законодательстве позволят на практике обеспечить качественную реализацию «медицинских» поправок к Конституции РФ, что в свою
    очередь обеспечит и совершенствование нормативно-правового регулирования организации и деятельности здравоохранения, и укрепление его материально-технической базы.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В

    Темы: доступность и качество медицинской помощи1 единые правовые основы системы здравоохранения1 законодательство7 здравоохранение40 качество и безопасность медицинской деятельности27 координация вопросов здравоохранения1 охрана здоровья населения2 полномочия в сфере охраны здоровья1 совместное ведение1

    Подробнее >

  • 2020 № 6 Какие проверки отменены, а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией

    Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским
    организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: внеплановые проверки2 выездные внеплановые проверки1 дистанционные средства контроля1 качество и безопасность медицинской деятельности27 корона- вирусная инфекция1 лицензионный контроль1 медицинские организации33 плановые проверки1

    Подробнее >

  • 2020 № 5 Обязана ли медицинская организация представлять для ознакомления медицинские документы умершего пациента по требованию его супруга (супруги), близких родственников

    В статье представлен подробный анализ правовой ситуации, связанной с вопросами соблюдения врачебной тайны после смерти пациента. В публикации обращено внимание медицинских организаций, что теперь, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2020 г. № 1-П, отказ супругу (супруге), близким родственникам умершего пациента в доступе к его медицинским документам может быть признан допустимым только в том случае, если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: близкие  родственники.1 врачебная тайна3 контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 медицинская документация3 медицинская организация68 пациент17

    Подробнее >

  • 2020 № 1 Обязана ли медицинская организация при обращении пациента за получением платных медицинских услуг спрашивать у него документ, удостоверяющий личность?

    В статье показано и обосновано, что при обращении пациента за получением платных медицинских услуг медицинская организация обязана спрашивать у него документ, удостоверяющий личность. Прежде всего, это закреплено в требованиях к ведению учетной и отчетной документации, установленных законодательством Российской Федерации. При этом авторы подчёркивают, что даже при отсутствии у пациента документа, удостоверяющего личность, отказ в заключении договора предоставления платных медицинских услуг недопустим. Особую актуальность вопрос предъявления пациентом документа, удостоверяющего личность, при обращении за предоставлением платных медицинских услуг приобрёл после введения такого инструмента контроля как контрольная закупка платных медицинских услуг.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 контрольная  закупка3 медицинская документация3 медицинская организация68 пациент17 платные медицинские услуги24 удостоверяющий личность документ1

    Подробнее >

  • 2019 № 10 Требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности по приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: как обеспечить координацию работы службы по внутреннему контролю и врачебной комиссии

    В статье авторы подчеркивают значимость Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых приказом Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н, в части обеспечения преемственности между содержанием внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, с одной стороны, и направлениями государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, с другой стороны. В публикации подробно рассмотрены и обоснованы механизмы обеспечения взаимодействия по вопросам внутреннего контроля между Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и врачебной комиссией медицинской организации.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: внутренний контроль8 врачебная комиссия9 комиссия (служба) по внутреннему контролю1 контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности1

    Подробнее >

  • 2019 № 6 Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям

    В статье рассматриваются изменения законодательства, касающиеся проведения контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг. Подчёркнуто, что контрольные закупки при предоставлении платных медицинских услуг теперь является одним из направлений государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторами представлена характеристика контрольной закупки во взаимосвязи с другими формами и методами контроля, в том числе с внеплановыми проверками и с контролем без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отмечено, что контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг может применяться соответствующими надзорными органами не только при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но и при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей, а также при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: внеплановые  выездные  проверки1 контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 контрольная  закупка3 контроль  без  взаимодействия  с  юридическими  лицами1 медицинская организация68 отдельные виды государственного контроля (надзора)1 платные медицинские услуги24

    Подробнее >

  • 2019 № 4 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендации: что делать и чего ждать медицинским организациям

    В статье представлен анализ отдельных положений законодательства о здравоохранении в связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». В контексте принятых изменений авторы последовательно и чётко обосновывают обязательность соблюдения медицинскими организациями как стандартов медицинской помощи, так и действующих в настоящее время клинических рекомендаций (протоколов лечения). Подчёркнута и обоснована значительно возросшая роль критериев оценки качества медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: клинические рекомендации9 критерии оценки качества медицинской помощи3 медицинская организация68 организация медицинской помощи6 стандарты медицинской помощи12 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • 2018 № 10 О сроках и порядке предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы

