Брутова А. С. - все статьи автора в журнале

    Консультирует «МЗ»
  • 2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование65 расходы12 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году

    Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
    Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 обязательное медицинское страхование65 профицит2 расходы12 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось

    В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 инфляция2 консолидированный бюджет1 обязательное медицинское страхование65 профицит2 расходы12 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет

    При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: бюджет6 дефицит8 доходы8 здравоохранение42 инфляция2 обязательное медицинское страхование65 расходы12 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2015 № 1 Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее — ПГГ 2015). В новой редакции появился раздел, посвященный базовой программе обязательного медицинского страхования, программа расширена приложением с перечнями видов высокотехнологичной медицинской помощи с указанием средних нормативов финансовых затрат. Изменения затронули и состав нормативных показателей. Проведен анализ изменений значений нормативных показателей по сравнению с Программой на 2014–2016 годы (далее — ПГГ 2014).

    Авторы: Обухова О. В., Брутова А. С., Совпель А. А.

    Темы: базовая программа обязательного медицинского страхования1 высокотехнологичная медицинская помощь17 нормативы2 программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи4

    Подробнее >

  • Финансовый менеджмент
  • 2016 № 9 Механизмы оплаты за прерванный, в том числе сверхкороткий случай оказания медицинской помощи в системе ОМС

    В соответствии с проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017–2019 годы, при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях круглосуточного и дневного пребывания, а также при оказании услуг медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях) в системе ОМС, применяется способ оплаты за прерванный, в том числе сверхкороткий, случай оказания медицинской помощи. Вопросам корректного возмещения расходов медицинской организации при сверхкоротком или прерванном случае лечения посвящен данный материал.

    Авторы: Брутова А. С., Обухова О. В., Базарова И. Н.

    Темы: омс3 прерванный случай1 сверхкороткий случай лечения1 случай лечения1 способ оплаты медицинской помощи1

    Подробнее >

  • 2015 № 9 Влияние половозрастного фактора на затраты при оказании высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия».

    Актуальность. Одной из экономических задач в здравоохранении в условиях дефицита финансовых средств является поиск механизмов оплаты, наиболее адекватно и достоверно учитывающих специфику оказываемой медицинской помощи. Особенно это касается такого затратного вида, как высокотехнологичная медицинская помощь. Одним из наиболее приемлемых способов оплаты медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и условиях дневных стационаров, является оплата в рамках клинико-статистических групп болезней. При формировании групп помимо таких основных критериев, как код МКБ10 или наличие хирургической операции, применяются и дополнительные критерии, учитывающие особенности оказания медицинской помощи пациентам разных половозрастных категорий. Представленные в материале статьи результаты исследования обосновывают необходимость применения подобного дифференцированного подхода к формированию затратных групп по высокотехнологичной медицинской помощи.

    - Предмет исследования: группы высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

    - Цель исследования: научно обосновать применение дифференцированного подхода к установлению нормативов финансовых затрат групп высокотехнологичной медицинской помощи с учетом половозрастного фактора.

    - Методы проведения работы: статистический, аналитический.

    - Результаты работы: впервые проведен углубленный анализ структуры затрат федеральных медицинских организаций при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, выявлены факторы, влияющие на размер затрат медицинских организаций по профилю «Травматология и ортопедия», обоснованы предложения по оптимизации нормативов финансовых затрат по профилю «травматология и ортопедия».

    - Выводы: контингенты пациентов, которым оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «травматология и ортопедия», составляют в основном лица старше трудоспособного возраста, преимущественно женщины. Средний норматив финансовых затрат выше в группе старшего трудоспособного возраста.

    Авторы: Перхов В. И., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «травматология и ортопедия»1

    Подробнее >