    В статье показано и обосновано, какие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к органам дознания и следствия. Авторы обращают внимание на ряд важных особенностей, которые необходимо учесть медицинским организациям при работе с запросами о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, органам дознания и следствия, суда, по запросу органов прокуратуры и органа уголовно-исполнительной системы, так как эта деятельность регулируется не только законодательством в сфере здравоохранения, но и нормативными-правовыми актами, регулирующими деятельность указанных органов

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: врачебная тайна3 запросы органа уголовно-исполнительной системы1 запросы органов дознания и следствия1 запросы органов прокуратуры1 запросы суда1 качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинская организация68 права граждан3

    Подробнее >

  • 2018 № 9 Имеет ли право организатор здравоохранения работать главным врачом или его заместителем?

    В статье дан детальный правовой анализ формулировки одного из важнейших лицензионных требований, касающихся наличия сертификата(ов) специалиста у руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации. Авторы обосновывают однозначную трактовку данного лицензионного требования, заключающуюся в том, что наличие сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», при наличии необходимого стажа работы, даёт врачу право на замещение должности руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации независимо от наличия или отсутствия сертификата специалиста по любой иной специальности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: заместители руководителя медицинской организации1 квалификационные требования4 лицензионные требования3 организация здравоохранения и общественное здоровье2 руководитель медицинской организации2

    Подробнее >

  • 2018 № 8 Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации

    В статье рассматриваются вопросы оформления и содержания должностных обязанностей врача в связи с осуществлением государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по проверочным листам (спискам контрольных вопросов). Авторы обращают внимание на прямое требование законодательства в сфере здравоохранения, касающееся обязательного наличия у врачей должностных инструкций, а также подробно обосновывают где и как в медицинской организации должны быть прописаны должностные и служебные обязанности врача. В статье показано, что в должностных обязанностях врача необходимо документировать положения по соблюдению требований, предъявляемых к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: должностные инструкции3 должностные обязанности врача1 качество и безопасность медицинской деятельности27 служебные обязанности врача1 трудовой договор11

    Подробнее >

  • 2018 № 5 Проверочные листы росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций

    В статье обоснована необходимость анализа и тщательной проработки медицинскими организациями Проверочных листов (списков контрольных вопросов), утверждённых приказом Росздравнадзора от 20 декабря 2017 г. № 10450. С этой целью авторы предлагают выделить в проверочных листах четыре условных группы контрольных вопросов, имеющих те или иные особенности, которые и необходимо учитывать медицинским организациям. Статья содержит обоснованный вывод о том, что анализ и тщательная проработка проверочных листов должны быть заранее определены медицинскими организациями в качестве обязательного компонента внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, обеспечивающего его реальную преемственность с государственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности

    Авторы: Пивень Д.  В., Кицул И.  С., Иванов И.  В.

    Темы: качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинская организация68 проверочные листы1 списки контрольных вопросов1

    Подробнее >

  • 2018 № 4 Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. No 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС

    В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее ОМС) и применение критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации. Отмечено, что критерии оценки качества медицинской помощи являются интегральным инструментом обеспечения и контроля качества медицинской помощи для всех без исключения медицинских организаций, в том числе и функционирующих в системе ОМС. Авторы обосновывают и подчеркивают, что законодательство об ОМС никак не ограничивает использование указанных критериев медицинскими организациями, работающими в ОМС. В то же время применение указанных критериев позволяет предотвратить или уменьшить количество дефектов медицинской помощи / нарушений при оказании медицинской помощи, а также количество дефектов оформления первичной медицинской документации

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контроль качества медицинской помощи5 критерии оценки качества3 медицинская организация68 медицинская помощь16 обязательное медицинское страхование64 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • 2018 № 1 О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. No 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы по установлению и оформлению клинического и предварительного диагнозов в соответствии с требованиями приказа от 10.05.2017 г. No 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Даны практические рекомендации по заполнению утвержденных МЗ РФ форм медицинской документации (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и медицинской карты стационарного больного) с учетом новых требований, предъявляемых к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов. Обращено внимание руководителей медицинских организаций на то, что теперь критерием качества медицинской помощи является и выполнение требований к обязательному проведению консилиума врачей в случае затруднения установления клинического диагноза в регламентированные сроки.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: качество и безопасность медицинской деятельности27 клинический диагноз1 консилиум врачей.1 контроль качества медицинской помощи5 критерии оценки качества3 предварительный диагноз1

    Подробнее >

  • 2017 № 10 Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации. Авторы обращают внимание на ряд особенностей, которые необходимо учесть в работе с указанными критериями, в том числе отмечают, что работа по их применению не только во многом затрагивает, но и прямо пересекается с функциями врачебной комиссии медицинской организации. В статье показано, что применение в медицинской организации критериев оценки качества медицинской помощи является одним из инструментов, обеспечивающих преемственность внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с ведомственным и государственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: врачебная комиссия9 качество и безопасность медицинской деятельности27 контроль качества медицинской помощи5 критерии оценки качества3 медицинская организация68

    Подробнее >

  • 2017 № 8 Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями?

    В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неоднократно говорится о том, что «медицинская помощь организуется и оказывается … на основе стандартов медицинской помощи…». Формулировка «на основе стандартов медицинской помощи» по-разному трактуется в медицинских организациях, в связи с чем часто возникает вопрос: «Обязательны ли для исполнения стандарты медицинской помощи, или же они носят рекомендательный характер?». В статье авторы подробно обосновывают и доказывают, что в настоящее время утверждённые в установленном порядке стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения медицинским организациями, а, следовательно, и врачами.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: качество и безопасность медицинской деятельности27 контроль3 медицинская организация68 проведение проверок1 стандарты медицинской помощи12

    Подробнее >

  • 2017 № 7 Обязанность медицинской организации осуществлять информирование о врачах: что включает информирование и как его организовать

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с обязанностью медицинских организаций предоставлять информацию о медицинских работниках, об их уровне образования и квалификации. Представлен и обоснован перечень конкретных сведений о врачах, которые обязана размещать каждая медицинская организация на официальном сайте в сети Интернет, а также на стендах (стойках). Авторы обосновали, что даже при отзыве врачом своего согласия на размещение тех персональных данных (сведений о враче), которые в соответствии с законодательством обязана размещать медицинская организация, размещение указанных данных на её официальном сайте в сети Интернет, а также на стендах (стойках) должно быть продолжено. Подчёркнуто, что задача размещения медицинскими организациями и поддержания в актуальном состоянии информации о врачах, в том числе об уровне их образования и квалификации, в необходимом объёме и в строгом соответствии с установленными требованиями является одним из важнейших направлений обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: информация о враче1 качество и безопасность медицинской деятельности27 медицинская организация68 персональные данные4 сайт медицинской организации1 свидетельство об аккредитации специалиста1 сертификат специалиста2 уровень образования и квалификации1

    Подробнее >

  • 2017 № 5 Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением нового инструмента контроля в сфере здравоохранения, а именно организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Авторы отмечают, что законодательство Российской Федерации содержит значительный объём требований к медицинским организациям в части размещения и предоставления информации. В свою очередь соблюдение данных требований теперь будет проверяться надзорными органами путём проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Всё это повышает ответственность медицинских организаций и ставит перед ними новые задачи при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: качество и безопасность медицинской деятельности27 контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями1 медицинская организация68 предостережение1 требования2

    Подробнее >

  • 2017 № 2 Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности

    В статье названы и обоснованы причины недостаточно эффективной работы врачебных комиссий в медицинских организациях. Отмечено, что сегодня врачебная комиссия, продолжая быть третьим уровнем контроля качества медицинской помощи в медицинской организации, зачастую не является таковым. В публикации сформулированы предложения по повышению эффективности работы врачебной комиссии, в том числе раскрыто содержание её работы в соответствии с теми задачами и функциями, установленными законодательством, которые нередко остаются вне поля зрения руководителей медицинских организаций.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: безопасность медицинской деятельности3 врачебная комиссия9 качество и безопасность медицинской деятельности27 качество медицинской помощи31 медицинская организация68

    Подробнее >